Река, впадающая в море
- 14.02.2022
Поэтическое творчество — это в большинстве своем сочетание нескольких уже известных читателю тем. При этом — а мы говорим о талантливой поэзии — увлекает и покоряет оно именно новизной. Уж кажется: все обо всем гениально и шедеврально написано. А прочтешь:
Тишину и покой посылая к чертям,
от любви и печали сгорая,
я летел по земным и воздушным путям
в направлении мнимого рая…
— или:
…Тепло родного очага
и боль мою забуду вскоре,
как забывает берега
река, впадающая в море…
— и счастливо улыбаешься, понимая, что это не так. Или вот эти строки:
Когда на перроне сухая листва шелестит,
а наши слова и надежды растрачены попусту,
Земля одиноко в осеннее небо глядит,
как женщина смотрит вослед уходящему поезду…
По-моему, удивительные образы… И уже хочется полюбопытствовать, а что там дальше. О чем пишет автор, что дорого ему? Какие строфы раскрывают в Валентине Нервине утонченного лирика или любящего сына своей земли?
Вот, например, тема Родины. Тема, от которой, наверное, никуда не деться, ни за кого не спрятаться. Да и как, если у русского человека понятия «родина» и «мать» — идентичны. Вот они, строки нервинской гражданской лирики:
…Я часть моей страны —
загульной и былинной —
и часть ее любви,
не знающей границ…
………………………………….
С высоты человеку виднее —
как в широкоформатном кино —
жизнь
и то, что мы сделали с нею,
со страной
и с собой заодно…
Автор не скрывает своих переживаний за судьбу взрастившего его Отечества, сегодня испещренного язвами беззакония и алчности, бесчестия и вседозволенности.
…Россия пропахла вокзалом,
где мы провожали, встречали…
<…>
А мы в привокзальном буфете
сидим посредине Отчизны,
как будто никто не в ответе
за все инвалидные жизни.
И звучащее в стихах «мы» считывается как понимание поэта своей, личной вины — и причастности к тому, чем и как сейчас живет наша Родина. Но и над этой «пропахшей вокзалом», с «инвалидными» поломанными жизнями страной при очевидном «перевесе» минора и тьмы светит солнце, глядит в окна, слепит яркими лучами. А человеческие души озаряются тихим светом лирики:
Любовь начинается, как листопад,
кончается — пуще неволи:
наивные листья покорно летят,
как желтые ангелы боли…
……………………………….
…Если жизнь — это лишь ожидание
невозможного, то, уходя,
на прощание, как на свидание,
подари мне улыбку дождя.
Наверное, вряд ли есть поэты, способные обойти в своем творчестве собственную жизнь, — и Валентин Нервин, конечно же, не исключение. Но уверена, что в одном согласится со мной немало людей: многим поэтам в трудную минуту их бытия помогает именно слово. Слово, выплескиваемое вместе с болью, любовью, отчаянием… Которому они служат, не ожидая взамен ничего, но получая главное — поддержку и силу.
Автобиографичность — это всегда раскрытие, и это не может не подкупать:
Я жил сомнительно и слепо —
дороги побоку вели,
но молния упала с неба,
а тишина — из-под земли…
А еще — виртуозное владение словом и безупречное умение считывать, например, природу, густо сдабривая ее всякий раз новыми образами:
Бомжует осень во дворе,
с годами наравне…
……………………..
…Куда подевалась осенняя хмарь? —
Амуры кучкуются на перекрестке
и даже совсем одичалый фонарь
подмигивает симпатичной березке…
……………………………….
Под занавес Лета Господня
тепло не дается в кредит.
На русской равнине сегодня
рассерженный воздух гудит…
Не знаю, как другим читателям, а мне хочется помахать рукой кучкующимся амурам и одичалому тополю или успокоить «рассерженный воздух», запустив в этого буку непоседливым солнечным зайчиком…
А как же идет Валентину Нервину — поэту, по его же словам, «счастливому по определению» — юмор! Например, вот это четверостишие:
…Над миром светает, и время не «глючит»
которое тысячелетие кряду;
но что ваша Ева еще отчебучит,
когда вы пойдете по райскому саду?..
Или:
Если мир устроить набело —
без наветов и химер —
каждый будет вроде ангела,
даже муха, например.
Станут все морально стойкими,
благодушными сполна
и за нами с мухобойкою
будет бегать сатана.
И так ярко вспыхнула перед глазами эта «веселая картинка», что подумалось тут же: «Нет уж, дудки! Пусть все остается как есть, чтоб за нами никто не бегал, норовя прибить: этим вполне успешно овладели некоторые смертные… И пусть бы мы оставались грешными, чтобы жила в нас всегдашняя потребность в покаянии».
А наветы и химеры, мне так думается, давно уже проросли в наше земное жизнеустройство — и это вопреки им в том числе мы крепнем и растем духовно, поднимаемся и движемся вперед.
Вита Валерьевна Пшеничная (Шафронская) родилась во Владивостоке. Окончила Псковское культурно-просветительское училище и исторический факультет Псковского государственного педагогического института им. С.М. Кирова. Работает в областной библиотеке для детей и юношества им. В.А. Каверина. Автор нескольких поэтических сборников, книги прозы. Публиковалась в журналах «Родная Ладога», «Север», «Наш современник», «Волга. XXI век», «День и Ночь», газетах «Литературная Россия», «Слово», «День литературы». Дипломант Международного Литературного фестиваля «Золотой Витязь» (2020). Член Союза писателей России. Живет в Пскове.