Параллельные миры
- 12.01.2021
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПУТЕШЕСТВИЮ
«Поэт и муза» — так называется пока единственный поэтический сборник таловского автора Бориса Николаева. Честно говоря, если бы я увидел на книжной полке стихи с подобным названием, то, скорее всего, не задержал бы своего внимания на этой, казалось бы, претенциозной и одновременно тривиальной обложке. Но в силу обстоятельств, которые часто мудрее нас, книга эта оказалась у меня в руках, а стихи затянули сразу же, с первой страницы, обещающей интересное знакомство.
Ночь тонка, как паутина.
Скоро, скоро пробужденье.
Перекличкой петушиной
Обозначились селенья…
Только глубоко проницательный читатель оценит, на первый взгляд, простой поэтический образ, где временной отрезок и звуки «переводятся» автором в визуальное объемное представление. Но достаточно ли подобных стихотворных, где-то мастерских, зарисовок, чтобы с полной определенностью мы смогли бы сказать, что перед нами поэт. Насколько остра авторская необходимость делится всем этим с посторонними людьми. И в этом смысле Борис Николаев не разочаровывает. Не так часто он прибегает к «художественной демонстрации». Для него куда важнее поделиться с читателем самым для него главным — рассказать о себе, о своей жизни. При этом, естественно, дорожа необходимой образностью языка и умением композиционно-цельно ладить стихи. Сам автор по специальности — архитектор, и во вкусе и способности «держать стиль» ему не откажешь. Тем не менее, его лирическое Я, или лирический герой вовсе не условны, а достаточно биографичны.
Эка невидаль, заметит иной, а как же иначе? Можно сказать, что и «невидаль». Во всяком случае, явление редкое среди брошюрных развалов сегодняшнего поэтического чтива, особенно на страницах, по выражению самого Бориса Николаева, «провинциально-тонких наших книжек».
Перед поэтом (не перед эпигоном), при наличии не только художественного навыка, но и таланта, всегда стоит выбор. Есть неистребимое желание «зацепить» интерес читателя оригинальностью формы, стилистической эквилибристикой, ремейком какой-либо вечной и популярной темы с использованием всевозможных аллюзий и реминисценций — в некой сценической позиции, когда читатель внизу, как зритель в партере, пришедший посмотреть на «номера». И есть обратное, когда поэт идет к читателю «со своим»: подсаживается к нему за стол, на скамейку, едет с ним в общественном транспорте, заглядывает к нему домой. И самое главное при этом, такой автор, в отличие от «сценического», не боится показаться читателю неинтересным, не комплексует по этому поводу.
Поэзия Николаева — это тот случай, когда «творческое проживание» автора со всей очевидностью глубоко увязано с жизнью поэта: с его конкретным прошлым (в большей степени), реальными людьми — друзьями, отцом, трагически погибшей любимой женщиной… И свои «биографические» истории автор умеет подать как поэтическое событие.
В стихотворении «Лебеди» Борис Николаев, вызывая в своем видении образ ушедшего из жизни отца — вызывая по причине чего-то недосказанного в прошлом, пытается еще раз прожить с ним, видимо, редкие счастливые минуты.
Я воссоздал картину, наконец,
Воображеньем, волей и стихами:
Гоню машину, рядом спит отец,
Вселенная мерцает над полями.
Два близких человека отправляются к родным, но уже «призрачным» местам. И этот «полуночный путь» в прошлое, пролагаемый воображением, преобразует, казалось бы, реальный окружающий мир, «залитый зеленым лунным светом»: и спящее селенье, и ветряк на взгорье, и пруд, и вереницу придорожных ромашек, — в картину вечно пребывающего в «документальной» отстраненности когда-то родного бытия. Сама машина, в которой путешествуют отец и сын, представляется уже машиной времени. У Бориса Николаева, чей возраст давно перевалил на вторую половину жизни, машина времени зовется уже не мечтою с путешествием в будущее, а воспоминанием, из которого порой горько возвращаться.
Я чувствую дыхание отца.
Слов нет — все и без них понятно,
И нет виденью этому конца,
И нету, кажется, пути обратно.
Но рвется пленка — прервано «кино».
Мне возвращаться одному придется
Из тех времен, что прожиты давно.
На самом главном вечно пленка рвется.
Безусловно, как и любому поэту, таловскому автору не чужды обращения к вечным вопросам бытия, но он не создает для этого искусственной ситуации. «Вечные темы», как, собственно, и мифология, в поэзии Николаева не существуют параллельно его собственной жизни, они переживаются им с той же естественностью и глубиной, как и существующая реальность — они органически связаны с живым ощущением этой реальности, даже если это происходит во сне, как в стихотворении «Похищение Европы».
Чаще всего далекое, даже античное, прошлое пересекается с прошлым ближайшим. Поэт проживает свою судьбу в некоем общекультурном контексте.
…А из иного, эллинского, мира
Следят за ней, дыханье затая,
Из-за ветвей прожженные сатиры —
Моей веселой юности друзья.
На миг забыты пиршества, гулянки,
С козлами недалекое родство,
И нимфы, и веселые вакханки,
И суетное, злое озорство.
Даже кажущееся недалеким студенческое прошлое может предстать в виде затопленного античного города. И тогда в прошлое лирический герой погружается буквально — рыбкой —
Веселой, любознательной и глупой.
Не умствуя, не пыжась, не скорбя,
Навстречу солнцу под хрустальный купол
Мне так легко выталкивать себя!
И в этом, теперь уже подводном, путешествии по родным пенатам, «в безмолвии пустынных интерьеров» и «немых аудиторий», герой, по его собственному признанию, становится самим собой и, видимо, чувствует себя в прошлом, на самом деле, как рыба в воде.И уже не важно, память ли воссоздает детали минувшего, или воображение дорисовывает картину прошлого.
И кажется, понятно и естественно, почему Борису Николаеву так необходимо вновь и вновь «переживать пережитое»: там в далеком-близком прошлом все его самые родные люди живы, с ним, — и прежде всего постоянно воскресаемый из небытия образ погибшей жены Елены, которой поэт посвящает целый цикл стихотворений. Собственно, эта женщина с мифическим именем является и Музой автора («Я кормился с ладоней твоих дневников…»), и главной героиней его произведений, сливаясь с ним в некоем лирическом Мы. Для поэта Елена жива без всякой условности, она есть смысл его жизни, и мир без нее воспринимается чистым абсурдом. Вызывая из стихотворения в стихотворение образ любимой из прошлого, словно пробуждая «спящую красавицу», поэт каждый раз проживает с ней новую жизнь.
Ночные сполохи, гроза
Не трогали сознанья:
Ведь предо мной твои глаза —
Две капли мирозданья.
В глухую темень, в забытье
Ночные плыли силы,
И пробуждение твое
В любовь переходило.
…………………………
Входили в комнату сады
Под птичье щебетанье,
Вплывали медленно пруды
В томительном сиянье.
И опиралось все вокруг
На вечные основы.
И начинался новый круг
Какой-то жизни новой.
В стихотворении «Под окнами ясень» образ любимой подается на фоне событий, происходящих, по выражению автора, «за гранью разумного мира». И здесь лиризм начинает «вплетаться» в публицистику, что является одной из особенностей поэзии, когда, как в музыке, происходит слияние в пределах потока единого переживания разных тем и интонаций. Сквозь сугубо лирическое подспудно определяется гражданская позиция автора. Поэтому, пусть и тривиально-патетическая, характеристика, которую дает Николаев лискинскому поэту Ромахову, «В нем любовь и честь, и Родина», с обобщающим уточнением: «все такое уязвимое», — вполне себе подходящая формула для большинства поэтов.
И эта «уязвимость» вызывает беспокойство у автора — за ту же Каменную Степь, где, как он пишет, «когда-то моя зарождалась душа», хранимая «духом докучаевской рукотворной природы».И совсем неслучаен возникающий пока в качестве миража причудливый образ американского авианосца, входящего даже не в крымскую бухту, а в Шкаринский пруд российской глубинки. «Почему тебя никто не видит?» — вопрошает с тревогой поэт. А в стихотворении «Прозрение» вовсе не выдуманный герой прямо так и говорит об «отступлении» российского духа.
Печать собственного переживания и мироощущения, наложенная на конкретные вещи, еще не успевшие остыть в воспоминаниях, делает поэзию таловского автора реалистичной, ощутимой, как тот глухой стук волейбольного мяча из николаевского «далекого парка детства», когда, действительно, «страшно… ветви сирени раздвинуть и не увидеть там никого».
Можно было бы говорить о драматизме творчества Бориса Николаева, если бы не его ирония, перефразируя автора, «простреливающая солнечным зайчиком тяжелую гардину».
Вот поэт рассказывает нам дачную историю, сравнивая садово-огородную атмосферу с Эдемом, где среди прочих граций в малиннике мелькает Ева и где Змей коварно прикинулся поливочным шлангом. Но роль искусителя на этот раз умело берет на себя лирический герой:
Я вспомнил Париса,
Тот яблоком женщин рассорил.
Нет, думаю, тезка,
Нельзя быть таким крохобором.
Вчера прикупил в магазине
Арбуз я, и вскоре
На грядке моей он лежал,
Как откормленный боров.
«Сорвал» я его
Под всеобщее дев ликованье.
Арбузов подобных
Давно не видала окрестность.
Простите мне, грации,
Этот подлог, но признанье
Снимает вину,
И, по-моему, это не пресно.
По существу, всякое художественное произведение и есть этот самый «подложный арбуз». Другой вопрос, что его надо подавать таким образом, чтобы сохранялся его натуральный вкус и чтобы читатель испытывал глубокие эмоции от того, что он «обманут». И у Бориса Николаева, это получается, действительно, «не пресно».
Юрий БОРОДИН
ОТРАЖЕНИЯ
Деревья словно умываются,
Вошедши в воду по колени,
И на воде пересекаются
Их отражения и тени.
Из этой графики божественной,
Из тайников ее глубинных
Непринужденно и естественно
Исходит свет непостижимый.
Не объяснится, не расскажется,
Потом, наверное приснится…
И в отраженьях этих, кажется,
Уже нельзя не заблудиться.
БАБОЧКА
Бабочка села на сердце мое.
Я удивленно взглянул на нее:
Сердце мое, — ну, какой интерес
Для своевольных красавиц ванесс?!
Бабочки любят другие цветы.
Милая, все перепутала ты.
Только она не спешит улететь,
Словно дает мне себя рассмотреть.
Крылья раскроет и сложит не раз,
Пряча павлиний пленительный глаз.
Вот и в моем черно-белом кино
В мир многоцветный раскрылось окно.
ПРОБУЖДЕНИЕ
Ночные сполохи, гроза
Не трогали сознанья,
Ведь предо мной твои глаза —
Две капли мирозданья.
В глухую темень, в забытье
Ночные плыли силы,
И пробуждение твое
В любовь переходило.
Пульсировали свет и тень,
Пульсировали вены,
Упрямо приближался день,
И расступались стены.
И только лишь смирялась кровь
В изнеможенье нежась,
Переходила вдруг любовь
В неслыханную нежность.
Входили в комнату сады
Под птичье щебетанье,
Вплывали медленно пруды
В томительном сиянье.
И опиралось все вокруг
На вечные основы.
И начинался новый круг
Какой-то жизни новой.
РОМАХОВ
Ни Есенина, ни Кедрина,
Ни Рубцова Николая
К нам на Русь пускать не велено —
Резолюция такая.
Там в подвальных канцеляриях
Связи, видимо, могучие.
Все расписаны сценарии,
На учете каждый случай.
Пропускаются кричащие,
Кружева из слов плетущие,
Шелестящие, шуршащие
И, конечно вездесущие.
Но не обошлось без промаха,
Путаницы в картотеке.
И на свет явился Ромахов
В нашем сквозняковом веке.
В мире до кальсон раздетом,
Безобразьем заколыханном
Появляются поэты
С голосом давно не слыханным.
В детстве ли, во сне ли слышанном,
Заспанном на дне кармана.
Этим голосом надышишься, —
Как очнешься от дурмана.
В нем любовь, и честь, и Родина.
Все такое уязвимое…
В палисаднике — смородина,
В сердце грусть неизъяснимая.
В ПАРКЕ ДЕТСТВА
Ветер качает упругие кроны,
Солнечный свет по аллее бежит.
Старый наш парк, наш мирок потаенный,
Снова, как в детстве, сердцу открыт.
Будто из прошлого слышишь невольно
Мир, что мгновение назад был далек:
Глухо стучит старый мяч волейбольный,
Редкие крики, судейский свисток.
Рядом, за темной кулисой сирени,
Снова взметнется над сеткой рука…
Боже, да я ведь в ином измеренье,
Или же это по детству тоска?
Двое срываются, восемь — вдогонку,
Шорох сухой тормозящих колес,
Втулки скрипят, и летят шестеренки —
Наш «ноу-хау» — «кантри-кросс».
А на прудах дребезжанье лягушек,
Молча уходят ко дну поплавки…
Память моя, пожалей мою душу,
Чем-то скорее ее отвлеки.
Ветер отчаянней крутит вершины.
Как безучастны порывы его!
Страшно мне ветви сирени раздвинуть
И не увидеть там никого…
* * *
Я кормился с ладоней твоих дневников,
Сизарей разыгралась возня.
Как меня отличить от моих двойников??
Угадай, умоляю, меня.
На дорогах моих не осталось подков —
Не найдешь и средь белого дня,
Но меж сотен бездарных моих двойников,
Ты, я верю, узнаешь меня.
И, как влагу любимцам-пернатым своим
Дашь из уст мне по капле в уста…
И ведет разговор, непонятный другим,
Разлученная смертью чета.
* * *
Марево. Безлюдье. Тишина.
Степь жива лишь шепотом ковыльным
Степь сильна, но без воды она
Медленно становится пустыней.
Миражи вступают в свой черед,
Возвещая приближенье бризов,
И на горизонте виден флот —
Флот девятый в качестве сюрприза.
«Гарри Трумэн» в Шкаринском пруду —
Прямо из Персидского залива.
Гуси мирно щиплют лебеду
Там, где воровал я в детстве сливы.
Чьею волей ты вошел сюда?!
Почему тебя никто не видит?
Почему из берегов вода
На простор засушливый не выйдет?
Рядом параллельные миры.
Прикоснешься — в тот же миг «уважат».
Вывернулись крыши от жары —
Сушит, душит, парит, жарит, вяжет.
Призраки не принесут добра.
Как наивны все, кто в это верит.
Жиденькое слышится «ура!».
Настежь все пораскрывались двери.
Выходи, входи, и гость, и вор.
И сижу я, как дурак, на строчке.
Двор родной, ты не родной мне двор,
Не душа моя, а оболочка.
Ветер свежий, ты грозе сродни,
А гроза проходит где-то рядом…
Заверни ее, останови.
Дай испить ее свободы чадам.
ЛЕБЕДИ
Я воссоздал картину, наконец,
Воображеньем, волей и стихами:
Гоню машину, рядом спит отец,
Вселенная мерцает над полями.
Сквозь гул мотора слышу тишину,
Так мягко обступившую кабину,
За фарами в лощину я нырну
И вынырну, их в небо запрокинув.
А между тем ночная жизнь идет:
Я светом низкую цепляю птицу,
Вот под лучами медленно встает
Ромашек придорожных вереница,
Вот два зеленых глаза впереди,
Опомнившись, рванулись снова в темень…
Воображение, веди меня, веди,
И мы легко преодолеем время.
И вновь увидим то, из-за чего
Мы полуночный путь свершаем этот:
Селенье спящее, околицу его,
Залитую зеленым лунным светом,
Ветряк на взгорье, пруд и на воде,
Неподалеку от ветлы склоненной,
Двух спящих белоснежных лебедей,
Бог весть сюда откуда занесенных.
Они доныне прибывают там,
Как наших душ земное воплощенье,
Родные этим призрачным местам
В обрывках чьих-то тусклых сновидений.
Их отражает водяная гладь,
Подернутая серебристым флером,
И я велю мотору замолчать,
И гаснут суетливые приборы.
Я чувствую дыхание отца,
Слов нет, — все и без них понятно,
И нет виденью этому конца,
и нету, кажется, пути обратно.
Но рвется пленка, — прервано кино,
Мне возвращаться одному придется
Из тех времен, что прожиты давно.
На самом важном вечно пленка рвется…
Борис Иванович Николаев родился в 1955 году в поселке Верхние Озерки Воронежской области. Окончил Воронежский сельскохозяйственный институт. Работал в проектных организациях Воронежа. Публиковался в региональных изданиях. Автор книги стихов «Поэт и муза». Лауреат ряда областных поэтических фестивалей и конкурсов. В настоящее время живет в Каменной Степи Воронежской области.