Приобщая учащихся к умственной деятельности, на уроках литературы мы решаем проблемы духовно-нравственного, патриотического воспитания. Для этого у нас есть замечательные программные произведения, дающие огромный простор для работы. Но это —  классика, это нередко — о давно былом. А лучшие страницы современных авторов? Думаю, справедливо и разумно обращаться и к ним, в них художественно и публицистически осмысляется нынешняя жизнь, раскрываются крайне необходимые для молодых темы родины, добра, любви, милосердия, войны, памяти.

Держу в руках небольшую по объему книгу в обложке цвета неба и луговой травы, со знакомым любимым пейзажем: Дон-батюшка, Стародонье, зелень лугов, придонские кручи, бескрайнее небо и Нижний Карабут — родное село писателя Виктора Викторовича Будакова. В его творчестве «вечные» темы, волнующие юное сердце, проявились широко и глубоко, произведения побуждают думать, чувствовать, переживать, сострадать, верить. Но как сделать, чтобы они нашли дорогу к читателю, особенно молодому? Этому и учит книга «Слово, просвещение, память» — пособие по литературному краеведению для основных, средних и высших образовательных учреждений (Воронеж­ский издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2020, под общей редакцией Е.П. Белозерцева, заслуженного деятеля науки Россий­ской Федерации, доктора педагогических наук, профессора Воронежского государственного педагогического университета). Составители сборника — Т.В. Ви­ткалова, методист отдела образования и молодежной политики администрации Россошанского муниципального района Воронежской области, почетный работник общего образования Российской Федерации, и М.А. Слинь­ко, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Воронежского государственного педагогического университета.

В издании объемно и всесторонне представлены материалы научно-практической конференции учителей и учащихся Россошанского района по произведениям нашего земляка «Время читать Будакова». Привлекают внимание размышления учащихся и учителей на темы Родины и Вселенной, войны и мира, любви и памяти, личности и государства, литературы и жизни (все это отражено в книгах писателя-просветителя); также интересны исследования его творчества студентами и преподавателями Воронежского государственного педагогического университета.

«Есть у Будакова что-то особенное в его книгах, такое, от чего сердце щемит. Это безграничная любовь автора к родным местам и к людям… — пишет в своем сочинении восьмиклассник из Россоши Александр Капустин. — Все творчество поэта — это призыв любить малую родину и беречь память. Память о своих корнях, о земле, тебя взрастившей, о цене, которую многим поколениям пришлось заплатить за нынешнее безмятежное небо, о войне…»

«Мне посчастливилось родиться и расти на той же улице, на которой стоял и дом земляка… Читаю Будакова и много нового узнаю о родных местах», — пишет в своем сочинении семиклассница из Нижнего Карабута Юлия Кулинченко.

Надо отдать должное педагогам: дети знают будаковские строки, их научили понимать слово и восхищаться им. В чем же сила творчества Виктора Будакова, влекущая к книге современных девчонок и мальчишек? Учительница маленькой школы из села Ивановка Н.Е. Лысенко рассказывает о том, как ее учеников буквально пленили удивительно близкие и трогательные строки из рассказа «Миронова гора», ведь на самой горе многие ребята бывали не раз. После этого урока полка с книгами Виктора Будакова в кабинете литературы почти всегда пуста: школьники охотно читают полюбившегося автора. Читают и учатся поступать по совести, чести и долгу. Читают, несмотря на то, что в наше время проблема чтения вроде бы является одной из острейших проблем.

Особенно книга ценна для учителя-краеведа. Уроки, которые проводят учителя по текстам Виктора Будакова, — это уроки «отчизноведения», «родиноведения».

«По книгам нашего земляка можно изучать историю, сердечно откликаясь на прочитанное, наслаждаясь красотой русского слова, вглядываясь в… запечатленный образ родины и мира», — это строки из исследовательской работы «Отчий край писателя» семиклассницы из Криничного Анны Шемет.

Поистине огромную работу провели учителя Россошанского района, изучая с ребятами творчество своего земляка! Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области по достоинству оценил почин учителей-россошанцев и рекомендовал образовательным учреждениям приобщать учащихся к творчеству В.В. Бу­да­кова.

Я, преподаватель русского языка и литературы с многолетним стажем работы в школе, считаю, что книга «Слово, просвещение, жизнь» — это находка для учителей, именно в таком пособии они нуждались на уроках литературного краеведения. Отмечу, что на сегодняшний день это лучшее подспорье для проведения занятий, посвященных творчеству нашего земляка. Несомненно, данный сборник — решительно новое слово для педагогов, знакомящих учащихся с творчеством писателя.

 

О Викторе Викторовиче Будакове, его жизненном и творческом пути написано немало книг. Уместно хотя бы кратко сказать еще об одном сборнике, недавно изданном «Научной книгой» и также посвященном творчеству Будакова, — «Он голос Родины своей…» (составитель — филолог В.В. Стручкова).

Эта небольшая книга географически просторна, широкозахватна: здесь представлены поэтические и прозаические посвящения нашему земляку из Грозного и Севастополя, Москвы и Минска, Подгорицы и Курска, Липецка и Ростова-на-Дону, Перми и других уголков России и зарубежья. Разумеется, представлен значительный массив авторов-воронежцев: как членов Союза писателей России — Иван Щёлоков, Евгений Новичихин, Иван Евсеенко, Виктор Перегудов, — так и авторов вне писательского союза — учителей, учащихся, журналистов, ученых, сотрудников библиотек. А открывают сборник замечательные строки знаменитого русского писателя-классика Валентина Распутина: «Виктор Будаков сказочно богат родиной своей. Доном-батюшкой, чудодейственная вода которого насыщена какими-то особенными элементами, вызывающими в человеке отменно независимый и свободный дух… А еще — черноземами, столь тучными, что, по поговорке, сунь батожок — оглобля вырастет, а если оглоблю воткнуть, то и дуб могучий вздымется…

Долгие годы Виктор Будаков отдал Центрально-Черноземному издательству, как редактор подготовил целую библиотеку исторических, поэтических, художественных изданий. И добился (нельзя даже и представить, чего ему это стоило!), что еще в 1977 году российский Госкомиздат принял решение об издании в Воронеже 30-томной книжной серии «Отчий край». И это после долгого осторожного упоминания был торжественный парад великих имен русской литературы только одного отчего края: Державин, Боратынский, Веневитинов, Станкевич, Кольцов, Никитин, а затем Фет, Лесков, Эртель, Бунин, а затем еще Пришвин, Замятин, Платонов…

Боже, до чего же была богата талантами Русь, какие имена поставляла провинция! И как, надо думать, эта серия подняла настроение воронежцев, возвысила их и обогатила (и не одних воронежцев)…

Низкий поклон ему за этот труд».

 

Инна КРАСАВЦЕВА, учитель русского языка и литературы

в школе села Нижний Карабут, создатель школьного музея,

посвященного жизненному и творческому пути

Виктора Будакова