Подвиг души и веры
- 24.10.2022
Воронежская земля подарила России и Русской Православной Церкви яркого, деятельного и талантливого подвижника и ученого, много потрудившегося на благо своей Родины. Это архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Димитрий Иванович Самбикин, 1839-1908) — уроженец Острогожского уезда Воронежской губернии. Он прошел путь от «библиотекаря, преподавателя, священника-просветителя, учителя, пастыря» до архипастыря огромной и значимой для истории Российской государственности епархии.
Огромен богословско-литургический и научный вклад архиерея. На рубеже XIX–XX вв. он принял участие в формировании нового, наиболее полного «Месяцеслова святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указателя празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве», в состав которого вошли сведения об общерусских, общехристианских и местночтимых святых, об их иконографии и особенностях служения. Именно этот труд поставил имя архиепископа Димитрия в один ряд с именами таких выдающихся церковных деятелей как митрополит Московский Макарий, иеромонах Герман Тулупов и священник Иоанн Милютин, митрополит Ростовский Димитрий (Туптало), историк церкви А.Н. Муравьев, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), архимандрит Леонид (Кавелин), протоиерей Александр Державин, епископ Афанасий (Сахаров). «Великий из новейших отцов Церкви, славный и великий во священноиерархах Православной Русской Церкви, звезда первой величины, истинный муж совета и разума, муж великого ума, мощная духовная сила, незыблемый столп исконно русских православных начал, новый Божий человек», «доблестнейший из иерархов Православной Церкви», «муж широкого развития и безупречной чистоты нравственности» — так именовали архиепископа Димитрия все те, кто хотя бы раз «обращались к его трудам и дням». Все эти эпитеты, как справедливо подчеркнул церковный ученый архимандрит Иннокентий (Просвирнин), «звучат, как аксиос, как утверждение его непреходящих заслуг перед Православием».
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) — известный историк-богослов, источниковед, издатель и педагог, сотрудник Издательского Отдела Московского патриархата, заместитель главного редактора по научной работе сборника «Богословские труды». Архимандрит Платон (Игумнов) утверждал, что отец Иннокентий «был настоящим монахом-подвижником, стяжавшим неведомое для мира духовное сокровище, духовное дарование, и этими дарованиями он щедро делился со всеми, кто к нему приходил, был строг к себе и снисходителен к другим, у него была своя особая мировоззренческая концепция, свой взгляд на историю, ибо он верил в то, что Промысл Божий строит мир…».
Остался объемный архив архимандрита Иннокентия, сложившийся в течение жизни и включивший в себя биографические материалы, творческие рукописи, переписку, материалы третьих лиц. Этот архив в 1996 году был передан в Отдел рукописей Российской государственной библиотеки наместником Московского Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым).
Собранные и систематизированные почти 4 000 единицы хранения позволяют объективно и наиболее полно раскрыть масштаб личности, духовную мощь и смысл деятельности отца Иннокентия, вся жизнь которого была посвящена делу миссионерского просветительства. Они позволяют по-настоящему осознать, что масштаб церковно-научной деятельности архимандрита Иннокентия (Просвирнина) вполне сопоставим с трудами таких великих церковных ученых как митрополит Евгений (Болховитинов), митрополит Иннокентий (Вениаминов), архимандрит Леонид (Кавелин), епископ Порфирий (Успенский).
Архимандрит Иннокентий уделил особое внимание наследию, жизни и трудам архиепископа Димитрия (Самбикина).
Краевед, церковный историк, духовный писатель, археолог, богослов, агиолог-агиограф, библиограф и просветитель, доктор Церковной истории, ректор Воронежской и Тамбовской духовных семинарий, почетный член Московской и Казанской духовных академий, епископ Балахнинский, Балтский, Подольский и Брацлавский, Тверской и Кашинский, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (в миру Димитрий Иванович Самбикин) оставил после себя огромное научное и богословское наследие. К числу замечательных краеведческих сочинений относятся его очерки о Воронежских и Тамбовских монастырях и церквях, указатели праздников Воронежской и Нижегородской епархий, материалы по истории Тверской губернии, описания церквей и монастырей Торжка, историко-статистические описания. Русская церковная история представлена очерками, посвященными патриарху Гермогену, архиепископу Черниговскому Филарету, историку и библиографу Д.И. Успенскому, первому ректору Тамбовской семинарии Иоанникию, архиепископу Воронежскому Серафиму, отношениям государя Петра I и епископа Митрофана Воронежского. К числу фундаментальных и наиболее значимых трудов современники архипастыря, его последователи и исследователи отнесли именно «Месяцеслов святых», увидевший свет сначала в Тамбовском издательстве в 1878–1883 гг., а затем в Каменце-Подольском в 1893–1902 гг.
Первая оценка жизни и деятельности архиепископа Димитрия была дана в некрологах, опубликованных в 1908 году на страницах региональных церковных и краеведческих изданий и в целом ряде брошюр, увидевших свет сразу после кончины архипастыря. Некрологи разместили Тверские и Воронежские епархиальные ведомости, статьи памяти архиепископа вышли в журналах «Воронежская старина» и «Церковные ведомости», в «Трудах Казанской духовной академии».
Событийная канва XX века — войны и революции, атеизм и воинствующее безбожие. Этот век дал Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) сонм великих мучеников и исповедников, он стал испытанием для всех православных. В годы Великой Отечественной войны, а именно в год Сталинградской победы и коренного перелома изменился статус Церкви в нашем Отечестве: был избран патриарх, был воссоздан редакционно-издательский совет РПЦ, вышли первые номера возобновленного «Журнала Московской Патриархии». В 1945 году учредили Издательский отдел Московского Патриархата. Его главной обязанностью обозначили подготовку и выпуск изданий, необходимых для церковной жизни. Требовалось выпустить в свет такую необходимую для ведения церковного богослужения литературу как Триоди, Октоихи, Служебники, Минеи, Церковные календари, Священное писание (Ветхий и Новый Завет, Апостол, Псалтирь). Поставленные задачи требовали осмысления всего произошедшего в стране и в церковной жизни общества, а также использования опыта и наработок XIX — начала XX вв.
Огромную роль в решении этих задач сыграл митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) (1926–2003). Он привлек к работе в Издательском отделе лучших выпускников и студентов Московской духовной академии, среди которых был иеромонах Иннокентий (Просвирнин) (1940–1994), отдавший церковно-издательскому делу двадцать лет жизни. Как заведующий отделами проповеди и богословия «Журнала Московской Патриархии» и член редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», как историк-богослов, археограф-источниковед, издатель и педагог, в 1970-е годы он приступил к подготовке и написанию текстов Служебных Миней.
Назначение архимандрита Иннокентия на должность ответственного редактора и составителя не было случайным. Он с середины 1960-х годов участвовал в работе над многими важнейшими изданиями Московского Патриархата: подготовка к печати Библии (1969), Нового Завета (1976), «Настольной книги священнослужителя» (1977–1988), Триоди, Октоиха (1981), Ирмология (1983), книги-альбома «Троице-Сергиева Лавра» (1985). Делом всей его жизни (в составе творческой группы) стали богослужебные Минеи (1978–1989). Образцом стал «Месяцеслов святых, всей русской церковью или местно чтимых» архиепископа Димитрия (Самбикина). По инициативе отца Иннокентия, согласно отечественной церковной традиции, были вновь включены многие службы русским святым.
Примерно в это же время было принято решение о подготовке к переизданию «Месяцеслова святых» владыки Димитрия. В связи с этим решением архимандрит Иннокентий написал свой первый очерк, посвященный удивительному подвижнику и просветителю рубежа XIX–XX вв. Сохранившееся в архиве отца Иннокентия «Предисловие» состоит из двух разделов. В первом, после раскрытия значения как самого понятия «месяцеслов», так и истории его формирования на протяжении первого тысячелетия христианства, дана характеристика этапов составления русских миней: от Нестора Летописца до епископа Афанасия (Сахарова). Тем самым читателям указывается место трудов архиепископа Димитрия по составлению «Месяцеслова». Во втором разделе представлена краткая биография святителя с указанием основных фактов и периодов его жизни и деятельности, таких как рождение в семье священнослужителя слободы Караяшника Острогожского уезда Воронежской губернии, преподавание церковной истории в Воронежской семинарии после окончания Санкт-Петербургской духовной академии, священническое служение в храме Рождества Богородицы города Воронежа, ректорство в Тамбовской духовной семинарии, епископское служение и труды на Казанской кафедре в сане архиепископа.
Как ученый-богослов архимандрит Иннокентий указал на «многоплановость» научной деятельности архиепископа Димитрия, «оставившего богатое литературное наследство: статьи, очерки, брошюры, книги». «Месяцеслов» отмечен как «свидетельство большого научного и духовного подвига». Отец Иннокентий обратил внимание читателей на оценки этого труда, данные его учениками, в том числе профессором Казанской духовной академии А.А. Царевским — одним из первых историографов архиерея. Вот одно из приведенных суждений А.А. Царевского: «Месяцеслов» — это монументальный труд, имеющий громадный научный интерес и чрезвычайно важное практическое значение <…> богатейшее собрание исторических, биографических и библиографических сведений о святых Православной Церкви <…> незаменимый драгоценный справочник».
В 1990 году архимандрит Иннокентий написал статью «Труды и дни архиепископа Димитрия (Самбикина) (1839–1908)», сопроводив ее полным библиографическим списком трудов архипастыря, включающим 70 названий.
Статья открывается похвальным словом святителю: «Обладая светлым и проникновенным даром слова, глубокой и разносторонней научной эрудицией, неиссякаемой интеллектуальной энергией, феноменальной памятью, архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий, в миру Димитрий Иванович Самбикин, за сорок лет педагогической, научно-исследовательской и архипастырской деятельности снискал такую любовь своих современников — собратий по сану, клира, паствы, богословов Русской Церкви, что каждому обращению к его трудам и дням непременно сопутствует выразительный эпитет».
Далее идет повествование о жизненном пути и высоком служении, начавшихся в Воронежской семинарии и в годы учебы в Петербургской духовной академии, когда студент Димитрий «заявил о себе как незаурядный ум». В 1865 году в «Известиях Петербургского комитета грамотности» он напечатал статью «Об открытии в селах библиотек», а затем «учредил в слободе Караяшник Воронежской губернии народную библиотеку». «Эта гражданская акция студента Димитрия Самбикина получила высокую оценку: студент был избран членом-корреспондентом Петербургского совета грамотности». Получив назначение на должность библиотекаря Воронежской публичной библиотеки, он, как отметил архимандрит Иннокентий, «с большим педагогическим тактом воспитывал и развивал вкусы читателей».
Первый, Воронежский, период служения связан с настоятельством в Рождество-Богородицкой (Пятницкой) церкви и преподаванием всеобщей и гражданской истории в Воронежской семинарии. Именно в эти годы, по мнению отца Иннокентия, Димитрий Иванович сформировался как «библиотекарь, преподаватель, священник-просветитель, учитель, пастырь, и определившись в этих качествах, до конца земной жизни совершенствовал их, щедро даря людям духовные и душевные радости».
В 1872 году отец Димитрий стал ректором Тамбовской семинарии. Годы его ректорства стали «золотым веком» этого учебного заведения. В своих пастырско-педагогических трудах он «излучал столько действенного христианского милосердия, что весь Тамбов несколько десятилетий хранил о нем благоговейно-восторженную память, воздавая должное плодам его трудов».
После принятия монашеского пострига и возведения в сан архимандрита в 1881 году его назначили ректором Воронежской семинарии. Спустя пять лет состоялась епископская хиротония и Димитрий (Самбикин) стал викарием Нижегородской епархии. Далее был путь архиерейского служения, завершившийся на Казанской кафедре в 1908 году.
После яркой характеристики жизненного пути святителя Димитрия архимандрит Иннокентий перешел к анализу его ученой деятельности, «освященной духом и буквой слов Молитвы Господней». Так, например, будучи ректором, архиепископ Димитрий (Самбикин) уделил внимание созданию учебных пособий по общей церковной истории — «полю деятельности, ожидавшему своего пахаря и сеятеля».
Отец Иннокентий как ученый-богослов и педагог, оценивая воронежские церковно-краеведческие исследования владыки, написал: «Ясно видя дидактическую значимость местной церковной истории, Димитрий Иванович заново исследовал и опубликовал житие святого Митрофана Воронежского, рассказал о жизни и деятельности других воронежских иерархов: Вениамина (1724–1743), Кирилла (1758–1761), Иоанникия (1761–1763), Афанасия (1799). А такие его труды, как описание Вознесенского (Коротоянского), Успенского (Валуйского), Преображенского (Семилуцкого), Преображенского (Белоколодского) монастырей, стали славным прецедентом для аналогичных исследований».
Не менее высокой оценки заслужили и его «Указатели храмовых праздников в Воронежской епархии», включающие в свой состав страницы истории епархии и ее иерархов.
Отец Иннокентий указал, что повествования о подвижниках христианского благочестия и выдающихся деятелях Православия Димитрий (Самбикин) продолжил на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей». Именно на Тамбовской земле, и далее активно собирая «материалы по русской агиологии и агиографии», «самозабвенно трудясь», архипастырь создал «напечатанный впервые как приложение к «Тамбовским епархиальным ведомостям» за 1878–1880 гг. свой самый значительный труд «Месяцеслов святых, всею Русской Церковью или местно чтимых».
Архимандрит Иннокентий как источниковед и богослов дал следующую оценку этого «незаменимого, драгоценного справочника»: «“Месяцеслов” отца Димитрия отмечен высокими дидактическими достоинствами. Доступный, последовательный, стройный композиционно, написанный с глубоким проникновением в характеризуемые события, факты, явления, с ясным видением логических, хронологических, этнографических связей и особенностей объектов описания, “Месяцеслов” щедро дарит читателю радость познания. Познавательной ценности “Месяцеслова” активно способствуют многочисленные оправки, сопутствующие главной сюжетной идее».
Значимым достоинством «Месяцеслова» был назван факт, связанный с особенностями содержания: «Сведениям о русских святых, празднествах в честь Пресвятой Богородицы и Спасителя сопутствуют не менее подробные сведения о святых нерусского происхождения, особенно чтимых на Руси: пророке Илии, апостоле Андрее Первозванном, Святителе Николае, Василии Великом, Григории Богослове, Иоанне Златоусте, святом Димитрии Мироточивом, Солунском чудотворце, святой Нине, святом Авраамии Болгарском и других. Наряду с этим автор всюду указывает русскую иконографию общеправославных праздников и вселенских святых, говорит также, где и какие храмы на Руси посвящены тому иди иному из этих праздников и святых. Благодаря всему этому “Месяцеслов” Владыки Димитрия приобретает характер месяцеслова подлинно русского в полном смысле этого слова». Подобная структура способствовала, по мнению архимандрита Иннокентия, «историческому самопознанию русского народа».
Этапным для церковной науки и богословия, по мнению отца Иннокентия, стал труд владыки Димитрия «Собор святых 70 апостолов» (Казань, 1907), построенный в форме 70 отдельных очерков. Этот труд был определен по жанру как «мартиролог» с «четкими сюжетами» и «доказательной аргументацией». Анализ структуры и содержания позволил указать на следующее: «Читая “Собор святых 70 апостолов”, нельзя не обратить внимания на композиционную особенность этой монографии. По существу “Собор святых 70 апостолов” являет собой не что иное, как подробнейшее описание жития и деяний апостола Павла, так как почти все святые 70 апостолов — это или его спутники (Варнава, Лука, Тимофей, Сила, Крискент), или обращенные им ко Христу (Епафродит, Климент, Иасон, Аристарх, Сосипатр, Акила, Прискилла, Онисим, Крисп, Стахий)».
В своей статье архимандрит Иннокентий указал и на «живой интерес владыки Димитрия к церковной старине», на его работы по учреждению новых библиотек и школ. Не менее значимыми, по мнению ученого, стали создание в Тверской епархии Историко-архивного комитета и издание в 1898 году монографии «Материалы для истории Тверской епархии. Упраздненные монастыри».
Статья архимандрита Иннокентия (Просвирнина) — это первое в советское и постсоветское время монографическое исследование полной «сплошного труженичества» жизни архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина), уроженца Воронежской земли, в которой удалось наиболее полно раскрыть вклад владыки в церковную науку и в церковное строительство.
В 1990–2000 гг. вышло несколько небольших материалов, посвященных разным периодам его служения. Статьи о его деятельности поместили в энциклопедии. В интернет-пространстве год столетия кончины святителя также был отмечен целым рядом публикаций. На страницах Россошанской и Казанской епархии регулярно помещают репортажи, связанные с памятью владыки Димитрия. Все это свидетельствует о большом значении святительских трудов архиепископа, прославляющих Отечество и Русскую Православную Церковь.