Логика прозы

В 2022 г. из печати вышел сборник статей «“В душе я прозаик…” (Проза А. Твардовского 1925–1970 гг.)»9, который продолжает традицию всестороннего и глубокого анализа литературного творчества классика советской литературы. Научные сборники филологического факультета ВГУ традиционно являются заметными событиями в российском литературоведении. Дело в том, что Воронежский государственный университет является центром изучения творчества И.А. Бунина, А.П. Платонова и А.Т. Твардовского. Научный интерес к творчеству этих писателей сегодня носит не сиюминутный характер — с определенной периодичностью проходят конференции и семинары, выходят сборники научных работ. Среди воронежских ученых, занятых исследованиями творчества этих писателей, — В.М. Акаткин, О.Ю. Алейников, О.А. Бердникова, Т.А. Никонова и другие литературоведы.

Сборник, выпущенный по итогам конференции «Прозаическое наследие А.Т. Твардовского в диалоге со временем», представляет собой работу, логика построения которой лежит в плоскости монографического издания. Статьи, вошедшие в книгу, дополняют друг друга и развивают основную мысль, заявленную в заглавии. Тон и идею книги задал во вступлении научный редактор сборника доктор филологических наук, профессор В.М. Акаткин: «Соотношение стиха и прозы как в литературе вообще, так и в творчестве отдельного автора — проблема чрезвычайно интересная и заманчивая, решение ее позволяет увидеть писателя с новой, притененной стороны, как в случае с Твардовским».

Научный сборник содержательно структурирован по трем разделам. Вектор изложения каждого раздела определяется целью всей книги. Цель работы, думается, заключается в попытке ответить на вопрос: «Почему бывают только поэты или только прозаики, но есть поэты и прозаики разом?» Если авторам сборника и не удалось ответить на этот вопрос однозначно, то размышления их носят весьма ценный характер применительно к пониманию творчества А.Т. Твар­­­довского. Логически завершает издание приложение, состоящее из высказываний об Александре Трифоновиче людей, знакомых с ним лично.

Масштаб подходов к рассмотрению творчества Александра Трифоновича в представленных работах настолько же объемен, насколько и глубок. Книга содержит разноплановые исследования произведений Твардовского: лексический разбор текста, социальная и философская проблематика текстов, национальная проблематика, вопросы переводческой деятельности. Наиболее интересными с научной точки зрения представляются статьи В.М. Акаткина, Н.Л. Ермолаевой, Г.Ф. Ковалева, С.Н. Кайдаш-Лакшиной, Т.А. Никоновой, В.А. Твардовской и др.

Названия самых значимых работ указывают на направления исследовательской мысли. Статья Н.Л. Еромолаевой «Об эпическом мышлении А.Т. Твардовского (Раздумия над текстом “фронтовой тетради” “С Карельского перешейка”)» раскрывает значение заметок, дневниковых записей, писем Александра Твардовского как факта «самообнажения» художника слова, поднимает вопрос об искренности этих записей и их достоверности. Вторит Н.Л. Ермолаевой в своем исследовании «Зимой цветущий куст сирени, или Поэма о семейном счастье (“Дом у дороги” Твардовского)» С.Н. Кайдаш-Лакшина, указывая в заключении статьи, что «почтовая проза» писем поэта к жене с фронта готовила вместе с заключенными в них стихотворениями в прозе шедевр любовной лирики — поэму Твардовского «Дом у дороги».

Значимыми в творчестве А.Т. Твардов­ского были не только его поэтические работы, но и письма, переводы, публицистика, литературная проза: все это — важная часть труда писателя. Очень верно сказал однажды К. Симонов: «По-настоящему, всю сразу, я прочел его прозу… только теперь. И только теперь до конца осознал и всю связанность ее с его стихами, и все ее самостоятельное значение в литературе…» Высказывание К. Симонова и других писателей, критиков и литературоведов В.М. Акаткин приводит в приложении к изданию. Думается, авторы статей именно об этом хотели сказать читателям сборника — литературоведам и поклонникам творчества замечательного русского писателя и поэта.

Актуально звучат в книге размышления, касающиеся национальных вопросов. В статье В.А. Твардовской присутствует мысль о том, что «со временем в восприятии поэзии Шевченко у А.Т. многое менялось. Более зорко видел ее слабости и недостатки, глубже постигал достижения его таланта. Но неизменной оставалась оценка Тараса Шевченко как великого народного украинского поэта, внесшего в советскую поэзию свой особый, неповторимый вклад». Развивает суждения о национальном вопросе в русской литературе Г.Ф. Ковалев: «Да, польский вопрос оказался для многих наших отечественных деятелей литературы краеугольным: А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин и многие другие так или иначе обязаны были обращаться к Польше. Так было и с Твардовским. Даже когда он говорил об А.С. Пуш­кине, он не мог не говорить о “поль­ском вопросе”». Видно, что научные рассуждения не могут носить только отвлеченный характер — у людей, душой болеющих за Родину, мысли всегда направлены и в социально-политическое русло.

Очень точно подметила Т.А. Никонова суть творческих поисков А.Т. Твардовского, шедших в духе размышлений большинства классиков русской литературы: «И в этом смысле А. Твардовский может и должен быть представлен в русле магистрального поиска русской литературы, начатого на рубеже XIX и XX веков. Суть его — не в фиксации того, что разделяет людей на сословия и классы, а в поиске единых начал национальной жизни». Александр Трифонович был озадачен не только и не столько идеологическими вопросами, социально-политическими проблемами, но проблемами общегражданскими, общенациональными, общечеловеческими — вопросами, затрагивающими каждого человека. Потому-то его творчество вышло за рамки советской идеологии и интересно современному читателю.

В статье В.М. Акаткина «Смоленская проза А. Твардовского» звучит мысль о душевной боли Александра Трифоновича. Исследователь приходит к выводу, что «и стихи, и проза Твардовского смоленского периода дают мало оснований для политических обвинений. Они о другом — о сломе народной жизни и поиске спасительных путей в новых обстоятельствах. Они и сейчас зовут подумать о том, что с нами произошло, каких учителей нам надо выбирать и “куда ж нам плыть?..”». И здесь — размышления не только литературоведческого характера, но и философско-политического. Для исследователя важны направление мысли А. Твардовского и собственные размышления о судьбе России.

Логика произведений А.Т. Твардовского идет от лирического восприятия мира, выраженного языком поэзии, к прозаическому пониманию жизни как явления, не поддающегося рациональным началам. В письмах, публицистике, очерках и рассказах много повидавшего фронтового корреспондента, главного редактора толстого журнала, заботливого сына, не забывавшего близких родственников, подвергшихся репрессиям, нежно любящего отца и мужа, пребывающего в постоянных командировках и поездках, сквозит чувство трогательной вины, отчаянное желание остановить прекрасные мгновения счастья. Поэт в жизни, А.Т. Твардовский был прозаиком духа, человеком, шедшим прямой дорогой непростой и извилистой жизни…

Филологический факультет Воронежского государственного университета не первый раз проводит конференцию, посвященную творчеству А.Т. Твардовского. И очередной выпуск сборника статей — яркое тому подтверждение. Не вызывает сомнений значительность выхода этого издания. Научные исследования, представленные на страницах сборника, — образцы нестандартного подхода к осмыслению наследия писателя. Точно расставляя акценты, ученые детально осветили актуальность имеющихся исследований о Твардовском, скрупулезно рассмотрели их и предложили перспективы дальнейшего разговора. Рецензируемый сборник научных трудов, без сомнения, будет интересен как специалистам в области литературоведения, так и широкому кругу читателей.

 


1 «В душе я прозаик…» (Проза А. Твардовского 1925–1970 гг.): Сборник статей. — Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2022. — 338 с.

 


Олег Николаевич Фенчук родился в 1970 году в Воронеже. Окончил филологический факультет и аспирантуру Воронежского государственного университета. Кандидат филологических наук. Служил в Военно-космических силах РФ, в ОМОНе при ГУВД Воронежской области. Ветеран боевых действий на Северном Кавказе. Работает доцентом филологического факультета Воронежского государственного университета. Автор многих научных статей о творчестве И.А. Бунина. Живет в Воронеже.