РОДОМ ИЗ НЕПРИДУМАННОГО

КОВЧЕГ

 

(Изображение и смысл

в стихотворениях Евгения Юшина)

 

Не куплю я дали за рекою,

Ни лугов ромашковую песнь,

Ни боров брусничные покои —

Потому что это я и есть.

Евгений Юшин

 

Русская поэзия сегодня довольно скупо изображает окружающий человека мир. Как правило, наиболее рельефные черты пейзажа или жанровой мизансцены в стихах присутствуют очень выборочно, штучно — дабы подвести сюжет к конечному обобщению целенаправленно и не отвлекать внимание читателя на нюансы, как бы схваченные боковым зрением. Почти не встречаются природные панорамы, в которых одна деталь с непостижимой естественностью и свободой соединяется с другой, третьей — и при этом автор­ская мысль никуда не уходит, но явно возвращается в текст и обозначает общий лирический итог поэтического рассказа только в финале.

Теперь все больше внимание пишущего сосредоточено на интерьере, вещах мелких, ситуациях обиходных. Сор, из которого произрастают стихи, по саркастической мысли Ахматовой, ныне вторгся в поэзию и самоутвердился. В огромной степени это касается стихотворений «либеральных» авторов, вплотную занятых проблемами самовыражения. Но и так называемая «консервативная» лирика не чужда соблазну познакомить нас с мелочами жизни поэта и штрихами его частной жизни. Гротескные картины городского быта здесь адресуются, скорее, уму читателя, нежели его чувству и ощущению красоты.

Провинциальное или сельское житье-бытье дается в определенном смысле «по факту»: герой — органическая часть создаваемой стихотворной композиции, а в интонации повествования нет скрытой, практически невидимой стороннему глазу прикрепленности к городу. Нет тайного сопоставления мегаполиса и деревни, когда удивительная по выразительности картина, увиденная нынешним жителем «каменных джунглей» в сельском отчем крае, стала бы главной и самодостаточной.

Одухотворенная во всех своих приметах и людях, эта поэтическая живопись, а порой и рисунок — редкость по нынешним временам. Поэты, которые выбрали для себя такой художественный путь, во многом оказываются творческими наследниками Есенина. Внутри подобного литературного окоема можно найти разные и взаимно не похожие голоса. Стихотворения Евгения Юшина — одно из самых ярких явлений этого корпуса современной русской лирики.

У Юшина есть две строфы, которые могут служить своего рода духовно-творческой моделью его авторской речи:

Вишни падают. Вся земля под деревьями — сыпью.

Подобрав гребешок, как заплата цветная, петух

Боком, боком, вприсядку по грядкам шаги свои сыплет.

И угрюмой индюшкой уткнулся в корыто лопух.

 

Я люблю это время молочное в сахарных осах.

Тонкий ломтик луны у горбатых под сеном телег.

И все смотрит куда-то сквозь поле и небо береза.

Что-то знает душа, но не может понять человек.

В первых шести строках даны время и ближнее пространство. В предпоследней строке — пространство широкое, которому свойственно одиночество. В финале обозначена метафизика, экзистенциальная невысказанность, непод­властная формулировкам: «не может понять человек» — житейское; «что-то знает душа» — неземное.

В той или иной мере такой смысловой строй присущ очень многим произведениям поэта. Даже там, где изобразительная задача целиком владеет автором, и он закольцовывает сюжет наглядными предметами, с которых и начиналась вещь. Даже там внутренняя раздвоенность его чувств и сознания скрыто присутствует в тексте и сказывается в акцентах словесной картины. Именно потому жанровые и природные сюжеты у Юшина не становятся декоративными. У иного автора подобные детали только множатся. И едва ли не главным достоинством поэтики такого сочинителя оказывается лишь этот, несомненно, важный прием и умение им пользоваться «не по чину».

В стихах Евгения Юшина пейзаж не перегружен избыточными деталями. Но, обозначив явление или его фактурную, узнаваемую часть, автор перемещает свой взгляд дальше и создает панорамное изображение. Склонность к панораме при соприкосновении с внешним миром можно счесть главной особенностью зрения поэта. В этом движении певца-наблюдателя есть некая затаенность. Его речь адресуется куда-то вовне — тем людям, которые должны «войти» в поэтическое око и принять все, им увиденное: радостное, грозное, печальное, достойное восхищения и поклонения, сочувствия и горькой слезы. В этом мерном переходе взгляда от одного к другому можно найти образ целого, которое нельзя разъять, дабы не разрушить красоту внешнего и глубину сокрытого. Совсем не так — во множестве современных «стихотворений-телеграмм», переполненных разными мелочами и штрихами. В них интонационные и сокровенные связки между срезами реальности и оттисками души, кажется, намеренно изъяты из контекста, вырезаны виртуальными ножницами — характерным инструментом лихорадочного рассудка стихотворца. У Юшина — иначе.

Здесь люди красивы, как вольного неба размах,

Но взоры неспешны: душа не откроется сразу.

И девушки царственно носят озера в глазах,

А парни задумчивы, как мускулистые вязы.

 

Здесь дни широки, а полночные звезды остры.

Леса молчаливы, но все о себе понимают.

Туманы буксуют на волнах коричневой Пры.

Лещи из густых омутов зеркала поднимают.

 

Сгущаются красные сумерки возле домов.

И мчит колесо золоченой листвы издалече.

Придут Кочетковы, Степашкины, Коля Нырков,

И старый баян развернет угловатые плечи.

 

Не только за чаем мы будем сидеть допоздна.

Пройдут, не спеша, перед нами дожди молодые,

Раскаты объятий, мурашки рассвета, весна, —

Вся жизнь пролетит, и накатятся слезы седые.

 

Потом все разъедутся. Встанет луна у ворот.

Притихнут собаки, и в сердце осядут печали.

И спелое яблоко гулко в траву упадет,

И старый баян замолчит, пожимая плечами.

Стоит особенно отметить, что у Евгения Юшина все, о чем он пишет, принадлежит нам всем — даже когда речь идет о чем-то личном. У него очень часто встречается или подразумевается оборот «у нас тут» («только здесь», «нам ближе»). И кажется: входя в душу поэта, ты принимаешь как давно знакомое то, что лишь сейчас увидел и понял, почувствовал и оценил.

И только здесь, где поля — вволю,

Душа, страдая, познает

И липы голос колокольный,

И взгляд старухи у ворот.

У читателя — свое поле, и он догадывается, что душа познает мир, только страдая и отдавая часть себя другому, может быть — всем («старуха») или всему («липа»). Но здесь возникает еще и контраст динамики происходящего: голос колокольный звучит, старуха смотрит пристально. Движение и покой в непостижимом единстве пронзают твое сознание, скользящее по лирической странице — оно принимает нарисованное как что-то личное, собственное, уже неотделимое от твоей прошлой и настоящей жизни, от родной земли и певца, нашедшего путь к еще одному сердцу.

И нет над нами рая,

А он вокруг, а он внутри болит.

Дыханьем сосен лето догорает,

И сердце, словно угли, шевелит.

Юшин в стихах изобразителен, но не рассудителен. Он как бы дает в финале очередной истории свой маленький авторский комментарий. Между тем, комментатор не равновелик увиденному. Будто выходя из живописного полотна, он взвешивает положенное на холст — и существующее, а потом опять уходит в краски и линии, вышедшие из-под его руки, оставляя читателю свет и тени, лица и пространство, домашний обиход и приметы леса, поля, неба и земли. В его сюжетах всегда присутствует очень точный ключевой образ, который связывает стихотворную ткань с визуальной, ум — со зрением:

Мы и живем-то, словно что-то просим,

Подобно зимним птицам на снегу.

Отдельная от больших городов провинциальная жизнь, скудная и самодостаточная, по полноте чувств такая же, как и в другом удаленном от шумного центра месте («И здесь живут, и здесь чему-то рады, / И здесь хватает муки и страстей»). У поэта, зимнего жителя мегаполиса, совсем не найти сухого, безжалостно трезвого ума, ныне особенно распространенного в своем космополитическом изводе, но есть — безоглядная вовлеченность в русский мир. С городом автор не связывает собственный путь — судьбу и творчество, потому что иллюзорный асфальтовый рай высушивает человека. И он уезжает из города в деревню, в «домотканую провинцию», возвращаясь к истинному ощущению жизни («Изо всех карманов город выброшу…»).

Когда Юшин погружается в реалии природы, он почти всегда использует как художественный прием олицетворение. Ткань его стихотворной речи мастерски принимает в себя этот троп, который выполняет свою роль почти незаметно, не выходя на первый план, но будто «сшивая» собою отдельные фрагменты панорамы. В результате под пером поэта окружающий мир (как правило, сельский) предстает удивительно живым, похожим на все человеческое, одновременно принимая в себя и самого человека — искреннего и открытого душой.

И хотелось свистеть, словно птаха,

И хотелось брести и брести

Мимо сосен в тяжелых папахах,

Мимо рек, потерявших пути.

Отметим, что Юшин всегда присутствует в своем сюжете, так или иначе являя собственное лицо и волю. И потому его поэтическая живопись никогда не наскучит, ибо в ней все движется, меняется — не убегая от автора, но будто идя с ним рука об руку. Органичное чувство полноты жизненного и природного круга позволяет поэту насыщать свои строки объемом и дыханием, соединять наглядно-близкое и смутно-далекое. Самобытная и житейски узнаваемая образность, классическая ясность картины и взвешенная целостность многих произведений Евгения Юшина аукаются с лучшими образцами русской натурфилософской поэзии.

Поплыли селенья на том берегу,

Поплыли холмы и овраги.

И все, что недавно лежало в снегу,

В весенней запенилось браге.

 

Пустынные дали разбил ледоход,

Задвигали скулами льдины.

У пристани старой проснулся народ,

Скользит сапогами по глине.

 

Выводит петух засидевшихся кур.

От облака — длинные тени.

У Любки-буфетчицы — синий прищур

И солнцами светят колени.

 

Анюта соседу несет молока.

Наладил сетенку Василий…

Пока что не громко, пока что слегка,

А все ж оживает Россия.

Природные стихи у Юшина никогда не бывают угрюмыми. Кажется, знание о круговороте времен года дает ему уже чисто человеческие душевные силы и позволяет с радостью встречать и весеннее обновление, и могучую стихию грозы. Он становится частью торжества жизни и частью непредсказуемой стихии. Никакое буйство окружающего естественного мира не устрашает его лирического героя, почувствовавшего свое родство с природой.

А сколько жить — на то не наша воля.

А сколько петь — на то не наш загляд.

Черпнешь волны, а в ней качнется поле.

Черпнешь небес, а в них вздыхает сад.

……………………………………………………………

И небо свободно, и пажити голы.

Совсем опустели и дали, и долы.

И думать легко, и приятно смотреть

На осень, на озимь, на синь и на медь.

Отмечая красоту и сказочную нерукотворность земли и неба, поэт всегда прикреплен к настоящему времени. Радость бытия во многих его стихах вы­звана восторгом проживаемого мгновения. Но есть еще прошлое и будущее. Вчерашний день у Юшина связан с ушедшими родными и с тяжкими эпизодами русской истории. Эта «мемориальная» часть его поэтики напитана грустью и тихим счастьем, горечью и гневом. И всякий раз автор находит окрашенный чувством образ, сотканный из нитей родства и справедливости, нежности и надежды, который в двух строках содержит неотделимые друг от друга русский смысл и русский порыв.

Прощание с отцом, дошедшим в Отечественную до Берлина: «Ты нес на плечах меня майским счастливым парадом. / Теперь вот другие тебя на плечах понесли».

Обманчивая тишина на Руси: «Сколько вражьих чубов причесалось о вилы и обух — / Помнят травы ночные, кровавый брусничный кисель».

Предки, которые всегда с нами: «Разделят радость и спасут от горя, / Покуда сам я не забуду их».

Негаснущая любовь к отчей земле: «К снегом запорошенному краю, / К селам, почерневшим на крови».

Оглядываясь в минувшее, поэт просит Бога о будущем русских крестьян:

Пожалей их, Господь. Без того им по жизни досталось

То пахать, то косить, отправлять сыновей на войну.

Кроме этой избы с огородом у них не осталось

Ничего.

Ничего не вменяй им, Всевышний, в вину.

 

Сохрани им любовь к этим пажитям, синим болотам,

Буеракам и песням в исчерченных плугом полях.

Здесь полынь на меже пахнет кровью и дедовским потом,

И ладонями бабушки теплится мята в лугах.

И теперь уже перед нами не упоенный земным существованием певец, но ходатай за всю историческую Русь. Поминая «железный ветер» рубежа тысячелетий, он видит внутренним взором давние дни и сегодняшние. Какая страшная доля выпала русскому человеку: одолеть фашистского врага — и через полвека попасть под пяту либерального хищника с холодной и циничной душой!..

В морщинах бревен — пыль иного века.

Какие здесь гремели облака!

С войны вернувшись, гармонист-калека

Одной рукой растягивал меха.

 

И пел ведь, пел. И радости-печали

Любой избе хватало на судьбу:

И люльки, словно лодочки, качали,

И провожали ближнего в гробу.

 

И бабушка, и мама — молодые.

И песни — не удержит соловей.

Какие здесь черемухи льняные!

Какие искры на глазах коней!

Любовь к русскому пахарю и русскому воину проходит через все стихи Юшина. Для него это — то родное, что принимается целиком, без упрека и рационального учета достоинств и недостатков. В его голосе нет отстраненности, судейской или ворчливой интонации. Напротив, приподнятость авторской речи — здесь органическое и ничем не отменяемое свойство характера и таланта поэта.

Евгений Юшин — художник средней полосы России. Образ и персонажи деревни у него объемны, красочны, сердечны, тогда как город ему не интересен, скуден и выглядит не ярким, а мимолетно-пестрым. Точно также «северные этюды» в его творчестве, скорее, плод ума, нежели сердца. Эти строки выразительны, однако в них нет единственности.

Между тем, несмотря на то, что иные сельские стихи поэта кажутся быстрой зарисовкой, практически всегда в этих текстах есть пронзительное наблюдение или глубокий образ, смысл которого множится. Называя родное «зеленое село» библейским ковчегом, который плывет по волнам, поэт неявно обозначает оба значения этого слова. Ковчег — корабль, спасающий людей и животных. И одновременно — ларец, в котором хранились скрижали с заповедями человеческого бытия. Сниженный до душевного обихода строгий исторический символ насыщен теплотой и самыми разными приметами. Но в нем есть два кардинальных смысла: Спасение и Наставление. Деревня спасительна для истерзанной души русского человека, потому что дает ей извечный закон, по которому устроены природа и главные ценности русского мира: любовь, семья, память, труд, созидание, милосердие, детство, достоинство, честность, самоотверженность, благодарность, уважение… Все это хранит в себе пространство русской деревни, знавшей на своем веку и покой, и беду.

Меняются времена, люди без рода и племени говорят, что сельский мир в России почти умер. Однако здесь принято верить не лукавым пророкам, а вдохновенным поэтам:

И полетят другие гуси,

И песни новые вослед,

Но так же будут пахнуть Русью

Полынь

и этот белый свет.

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ

 

 

 

* * *

 

Веслом листаешь волн страницы…

А прочитаешь, и поймешь

Осоки шепот, свист синицы,

И леса утреннюю дрожь.

 

И путь полей меж перелесков,

Дороги пыльной непокой,

Герань за чуткой занавеской

И голос церкви за рекой.

 

Ты в этом голосе услышишь

И журавлиный переклик,

Молитву бора над кладбищем

И песни пращуров своих.

 

А путь земной, где ветер свищет,

Где славят юность соловьи,

Доверь проселку. Он отыщет

Дорогу к людям и к любви.

 

И озаришься песней луга,

И разглядишь на вишне пот.

Сидит на солнышке старуха,

Слова невнятные жует.

 

И целый век — гремучий, грубый —

Преподнесут, как чудеса,

Ее пергаментные губы,

Почти незрячие глаза.

 

Увидишь вдруг: за красноталом,

За камышовым ветерком

Заря — лоскутным одеялом,

Туман поречный — рушником.

 

* * *

 

Я осень тихую приемлю

Без рваных северных ветров,

Когда листва летит на землю

И гонит к стойбищу коров.

 

Ну и какие в том печали?

Всему на свете свой черед.

— До встречи! — птицы прокричали.

— До встречи! — выдохнул народ.

 

— Курлы!.. —

И что же в том такого?

Простор. И журавлиный свет.

И все ж душа рождает слово

О всех, которых с нами нет.

 

Кто так же пели и любили,

Хранили Русь, страдали с ней…

И вот однажды проводили

Своих последних журавлей.

 

Холмы пологие печальны.

Всему на свете свой черед.

И звездный берег — дальний-дальний

Молитву древнюю поет.

 

* * *

 

У отца — голубы глаза.

У отца отдохнуть нельзя, —

Все рассказы и все расспросы.

А за окнами — лес стеной.

А за окнами — свет льняной.

И о детстве шумят березы.

 

А отец мне: — Ну как живем?!

Хорошо еще, что жуем.

Кое-как огородом сыты.

Вот вернули в Россию Крым —

Это правильно. Победим!

А свои старики забыты.

 

Прогуляться пойду, взгрустнуть.

Память давняя стелет путь.

И луга под росой — белесы.

Друг — уехал, другой — убит.

Звездный рой надо мной гудит,

Волны катятся нетверезо.

 

За оврагом туман обмяк.

Все как прежде, но все не так.

Школа — вот она — дверь забита.

Дом соседский пошел на слом.

Туча тянется над селом.

Вилы ржавые у корыта.

 

Возвращаюсь домой скорей.

Но цепляет меня репей:

— Не спеши! Оглянись! Послушай! —

Нет в селе уже ни огня.

Только ветер и тополя,

И над полем — родные души.

 

Нет в селе уже ни огня.

Смотрит родина на меня

Из смородины, из рогоза.

Узнает меня, узнает,

Все вопросы мне задает,

Окаянные все вопросы.

 

Вот я в доме. Крадусь впотьмах.

Месяц — клювышком в тополях,

Дух черемухи из потемок.

Вот поднялся отец: — Приляг!

Ты скажи мне, сменили флаг…

 

Голосок половицы тонок…

Ходит старость на белых ногах,

Чуть покачиваясь спросонок.

 

* * *

 

Смотрю на реку, как в окошко —

Березы в ней и облака.

Растянет ветер волн гармошку

И все сотрет наверняка.

 

Все переменчиво, все скоро.

Наземный век людской, как миг.

Вот солнце прилегло на горы,

А вот и кануло за них.

 

И потому ценю мгновенье:

На глади волн — листок луны,

Любимой шепот откровенный,

В бородке моха валуны,

Ручья серебряные трели,

По большаку спешащий МАЗ…

 

Заря припала на колени

И смертно молится о нас.

 

ИЮНЬ

 

Какой поэт тебя придумал?!

Каким ты вырвался огнем?!

Май полыхнул, пропел — и умер,

И скачут зори день за днем.

 

Срывает шапку одуванчик,

Дорога прячется в пыли,

И колокольчик в свой стаканчик

Мед поднимает из земли.

 

И все гудит: поля пшеницы,

И в жилах кровь, и дальний гром.

И шмель велюровый кружится

Над полыхающим цветком.

 

Ныряют на веревке майки.

Кружи, июнь, меня, кружи!

По-женски вскрикивают чайки,

Стрижи черкают чертежи.

 

И, обомлев под небесами,

Склоняются на водопой

Коровы с волглыми глазами

И кони с бархатной губой.

 

Я здесь родился: в этих травах,

В счастливом щебете лесном,

В искристых волнах-переправах —

Лучом на листике резном.

 

Здесь вечерами свет старинный

Зари тягучей, словно мед.

В мохнатой шубе комариной

Июнь по берегу идет.

 

Его мы ждали с новостями

От земляничных бугорков.

С туманом, с полными горстями

Росы в ладонях лопухов.

 

И он пришел! Ликуют птахи!

Густы и пенны острова,

И реки синие рубахи

С утра вдевают в рукава.

 

Пасут мальков Ока и Кама.

Хрустят кабаньи камыши.

О дорогой и близкой самой

Малинник шепчется в тиши.

 

И сладковато тлеет сено.

Я жду, любимая, когда

Твоих кудрей густая пена

Меня заманит в невода.

 

Звезда сорвалась, словно кречет,

И на стожок туман прилег.

И сердце бьется и трепещет,

Как подфонарный мотылек.

 

И ты горячая, родная,

У костерка, где сон и тишь,

Зарей колени поливая,

Меня, конечно, соблазнишь.

 

И долго будет ветер жгучий

Ночною заметать золой

Певучий луг и сад кипучий

Под самоварною луной.

 

* * *

 

Очень медленно надо идти,

Чтоб увидеть живущее рядом.

Дремлет шмель у цветка на груди,

Строят дом муравьи у ограды.

 

Если вдруг побежишь —

промелькнут

Очи милой и яблоки сада.

Мимо сердца дожди упадут,

Мимо сердца — любовь, и утраты.

 

И ничто не затеплит груди:

Мамин взгляд, журавли над отчизной,

Друг желанный, погост на пути…

Словно ты и не встретился с жизнью.

 


Евгений Юрьевич Юшин родился в 1955 году в городе Озёры. Жил на Рязанщине, в Забайкалье. Окончил педагогический институт в Улан-Удэ. Автор многих книг стихотворений. Лауреат премии им. А.Т. Твардовского, Всероссийского поэтического конкурса им. А.С. Пуш­кина, литературной премии им. Але­ксандра Невского и Большой литературной премии России. Член Союза писателей России. Живет в Москве.