Музеи нередко называют лабораторией исторического познания. Действительно, каждый человек, соприкасаясь здесь с прошлым, не только получает какую-то полезную для себя информацию, но и постигает те глубины народной памяти, которые помогают ему ощущать истоки своего рода и прочно держат на круге современной жизни. Районные музеи, как правило, аккумулируют в себе самые привычные пласты местной истории — сел и деревень, храмов и погостов, обычаев и традиций и т.д., являясь, по сути, первичной матрицей традиционной народной культуры. Зачастую на первый план при этом выходит краеведческая основа.

Хохольский районный музей в этом отношении, как мы уже убедились, особенный: история здесь выступает через творения рук конкретных людей, и само название «Мастера» несет в себе главенствующий человеческий акцент. В этом есть, безусловно, закономерность, потому что край был славен мастерами и прежде, и сейчас. И не только окрест, но и на весь мир, без преувеличения!

В музее находятся ковры потомственной ковроткачихи Марии Ивановны Гладневой — дочери всемирно известной мастерицы Натальи Васильевны Клеповой, автора шедеврального ковра «Адам и Ева», который стал экспонатом Лувра. А Маша свой первый коврик выткала в одиннадцать лет в далеком 1930 году. В выборе гаммы красок ей помогли мама и старшая сестра Анна. На всю жизнь Мария запомнила это свое первое творение, а еще больше — материнское поучение: «Прежде чем сесть за ткацкий стан, вживись в рисунок ковра, в каждые его цветочек и оттенок». В Хохольском музее народного творчества и ремесел «Мастера» находится ее первый самостоятельный ковер 1939 го­да, авторский — от рисунка до готового изделия.

Окончив Тамбовский педрабфак, Мария Ивановна стала учительницей. Жизнь захлестнула, закрутила, почти не оставляя времени на вечерний покой у ткацкого станка. В шутку сказанные когда-то слова «Выйду на пенсию — займусь коврами» оказались пророческими. К этому занятию она и вправду серьезно вернулась, когда вышла на за­служенный отдых. И горячо взялась за возрождение семейного ремесла. При ее активном участии в селе Хохол был создан ковровый цех (1977–1984). Первое время было трудно. Мария Ивановна сама ездила за шерстью, потом красила ее у себя во дворе. Но семейная черта — горячее и ревностное отношение к труду помогла выстоять. Мария Ивановна внесла большой вклад в возрождение и развитие традиций Воронежского ковроткачества: обогатила орнамент новыми мотивами и композициями, расширила цветовую гамму, заменила горизонтальный стан на вертикальный. За время работы цеха ковроткацкой профессии было обучено 46 мастериц и изготовлено 150 ковров.

Мария Ивановна стала неизменной участницей областных и всесоюзных выставок, в 1983 году единственная была удостоена звания «Народный мастер Воронежской области». В настоящее время работы Гладневой хранятся в фондах Государственного исторического музея, Государственной Третьяков­ской галереи и в других музеях Москвы, Воронежа и за рубежом. Думается, и открытие в Хохле музея народного творчества и ремесел в 1985 году во многом и ее заслуга.

Надо сказать, что у истинного рукоделия особое долголетие. Мастера Хохольского района всегда это подтверждали своей искусной работой. С 1991 го­да в селе Хохол работает Дом народных художественных промыслов и ремесел. Здесь продолжают традиции ковроткачества, художественной вышивки и изготовления народных и сценических костюмов, кружевного плетения, бисеронизания. К примеру, были изготовлены костюмы фольклорному коллективу «Хохольские родники» (село Хохол), фольклорному ансамблю «Зарянка» (Голландия), сценические костюмы ансамблю «Воронежские девчата» (г. Воронеж).

В 1998 году местные мастерицы с блеском исполнили заказ от юной воспитанницы и солистки ансамбля «Воронежские девчата» Ольги Чирковой — расшитое льняное платье в традициях Воронежского края. Рисунок разрабатывала Нурия Абдулбариевна Савина (сейчас «Народный мастер художественной вышивки Воронежской области»). На белом фоне традиционный красно-черный орнамент — ромбы с цветами и обережный репей, по подолу широкое вязанное кружево. Вышивали платье Нурия Савина, Снежана Косульникова, Оксана Евсенко, Марина Данилова.

С этого момента сотрудничество хохольских мастериц с прославленным коллективом озарилось прочной творческой дружбой. В 2003 году Анна Григорьевна Ковригина, тогдашний руководитель ансамбля, заказала к юбилею коллектива 12 платьев. Над заказом трудился весь коллектив Дома ремесел, привлекали даже мастеров-надомников. На эту работу ушло почти три года. На юбилейном концерте 2006 года «Воронежские девчата» выступали в новых платьях. А почетными гостями у певиц были мастера Хохольского Дома ремесел.

Эстафета народного творчества не прерывается, когда у ее истоков стоят творцы, а их дело бережно чтут, продолжают и умножают сегодняшние энтузиасты. В 2019 году при музее была создана «Лавка чудес». Идея этого сообщества мастеров принадлежит заведующей музеем Лилии Леонидовне Абакумовой и преподавателю Хохольской детской школы искусств Наталье Анатольевне Пахомовой. К ним в полной мере относится давно замеченное правило, что дело живет энтузиастами. Всю свою жизнь Лилия Леонидовна занимается творчеством. С 2008 года, став заведующей музеем, начала изучать историю народных художественных промыслов и ремесел. В процессе работы заинтересовалась народно-обрядовой куклой, авторской сувенирной куклой, вышивкой. И в изготовлении их достигла высокого искусства. Неоднократно ее работы представлялись на различного рода выставках-ярмарках в Москве, Туле, Воронеже, а также на международных фестивалях музыки и ремесел «Живая старина» в Ростове Великом Ярославской области, в «Музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и на других фестивалях и конкурсах.

Столь же плодотворна творческая стезя Натальи Анатольевны Пахомовой. Родилась она здесь, в поселке Хохольский. Занималась в детской школе искусств на художественном отделении. После Бутурлиновского художественно-педагогического училища вела кружок рисования при музее «Мастера», а с 1999 года преподает на художественном отделении Хохольской ДШИ. Теперь за ее плечами Воронежский педагогический университет, который она успешно окончила по специальности изобразительное искусство. Многие ученики Натальи Анатольевны нашли себя на художественном поприще, это будущие и действующие педагоги, дизайнеры, архитекторы. Сама Наталья Анатольевна постоянно совершенствует свое мастерство, ее девиз «Художник учится всю жизнь». Она регулярно принимает участие в районных и областных выставках и конкурсах, как педагогических, так и художественных, в том числе и организованных Воронежским отделением Союза художников. Работает в техниках масляной живописи, акварели, воскографии, графики, изготавливает авторскую бижутерию, автор­ские куклы. Картины Натальи Анатольевны Пахомовой находятся в частных коллекциях в Воронеже, Санкт Петербурге, Белгороде, а также в США.

Абакумова и Пахомова со своими подвижниками, с инициативной группой «Лавки чудес» поддерживают тех, кто занимается творчеством, находят новых творцов и помогают их дальнейшему развитию, организуют выставки, мастер-классы. Это позволяет раскрыть творческий потенциал и самореализоваться многим молодым талантливым мастерам.

Максим и Екатерина Кожевниковы уже полтора года занимаются семейным производством — изготовлением декора из экологически чистого материала — фанеры. Фанерный лист в их руках с помощью лазерной резки и гравировки превращается в изящные чайные домики, всевозможные подставки, другие удивительные предметы интерьера и многое другое. И при этом каждое изделие неповторимо.

Валерия Пахомова с детства увлекалась живописью. Сейчас уже сама стала преподавателем в Хохольской ДШИ, ее живопись, авторская бижутерия заметны не только на региональном, но даже на международном уровне, когда Валерия участвовала в конкурсе Greenbird при поддержке Swarovski Create Your Style.

Руки Татьяны Аверьяновой создают неповторимые авторские текстильные куклы, куклы Реборн и свит-дизайн. Екатерина Феклистова вяжет и шьет с 5 лет. Ее авторская детская одежда, игрушки, единственные в своем роде, выполнены по собственным схемам мастерицы. Екатерина Кузнецова занимается творчеством со школьной скамьи, по профессии вязальщица и мастер машинной вышивки. Какое-то время увлекалась милыми забавными игрушками — зайками тильдами. Сегодня остановилась на куклах. Нужно добрые слова сказать в адрес живописцев Марины Скрипниковой и ее сына Дмитрия Хабибуллина. Почти два десятилетия назад они переехали из Узбекистана в Костенки. Это отражается до сих пор в сюжетах их картин, но и новая родина вдохновляет на творчество. У Владимира Гоцкина — своя творческая стезя. Живописцем был его отец, а сам он взялся за кисть уже в зрелые годы, подтверждая, что творчеству все возрасты покорны…

Добрых слов, без сомнения, здесь достойны и молодые люди, которым только открывается удивительный мир искусства, народного ремесла, и состоявшиеся мастера. Но при этом главное заключается в том, что, изучая и продолжая творческий опыт предыдущих поколений, они находят в нем зерна такой мудрости и мастерства, которые обязательно прорастут и дадут добрые всходы.

 

Владимир НОВОСЕЛОВ.

(По материалам Хохольского музея

народного творчества и ремесел «Мастера»)