Судьба каждого человека, чье рождение помечено 1924 годом, уникальна. Школьная юность их поколения закончилась выпускным балом и началась самой страшной для Отечества войной. Совсем немногим удалось выжить. Николай Алексеевич Трунов прошел войну до Варшавы, получил тяжелейшее ранение, долго лечился в госпиталях, весной 1945-го вернулся домой. И жизнь будто в награду предоставила ему возможность реализовать то, к чему он себя сосредоточенно готовил раньше.

Родом Николай Трунов из воронеж­ской глубинки — из села Катино Землянского уезда. Тяга к рисованию пробудилась в нем очень рано, благодаря, наверное, бабушкиным увлечениям. Николай Алексеевич как-то вспоминал, как бабушка любила расписывать печку к праздникам. Красок в привычном понимании не было, но все у нее выходило красочно и чудесно: делала отвар лопуха — получался зеленый колер, тертый кирпич с водой давал красный цвет, разбавленная глина — желтый, сажа — черный. И становилась печка такой замечательной картинкой, какой не было ни в одной избушке.

Так и маленький Коля с энтузиазмом взялся изображать все, что в голову приходило: животных, улицу, речку, лес, огород. А больше всего нравилось рисовать людей. Портретом еще серьезнее увлекся в школьные годы, что впоследствии стало одной из основных тем его творчества. Тогда же, в школе, Николай начал писать акварелью, причем техника рисунка и технология красок интересовали юного художника меньше, чем яркость и свежесть цвета, которые, наверное, давали большую возможность отразить отроческие впечатления от окружающего мира.

Безусловно, настоящим прорывом к профессиональным открытиям стал для Николая Трунова переезд в 1939 году в Воронеж. Здесь он учится в средней школе. Город открывает пытливому юноше свои музеи. Он знакомится с подлинными произведениями искусств, знакомится со специальной литературой, бывает на выставках, слушает обсуждения и выступления художников. Большое влияние на формирование его художественных предпочтений и вкусов оказал в то время воспитатель многих юных воронежских талантов художник А.А. Бучкури.

Николай вдохновенно готовиться к поступлению в Воронежское художественное училище, студентом которого становится осенью 1940 года. Его педагогами были Д.А. Колосов и Е.П. Философ. Учеба захватила начинающего художника всецело. Все обрывается войной.

В действующую армию Николая Трунова призвали в 1943 году. Фронтового лихолетья хлебнул по полной, но при этом никогда не расставался с карандашом и карманным альбомом. Он получил тяжелые ранения, стал инвалидом, но руки не опустил. По фронтовым зарисовкам в будущем Трунов создаст целую галерею портретов участников Великой Отечественной войны. А после демобилизации он живет мечтой о продолжении учебы и осенью 1945 года поступает на второй курс Орловского художественного училища, потом продолжает обучение в Харькове. Окончив учебу, возвращается в Землянск, где становится преподавателем рисования в мест­ном детском доме.

Новый этап и жизни, и творчества — окончательный переезд в Воронеж в 1950 году. Тут Николай Алексеевич сразу вступает в товарищество «Художник». Его захватывает самостоятельная профессиональная деятельность, он активно участвует практически во всех городских выставках. Трунов работал плодотворно и вдохновенно. По картинам разных лет можно проследить слож­ный путь его творчества. Его пейзажи, портреты, натюрморты и жанровые композиции всегда своеобразны, сделаны с присущей автору непосредственностью, лаконичностью и свежестью колорита. Эти работы не спутаешь ни с кем. Кажется, перед нами традиционный пейзаж, но это именно труновский пейзаж, потому что в нем нередко присутствует человек. Оттого картины столь душевны, от них веет теплотой и обжитостью. Душа художника и творчество до конца его дней были жизнеутверждающими, несли людям оптимизм и надежду на лучшее. Как показала недавняя выставка, посвященная 95-летию со дня рождения Н.А. Трунова, это чувство нашло благодарный отклик почитателей его таланта и истинных любителей живописи.