В 1783 году 2 мая (по новому стилю — 13-го) эскадра русских кораблей под командой вице-адмирала Федота Клокачева вошла в Севастопольскую (Ахтиарскую) бухту, чем было положено начало Черноморского флота. В строю эскадры были построенные на верфях Павловска «новоизобретенные» корабли «Хотин», «Азов» и бот «Битюг».

…1770 год. На правом берегу Осереди слышался стук топоров и молотков, визг пил, командный крик мастеров-корабелов. Здесь строились боевые корабли Донской (будущей Азовской) флотилии. Им было суждено освободить от турецкого владычества Азовское и Черное моря, способствовать армии в овладении Крымом, завоевать право выхода русских судов в Средиземное море через проливы Босфор и Дарданеллы. Пусть это были малые «новоизобретенные» суда, но служили на них героические люди — российские моряки, которые своими подвигами совершили великие дела. Строители торопились подготовить корабли к спуску на воду, пока стоит полая вода, а когда спадет — корабли в Азов не провести: в некоторых местах Дона становилось мелко. 11 марта 1770 г. (по новому стилю 22 марта) уровень воды от межени поднялся на 12 футов, то есть на 3 метра 60 сантиметров.

А началось строительство кораблей в Ново-Павловском адмиралтействе по велению «Ея Императорского величества» Екатерины II в связи с объявлением Турцией 25 сентября 1768 года войны России. Императрица 24 декабря 1768 года повелела вице-адмиралу Сенявину Алексею Наумовичу придумать, «какие надобны суда» для борьбы с турецким флотом, построить их на Дону и действовать на Азовском и Черном морях. Генерал-комиссар И. Селиванов был послан на Дон «для приготовления тамо лесов к строению судов разной величины… и прочих разных строений».

Казна выделила на строительство флота 200 тысяч рублей. Непосредственное проектирование и руководство строительством «новоизобретенных» судов осуществлял мастер «полковничьего рангу» Иван Афанасьев (1705–1784) и его сын, подмастерье Семен Афанасьев (1730–1793), ставший впоследствии знаменитым мастером-строителем кораблей Черноморского флота. Четвертого сентября 1769 года Селиванов рапортом доносил в Адмиралтейств-коллегию: «В Павловске 1 числа сего месяца заложены суда: первого рода 1, длиною 104, шириною 27, глубиною 9 фут и второго одно ж, длиною 103, шириною 28, глубиною 8 фут 6 дюймов; да второго числа тож 2 судна второго рода. Поручена закладка еще двух второго рода в Павловске 3-го числа». 20 числа: «На Икорецкой верфи заложены 2 судна 3-го рода длиной 60, шириной 17, глубиной 6 фут, а прочие 4 судна заложены быть имеют… второго рода 2 и четвертого 21. Итого ж Икорецкой верфи 6 судов из заготовленных в близости к иной верфи лесов».

«Для построения больших судов в Павловске заготовлено лесу из Шипового, то есть ближнего к Павловску, леса». Для лесных работ было наряжено 1000 пеших и 1500 конных работников, а также 100 пар волов «с принадлежащим числом работников». Непосредственно на строительстве судов работали более 1000 человек: плотники, столяры, конопатчики, кузнецы, котельщики, маляры и другие. Условия труда и быта были чрезвычайно тяжелые, люди болели и умирали. Постоянно требовалась замена «убитых». 4 сентября И. Селиванов рапортом доносит: «В Икорце и Павловске адмиралтейских служителей и плотников больных более 400 человек…» 17 марта 1770 года А. Сенявин доносит рапортом из Павловска: «Больных как здесь, так и на Икорецкой верфи всякий день умножается и почти одна лихорадка. Я рассуждаю купить в малороссийских слободах вина до 1000 ведер, и настоя с полынью велено давать каждое утро кто пойдет на работу по чарке. Сим я думаю поощрять людей к работе, а может, сберегу здоровье их от утренней сырости…»

Работа спорилась «благодаря тщательной подготовке к строительству каждого судна в документах подетально, расписанию каждого работника на изготовление определенного вида деталей и определенного вида работ, заготовке необходимого количества гвоздей, болтов и прочего». Безусловно, огромное значение имело умелое руководство работами А.Н. Сенявиным и высокое мастерство кораблестроителей Афанасьевых — сына и отца.

11 марта (по старому стилю) 1770 года первый корабль первого рода, впоследствии названный «Хотин», ставший флагманским кораблем Азовской флотилии, был спущен на воды Осереди, чем положил начало своей боевой биографии.

Спуск на воду последующих кораблей происходил по мере их готовности с достройкой на плаву на Осереди и во время плавания их по Дону, «чтобы им успеть пройти мелководные места».

Наименования судам и прамам присвоены Указом № 413 «Ея Императорского величества» от 27 мая 1770 года.

 

График изготовления судов на Павловских верфях

Название

Род

судна

1769 год

 

1770 год
Закладка

 

 

Спуск

Отправка

«Хотин» 1 1 сент. 11 марта 10 апреля
«Азов» 2 1 сент. 14 марта 14 апр.
«Таганрог» 2 2 сент. 19 марта 8 апр.
«Новопавловск» 2 2 сент. 18 апр. май
«Корой» 2 3 сент. 20 апр. май
«Журжа»

 

 

2 3 сент. 24 апр. май

По приказу Сенявина 22 мая 1769 г. прамы №1 и №5 прибыли в Павловск, но из-за задержки в Павловске для погрузки артиллерийских припасов не успели пройти дальше села Мамон, где сели на мель, так как уровень воды в Дону упал, там и зимовали. В рапорте А.И. Сенявина в Адмиралтейств-коллегию 17 марта 1770 года сообщается: «… два прама, которые зимовали у села Мамон, как по имянному Ея Императорского величества 15 февраля сего года указу велено возвратить к Павловску …и предписано по приходе их, с прибылою водою вытащить на берег, и поставя под крышу хранить».

Павловчанам интересно знать, когда был в Павловске Федор Федорович Ушаков, впоследствии ставший командующим кораблями Черноморского флота (1790–1798 гг.) и русской Средиземноморской эскадры (1798–1800 гг.). Ф.Ф. Ушаков своими ратными трудами снискал славу непобедимого адмирала и за заслуги перед Отечеством в 2004 году Архиерейским Собором РПЦ «праведный воин Федор Ушаков прославлен в лике общецерковных святых». Вот как сам Ф.Ф. Ушаков свидетельствовал о пребывании в Павловске в собственноручно написанном документе, именуемом «Послужной аттестатной Список корабля Святого Павла бригадира флота капитана и кавалера Федора Ушакова 1788 год»: «…С 1769-го — в команде на праме № 5… с. Новопавловска до села Мамон вниз рекою Доном. В 1770-м — командиром прама № 5, имея також в команде моей прам № 1, от села Мамон вверх по реке Дону, которые против сильного при разливе реки весеннего течения обратно в Новопавловск поспешно и доставлены…»

Но вернемся к строительству «новоизобретенных» судов. Главной их особенностью было плоское днище. Это ухудшало мореходные качества, но позволяло их провести через мелководье по Дону. На А.Н. Сенявина возлагалась ответственность не только за строительство судов, их вооружение, но и за подготовку команды к плаванию, для чего ему было выделено 567 человек вместо положенных 996. Они должны были обеспечить безопасность перехода судов в Таганрог, а затем превратиться в экипажи кораблей, способных к бою на море.

Корабли прибыли к месту базирования, достраивались, вооружались и в 1771 году по весне приступили к выполнению задач, поставленных Ее Императорским Величеством Екатериной II, и успешно их решили.


1 Размеры судов 4-го рода: длина 86, ширина 24, глубина 8 футов. 1 фут равен 0,305 метра.