Рассказ об истории города и военной истории одного из старейших русских театров — Воронежского драматического — всегда начинаю с упоминания о том, что здесь, на высоком правом берегу бывшей реки Воронеж, пролегает граница Великой Отечественной войны. Восьмимесячная оборона города была кровавой, жестокой и настолько упорной, что фашистским полчищам не удалось даже форсировать небольшую чистую, плавно обтекающую холмистый город речку Воронеж.

В конце сороковых-начале пятидесятых годов прошлого века, будучи уже школьником, прыгая с крутого правобережного обрыва напротив стадиона «Динамо», я с легкостью переныривал с открытыми глазами, следуя рельефу дна, любимую речку.

Она-то и оказалась в истории пограничной линией великой и жестокой войны.

И Великой — Отечественной.

Отечественной потому, что где бы ни жил в то время человек — в окопах на передовой или в далеком сибирском селе, на севере или на юге — везде все жили небывалым дотоле напряжением. И одной мечтой — когда же это, наконец, закончится!?

Люди искусства также оказались причастны общей доле народной.

 

1941-й

 

Напряженность в обществе начала накапливаться с 1 сентября 1939 года, со дня начала Второй мировой войны, отмеченного вторжением германских войск в Польшу. Уже неделю спустя в СССР была введена всеобщая воинская обязанность. Началась массовая мобилизация. Боевые учения в воинских частях.

Многие в то время чувствовали приближение войны.

Театры отреагировали на это постановкой патриотических пьес. Режиссер В.М. Энгелькрон уже в 1939 году поставил в воронежском театре «Путь к победе» А.Н. Толстого, совершенно, естественно, не подозревая, насколько долгим и трудным будет этот путь. В 1940 го­ду в афише рядом с пьесой Ф. Шиллера «Коварство и любовь» и «Машенькой» А.Н. Афиногенова появился «Алек­сандр Суворов» И.В. Бахтерева и А.В. Разумовского, а в начале 1941-го — «Парень из нашего города» К. Симонова и «Пархоменко» (герой гражданской войны) В.И. Иванова.

Театр двух предвоенных лет поражал продуктивностью своей работы. За сезон 1939-1940 годов поставлено 16(!) спектаклей. А в следующем лишь немногим меньше — 13. При этом, как свидетельствуют современники, зрителей поражали также красочность, грандиозность и частая, в пределах сценического действия, сменяемость декораций.

Когда война обрушилась на СССР, Воронеж с первого же дня, 22 июня 1941 года, был объявлен на военном положении, в зоне опасности воздушных налетов. В городе ввели режим светомаскировки. Жители были оповещены о сигналах ПВО (противовоздушной обороны).

При этом театр продолжал показывать спектакли и даже ставить новые. Так, в сезоне 1941-1942 годов в афише появились «Овод» Э.-Л. Войнич и комедия К. Гольдони «Лгун», а также патриотические пьесы «Дым Отечества» братьев Тур и Л.Р. Шейнина и «Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьева.

В городе были расквартированы военные госпитали, и актеры, наряду со спектаклями и репетициями, регулярно выезжали туда с концертами. Актрисы Мария Шишлова, Вера Рощина, Ольга Мариуц, Ирина Сачко, Лидия Шмидт и Серафима Владимирская нередко дежурили в военных госпиталях, осваивая специальности медсестер и сиделок.

21 августа 1941 года в Первомайском саду был сформирован Воронежский добровольческий коммунистический полк под командованием полковника М.Е. Вайцеховского. Комиссаром полка был назначен ректор университета Н.П. Латышев. Пока полк снаряжали всем необходимым, артисты поднимали его эмоциональный дух своими концертами. Сохранилось фото, на котором запечатлен Сергей Иванович Папов, будущий народный артист СССР (единственный имевший такое звание в истории Воронежа), среди воинов Добровольческого полка. Уже в начале сентября полк отправился в действующую армию, впоследствии стал гвардейским и участвовал в освобождении австрийской столицы Вены в апреле 1945 года.

Война накатывалась на Воронеж волнами. Сначала это была осень 1941 года. В октябре фашисты заняли Орел, а в декабре были даже в Ельце. Город Воронеж становился прифронтовым. Начались регулярные налеты вражеской авиации. Линия фронта проходила всего в 100-120 километрах от Воронежа. В середине октября началась эвакуация на восток, на Волгу и на Урал, промышленных предприятий. В течение осени было эвакуировано 117 крупных предприятий (интересно, наберется ли сегодня, в наше мирное время, в Воронеже такое количество «крупных» предприятий?).

7 ноября 1941 года лишь в трех городах СССР состоялись военные парады — в Москве (с присутствием И.В. Сталина), Куйбышеве (там оказались к тому времени многие наркоматы и другие правительственные учреждения) и Воронеже. В нашем городе проходил парад войск Юго-Западного фронта, который принимали заместитель наркома обороны СССР маршал С.К. Тимошенко, будущий маршал И.Х. Баграмян и член Военного совета фронта Н.С. Хрущев. С парада войска отправлялись на фронт.

Вслед за промышленными предприятиями в ноябре 1941 года решили эвакуировать на Волгу и воронежский драмтеатр. Здание необычной архитектуры, расположенное в самом центре города, было хорошей мишенью для вражеских бомбардировщиков. Так театр оказался в Сызрани. Интересно, что и в самый разгар войны, несмотря на сложные условия бытования в чужом городе, театр продолжал жить почти обычной творческой жизнью, приступил к новым постановкам, восстанавливал старые спектакли. Сохранилась программа творческого вечера народного артиста РСФСР Аркадия Васильевича Полякова, который состоялся в эвакуации в Сызрани, 26 января 1942 года. Вступительное слово об актере говорил будущий редактор журнала «Театр», известный театральный критик Владимир Пименов. В главной части вечера великая классика соседствовала с патриотическим репертуаром. Были показаны сцены из «Гамлета» У. Шекспира и «Маскарада» М.Ю. Лермонтова, а также из восстановленного спектакля «Путь к победе». Аркадий Поляков играл Гамлета и Арбенина, а в патриотическом спектакле исполнил роль Иосифа Сталина.

 

ЖАРКИЙ 1942-й

 

В лютые декабрьские морозы 1941 го­­да удалось остановить наступление гитлеровских войск на Москву, а потом и начать наступление на позиции врага. Вероятно, именно это обстоятельство ослабило активность противника на воронежском направлении. Бомбардировки города стали реже. И кому-то пришло в голову, вероятно, досрочно празд­новать победу. Иначе, как объяснить, что в феврале 1942 года, когда под врагом находились и Украина и Белоруссия, то есть огромные территории, театр был возвращен в Воронеж?

Потерпев поражение под Москвой, противник начал сосредоточивать к апрелю силы в юго-восточном направлении, имея в виду в итоге овладеть Сталинградом. Весной 1942 года воздушные налеты на Воронеж значительно участились. Но театр при этом регулярно показывал спектакли. Фронт приближался к Воронежу. И в театре были образованы фронтовые театральные бригады, которые выезжали в воин­ские части, чуть ли не на передовую. Конечно же, концерты не раз прерывались очередным налетом авиации или залпами дальнобойных орудий… Участниками фронтовых бригад были Сергей Папов, Аркадий Поляков, Петр Вишняков, Владимир Шкурский, Галина Мачехина, Евгений Аристов. Почти все они впоследствии стали народными или заслуженными артистами РСФСР. Впро­чем, Аркадий Поляков уже был народным артистом, актером, известным почти всей России как исполнитель ролей Гамлета, Отелло, Арбенина, Сирано де Бержерака, Платона Кречета…

К началу лета 1942 года бомбардировки Воронежа значительно участились. На крышах общественных зданий по ночам дежурили члены добровольческих бригад, нередко женщины, которые сбрасывали с крыш зажигательные бомбы. На крыше драмтеатра ночами по определенному графику в дежурствах принимали участие артисты и работники технических цехов. Так, в ночь на 27 июня погиб дежуривший на крыше актер Николай Ефимович Озеров, накануне вечером игравший в комедии. А в следующую ночь бомбой, сброшенной с фашистского самолета, было разрушено здание театра. Бомба попала как раз в ту его часть, где находились сцена и декорации спектаклей.

Враг подходил к Воронежу. И в городе шла поспешная эвакуация. Коллектив театра был эвакуирован в город Стерлитамак Башкирской АССР. Брали с собой, кто что успел. Под обломками здания остались костюмы, декорации, архив… Артисты одними из последних госслужащих покинули Воронеж в жаркий день 4 июля 1942 года.

А 7 июля в город ворвались фашисты.

 

В ШАХТЕРСКОМ КОПЕЙСКЕ

 

В начале ноября 1942 года воронежский театр, наконец, был определен на постоянное временное местожительство в уральском шахтерском городке Копейске недалеко от Челябинска. Здесь он квартировал полтора года, до мая 1944 года.

Вот как об этом времени, спустя более полувека, уже в декабре 1999 года, вспоминала актриса театра Галина Федоровна Мачехина:

— Мои воспоминания о Копейске — самые теплые — остались в моей памяти на всю жизнь. Спектакли мы играли в шахтерском клубе. Жили в бараке около базара, по несколько семей в комнате. Удобств, конечно, никаких. Питались в шахтерских столовых. Но что это было за питание — горе одно. Незабываемый случай произошел однажды в одном из колхозов, где мы выступали с концертом. Руководство колхоза прислало нам свежую капусту. Как мы радовались тогда! Как это было вовремя!

Но самое главное: я и еще молодежь театра были прикреплены к шахте, где мы работали навальщиками. Благодаря руководству шахты мы вскоре начали получать к хлебным карточкам дополнительные талоны. Так что я на себе испытала, что такое шахтерский труд. Но я до сих пор храню в душе самые теплые воспоминания и сердечную благодарность руководству шахты и города за чуткость, внимание и заботу о нашем театре.

Галина Федоровна Мачехина проработала в нашем театре до последних дней жизни. И многое существенное о событиях тех лет мы узнали от нее, а также из газетных вырезок и программок, которые она собирала и сумела донести, сохранить до нашего времени. Жизнь воронежского театра активно освещалась на страницах газеты «Копейский рабочий», где рядом с традиционной колонкой «От Советского Ин­форм­бюро» — о положении на фронтах и зверствах фашистов на нашей земле, а также об опыте новаторов-горняков (например, статья «Как я произвожу двойной вруб»), печатались впечатления тех же горняков о спектаклях или концертах для школьников с участием наших артистов.

Если иметь в виду, что коллектив театра прибыл в Копейск, как говорили тогда, «гол как сокол», то есть лишенный декораций, костюмов, электроосветительной аппаратуры, бутафории, одним словом, всей материально-технической базы, без которой спектакль не выстроить, то приходится только удивляться, как быстро ему удалось возродиться для творческой жизни. Да еще в такое тяжелое время, когда все — для фронта!

 

За время пребывания в Копейске воронежский театр осуществил девять премьер и четыре постановки возобновил. Среди поставленных — «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Синий платочек» В. Катаева, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского, «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Женитьба Фигаро» П. Бомарше и «Горе от ума» А. Грибоедова. Среди возобновленных — «Фельд­маршал Кутузов» В. Соловьева, «Волки и овцы» и «Без вины виноватые» А.Н. Ос­тровского и «Кремлевские куранты» Н. Погодина. Существенно, что зритель в то тяжелое время востребовал не только героическую патетику, но и классику с ее вечными проблемами, и комедию («Женитьба Фигаро»).

Базируясь в небольшом городке Копейске, театр не раз выезжал со спектаклями в областной центр Челябинск. А в августе 1943 года были организованы в этом городе и настоящие большие гастроли, где воронежцы с успехом показали все наработанное за девять месяцев в Копейске.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ

 

212 дней Воронеж (точнее, его правобережье) был оккупирован фашистами. 25 января 1943 года в результате кровопролитных боев он был, наконец, освобожден. Отходя, оккупанты уничтожали все, что только можно было уничтожить…

И все же начинался новый — переломный — период в войне.

В январе 1943 года освобожден Воронеж, в начале февраля завершилась разгромом фашистских армий Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей. 23 августа того же года — битва на Курской дуге, длившаяся 50 дней и ночей.

В мае 1944 года, когда советские войска уже готовились совсем отбросить фашистские полчища за пределы страны, коллектив театра возвращают в Воронежскую область, в город Борисо­глебск. Воронеж, практически полностью разрушенный, не готов был принять театр. После эвакуации коллектива в июле 1942 года в уже разрушенное здание еще попадали бомбы, и он выгорел дотла.

Самое удивительное заключается в том, что в числе первоочередных объектов, намеченных воронежским руководством для восстановления из пепла, были — электро- и водоснабжение, пекарни, примитивные продуктовые магазины и…театр. И это несмотря на острейший недостаток людских и материальных ресурсов! Фактически это означало — построить его почти заново, лишь с небольшими изменениями против проекта 1937 года.

Вот что свидетельствует о той поре С. Вейцер, непосредственный участник восстановительных работ, занимавший в то время пост руководителя управления отделочных работ Воронежского горисполкома:

— Было мобилизовано все, что только можно. Научились выправлять разрушенные стены, пережигали затвердевший алебастр…

Фактически всеми делами ведал прикрепленный к строительству заместитель председателя горисполкома Я.И. Порт­нов, строитель по профессии. Он находился на театре весь день — с утра до ночи (работали тогда весь световой день). Ежедневно на стройку приезжал председатель горисполкома П.А. Ми­­рошни­ченко, и тут же немедленно по ходу дела принимались все необходимые меры. П.А. Мирошниченко обладал исключительной энергией и оперативностью. Его распоряжения выполнялись безоговорочно и быстро.

Точно в намеченный срок — 31 декабря 1944 года — зажглись огни рампы. Публика, заполнившая в тот вечер театр, была поражена великолепием, которое предстало перед ней: торжественный, сияющий огнями театр и превосходный спектакль «Горе от ума» по известной пьесе А.С. Грибоедова. Вот это был невиданный новогодний подарок!

От себя напомню читателям: город еще лежал в руинах, большинство его жителей ютилось в подвалах под этими руинами. Это касалось и большинства зданий на проспекте Революции. На дальних рубежах нашей Родины еще продолжалась Великая Отечественная война…

А театр уже был восстановлен!

Печально и гротескно, в сравнении с прошлым, читается современная история старого здания театра на проспекте Революции, 55. Ведь о необходимости его реставрации заявлял в обкоме пар­тии еще в 1980 году в то время главный режиссер театра Глеб Дроздов. А с начала 1990-х все губернаторы и партии включали реставрацию театра в свои предвыборные обещания. И при этом с каждым годом увеличивалась от мыслимых до немыслимых сумм стоимость этой самой реставрации-реконструкции. А ведь, кажется, и век уж другой на дворе, и техника другая, не та, что в 1944 году была… Четверть века в мирное время решалась проблема здания театра на исторически сложившемся месте на проспекте Революции,55, — быть или не быть?!

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

 

Как ни удивительно, после войны коллектив вошел в обновленное здание, сохранив основные творческие силы. Конечно, за пять тяжелых лет молодые, подающие ранее надежды, вошли в число ведущих актеров. Быстро менялась жизнь. Театр, его репертуар всегда находились под идеологическим колпаком. И все же были годы, когда его возглавляли талантливые режиссеры, удавалось интересно ставить классику. Ставились и современные постановки, которые вдохновляли зрителя и содержанием, и исполнением.

Так, в 1946 году воронежский театр одним из первых в стране поставил «Молодую гвардию» А.А. Фадеева (режиссер В.М. Энгелькрон). А в 1948 году режиссер В.А. Менчинский поставил «Сильные духом» Д.Н. Медведева и А.Б. Гребнева. Героиню повести «Сильные духом» отважную разведчицу в тылу врага Валентину Довгер играла Галина Мачехина. Галина Федоровна подружилась со своей героиней: после войны Валентина Довгер жила в Воронеже. И мне, председателю пионерской дружины средней школы № 17 на Малой Терновой улице, довелось вручать цветы легендарной разведчице, когда она рассказывала о своих подвигах в нашей школе.

В силу естественных процессов жизни военная тематика стала появляться на сцене все реже. В основном — к юбилейным датам. И тут, конечно, следует отметить несколько спектаклей. Во-первых, «Барабанщицу» А.Д. Салын­ского. В нем главную роль виртуозно играла молодая блистательная Римма Мануковская. Режиссер И. Бобылев точно угадал в ней Нилу Снижко, героиню самой, пожалуй, знаменитой пьесы пятидесятых годов. Это была уникальная возможность в пространстве одного сценического действия продемонстрировать индивидуальные возможности перевоплощения, ибо уже по сюжету это была «игра в игре» (юная красавица, советская разведчица в тылу врага). Римма Мануковская купалась в роли, как ананасы в шампанском. Воронежцы ходили глядеть на нее в этом спектакле по несколько раз. Ее портрет в роли Нилы Снижко вскоре появился на обложке всесоюзного журнала «Театральная жизнь».

Весьма талантливый режиссер Валерий Соловьев на сцене Кольцовского театра поставил в 1972 году «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева, а в 1974-м — «Третью ракету» В. Быкова.

Большим и заслуженным успехом у зрителей всех возрастов пользовалась постановка Германа Меньшенина в 1984 году пьесы А. Дударева «Рядовые». В ней собрался великолепный актерский ансамбль. И я не раз видел слезы на глазах зрителей в самые яркие трагические минуты действия.

Еще совсем недавно в афише Кольцовского театра значились две постановки режиссера Анатолия Иванова, посвященные событиям той трагической и героической эпохи, которая все глубже удаляется в историю минувших дней. Это недавно возобновленная постановка «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Осенью 2013 года постановка 2000 года с успехом была показана в Театральном центре в Москве на фестивале, посвященном 100-летию со дня рождения великого драматурга Виктора Розова. Почти 10 лет жил спектакль «Как это все далеко — любовь, весна и юность…», инсценировка и постановка Анатолия Иванова по мотивам военных произведений Андрея Платонова.

Героическая, патриотическая тема в истории воронежского драмтеатра — это ее золотой фонд.

 

——————————————

Николай Николаевич Тимофеев родился в 1939 го­ду в городе Старый Оскол Курской области. Окончил Рязанский радиоинститут. Работал инженером, учителем физики. Литературный и театральный критик. Публиковался в журналах «Юность», «В мире книг», «Подъём», «Литературной газете». Автор радиоспектакля «Русская любовь во Франции» о И.А. Бунине, ряда театральных инсценировок. Живет в Воронеже.