В прицеле жизни
- 02.09.2024
Необозримая палитра тем русской литературы имеет простую причину: каждый настоящий писатель потому и настоящий, что не просто приходит в литературу с пустыми, что говорится, руками, но привносит в нее свою тему, данную ему судьбой. Порой эти новые темы есть лишь непозабытые старые, продолжение тем классической русской литературы. Но тем и отличен писатель подлинный от тысяч подделок под писателя, что эта тема у него есть. Она в нем живет, он ею живет, он ею болеет, он ею взрослеет… В то время, когда я был молод, очень актуальной была тема, озвученная словами поэта Анатолия Передреева: «И города из нас не получилось, / И навсегда потеряно село». Эту тему развивали, каждый по-своему, многие поэты того времени. Они стали вслед за Есениным защитниками русской глубинки, поскольку она в те времена была объявлена неперспективной, и начался процесс исхода сельчан в города. Эта тема потери человеком почвы под ногами ярко прозвучала и в прозе. Чего стоит гениальная распутинская повесть «Прощание с Матерой»! Она стала темой целого поколения, дав великолепные творческие плоды и обогатив отечественную литературу.
Предыдущее поколение писателей-фронтовиков, поэтов и прозаиков, свою тему в буквальном смысле слова добыли на полях Великой Отечественной войны, сражаясь за Родину. Исток этой военной темы явно прослеживается в романе «Война и мир», в лермонтовском «Бородино»… Тема защиты родины — защищает писателя от мелкотемья как бы заранее: слишком уж велика. Творчество молодого прозаика из Воронежа Андрея Авраменкова, который кровно при этом связан с героической землей Донбасса, является продолжением этой темы в наше время. А Авраменков, стало быть, — продолжатель традиции Егора Исаева и Юрия Бондарева, Виктора Астафьева и Евгения Носова… Появление такого писателя, как Авраменков, стало ожидаемым событием после трагических событий на Донбассе, такой писатель нового поколения, писатель, который не замыкается в ребусах и собственном мирке, должен был появиться, и он появился. И также логично, что член Союза писателей России Андрей Авраменков стал лауреатом премии им. Егора Исаева, выдающегося поэта-фронтовика, автора поэм о Великой Отечественной войне, уроженца земли Воронежской. Новая книга Андрея Авраменкова «Под прицелом» по праву заняла в моей библиотеке современной литературы почетное место рядом с книгами писателей фронтового поколения.
Прицел — дело серьезное. В прицел на войне попадает не только тело человека, но и его душа. Под прицелом сейчас находится Россия, которая, в свою очередь, держит под прицелом показавший ей враждебность мировой порядок. Под прицелом сейчас, по сути, находится и вся наша планета, с учетом того, что ядерная война вполне реальна и может стать первой и последней для нашей планеты. На такие размышления выходишь, читая Андрея Авраменкова. В своих рассказах он вроде бы пишет порой о вполне мирных жизненных, даже будничных делах. Но за всей этой будничностью встает во весь рост грозный призрак войны, о которой Авраменков знает не понаслышке. А рядом встает образ русского солдата, защитника Родины — он веками находился в прицеле у западных цивилизаторов. Андрей владеет не только словом, я бы даже сказал, что со словом этот молодой прозаик умеет обращаться бережно, но умело, почти как с оружием, ведь меткое слово — и есть оружие. Это я отметил еще тогда, когда несколько лет назад прочитал повесть Авраменкова «Ополченец» в журнале «Подъём».
Когда пишешь о войне, мало владеть словом. Военная тема особенно трудна, потому что надо понимать специфику того, о чем пишешь, знать о войне не теоретически. Автор «Войны и мира» был военным. Автор «Бородино» геройски воевал на Кавказе. «Лейтенантская проза» послевоенных годов вряд ли была бы возможна без участия в войне ее авторов. Чтобы появился писатель, хорошо пишущий о войне, должно сложиться как минимум два условия: талант писателя и его непосредственное умение разбираться в предмете разговора. Потому и веришь Андрею Авраменкову, что его повести и рассказы подсвечены личной сопричастностью. В основе их — реальные впечатления от его журналистских поездок туда, где рвутся снаряды, гибнут люди, совершаются наступления…
Повесть «Ополченец» написана именно так, что вспоминаешь пушкинское «служенье муз не терпит суеты», но при этом повесть читается интересно и захватывает читателя. Мы узнаем о городе с вымышленным названием, прототипами которого стали два реальных города — Лисичанск и Северодонецк. Удивительно, что порой спасение приходит к нам как беда: не сумевший найти своего жизненного предназначения в мирной жизни, главный герой лишь с началом войны на Донбассе обретает себя самого, понимает свою миссию как защиту Родины. Одной из основных тем повести «Ополченец», как, впрочем, и многих других произведений Андрея Авраменкова, является тема непростых отношений между женщиной и мужчиной, тема воспитания детей.
Андрей Авраменков уникально соединяет в себе два таланта — журналиста и прозаика. Талант журналиста не мешает, а напротив — помогает ему писать отличную прозу. Журналистика в случае с Авраменковым не выхолащивает, как часто бывает, писательский язык, а приближает прозу в жизни. В более ранней книге писателя «Русская весна в Луганске. Как начиналась война» представлена журналистика — от репортажей и заметок до фотографий тех людей, что сегодня стали легендами. Эти журналистские впечатления переплавляются Андреем Авраменковым в добротную прозу, удивляя читателя достоверностью не только художественной, но и документальной.
Хочу привести цитату из предисловия к книге Андрея Авраменкова «Под прицелом», которое написал член Союза писателей России, воронежский известный прозаик Сергей Пылев, отметивший, что в прозе Авраменкова «…ощутимо присутствует напряженный драматизм, характеры его героев показаны в их становлении и развитии в непростых судьбийных обстоятельствах. Андрей с первых страниц книги погружает читателя в их вихревую атмосферу, насыщенную глубоким патриотическим смыслом борьбы света и тьмы. Об этом свидетельствуют все его рассказы, составившие книгу — “Прошу помнить вечно”, “Затянувшаяся война”, “Защитник”, “Записки о войне и жизни”, “С автоматом наперевес” и ряд других… Все написанное… подкупает искренностью и серьезным, личностным знанием сложного фронтового материала, взыскательным видением человека в человеке, находящегося порой в самых, казалось бы, неодолимых для него обстоятельствах. Рассказы, вошедшие в новый сборник “Под прицелом”, невольно вызывают у читателя чувство искреннего сострадания и сопереживания героям, открывают нам правдивое понимание того, что происходит сейчас на линии фронта…».
Открывается книга рассказом «Прошу помнить вечно», где война не присутствует непосредственно. Но она — как бы незримый персонаж. Главный герой Артур, которого любимая девушка называет на современный манер Арт, переживает ссору с любимой. Этот рассказ — в том числе и о современных непростых взаимоотношениях молодых людей, из которых понемногу исчезает та самая доверительность, которую ранее называли любовью. Этот рассказ тоже о войне — о вечной войне женщин и мужчин за право быть любимыми. И она тоже ведется не всегда только честно. Но, как говорится, на войне и в любви все средства хороши, и тем похожи война и любовь, что раскрывают главное в человеческой натуре. По большому счету, то война и любовь — две главные темы прозаика Авраменкова, темы, как видим, в определенном смысле родственные. Молодой герой рассказа, пытаясь в прямом смысле слова убежать от грустных мыслей с помощью спортивного бега (спорт вырабатывает эндорфины, гормоны радости), по пути забегает проведать свою бабушку. Семейный альбом, полный фотографий, становится как бы третьим собеседником в разговоре Артура с бабушкой, которая рассказывает парню о своих и его предках… «Родным детям от отца. Прошу помнить вечно» — такая надпись на одной из пожелтевших военных фотографий «пронзает» Артура. Личные перепетии вдруг отходят на второй план, быт отступает перед бытием. Артур решает быть достойным предков и идти в ополчение, забыть о морочащей ему голову девушке. Но волшебным образом именно в тот момент любимая, словно что-то почувствовав, сообщает Артуру о том, что любит его, что ждет от Артура ребенка. И даже если Артур не захочет на ней жениться, она этого ребенка оставит и будет растить одна. Рассказ заканчивается словами главного героя, обращенными к его будущей жене, матери зачатого ребенка: «Я хочу подарить тебе свое фото. На обратной стороне я напишу: “Прошу помнить вечно”». Окончание рассказа оставляет надежду, что все у главных героев может сложиться хорошо.
Я специально взял именно те произведения, которые не связаны непосредственно с войной: в них очевиднее творческий почерк молодого писателя, не затмеваемый такой печально актуальной для всех нас темой войны. Рассказ «Защитник» тоже вроде не повествует о войне напрямую. Несложно проследить автобиографические черты в образе главного героя — журналиста Литвинова. Действие происходит в городе, который фактически живет на стыке все более осязаемой войны и хрупкого мира. Молодой журналист, несмотря на всевозможные проблемы, не унывает и активно познает мир.
«Ему было совсем не скучно жить одному. И все благодаря загруженности на работе. Писать в газете приходилось много — интервью, репортажи и даже аналитика, хотя и довольно слабенькая, но необходимо учиться. И постоянно вокруг много людей. Разных. Интересных и не очень. И каждый со своим прибабахом. Коммуникабельность помогала находить Литвинову общий язык с ними. Он научился смотреть вглубь, по глазам определять, что за человек перед ним. Встречались порой очень нехорошие глаза. Это касалось в основном воевавших ополченцев. Такое не проходит бесследно. Но у большинства глаза все-таки были светлые…»
Эти глаза, словно припорошенные пылью ужаса войны, не раз, хотя и всегда по-разному, описывали писатели-фронтовики, творческим правопреемником которых с полным на то основанием можно назвать Андрея Авраменкова. Его герой в рассказе «Защитник» живет во времени, когда с запада нам старательно навязывается принцип «толерантности», попросту — равнодушия к тому, что мешает жить хорошему человеку на земле своих предков. И все равно родовое неприятие предательства пересиливает любые навязываемые извне сомнительные принципы:
«Литвинов не отрицал право людей на свое мнение, но он все равно искренне возмущался, когда видел неадекватное отображение действительности на телеканалах. “Выродки”, — думал с презрением он, глядя на то, как бывшие луганчане из Киева поливали грязью родной город. На экранах замечал он много знакомых лиц… узнал, что одной коллеге-журналистке разнесло снарядом квартиру. Теперь она писала посты в интернете, собирала деньги на новое жилье. Вся бедная и несчастная. Так поблагодари же свои любимые украинские войска, кинься им в ноженьки, расцелуй, избавили родимые украинцы от проклятого советского прошлого — разнесли квартиру в ненавистной “хрущевке”! Вы же за это и ратуете. И тебя должно быть жалко? Побирайся на киевских вокзалах! Конечно, она не побиралась. Пристроилась на всеукраинском медиаресурсе и поливала луганчан и дончан грязью…»
Иванов, не помнящих родства, не ведающих благодарности и стыда, мы с началом военной спецоперации наблюдаем нередко. Многие, что говорится, расчехлились в этот судьбоносный для страны момент истины. Темп жизни поневоле укорачивает нам память. Где взять время посидеть с бабушками, полистать семейный фотоальбом, вспомнить о своих корнях, о своих предках, попытаться копнуть поглубже, чтобы увидеть родовые корни? Да и альбомов тех, будем откровенны, не так уж много осталось, если даже книги многими отнесены на мусорку. И бабушек, что смогут объяснить внукам-правнукам, кто есть кто на пожелтевших фотографиях, уже по пальцам одной руки счесть. Так и рвется преемственность поколений, укорачивается память. А укороченная память — прямой путь к братоубийственным войнам!
Главный герой немного, самую малость, влюблен в женщину по имени Юля, с которой проводит время. Юля встречается с Литвиновым, но более занята переживаниями о бывшем муже, сбежавшем к богатой даме, оставив Юлю одну с маленьким сыном Максиком. Литвинов, навещая Юлю, искренне привязывается к ее сыну, до которого матери особо нет дела, приносит ему подарки, стараясь радовать малыша… Вроде все это — мирное течение нашей непростой жизни, но война ходит рядом, многие квартиры города пустуют, потому что жители предпочли уехать до начала войны…
«…Как тогда, в большом поселке, недалеко от линии разграничения. Неожиданный, или все-таки ожидаемый, обстрел. Раздался первый взрыв, Серега припал к земле, быстро осмотрелся и, пригнувшись, добрался до стены большого ангара. Снаряды падали не так уж далеко. Но кто их знает. Его коллеги бросились в другую сторону, он потерял их из вида. Вот так и пришлось сидеть больше получаса, прислонив спину к тонкому, горячему от летнего солнца металлу. Конечно, стена не спасла бы даже от пули. Сердце колотилось, голова болела, живот крутило как никогда. Когда все прекратилось, они продолжили свою журналистскую работу. В тот день никто не погиб, но загорелись поля…»
Жизнь на стыке мира и войны… И война все ближе, ощущение ее царит в воздухе города. Как всегда бывает во время смутное, активными становятся всякие темные личности. Мародером гадалку, к которой Юлия пошла узнать о своей дальнейшей судьбе, конечно, не назвать, но действует гадалка именно как мародер, желая ободрать как липку несчастную молодую женщину. Говорит ей про какую-то сильную порчу, что якобы наведена на ее мужа, что ему грозит беда. Чтобы снять порчу, нужно более десяти тысяч долларов! Немыслимые деньги для полуголодного города! Несчастная Юля умом не отличается, и хотя она Литвинову фактически никто, он идет защищать Юлю от гадалки-мошенницы. Между гадалкой и журналистом состоялся нелицеприятный разговор, после которого Юлия два месяца не хотела общаться со своим непрошеным защитником. Но ведь защиту не всегда выпрашивают!
Андрей Авраменков вводит в литературу новый тип главного героя. Не просто рефлексирующий интеллигент, но настоящий мужчина, который способен на поступок там, где даже от него какой-то решительности не ждут. Идти ли в ополчение, защищать ли одинокую женщину. Герои Авраменкова по сути — защитники, которым хочется сопереживать и подражать. И которые так нужны в литературе и в жизни в эпоху очередного испытания русского духа на прочность.
Эдуард Константинович Анашкин родился в 1946 году в городе Хилок Читинской области. Окончил сельскохозяйственный техникум, историко-филологический факультет Ульяновского педагогического института им. И.Н. Ульянова. Автор публикаций в журналах «Наш современник», «Воин России», «Роман-журнал. XXI век», «Сибирь», «Сура», «Подъём», «Дон», «Родная Ладога». Лауреат премий им. Н. Гарина-Михайловского, В. Шукшина, Всероссийской литературной премии «Имперская культура». Живет в селе Майском Самарской области.