«Испив чарующий обман...»

ЗОЛОТЫЕ ШАРЫ

 

Золотые шары

уходящего русского лета,

сколько помните вы

о бревенчатых ветхих домах,

о земле огородов,

о старых как сказки монетах,

о трубе самовара,

об искрах, летящих впотьмах,

обо всем, что созрело,

и дышит вином и прохладой,

и как будто бы шепчет

в усталой сентябрьской листве —

не лети, не спеши,

нам еще почаевничать надо

на привольной Угре,

на неслышной и сонной Протве.

 

Я хочу говорить

о тебе, остающейся рядом —

даже в годы потерь,

даже в черном ознобе разлук,

в перекрестья решеток

согбенными кронами сада

ты шептала и пела,

и теплился солнечный круг

на ладонях, на сердце,

в мечте, в озарении, в слове —

золотым, настоящим,

лучистым как солнце цветком,

светозарным поклоном,

закатом в огне и любови,

и горючей слезой,

и прощальным осенним костром.

 

ДАВНЕЕ

 

Я возвращаюсь в далекий вечер,

где месяц молод и голос тонок,

где лампы лучик плывет навстречу

и тихо плачет больной ребенок.

 

Я припадаю к дыханью дома,

где летний дождик стучит по крыше,

и тень родная, так невесомо

склоняясь, шепчет, и сердце слышит

 

о том, что было и что настанет,

о нашей вере и нашей доле,

о том, что счастье нас не обманет,

но и не сможет укрыть от боли.

 

ДЫХАНИЕ ЯБЛОК

 

Слов осенняя зрелость

подобна дыханию яблок,

что вотвот опадут

и насытят сырую землицу —

дай, еще повторю,

и отчалит летучий кораблик,

и к заморским краям

полетят беспокойные птицы.

Мне же здесь оставаться

хранителем горького сока,

заточенного в памяти,

в темных подземных пластах,

в самородной мечте

и в тоске, словно полночь, высокой,

в огнецветных кристаллах

и ветхих поклонных крестах.

 

Это твердь и огонь

обращаются кровью и плотью,

зреют правдой запретной,

горючей слезой набегают,

то вотвот обовьются

упругой и жалящей плетью,

то вотвот задрожит

стебелька сердцевина нагая…

Это вечная музыка

вышла на свет из темницы

и щебечущей птичкой

сидит у тебя на руке…

Вулканический пепел

смахни с пожелтевшей страницы

и святые слова

прочитай на своем языке.

 

ПРЕДЗИМНИЙ ЗАКАТ

 

Моих воспоминаний бабушка

сюда приходит каждый вечер

и кормит синего воробушка,

а мне и поделиться нечем.

На полмизинца горьким вермутом

предзимье у души в поддоне —

укутан облаками Лермонтов,

и скомкан Пастернак в ладони.

 

Вся алость холода закатного

и терпкий чай опавших листьев,

как банка рыжиков, закатаны

и дремлют в лапнике смолистом,

и погружаешься в убежище

цепочкой слова, пульсом духа,

и отступает холод режущий,

и в глубине тепло и сухо.

 

И не посмертие мне грезится

на бесконечной карусели,

а просто нищая поэзия

блуждает по ветвям артерий,

и опадают клочья белые

на замершую ткань души,

и все слышнее — что ты делаешь?

Проснись, почувствуй, расскажи.

 

АЛЕНУШКА

 

Небес отучневшее брюхо

все лето дождем истекало,

и зелень винного духа

трещину в сердце искала,

и утро было как вечер,

а дни как сумерки длились,

и смерть с ночами делили

по мере тоски человечьей.

 

Ручьями радуги плыли,

и лужи цвели зеркалами,

дремало в сырой могиле

полудня светлое пламя,

молитвы творили монахи,

и вторили им мещане,

вожди разражались речами,

но всех уравняли страхи!

 

И все про себя шептали:

когда ожидать потопа,

союза крови и стали

на площадях и в окопах?

Кляли природу и власти,

прошлое поминая,

и память плелась, больная,

сквозь горести и напасти.

 

А гдето в русском раздолье

среди земляники алой,

плача последней болью,

Аленушка умирала!

Вьюнки пеленали рану,

вились по крови и стали,

и в гуще трав и бурьяна

кузнечики стрекотали…

 

ПОСЛЕДНИЙ ТРАМВАЙ

 

Не веди меня на пиршества,

на поклон медам грядущим,

не зови хмельными виршами

развлекать гостей жующих;

между символом и сущим

пустословие сотри,

чтобы пели в райских кущах

алконосты — до зари,

 

до пожара, где расплавится

звездноснежное цунами,

и сгорит кометы палица,

занесенная над нами,

и укроет пеленами

долгожданная роса,

и родными именами

отзовутся голоса.

 

Это главное, а прочее

пусть гурманы допивают,

золотые многоточия

запекая в караваи…

До последнего трамвая

пять минут и пять шагов,

да зарница грозовая

у блаженных берегов.

 

НА КРАЮ

 

Я не скажу тебе о гибели,

уже стоящей у дверей,

я умолчу, что страхом выбелен

простор до северных морей,

и ввек не захочу опомниться

и зашататься, став на край

обрыва, где слепая конница

влетает в разоренный рай…

 

И если значит апокалипсис

не Откровение, но смерть,

я не хочу смотреть, как скалится

над нами костяная жердь!

Мы живы, и у счастья нашего

нет ни затворов, ни ворот,

но ни минуты дня вчерашнего

никто у нас не отберет.

 


 

Никита Юрьевич Брагин родился в 1956 году в Москве. Окончил Московский государственный университет. Доктор геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Геологического института РАН. Автор большого количества научных работ по геологии и палеонтологии, а также шести поэтических книг. Публиковал стихи в московских и зарубежных журналах. Победитель ряда творческих литературных конкурсов в интернете. Член Союза писателей России. Живет в Москве.