Война, война, война,

Ты с детства в нас живешь.

Владимир Тулупов

 

Мое детство прошло среди роскошных садов и лесов близ Ельца. Начальная школа располагалась в бывшем барском доме среди величественной усадь­бы, каскада прудов. Во время перемены мы любили убегать по тропинке в лес, где виднелись холмики безымянных могил. От взрослых мы знали: здесь захоронены погибшие летчики.

Шли годы. Мне 17 лет. Вновь родные места. Страна отмечает 20-летие Победы в Великой Отечественной войне. Могилы по-прежнему безымянные. Но ведь кто-то должен помнить о погибших? Узнав, что я интересуюсь захоронением, сельчане стали мне помогать: дали адрес женщины, Антонины Сергеевны Поляковой, что в годы войны работала здесь. Оказалось, в селе располагался аэродром, в барском доме квартировали летчики. Она передала мне несколько фотографий, назвала имена погибших. Я написала статью в районную газету. Так сельчане, школьники узнали о тех, кто воевал и погиб.

Спустя 50 лет я вновь в родном краю. Оказалось, о захоронении в районе знают, а вот о том, что в лесу располагался аэродром, — нет. Два года ушло у меня на то, чтобы собрать воспоминания очевидцев. Результатом исследований стало издание книги «Село Крутое — село святое» (2020).

Что же связывает село Крутое Елецкого района Липецкой области и Воронеж? Елец, как известно, находился в оккупации 5 дней: с 5-го по 9-е декабря 1941 года. По словам генерал-лейтенанта С.А. Красовского, «после боев на подступах к Москве насчитывалось в общей сложности 129 исправных самолетов».

С октября 1941 года до 5 августа 1943 года Елец являлся прифронтовым городом. Село Крутое входило в оборонительный пояс вокруг Ельца. После того как немцы были отброшены от города на 100 километров, именно Елец стал местом дислокации фронтовых штабов: Юго-Западного и Брянского фронтов. Генерал-лейтенант С.А. Красовский в своих воспоминаниях «Жизнь в авиации» пишет, что в Ельце размещался штаб ВВС Брянского фронта, а затем шло формирование штаба 2-й воздушной армии, направленной впоследствии на оборону Воронежа.

В.И. Кононов в брошюре «Священная память» уточняет: «2-я воздушная армия формировалась на базе авиационных частей и соединений Брянского фронта. До этого времени таких воинских соединений не было в советских вооруженных силах. На вооружении воздушной армии имелись истребители Як-1 и ЛаГГ-3, штурмовики Ил-2, бомбардировщики Пе-2, По-2 и в небольшом количестве Р-5 и Су-2».

Генерал Николай Карташов в книге «Ватутин» приводит слова начальника Генерального штаба А.В. Василевского о том, что немцы сосредоточили перед наступлением на Воронеж 1640 боевых самолетов.

Чем располагали мы? Николай Карташов пишет: «У нас в составе Брянского, Юго-Западного и Южного фронтов насчитывалось 758 боевых самолетов». А генерал-лейтенант С.А. Красовский, назначенный командующим 2-й воздушной армии в начале мая 1942 года, отмечает, что перед наступлением на Воронеж вокруг Ельца были сосредоточены «три истребительные, три штурмовые, две бомбардировочные и одна ночная бомбардировочная дивизия. Однако во всех соединениях был большой некомплект самолетов и летного состава. Армия располагала 106 истребителями, 91 штурмовиком, 106 дневными и 71 ночными бомбардировщиками — всего 374 самолетами, из которых одну треть составляли машины устаревших конструкций». По умолчанию «об устаревших конструкциях» речь идет о творении Павла Сухого Су-2. По оценкам специалистов, ему была уготована «недолгая судьба — вечная слава», что подтверждается боевыми сражениями 209-го бомбардировочного полка.

Летчики боролись с фашистами с первого дня войны, защищали подступы к Москве, отстояли Елец, не давали покоя немецким асам в тылу с декабря 1941-го по июнь 1942 года. Сохранились сведения, что 209-й ББАП на фронте выполнял задачи по бомбардировке, штурмовке, разведке переднего края противника и объектов в глубине обороны; операции бомбежки сопровождались выбросом тысяч листовок. Полк прекратил свою боевую историю 12 сентября 1942 года: из-за потерь боевой техники и летного состава в боях за Воронеж был расформирован.

Воронежский краевед В.И. Кононов приходит к выводу: «В конце июня 1942 года немецкие войска прорвали оборону наших войск на стыке 13-й и 40-й армий Брянского фронта и направили главный удар на Воронеж». Где же происходил этот стык? Штаб 13-й армии располагался в Чернаве, что в 40 километрах от Ельца, — штаб 40-й армии — в Ельце.

На территории, где проходил фронт, по свидетельству С.А. Красовского, было оборудовано несколько ложных и только три настоящих аэродрома. Среди них аэродром в селе Крутое, где базировался 209-й ближний бомбардировочный полк с самолетами Су-2.

А.М. Аббасов в монографии «Воронежский фронт: хроника побед» день за днем прослеживает оборонительные бои с 26 июня 1942 года. «На город сброшено несчетное количество бомб. В небе 35 вражеских самолетов, сменяя друг друга, пикировали на городские кварталы, осыпая их бомбами».

Дмитрий Дьяков в книге «Командармы Воронежского фронта» показывает, что немецкие самолеты в 1942 году представляли грозную силу.

Но прежде чем обрушиться на Воронеж, они методично уничтожали аэродромы вокруг Чернавы, Ельца… К сожалению, С.А. Красовский не называет их, и пришлось проделать определенную работу, чтобы доказать существование аэродрома в Крутом и важность роли 209-го ближнего бомбардировочного полка, защищавшего на Су-2 подступы к Ельцу и бросившегося оборонять Воронеж. В 25 мая 1942 года прекратил существование 97-й бомбардировочный полк; оставшиеся машины, экипажи были направлены для усиления 209-го бомбардировочного полка.

С аэродрома в Крутом почти ежедневно взмывали в небо бомбардировщики. Так, в наградном листе Ивана Ивановича Серегина, погибшего 27 июня 1942 года и захороненного в братской могиле близ аэродрома, перечисляются заслуги пилота. Эти записи раскрывают деятельность летчика и его товарищей, потому что вылетал он то «в составе звена», то «в составе семерки», то «в составе двух самолетов»… Интересна приписка: подтверждено экипажем Верхоланцев — Косынкин, или — подтверждено фотоснимками: «Все фотоснимки находятся в штабе ВВС 40-й армии». Советское командование очень эффективным считало рейд пятерки Су-2, ведомых лейтенантом В.А. Верхоланцевым на ст. Курск 1 мая 1942 года: «Несмотря на сильный зенитный огонь, наши бомбардировщики точно поразили цель. Неприятельский склад вспыхнул — пожар бушевал трое суток».

Погибли Иван Иванович Серегин и его напарник Александр Васильевич Веденин во время налета вражеских самолетов. А. И. Полякова рассказывала: «Тут сильно бомбили аэродром, было темно, несмотря на то, что дело происходило днем».

В братской могиле захоронены также командир эскадрильи, капитан Иван Васильевич Русских, и лейтенант, авиамеханик Манибула Каюмович Муратов. Они погибли 21 июня 1942 года (на сайте полка указывают 11 июня). Вот что рассказывали очевидцы. «Было примерно три часа дня. На их самолет неожиданно напал немецкий “мессер”. Между селами Долгое и Топки завязался ожесточенный бой. Наш самолет загорелся. Объятый пламенем самолет упал на землю. Обгоревших летчиков нашли и на другой день похоронили. Погибших везли на двух машинах в гробах с красной обивкой. Лица были закрыты. Позади в две колонны шли сослуживцы, за ними — народ. Все плакали. Остановились у выкопанных могил. Товарищи много хорошего о них говорили. Но людям врезались в память слова одного майора, которого Русских своей грудью спас от смерти. Он не мог говорить, а только плакал и едва слышно повторял: “Ванюшка, заслужил ты вечную память…” Бойцов похоронили рядом под залпы салютов».

С расширением военных действий на воронежском направлении самолеты 2-й воздушной армии, по воспоминаниям С.А. Красовского, были переброшены в Задонск, Усмань. 209-й ближний бомбардировочный полк начал бои за Воронеж в составе 208-й ночной БАД, затем его оперативно подчинили 205-й авиадивизии, а в середине июля 1942 года ввели в состав 223-й БАД. К сентябрю 1942 года в части сохранилось 20-ть Су-2.

На сайте «Война окончена» Борис Дайтер и Александр Шматов приводят список личного состава 209-го ближнего бомбардировочного полка, список погибших. Они установили, что за боевую деятельность 83 человека были награждены орденами и медалями, 5 человек стали Героями Советского Союза: В.А. Верхоланцев, Л.А. Говорухин, И.И. Мейлус, С.В. Яцковский, А.В. Самочкин. Приводят сведения о летчиках, что были представлены к званию Героя, но были награждены орденами. На сайте сообщается о том, что не были удостоены награды за огненный таран Хасан Ахмедович Мамин и Василий Яковлевич Мартынов. Причину можно найти на сайте.

«Когда 25 июля над вражеским аэродромом Боровская его бомбардировщик был зажжен, летчик направил горящий Су-2 в гущу вражеских машин. В огне сгорели и краснозвездные самолеты, поскольку, отступая, советские войска оставили на этом аэродроме среди другой техники и 7 Су-2 из 97-го ББАП». Произошло это в 1941 году.

В своей книге я привожу фамилии награжденных в приказе войскам Воронежского фронта от 14 августа 1942 г. за № 035. Среди них имя Ивана Ивановича Серегина. Приказ его в живых не застал.

А теперь обратимся к словам историков, краеведов.

Воронежский фронт был создан 7 июля 1942 года, в него вошла вновь созданная 2-я воздушная армия под командованием генерал-лейтенанта авиации С.А. Красовского. Николай Александрович Карташов в книге «Ватутин» приводит разговор командующего армией с командующим фронтом Николаем Федоровичем Ватутиным.

— Плохо работает авиация! — заявил Ватутин.

— Воевать без войск не умею, — был ответ Красовского.

Как пишут историки, воздушная армия «не располагала достаточным количеством самолетов», но генерал-лейтенант Николай Александрович Карташов приводит свидетельство участника событий борьбы за Воронеж капитана в отставке А.Н. Потемкина: «В ночь перед форсированием противника непрерывно бомбили наши славные “ночные ведьмы”. Среди ночи на своих “рус фанер” они бросали бомбы…» и наводили страх на немецких и венгерских солдат. Надо ли напоминать, что это были и летчики 209-го бомбардировочного полка.

В книге «Священная память» Валерий Кононов одну из глав посвящает летчикам. В частности, он пишет, что период становления воздушной армии совпал с тяжелейшей обстановкой на воронежском направлении. «Несмотря на имевшееся тогда превосходство фашистской авиации, летчики 2-й воздушной армии активно помогали наземным войскам отражать бешеные атаки врага. Бомбардировочная авиация армии наносила мощные бомбовые удары по железнодорожным узлам, аэродромам, скоплениям танков и живой силы противников, а истребители не позволяли фашистским асам безнаказанно господствовать в воздухе…»

Кононов упоминает, что «летчики 208-й дивизии ночных бомбардировщиков разрушили сильно охраняемый железнодорожный мост через Дон у Семилук». В составе этой дивизии находился 209-й бомбардировочный полк. Потери среди Су-2 и летного состава были столь высоки, что 12 сентября 1942 года полк был расформирован, а 2-я воздушная армия продолжала свой славный путь. И хотя Су-2 были сняты с вооружения, некоторые из машин продолжали сражаться.

15 сентября 1942 года активизировались тяжелые бои под Воронежем. В селе Крутое эта дата связана с гибелью летчика, старшего сержанта 896-го ИАП 15-й воздушной армии Ивана Васильевича Буршина. В листке потерь запись: «15.09.1942 г. погиб при выполнении боевого задания». О гибели летчика известно немного. Самолет Буршина возвращался с задания, совершил посадку. Но летчика в нем не оказалось. Его обнаружили недалеко от самолета уже мертвым — его прикрывал парашют. По словам очевидцев, самолет загорелся в бою. Но ему удалось атаковать противника. Летчик выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся.

15-я воздушная армия формировалась на елецкой земле, боевое крещение получила в оборонительных боях за Воронеж.

В двенадцатитомном издании «Великая Отечественная война» (т. 3) приводятся слова военного историка Дж. Фудлера: «Началось сражение за Воронеж, и, как мы увидим, для немцев оно было одним из самых роковых за время всей войны… Советские войска, сосредоточенные к северу от Воронежа, прибыли вовремя, чтобы спасти положение, возможно, они спасли русским всю кампанию. Нет никаких сомнений, что дело обстояло именно так». В числе тех, кто боролся за Воронеж, был и 209-й ББАП.

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в селе Крутое реконструировали монумент погибшим летчикам, заложили новый фруктовый сад в память о погибших летчиках 209-го ближнего бомбардировочного полка 2-й воздушной армии и 896-го истребительного полка 15-й воздушной армии.

Да, памятью насыщена земля!

 

Литература

 

1. Аббасов А.М. Воронежский фронт: хроника побед / А.М. Аббасов. — Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2008. — 304 с.

2. Буденный В.А. Улицы воинской славы / В.А. Буденный. — Воронеж: АО «Воронежская областная типография», 2020. — 224 с.

3. Дьяков Д.С. Командармы Воронежского фронта / Д.С. Дьяков. — Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2013. — 168 с.

4. Дьяков Д.С. Мужество риска / Д.С. Дьяков. — Воронеж: АО «Воронежская областная типография», 2020. — 408 с.

5. Карташов Н.А. «Назначьте меня командующим…» / Н.А. Карташов // «Подъём». — 2019. — № 10. — С. 158 — 181.

6. Кононов В.И. Памятник генералу Черняховскому / В.И. Кононов. — Воронеж, ООО «Редакция газеты “Коммуна”», 2007. — 32 с.

7. Кононов В.И. Священная память / В.И. Кононов. — Воронеж: ООО Студия «ИАН», 2003. — 120 с.

8. Красовский С.А. Жизнь в авиации / С.А. Красовский. — М.: Воениздат, 1968.

9. Никонов А. Воронежское сражение (июнь 1941 — февраль 1943) [Фильм] / А. Никонов.

10. Тишанинова Н.В. Село Крутое — село святое / Н.В. Тишанинова. — Воронеж: АО «Воронежская областная типография», 2020. — 168 с.

11. Трофимов А. Су-2: самолет, незаметный во всех смыслах слова [Электронный ресурс] / А. Трофимов // «Военное обозрение». — Режим доступа: свободный.

12. Хазанов Д., Гордюков Н. Су-2 на фронтах Великой Отечественной [Электронный ресурс] / Д. Хазанов, Н. Гордюков // «Военное обозрение». — Режим доступа: свободный.

 


Надежда Васильевна Тишанинова (Карташова) родилась в селе Крутое Елецкого района Орловской (ныне Липецкой) области. Окончила филологический факультет Воронежского государственного университета. Отличник народного просвещения РФ. Организатор и многолетний руководитель единственного в России музея литовской литературы, искусства и культуры им. Ю. Янониса. Автор ряда документально-публицистических книг и многих статей в периодике. Живет в Воронеже.