«ВО МНЕ ЛИСТВА ШУМИТ, НЕ УМОЛКАЕТ…»

 

В поэзии очень важную роль играет интонация автора, ясное представление о лирическом сюжете, поступки и творческая воля стихотворца, которому подчиняется движение строк и сама история, положенная им на бумагу. Огромное значение имеет финал произведения, где поэт подводит итог поведанному и проводит очень характерную конечную черту, иной раз — почти голосовую, настолько она выразительна и портретна.

В стихотворениях воронежской поэтессы Надежды Третьяковой психологическая подготовка последних строк произведения замечательно соответствует их смысловому и эмоциональному содержанию. Художественная воля автора придает заключению лирического рассказа некую окончательность, роковую бесповоротность, и в том — лицо и походка говорящего, его отчетливая индивидуальность.

Смотреть в окно, прикинувшись невестой,

Фата и тюль — единое начало.

В душе темно, в груди бездушно-тесно,

Как мало света, мало, мало, мало…

И тень кольца белесою полоской

По теплой замше загорелой кожи —

Воспоминанием, осколком, отголоском,

Напоминанием о том, как мы похожи,

Напоминанием о том, что счастье было,

Казалось стойким, вечным непреложным.

И я была. Была, была, любила!

И счастье это делала возможным…

Теперь осталось тут, за занавеской,

Под легкий тюль забравшись с головою,

Смотреть в окно, прикинувшись невестой,

И тихо жить, прикинувшись вдовою.

В стихах Третьяковой таятся вехи судьбы, по крайней мере, она понимает все происходящее с лирической героиней и вокруг нее именно так. Во многом это «женские стихи», которым присущи главные приметы подобного литературного определения. События здесь почти всегда связаны с темой любви — разделенной или неразделенной, обманутой или тихо увядшей, разрушенной или торжествующей…

Поэтесса умеет изобразить видимое и назвать потаенное, дать краткое образное обозначение мгновения или эпохи («Полные ладони тьмы / В нашем странном веке»). Нарисовать почти детально воспоминание о детстве — причем так, что ключевая характеристика этой картины окажется последним и наиболее весомым словом стихотворения («И голову дурманом кружат липы / И пахнут детством»).

Душа героини Надежды Третьяковой полна борений с самою собой и окружающим миром, она знает, что такое жертвенность, умеет взвешивать на скрытых весах бытийные дары и земную стойкость. Может умалять себя и одновременно радоваться светлому вдохновению, которое позволяет ей, преодолевая усталость, парить.

В нашем маленьком

Домике хрустальненьком

Четыре бабочки пляшут на тонких ножках,

Пыльцу роняют —

Два поэта и два прозаика —

На смех и музыку, на-ка, помножь их.

Девочки в серебряных легких крыльях

Прячут поэзию, шутят, шуршат рифмами,

Невесомые, мотыльковой пылью,

Ложатся строки на струны у самого грифа.

Колосьями зрелыми, пшеничными, к небу тянутся,

Говорят, говорят светлячки-мальчики,

Слова на вес золота, звенят, ударяются

О стекло этой знойной баночки.

На огонь слетаются смотреть на свечи, обжечься хочешь?!

И осыпаются

Позолотой

наши летние дни и ночи…

Поэтическое зрение Третьяковой отличается остротой и способностью соединять детали с целым изображением. Такое чувство соразмерности есть не у всякого стихотворца. Оно позволяет выстраивать драматургию лирической вещи и готовить ее финал, где особенности дарования пишущего воплощаются наиболее полно — по смыслу, звуку и ритму.

Стоит подчеркнуть широту словаря и свободу ее речи, в которой живая разговорность часто сливается с письменной формулой, а тихий вздох соседствует с краткой категоричностью. Подобное речевое многообразие — наглядный признак того, что русская языковая стихия для поэтессы — родная среда, позволяющая воплотить в слове и душевные терзания, и печальный взгляд на современность, все более теряющую представление о нравственных идеалах.

Все сильные стороны поэзии Надежды Третьяковой, названные выше, властно обозначают себя в ее сегодняшних стихах. В ранних вещах подобные оттенки только намечались, а ныне они становятся узнаваемыми свойствами лирики этого автора.

Вячеслав ЛЮТЫЙ

 

О РОДОСЛОВНОЙ

 

Я лечу людей — ладонь подношу ко лбу,

Говорю: «Живи… но память не вороши».

У меня в роду — две ведьмы и царь-колдун,

Но ни одной заблудшей во тьме души.

У меня по деду — призраки летных войск,

А по бабке — турецкий кривой кинжал,

Мое сердце жгло, работало на износ,

Пока Грозный предков на кол сажал.

Я по деду — птица, парю себе в облаках,

А по бабке — княжна, султанша в густой чадре.

Моя песня — воля, тащу ее на руках,

Чтоб любовь принять на барском сыром дворе.

В моем прошлом — дед, картежник и гармонист,

Да османка-бабка, Восток говорит во мне.

А я лечу людей, ладонями — на виски,

И сомнений в прошлом ни капли нет.

 

* * *

Третьякову Сергею Ивановичу

(03.10.1918 — 21.03.2000)

 

Дед-Серегу вижу седым, как снег,

Ни усов, ни старческой бороды,

Он является сильным и молодым,

Только сеть морщинок у тонких век.

Перекос плеча и веночки на щеках,

Он стоит, руки за спину заложив.

И он легок, весел. Как будто жив.

Ни забот, ни дрожи в его руках.

Тихим детством веет из этих снов,

Его взгляд из прошлого, он парит

По-над садом, домом, где свет горит…

Я хочу спросить его, не хватает слов:

Где ты был так много холодных лет?!

И я плачу, я руки к нему тяну…

Но он шепчет, оставляя меня одну:

«Передай, Надюша, внукам моим привет».

 

* * *

К 75-летию Победы

 

Прикрученные к тебе,

Навинченные на грудь,

Блестят ордена во тьме

И помнят кого-нибудь —

Из тех, кто кричал: «Вперед!»,

Из тех, кто стремился жить

В стране не наоборот,

А прямо, по грудь во ржи,

Где счастье — по существу,

Но где на две трети — смерть.

Висят ордена в шкафу,

И некому их надеть.

 

* * *

Папе

 

Так пахнут липы! Детством безвозвратным…

Во мне листва шумит, не умолкает.

Все кажется, как день, простым, понятным,

И папа меня к солнцу поднимает.

 

Взметнутся косы, пыльные сандалии

Дугу прочертят в воздухе отважно.

У папы руки сильные, из стали!

Я с высоты смотрю, и мне не страшно!

 

Земля и небо золотом облиты.

И что-то странно ухает под сердцем.

И голову дурманом кружат липы

 

И пахнут детством.

 

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВРЕМЯ

Дому Костыревой Марфы Николаевны

(РФ, Саратовская область, село Старый Хопер)

 

Заколоченные окна, обреченные на вечность.

Отражается пустое в понадтреснутом стекле.

У порога длинный тополь, вдоль дороги ветхий ветер,

И забытые ступени помнят быстрые шаги.

 

Беспричинная тревога охватила дом под вечер,

И легли немые тени на замшелое крыльцо.

Остановленное время тихо смотрит исподлобья

Через призрачную дымку на покинутых в былом:

 

На скрипучие ворота, на соломенные крыши,

На вишневые овраги, на внезапное вчера,

Где у выцветшей калитки

Одинокий старый мальчик

Лупит буйную крапиву,

Детство памятью укрыв.

 

* * *

Маме

1

Неоспоримы прошлого устои,

Стой и смотри, полураскрывши рот,

Как наша жизнь становится водою

И как вода незыблемо течет.

 

Из наших снов сплетаются картины,

Из наших слов построены мосты.

И мы по ним так непоколебимо

Проходим от черты и до черты.

 

А за чертой — невиданные дали,

Не охватить ни взором, ни рукой.

Мы эту даль когда-то прострадали,

Смотря, как жизнь становится рекой,

 

И как река уносит наши тайны,

И как однажды, на исходе лет,

Мы по мосту придем сюда случайно…

Стой и смотри —

Воды тут больше нет.

2

Стой и смотри: тут неба острый край,

И поднимайся, и запоминай,

О чем изнанка древнего холста,

О чем скрипят небесные врата.

 

О том, что жизнь — не сказка, но скрижаль,

О ком тужил, кого изображал,

Кого избрал на свой последний час,

Кого просил молиться не о нас.

 

И кто молился сам не о тебе,

Держа ладонь раскрытой на кресте,

Покуда проповедь не кончится, молчал.

Замки твои под стать его ключам.

 

Сменялись песни, реки, города,

Смеялись дети тихо сквозь года,

А ты все шел по глади, по воде.

Искал себя. И не нашел нигде.

 

* * *

Андрею А.

Михаилу К.

Дарье К.

 

В нашем маленьком

Домике хрустальненьком

Четыре бабочки пляшут на тонких ножках,

Пыльцу роняют —

Два поэта и два прозаика —

На смех и музыку, на-ка, помножь их.

 

Девочки в легких серебряных крыльях

Прячут поэзию, шутят, шуршат рифмами,

Невесомые, мотыльковой пылью,

Ложатся строки на струны у самого грифа.

 

Колосьями зрелыми, пшеничными, к небу тянутся,

Говорят, говорят светлячки-мальчики,

Слова на вес золота, звенят, ударяются

О стекло этой знойной баночки.

 

На огонь слетаются смотреть на свечи, обжечься хочешь?!

И осыпаются

позолотой

наши летние дни и ночи…

 

Весна и лето на прощание машут, душа — наизнанку,

Истаивают в мареве небесном.

Зимой станет страшно в комнате, станет тесно,

Постучу по крышке, приоткрою банку,

И польются в ладони наши стихи и песни.

 


Надежда Владимировна Третьякова родилась в Воронеже. Окончила фармацевтический факультет Воронежского государственного университета. Участник многих литературных фестивалей и совещаний молодых писателей России. Публиковалась в журналах «Подъём», «Сибирские огни», «Литературной газете», электронном журнале «Лиterra», региональных альманахах. Автор сборников лирических стихотворений «Птицей синею» и «Сначала». Член Союза писателей России. Живет в Воронеже.