Пионер исторического романа
- 25.03.2015
В Пензенской губернии, в родовом селе Рамзал, 225 лет назад, 14 июня 1789 года, родился Михаил Николаевич Загоскин — будущий писатель, который положит начало новому жанру в русской литературе — историческому роману.
«В самом деле, вьюга усилилась до такой степени, что в двух шагах невозможно было различать предметов. Снежная равнина, взрываемая порывистым ветром, походила на бурное море; холод ежеминутно увеличивался, а ветер превратился в совершенный вихрь».
«Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. <…> Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».
В приведенных отрывках немало общего в описании зимней бури. В первом: «бурное море», «совершенный вихрь», во втором: «снежное море», «мрак и вихорь» — весьма похожие картины разбушевавшейся стихии.
Первый отрывок взят из романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», увидевшего свет в 1829 году. Второй — из пушкинской «Капитанской дочки», опубликованной в 1836 году. Между этими историческими произведениями почти семь лет. Возможно, Александр Пушкин помнил описание зимней бури в романе Загоскина, и это навеяло похожие строки в его произведении, ставшем классикой отечественной литературы.
Роман «Юрий Милославский» Михаила Загоскина был первым русским историческим романом, который благожелательно приняла просвещенная публика. Его высоко оценили Жуковский и Пушкин. 11 января 1830 года Александр Сергеевич в письме к Загоскину писал: «…Поздравляю Вас с успехом полным и заслуженным, а публику с одним из лучших романов нашей эпохи. Все читают его. Жуковский провел за ним целую ночь. Дамы от него в восхищении». Спустя 10 дней (21 января) в пятом номере «Литературной газеты» поэт напечатал свою рецензию, где подчеркнул: «Г-н Загоскин точно переносит нас в 1612 год. Добрый наш народ, бояре, казаки, монахи, буйные шиши — все это угадано, все это действует, чувствует, как должно было действовать, чувствовать в смутные времена Минина и Авраамия Палицина. Как живы, как занимательны сцены старинной русской жизни».
Время, изображенное в этом романе, — конец польского нашествия, освобождение Москвы народным ополчением Минина и Пожарского. Первых читателей романа привлекала патриотическая направленность произведения, русский колорит, живо написанные сцены из событий 1612 года. Очень скоро «Юрий Милославский» стал популярнейшей книгой всей читающей России. При жизни автора роман выдержал восемь изданий, был переведен на английский, французский, немецкий, чешский и другие языки. О нем с большим одобрением отзывались Вальтер Скотт и Проспер Мериме, а Белинский отмечал значение романа для России: «Юрий Милославский» был первым русским историческим романом. Он явился очень вовремя, когда все требовали русского и русского. Вот причина его необыкновенного успеха».
Этот успех подвиг Михаила Загоскина обратиться к событиям Отечественной войны 1812 года, к событиям, которые еще не ушли в далекое прошлое, они происходили на глазах у многих современников писателя, он и сам был участником этих событий. Когда началась война 1812 года, Михаил Николаевич оставил службу и записался в петербургское ополчение, участвовал в сражениях, был ранен и награжден за храбрость орденом Анны 3-й степени «на шпагу». Друг и биограф М. Загоскина, известный писатель С.Т. Аксаков, писал о Михаиле Николаевиче: «С прекрасной наружностью, внушавшей расположение и доверенность, вспыльчивый, живой, откровенный, добрый и постоянно веселый, Загоскин был любим товарищами и всеми его окружавшими».
Жуковский, узнав о том, что Загоскин пишет новый роман о войне 1812 года, высказал некоторые опасения — слишком свежи события, тут нет места вымыслу — но все же благословил писателя на новый труд. Жуковский понимал, что России нужна книга об Отечественной войне. Опубликованный в 1831 году роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» и был ответом на эти ожидания.
Новый роман разошелся стремительно, как и первый. Автор послал роман Жуковскому и Пушкину. Жуковский откликнулся с одобрением, Александр Сергеевич поблагодарил Загоскина за книгу, но от ее оценки уклонился. Новый роман не удовлетворил поэта ни своей официальной концепцией войны 1812 года, ни художественной стороной. В это время Пушкин сам обратился к эпохе войны с французами и старался дать свою версию Отечественной войны. Повесть он назвал не без намека на роман Загоскина «Рославлев». О пушкинской повести Апполон Григорьев заметил: «Пушкин написал свою картину под формою высокохудожественного, но, к сожалению, неполного рассказа, в которой он восстановлял и настоящие краски и настоящее значение события и эпохи». Роман же Загоскина «Рославлев» после первых положительных впечатлений несколько разочаровал читателей — романтическая интрига с роковыми страстями явно заслоняла картину народной жизни. И тем не менее этот роман был первым, по-настоящему плодотворным опытом в осмыслении исторических событий войны 1812 года, а главное, «Рославлев» Загоскина имел патриотическую направленность, отвечавшую чаяниям всего русского общества.
История России постоянно интересовала Загоскина — время Екатерины II, эпоха Петра и даже древняя старина времен князя Владимира — все это отразилось во многих его произведениях.
О романе «Аскольдова могила» восторженно отозвался Пушкин, а по мотивам романа А. Верстовский написал оперу с одноименным названием, которая с успехом шла на сценах императорских театров и увеличила популярность писателя. Справедливости ради необходимо отметить, что Михаил Загоскин в литературную жизнь вошел первоначально не как автор исторических романов, а как драматург, вернее — как комедиограф.
Еще в 1815 году Михаил Загоскин написал комедию «Проказник», а в 1817 году другую — «Господин Богатонов, или Провинциал в столице». Но настоящую известность принесла ему пьеса «Комедия против комедии, или Урок волокитам». Комедия молодого драматурга была полна намеков на злободневные литературные события. В ней Загоскин брал под защиту популярного в те годы драматурга и режиссера — князя Александра Шаховского — от нападок молодых карамзинистов. В предисловии пьесы Загоскин подчеркивал, что стремился высказать свое мнение о пьесе Шаховского «Липецкие воды» да создать несколько забавных сцен, свидетелем которых он был. Действительно, в этой пьесе, да и в других, немало забавного. В своих произведениях Михаил Загоскин высмеивал пристрастие разбогатевших выскочек ко всему иностранному в ущерб отечественному. Вообще во всех многочисленных пьесах Загоскина порок, в конце концов, наказывался, а добродетель торжествовала. Пристрастие литератора именно к комедии объяснялось особенностями его характера. Известный мемуарист Ф. Вигель утверждал, говоря о Михаиле Николаевиче: «Как истинно русский весельчак, любил он всегда без желчи, без злости, без малейшего дурного умысла подшучивать в глаза над слабостями людей и таким образом, задевая самые чувствительные струны их самолюбия, часто творил из них непримиримых себе врагов».
Успехи Загоскина как драматурга были очевидны, его пьесы с успехом шли в петербургских театрах, однако в 1820 году Михаил Николаевич с семьей переезжает в Москву на постоянное местожительство. Здесь он тесно общается с театральным миром, дружит со многими известными актерами и одновременно начинает писать исторические романы. Одиннадцать лет (1831 — 1842 годы) он занимал должность директора московских театров, а последние годы жизни был директором Оружейной палаты в Кремле. Его привлекали и древности Москвы, и ее окрестности. Большой знаток памятников старины, Михаил Загоскин мог часами рассказывать о них. Михаил Николаевич тридцать лет никуда не выезжал из Москвы, лишь изредка — в Троице-Сергиеву лавру и в пригороды. Живя постоянно в городе, писатель внимательно и с большим интересом вглядывался в жизнь москвичей, изучал их характеры и нравы.
В течение восьми лет, с 1842-го по 1850 год, Михаил Загоскин работал над одной из лучших своих книг, выпущенной в четырех «выходах» (частях).
Многим известна популярная книга В. Гиляровского «Москва и москвичи», однако едва ли многие знают, что у книги Гиляровского имеется предшественница. Это книга Михаила Николаевича Загоскина с очерками о нашей древней столице, которую он первым назвал «Москва и москвичи». Мне лично она больше по душе и интересу, чем его знаменитый роман «Юрий Милославский».
В своей книге о Москве писатель великолепно описал самые разные стороны современной ему московской жизни — от Английского клуба и купеческой свадьбы до жизни и быта ямщиков. Загоскин подробно описывает торговые ряды и ярмарки, праздник в Сокольниках и прогулку в Симонов монастырь, где когда-то, несколько веков назад, происходили героические события. В книге Загоскина ярко выписаны современные ему московские типы с их особым языком. Зоркий взгляд писателя отмечает своеобразные стороны жизни москвичей; так о московских ямщиках он пишет: «Извозчики-аристократы, известные под названием лихих, составляют совершенно отдельную касту. Их гордость и презрение ко всем другим извозчикам не имеют никаких границ. По их мнению, тот, кто не может выехать на рысаке, иноходце или, по крайней мере, на красивой заводской лошади — не извозчик…»
В книге «Москва и москвичи» Загоскин часто использует излюбленную им драматическую форму. Отдельные главы даны в виде драматических сцен. Особенно великолепно, с юмором написана глава «Купеческая свадьба», которая предваряет по сюжету чеховскую «Свадьбу с генералом». Как в своих пьесах, так и в последней книге Михаил Николаевич отстаивает свою излюбленную тему неприятия чужеземного, если имеется свое, родное, которое не хуже привозного.
Писателя в жизни отличало редкое добродушие, он легко сносил любую критику своего творчества, но, по словам его друга, писателя С. Аксакова: «…он не выносил только одного: если, нападая на Загоскина, задевали Россию или русского человека — тогда неминуемо следовала горячая вспышка».
Михаил Николаевич Загоскин был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете и членом Русского отделения Академии наук.
Талантливый и самобытный писатель Загоскин до конца своих дней оставался русским патриотом. Умер Михаил Николаевич в 1852 году и упокоился в Новодевичьем монастыре. В наше время его книги не издаются, а жаль. Творчество Михаила Загоскина — одна из славных страниц русской словесности.