О журнале

«Подъему» 80 лет !
«Подъему» 80 лет !

ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Этапы творческого пути Журнал «Подъём» основан в январе 1931 года. Является старейшим периодическим изданием данного профиля в России. В разные годы его творческий облик формировали видные писатели и публицисты Максим Подобедов, Владимир Кораблинов, Николай Задонский, Михаил Булавин, Алексей Шубин, Ольга Кретова, критики и литературоведы, ставшие впоследствии лауреатами Государственной премии СССР, Филипп Наседкин, Дмитрий Ерёмин, лауреат Ленинской премии, академик Михаил Храпченко. Среди авторов журнала были Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Борис Васильев, Владимир Карпов, Юрий Гончаров, Константин Воробьёв, Евгений Носов, Ольга Кожухова, Егор Исаев, Павел Шубин, Анатолий Абрамов, Гавриил Троепольский, Анатолий Жигулин, Василий Песков и многие другие известные мастера русского слова. В канун своего 50-летия, журнал был удостоен высокой государственной награды – ордена «Знак Почета». В 2009 – 2014 гг. редакция, в соответствии со стратегией развития Воронежской области, придает первостепенное значение развитию человеческого потенциала, сохранению и умножению литературных, культурно-исторических ценностей и традиций региона. На счету журнала «Подъём» десятки ярких, запоминающихся акций, соединяющих в единую редакционную политику как поиск и привлечение к сотрудничеству одаренных авторов, так и разработку оригинальных издательских и культурно-просветительских проектов.В последние годы редакционный коллектив уделяет пристальное внимание выпуску целевых номеров, посвященных истории и культуре городов Чернозёмного края. Эти журнальные выпуски объединяют под своей обложкой прозу и поэзию, живопись и народные промыслы, исторические достопримечательности, очерки о выдающихся людях, имена которых известны далеко за пределами родной стороны, проблемные статьи о литературе и социуме. За последние четыре года были подготовлены номера, посвященные Новохопёрску, Россоши, Таловой, Семилукам, Нижнедевицку, Богучару, Мичуринску, Эртилю. К 425-летию Воронежа был издан красочный «воронежский» выпуск, а в августе 2012 года редакция впервые выпустила документально-историческое приложение журнала под названием «Подъем-Регион». Одно из основных направлений деятельности редакции – работа с молодыми авторами. Фестивали Воронежской области «Воронцовая Русь», «Калитвянский причал», «Во славу Бориса и Глеба», «Батька Дон», фестиваль Белгородской области «Удеревский листопад» – вот неполный список творческих форумов и конкурсов, результаты которых в виде панорамных поэтических подборок начинающих авторов украшают страницы журнала и становятся голосом народной культуры, живущей полнокровной и разнообразной жизнью. Воронежские областные совещания молодых литераторов, ежегодный конкурс «Стихоборье» отражены в рассказах и стихах, органично соседствующих в журнале с произведениями опытных и знаменитых писателей. Подтверждением этого является тот факт, что четвертый год подряд звание лауреата областной литературной Исаевской премии среди молодых поэтов и прозаиков удостаиваются воспитанники «Подъёма» – Алексей Ряскин, Александра Никулина, Александр Зайцев, Владимир Чернов. Отдельным направлением является культурно-просветительская деятельность журнала. В 2009 году к 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова редакция организовала среди старшеклассников и учащихся вузов Воронежской области конкурс на лучшее сочинение о творчестве поэта и опубликовала самые талантливые работы. В 2010-2013 годах «Подъём» выступил одним из организаторов Всероссийского фестиваля русской словесности и культуры «Во славу Бориса и Глеба», который проходил в городе Борисоглебске Воронежской области и собирал самодеятельных авторов из 20 и более регионов России. В преддверии 80-летия образования журнала редакция совместно с департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и управлением образования города Воронежа провели конкурс «Учитель русской словесности» на лучшую методическую разработку урока литературы или внеклассного чтения на основе художественных и документально-публицистических произведений, опубликованных в «Подъеме». Более 30 учителей общеобразовательных школ области прислали свои работы.Творческие проекты пяти победителей конкурса были опубликованы на журнальных страницах в 2011 году. При активном участии редакции «Подъёма» Бутурлиновской районной библиотеке присвоено имя известного российского писателя, лауреата Государственной премии РСФСР Ю.Д. Гончарова. Осенью 2011 года в райцентре Касторное (Курская область) открыта мемориальная доска поэту и общественному деятелю В.Г. Гордейчеву, возглавлявшему в свое время писательскую организацию Воронежской области. В декабре 2011 года в городе Россошь на здании районной библиотеки открыли мемориальную доску поэту А.Т. Прасолову. В январе 2012 года в райцентре Таловая, на доме, где когда-то родился известный советский писатель и журналист, бывший главный редактор журнала «Крокодил» Е.П. Дубровин, также установлена памятная доска. В 2011 году журнал впервые за свое 80-летие в рамках творческой концепции «Духовное и культурное наследие Черноземья» осуществил книжно-издательский проект, выпустив в свет антологию стихотворений о Воронеже «Есть город в России…». В последующие годы были изданы избранные стихотворения Станислава Никулина и Светланы Руденченко, совместно с ассоциацией «Лермонтовское наследие» в рамках творческого сотрудничества поэтов Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа – ежегодный альманах «День поэзии – XXI век. 2012». В 2013 году была возобновлена премия журнала «Подъём» под названием «Родная речь». В начале 2000-х годов ее лауреатами стали Виктор Никитин, Ирина Котова, Владимир Варава, Вячеслав Лютый. Теперь же в рамках пяти номинаций были отмечены поэт из Казани Наиль Ишмухаметов, представитель южнорусской школы литературной критики Андрей Безруков из Армавира, воронежские писатели Иван Евсеенко, Виктор Никитин и юная поэтесса Нина Тюрина. Сегодня среди авторов журнала «Подъём» – Борис Екимов, Николай Беседин, Светлана Сырнева, Евгений Семичев, Дмитрий Ермаков, Юрий Перминов, Диана Кан, Виктор Никитин, Геннадий Ёмкин, Николай Зиновьев, Василий Киляков, Виктор Кирюшин, Владимир Шемшученко, Наталья Моловцева и многие другие поэты и прозаики, чьи имена полновесно представляют современную русскую литературу. На страницах «Подъёма» публикуется критика и публицистика из самых разных уголков России, давая возможность читателю более внимательно вглядеться в произведения классиков и современников, вникнуть в социальные проблемы общества, понять, какие процессы происходят в отечественной культуре в настоящее время, разобраться в далеком и недавнем историческом прошлом.

Слово о «Подъеме»

Юрий БОНДАРЕВ, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, МОСКВА (Из разговора по телефону, июнь,2013 год.) За публикациями в «Подъёме» слежу давно. Меня особенно привлекают материалы авторов, хорошо знающих болевые проблемы отечественной культуры, истории и современной политики, с гражданской озабоченностью отстаивающих духовные, эстетические ценности народа, накопленные не только в предыдущие столетия, но и в недавнее советское время. Как правило, в таких публикациях содержится немало убедительных аргументов, пусть иногда спорных, но их мотив, напористый и честный, свидетельствует о стремлении читателей защищать в нынешнюю пору тотальной бездуховности и цинизма эти ценности. Полагаю, что такая позиция журнала позволила ему обрести немало последователей и единомышленников. Подтверждением тому – целевые публикации в творческом проекте, посвящённом малым городам Черноземья, вызвавшем большой резонанс среди общественности не только воронежского региона, но и других областей России. Это обстоятельство наряду с другими стало знаковым в определении творческой репутации «Подъёма», выдвинув его в число лучших литературных журналов, издающихся в провинции. Борис ЕКИМОВ, лауреат Государственной премии РФ (1998), премии А. Солженицына (2008), Платоновской премии (2011), ВОЛГОГРАД В последние двадцать ли тридцать лет российская провинция становится глуше. Дальше и куда-то недостижимо выше уходят столицы, отгораживаясь от родных земель и людей ценами билетов на поезда и самолёты, дорогими гостиницами, а уж столичные театры тем более не для нас. В такие времена намного повышается роль и значимость своих, местных очагов культуры: музеев, театров (если они остались) и, конечно же, провинциальных литературных журналов, особенно тех, которые проверены временем. Воронежскому журналу «Подъём» уже более восьмидесяти лет, и в особом представлении он не нуждается. Ему благодарны многие литераторы, которым он открывал дорогу к читателю – не только местному, но и всей России. Многотысячные тиражи «Подъёма» были тому подтверждением. Нынче времена иные. Мягко сказать, непростые для всей русской культуры. На мой взгляд, в такую пору журналы провинциальные: «Подъём», «Север», «Сибирские огни», «Волга» и другие должны поддерживаться обществом и государством даже более, чем их собратья столичные, потому что в своём краю они – единственные. Погаснут, и станет темней. Эти издания, их авторы и страницы ближе к земле и людям – словно родники, пусть малые, но чистые живые ключи русского народного языка, народной культуры, образа жизни, то есть основ государственного устройства, созданного не вдруг и не указами, но духом, опытом, верой и волей великого народа на просторах земли великой. От «Дальнего Востока», «Ангары» да «Сибири» – до «Волги», «Невы», «Дона» – журнала и могучей реки, в истоках которого одна из жемчужин корневой Руси – земля Воронежская. Славная тучными чернозёмами, заповедными борами, чистыми водами, народными песнями, родившими Алексея Кольцова да Ивана Никитина, и – конечно же! – журналом «Подъём», которому отдают честь и желают, и ждут от него нового подъёма не только литераторы, но вся Россия читающая. Лидия СЫЧЕВА, писатель, МОСКВА Журнал «Подъём» – культурное явление, которым может (и должно!) гордиться Центральное Черноземье и срединная Россия. Это голос самосознания русского народа, национальной интеллигенции, значимая часть духовного бытия, без которого жизнь неполна, огрублена и вульгарна. «Подъём» – никакая не «региональная» литература, никакая не «провинция», это осознанное следование традиции, глубинным, корневым образцам русской литературы. Это некрикливая, но прочная независимость от порока и духовной скверны, камертон нравственных и гуманистических ценностей. Чувство собственного достоинства, чувство исторического времени, «любовь к родному пепелищу» – все эти качества сегодня в огромном дефиците. Система госуправления в стране заражена взяточничеством, презрением к человеку труда и отчаянным материализмом. Людям культуры предстоит долгий путь воспитания нашей власти – привития ей основ правосознания, «страха Божьего», разумного и рационального взгляда на своё предназначение. Желаю «Подъёму» успехов в этом нелёгком деле. Дмитрий ЧУГУНОВ, доктор филологических наук, профессор Воронежского государственного университета

ЧУВСТВО БОГА И РОДНОГО «ГНЕЗДА»

Майский выпуск журнала «Подъём» вновь порадовал многоликостью, гармоничным разноцветьем авторских поисков и размышлений. Конечно же, сразу же привлекает внимание необычный роман Александра Бунеева «Завтра, вчера, всегда», открывающий журнальную книжку. Написанный на «пересечении» литературных миров и обычной реальности, он не просто ставит читателя перед непростыми вопросами («зачем вам Россия?», «где именно вы собираетесь её искать?»), но и по-своему задаёт камертон восприятия всего остального в журнале. О вере, любви и также – о России пишет в своих стихах Светлана Редько. О настоящем – действительно настоящем! – в жизни спрашивает в рассказе «Гравитация» Александр Ягодкин. О светлой вере в будущее и трудном ожидании «других времён» рассказывает в своих воспоминаниях Юрий Гончаров, патриарх воронежской литературы… Замечательно, когда к журналу хочется возвращаться, когда его не прочитываешь холодно и сразу, а раз за разом откладываешь на небольшой срок – чтобы сначала подумать, побыть в созвучии с одним автором, а затем открыть для себя другого, и его тоже понять и почувствовать. Здесь незаметно переходишь к воронежским воспоминаниям Александра Николюкина, к густому платоновскому бытию, запечатлённому в наших сердцах. От платоновского космоса, отражённого в эссе «Песнь механической души» Александра Титова, переносишься к «ветру навьевому» Михаила Болгова. От поэзии Дианы Кан, пронизанной верой и любовью, от стихов Алексея Крестинина, наполненных ощущениями Бога и родного «гнезда», от лирики Николая Малашича и Сергея Луценко – к воспоминаниям о Великой Отечественной войне Валерия Черкесова, Алексея Попова и Михаила Тимошечкина… Два удивительных материала завершают номер. Это повествования «поэта» о «поэте», тонкие, эмоциональные, отличные от сухих литературоведческих штудий. Эдуард Анашкин открывает читателю удивительный мир стихов Александра Ромахова, а Светлана Ляшова проникновенно пишет о лирике Игоря Лукьянова. Украшением журнала, как всегда, стала графическая составляющая. Благодаря этому нынешний «Подъём» воспринимаешь по-особенному. Живописные работы Андрея Шепеля, которому посвящена статья Екатерины Казбановой, и фотоэтюды Андрея Архипова не уводят нас от текстов. И тексты не заслоняют собой зримые образы. Они живут в гармонии друг с другом. И это ценно. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА, № 27 (6421) 3–9 июля 2013 г.

Из нашей почты

Выдержки из письма читателя из Ставропольского края Ю. Тимашева: «Мне по душе, что журнал, в отличие от некоторых московских изданий, политически не ангажирован, не является рупором какой-то одной социальной группы. «Подъём» отличает непоказная любовь к нашей Родине – России, после его прочтения в душе остается светлое чувство. Очень понравились «Жизнь в другую сторону» Виктора Никитина, беседа Вероники Васильевой с писателем Леонидом Бородиным (Речь идет об интервью, которое дал писатель еще при жизни, но оно не было опубликовано. – Прим. авт.), дневник Нины Стручковой «Мы в деревне», – в каждом номере есть пища для ума, много самобытных произведений…» Его земляк, краевед Николай Блохин по случаю выхода специального номера, посвященного городу Семилуки («Подъем», №9, 2012 г.), сообщал: «Библиографы Ставропольской государственной краевой универсальной научной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова записали эту статью (Речь идет о публикации Бориса Окунева «Лермонтов в Семидубравном». Исследование посвящено установлению точной даты посещения поэтом воронежской усадьбы полкового товарища А.Л. Потапова. Приезд М.Ю. Лермонтова в Семидубравное уникален еще и тем, что здесь поэт написал музыку к своей «Казачьей колыбельной песни». – Прим. ред.) на биографическую карточку, а текст статьи положили в папку «М. Лермонтов: новое в «лермонтоведении». Читательница из Москвы К.П. Ямпольская в мае 2014 года прислала в редакцию письмо, в котором признается, что выписанный ею в текущем году журнал «Подъем» «…произвел на меня сильное впечатление: настолько содержательный и интересный…Красочно оформлен с большим вкусом!» Поэтесса из Саратова Елизавета Мартынова откликнулась на апрельский номер журнала в 2014 году: «На днях получила бандероль с авторским экземпляром «Подъёма»… Журнал у вас стал ещё красивее… и цветная вкладка замечательная. Уже начала читать, Сырневой стихи с удовольствием прочитала и размышления Прилепина. Очень понравились рассказы Александра Бунеева, просто удивительные».

Наталья Скользнева, поэтесса, г. Курск  14.09.2012

«Огромное спасибо за возможность представить моё творчество обширному кругу ваших читателей.

«Подъём» выписывал и очень любил мой папа. Пять лет уже как папы не стало, и мне особенно приятно, что именно в этом журнале появятся стихи его дочери.

Читала отзывы о «Подъёме» как об островке вкуса в океане безвкусицы и полностью согласна с этим определением. Коллективу вашей редакции удаётся невероятное»

Геннадий Иванов, поэт, первый секретарь правления Союза писателей России. 16.06.2016

Дорогой Иван Александрович! Дорогие сотрудники «Подъёма»!
Стыдно сказать, но в моей суетной жизни, являясь как бы членом редколлегии «Подъёма», я впервые прочитал журнал от корки до корки. Всегда некогда. А тут поездом поехал в Сибирь.
Захватил с собой первый номер за этот год. Боже, как же я радовался читая! Начиная от Евгения Новичихина с его мудрым рассказом о «Подъёме», и заканчивая небольшими публикациями в конце номера — всё интересное и живое. Конечно, для меня в центре оказался Жигулин. Какой дневник! Очень и очень интересно! Так и хотелось. чтоб ещё и ещё он длился. Вспомнил Ивана Евсеенко, просматривая его повесть. Её надо будет медленно
почитать. Хорош Николай Алешков, я его знаю.Да и все поэты этого номера на уровне. Талантливый Женя Эрастов давно мне знаком. Хороший поэт. Только всегда мне в нём не хватает какого-то порыва.
Одним словом, я опять в Москве. Опять суета. Но считаю своим долгом поздравить вас с достойной работой. У меня даже что-то такое появилось типа надежды на возрождение журналов.
Дай Бог! Всем вам здоровья и радостей, творческих и житейских. Как хорошо я сделал, что взял в дорогу «Подъём».
Обнимаю.
Геннадий Иванов.

Специальные проекты журнала

Особого внимания заслуживают инициативы редакции, связанные с подготовкой специальных номеров журнала, в которых представлена культура и история малых городов России. Были выпущены в свет номера, в которых представлены города Воронежской области – Новохоперск, Нижнедевицк, Россошь, Богучар, Таловая, Семилуки, Мичуринск, Эртиль. Развивая культурные связи с соседними регионами, были подготовлены выпуски о Харькове, Липецке, Ельце. В качестве историко-краеведческого приложения «Подъём-регион» изданы журнальные книжки, посвященные 130-летию издания фундаментального труда профессора В.В. Докучаева о русском черноземе и 120-летию Каменной Степи. В рамках издательских проектов журнала увидели свет антология стихов о Воронеже «Есть город в России…», том избранных стихотворений Станислава Никулина, антология «День поэзии – XXI век. 2012» (совместная работа редакции «Подъёма» и ассоциации «Лермонтовское наследие»), сборник избранных стихотворений Светланы Руденченко «Семь трав».