Просматривая документы Уколовского райкома ВКП(б), которые хранятся в архиве новейшей истории Белгородской области, поражаешься, какую заботу проявляли органы власти в труднейшую военную пору о детях-сиротах. Уже осенью 1943 года на полное государственное обеспечение ребят определяли в дома ребенка, специальные детские дома — это самых маленьких, а кто повзрослей — в ремесленные училища связистов, металлистов, в военные училища.

Секретарю Уколовского райкома ВКП(б) тогда пришло секретное распоряжение «Об организации для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, — суворовских военных училищ…» (Ф.29. Оп.1. Д.102. Л.40).

Следуя этому циркуляру, по Воронежской области в период с 15 сентября по 5 октября 1943 года проводился прием заявлений о зачислении ребят в Суворовские военные училища. Принимались мальчики в возрасте от 8 лет: сыновья погибших в период Отечественной войны — как генералов и офицеров, так и рядовых солдат и партизан.

Из протокола № 4 заседания Уколовской районной комиссии по отбору детей-сирот в Суворовское военное училище от 8 октября 1943 года:

«Манаев Егор Иванович, 1930 г. р. Родители колхозники. Отец погиб на фронте, мать умерла в 1933 году. Живет на иждивении колхоза».

«Кузнецов Василий Иванович, 1931 г. р. Отец погиб на фронте, мать умерла в 1943 г. Находится на иждивении престарелого дедушки, у которого воспитывается еще трое сирот».

«Кирьянов Иван Федорович, 1930 г. р. Отец пропал без вести, брат в РККА. Мать умерла. Живет с сестрой, которая работает в колхозе и живет в плохих материальных условиях, так как кроме него имеет еще 5 детей» (Ф.29. Оп.1. Д.102. Л.26-27).

Всего в наших документах найдено 7 заявлений. Дети, в основном, — 1930–1931 года рождения. Это В.И. Кузнецов, Н.И. Фомин, Н.Е. Павлов, И.Ф. Кирьянов, Е.И. Манаев, Н.Т. Головин, В.Г. Мамонов.

 

Создать Воронежское Суворовское военное училище

 

25 января 1943 года наши войска освободили Воронеж от фашистов. Город, истерзанный и разбитый, представлял собой страшное зрелище. Враг, покидая Воронеж, взрывал все: многоэтажные здания, школы, театр, заводы, фабрики…

Тем не менее, в соответствии с Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 года необходимо было в очень короткие сроки создать Воронежское Суворовское военное училище. И власти деятельно взялись за работу. Для размещения училища выбрали казармы штрафного батальона царского времени, находившиеся на левом берегу реки Воронеж. Уже в конце августа 1943 года начали ремонт зданий. Спальни, классы, столовую, баню, пекарню, лазарет подготовили быстро, укомплектовали их необходимой мебелью, учебными принадлежностями и начали учебу в установленный срок.

В это же время формировался штат сотрудников. Училище было рассчитано на 500 воспитанников: четыре роты и два приготовительных класса — старший и младший. Каждое из этих подразделений возглавлялось офицером. В составе рот и приготовительных классов создавались учебные группы по 25 человек в каждой. Их работу курировали офицеры-воспитатели, имеющие педагогическое образование и опыт работы в школе. У каждого из них был помощник из числа сержантского состава старших возрастов, способных по-отцовски заботиться о быте воспитанников. Они ремонтировали и чистили обувь, пришивали пуговицы и подворотнички малышам, чистили обмундирование. Поддерживали порядок, чистоту и опрятность. «Батя» или «дядька», так их называли, были самыми родными людьми в училище. Им можно было и поплакаться, и поговорить с ними о доме.

Отбором воспитанников и отправкой на учебу заведовали специальные комиссии, созданные в областях и краях. Желающих поступить учиться в Суворовское училище оказалось много. Было подано три тысячи заявлений, а подлежали отбору всего 510 человек. Из Воронежской области — 170 человек.

Выпускник училища Владилен Михановский в своей поэме пишет об этом времени:

Страна моя, в каких сусеках

И из каких скребла углов,

Чтобы голодных пацанов

Взять в 43-м под опеку.

В тот год — как много это значит! —

Собрать нас, вшивую братву,

Со всей страны — и на Придачу

В Воронежское СВУ.

А город — полностью в руинах

(Два года длился артобстрел),

Но каждого из нас, как сына,

И накормил, и обогрел.

Условия учебы в первые месяцы были очень тяжелые. Не хватало топлива, часто отключалось электрическое освещение. В классах было так холодно, что замерзали чернила в чернильницах, и суворовцы сидели за партами в шинелях и шапках. Когда гас свет, спальни и классы освещались керосиновыми лампами и трофейными плошками. Не хватало парт, учебников и наглядных пособий. Но воспитанники училища старались учиться прилежно, с воодушевлением трудились на субботниках и воскресниках по восстановлению города: расчищали улицы от завалов, ремонтировали дома, школы и стадионы.

 

Учеба чередовалась с досугом

 

В училище развивалась художественная самодеятельность. Был свой хор, певцы-солисты, танцоры и чтецы-декламаторы. Регулярно (раз или два в неделю) для суворовцев демонстрировались кинокартины.

Большое внимание уделялось военной и физической подготовке суворовцев, организации походов, экскурсий, военизированных игр и других мероприятий. С суворовцами старших классов проводились занятия по тактике, топографии, стрелковому делу и другим военным дисциплинам.

Каждый день — утренние зарядки, учебные и секционные занятия спортом. Способствовали физическому развитию и укреплению здоровья суворовцев занятия греблей, конным спортом, плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой. Баскетбол, футбол, лыжи, коньки, бокс, борьба, стрельба, шахматы — вот те виды спорта, которыми могли заниматься воспитанники. Ребята принимали активное участие в различных спартакиадах, эстафетных кроссах, разных соревнованиях.

В свободное от учебы и занятий спортом время воспитанники любили читать художественную литературу, участвовали в читательских конференциях, активно занимались в различных кружках, помогали создавать учебные приборы и пособия.

1 октября 1963 года Воронежское СВУ было расформировано. Боевое Знамя училища сдано в Центральный Музей Советской Армии (г. Москва). Но многие воронежские суворовцы с благодарностью вспоминают то время. Есть среди бывших воспитанников училища академики, доктора и кандидаты наук, профессора и доценты, офицеры, дипломаты, специалисты, занимавшие различные руководящие должности в Вооруженных Силах и работавшие на предприятиях народного хозяйства.

 

Здесь прошла юность

 

Мой отец, Анатолий Тимофеевич Бережной, тоже был воспитанником этого училища с 1948 года. Направлялся он из города Алексеевки после четвертого класса общеобразовательной школы. Он был из многодетной семьи, отец его погиб на фронте. В училище он получил блестящее образование, хорошо разбирался в литературе, неплохо знал немецкий язык и историю, занимался боксом. Конечно же, он вспоминал, как трудно было поначалу без мамы, братьев и сестры. Бывало, даже плакал ночами. Всюду строем, военная форма, 100 человек в одной спальне, многочасовые лекции и занятия спортом — ни минуты свободного времени. Но приезжая на каникулы в Алексеевку, он испытывал огромную гордость, проходя по улице в новенькой парадной форме. Все соседи выходили посмотреть на него. Мальчишки завидовали, девчонки охали и прятались за калитку, наблюдая в заборную щелочку. Красавец!

Он не стал военным, хотя без труда поступил в Харьковское танковое училище. Только вдруг бросил его и ушел в Воронежский госуниверситет на истфак. Но память об училище хранил всегда. Он учился вместе с будущим популярным политическим деятелем, генералом Альбертом Макашовым, родившимся в селе Левая Россошь Воронежской области, а также — с Александром Пашутиным, ставшим со временем народным артистом России.

Перезванивался и встречался с друзьями по училищу постоянно — сокурсники всегда помогали друг другу. Однажды отец привез меня в Воронеж и подвел к тем самым воротам, куда впервые девятилетним мальцом вошел и откуда вышел через восемь лет стройным, подтянутым юношей в красивой суворовской форме. Здесь прошли его детские и юношеские годы — этого забыть нельзя.

Ежегодно с 1965 года 9 мая ветераны училища встречаются в Воронеже, чтобы повидать товарищей, воспитателей и преподавателей, побывать в городе своей юности. Но время идет, забирая друзей и однокашников, и эти встречи становятся все реже и малочисленнее.

 

Татьяна ЦЫБЕНКО,

начальник отдела архива новейшей истории Белгородской области