Горчичное зерно
- 25.03.2015
ДИВАН МАНДЕЛЬШТАМА
У воронежцев в обычае отмечать даты пребывания в городе ссыльного Мандельштама. На этот раз гостей литературного праздника увлекли поездкой в Задонск, где поэт с женой, бывало, снимали дачу на лето. Большой автобус едва вместил всех желающих.
Невидный сельский домик в Задонске аж присел от удивления, когда люди в шляпах и беретах, с трубками и кинокамерами заполнили дворик, крыльцо, веранду. Нынешняя хозяйка, знать не знавшая о знаменитом постояльце, оробела от такого внимания к своей скромной усадьбе. Показывать ей особенно нечего, рассказывать тоже. А гости все не уходят, мнутся и ждут чего-то, словно из-за яблонь в саду вот-вот должен показаться сам Осип Эмильевич. Или нечаянным образом обнаружится на чердаке неведомая до сих пор тетрадка с его стихами.
Ожидание чудесного затягивается, и экзальтированная публика начинает мало-помалу просачиваться со двора в сад. И там видит под деревьями реликтовый диван, обитый цветастой клеенкой. Произведение послевоенных лет, пыльное и крепко потертое, выглядит почти музейно. Все смотрят на него с почтительным интересом.
— А вот на этом диване — он стоял тогда вон под той яблоней! — Мандельштам любил полеживать в жаркую погоду, — небрежно кидает один из журналистов, местный болтун и пройдоха.
Почитатели поэта шумно окружают диван, любовно поглаживают рваные клеенчатые бока, по очереди фотографируются на его фоне. Все уходят к автобусу чрезвычайно довольные.
Неведомо еще, в какие монографии и альбомы попадет потом этот «диван Мандельштама»!
ШУТКА ПОКОЙНИКА
На похороны бывшего редактора республиканской газеты, почетного пенсионера, заслуженного ветерана и прочее, ждали первых лиц.
Оставались минуты, когда в фойе дворца культуры, ставшего в тот день домом печали, влетел нынешний редактор, хмуро оглядел дежуривших сотрудников. Мы подтянулись, поправили галстуки и повязки. Придраться вроде бы не к чему, еще и не выпивали. И тут раздался пронзительный вопль шефа:
— А это! Что это?!
Мы крутнулись в сторону указующего пальца. О боже! У стены стоял щит с афишей проходившего в городе кинофильма «В смерти моей прошу винить Клаву К.» Аршинными красными буквами! Прямо напротив входа. Вот что значит редакторский глаз. А мы-то толкались полдня, и не видели.
Едва успели закинуть щит в угол — под хриплые звуки оркестра в фойе показалась партийно-государственная делегация.
Между прочим, вдову бывшего редактора звали Клавдией Карповной. «Клава К.»!
Усопший и при жизни, говорят, любил похохмить.
ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА
Стояли за конфетами. Очередь тихая, сонная, безучастная ко всему, словно нелепый прибор для измерения времени. Можно стоя вздремнуть, подойдешь к прилавку — разбудят. И вот в такой-то дреме — трам-тарарам, два голоса, как на шпагах. Один, звонкий, продавщицы:
— Нет, не могу. Не положено! Вы без визитки.
В ответ густой баритон:
— Я деньги плачу!
Все ясно: выяснение межгосударственных отношений. Только иностранный визитер мог быть без визитки в вильнюсских магазинах 1993 года. Видно, из молодых, несмышленых государств, раз выехал за границу без своего сладкого. Так и есть — высокого, импозантно одетого брюнета выдает кавказский акцент.
— Слушайте, — продолжал уговаривать он, — вы же говорите, что у вас демократия, рынок. Зачем же визитки?
Продавщица со скучным видом глядела в сторону. А надо было видеть красивого, уже немолодого мужчину, слышать срывающийся от обиды голос, чтобы представить всю его уязвленную кавказскую гордость. Только нежность к кому-то милому, маленькому, оставшемуся дома, желание обрадовать его гостинцем могли принудить человека терпеть унижение. Только любовь способна на такую жертву.
— Разве я из другой страны приехал? Или у меня не такие же деньги, как у вас? — сказал кавказец запальчиво и, махнув рукой, пошел к выходу. Он просто забыл от обиды, что общей страны у нас больше не было.
И тут из заснувшей очереди высунулась пожилая женщина. Она догнала мужчину и решительно взяла его за рукав.
— У вас не найдется еще несколько минут? Я бы помогла, когда подойдет моя очередь, если, конечно, вы не спешите…
Кавказец остановился.
— У нас же почти война, ничего нет, — смущенно пробормотал он.
— Я знаю, — твердо сказала женщина. — Мы с вами действительно из одной страны, страны бедных. Всем трудно. А бедные должны помогать друг другу. Если я к вам приеду, разве вы не достанете мне каких-нибудь фиников?
Очередь пробудилась, в разных ее концах послышались голоса:
— Разве жалко продать человеку конфет! Может, у него дети? Бывают же такие бессердечные люди!
Этот ропот дошел до продавщицы. И она прямо вся вспыхнула:
— Я-то как раз хотела ему взвесить, да вас же боялась, что начнете кричать, — сказала она. — Если очередь не против, пусть подходит и берет сколько нужно. Разве мне жалко? У него такие же деньги.
Милые вильнюсцы, как я любил вас в эти минуты!
КТО КОГО ПЕРЕСТРАШИТ
В неспокойные дни люди почему-то любят пугать самих себя и друг друга. И чем страшнее и нелепее слухи, тем охотнее им верят, тем чаще их повторяют. Это вообще свойственно человеку, но в тревожные времена обостряется.
Вот такую сценку я зарисовал летом 1991 года на вильнюсском рынке.
…У стойки с пивом трое мужчин, по говору узнаю литовца, русского и кавказца. Все трое, похоже, приезжие.
— У вас, я смотрю, жить еще можно, — говорит русский литовцу. — В магазинах не совсем пусто.
— А, последнее доедаем, скоро и это кончится, — вздыхает литовец.
— Но нигде нет такой паршивой жизни, как у нас! — восклицает кавказец. — Торговать нельзя, работать нельзя, только стрелять можно.
— А мы вот без бензина остались, — жалуется литовец.
— Хозяйничать не умеют, — поясняет русский. — Придет дурак — и командует.
— Дураков всюду хватает, — соглашается литовец.
— Нет, наши какие-то особенные, — не сдается русский.
— Э-э! — машет рукой кавказец. — Самый страшный дурак, когда он с ружьем. А у нас кто с ружьем, тот и главный.
— Это что! — перебивает русский. — У нас-то, если бы вы видели, полный развал. Вообще нет ничего. Пусто.
— Как так — совсем ничего? — недоверчиво смотрят на него собеседники.
— А вот так! — не без бахвальства повторяет русский. — И скоро, говорят, и того не будет.
Все трое, сокрушенно покрутив головами, поднимают кружки. Но последнее слово все-таки остается за кавказцем.
— А у нас… у нас землетрясение обещали! — кричит он. — Что твой завал-развал? Горы на горы пойдут, передали, земля треснет.
Его собеседникам и крыть нечем. Кавказец победно оглядывает их, допивает пиво и уходит к своим мандаринам.
ЛОШАДИНЫЙ ВЕК
На аукционе по приватизации в одном из литовских колхозов продавали лошадь. Цену по тем временам назначили просто несерьезную — восемьсот рублей.
— А что так дешево? — спрашивали покупатели.
— Да немолодая она, — пояснял кто-то из бывших колхозников. — Сам помню, как хозяин привел ее сюда во время коллективизации. А так она ничего, крепкая, еще послужит.
И ведь купили, ушла лошадка к новому хозяину-фермеру. Хоть и не так долог лошадиный век, а хватило его, чтобы пережить целую эпоху социализма и вернуться к частнику. В России такой лошади, чтоб коллективизацию помнила, уж не сыщешь. Разве что слона — они живут дольше.
ОМОН ОТ СЕРДИТЫХ ЖЕН
В полицейский комиссариат районного литовского городка Аникщяй поступило заявление о новой выходке нашумевшего в свое время вильнюсского ОМОНа. На этот раз защитники Советской власти проявили нездоровый интерес к ничем не примечательному ранее провинциальному жителю Стяпонасу В. Говорит, мирно ехал он вечером к себе домой на машине, когда на лесной проселок вышло пятеро мужчин с автоматами. Пришлось тормозить.
Проверив документы, неизвестные приказали следовать вместе с ними. Двое сели к нему в автомобиль, остальные — в свой, и заставили переменить курс. На какой-то лесной базе похищенного допрашивал военный с погонами майора, причем особенно въедливо интересовался службой Стяпонаса в армии. Лишь на другой день около часа дня задержанного отпустили и даже принесли извинения: ошибка, мол, вышла, обознались.
Комиссариат заявлением заинтересовался. Как же так, ведь отряды ОМОН — и вильнюсский, и рижский — распущены много лет назад и давно покинули территорию Прибалтики. Или кто другой незаконно бродит по литовским лесам, пугая людей? Прежде чем доложить министру, полицейские решили провести собственное расследование. И тут выяснилось, что Стяпонас попросту сочинил эту историю от начала и до конца. Но с какой же целью? О, в этом-то весь секрет! Прогулял мужик всю ночь в соседней деревне с дружками, а потом и придумал, как оправдаться перед женой. А та проявила гражданскую бдительность и побежала в полицию.
P.S. Стяпонас, мой тебе совет: выпутываясь из трудных обстоятельств, все же учитывай изменившуюся политическую обстановку. Нет больше в Литве ни омоновцев, ни «оккупационных войск». Так что теперь в случае чего сваливай все на НАТО или хотя бы на ЦРУ. Они теперь толкутся в литовских лесах. Правдоподобнее будет!
ВОРОНЕЖСКАЯ ДЕЗДЕМОНА
На оживленном перекрестке приметная пара — невысокий, плотного сложения африканец, далеко не студенческого возраста, с ним белолицая воронежская толстуха. Она что-то втолковывает, размахивая пухлыми руками. Отводя глаза от напирающего бюста, африканец только переминается с ноги на ногу.
— И сколько ты будешь кормить обещаньями! — доносится вредный голос. — Какие переводы, кто тебе их пришлет! Навязался дармоед на мою голову! Когда сам-то начнешь работу искать?
На добродушном черном лице ноль эмоций, непроницаемое безмолвие. Тусклая виноватая улыбка возникла — и тут же исчезла. Замкнулся в себе, терпит, скучает. Дело, судя по всему, простое, житейское: пилит бабенка «своего» за лень, нехотение идти на добычу, тащить в дом. И дела ей нет до того, что он другой природы, что у них в Мали или в Лесото, может быть, наоборот женщины заняты собирательством и кормят мужчин. И при этом не смеют поднять на них голос.
Она-то не знает о том. А он помнит. И потому брань и понукания воспринимает со скорбным бесчувствием, как дождь или ветер в деревьях. И ждет добрых вестей и помощи из далекой родной Африки.
ЗМЕЕВИДЦЫ
— Анаконда! Анаконда ползет! Вот она! Анаконда!
Надрывный крик разбудил поздней ночью. И не в джунглях Амазонки, как могли вы подумать, а в скромной палате подмосковного санатория. Кричали за стеной, в два голоса, звали на помощь.
Но как помочь? Я никогда не имел дела с рептилиями, технике заклинаний не обучен. Для схватки не имею достаточных сил и ловкости. Потому сразу же и представил себя в образе скрученного змеем Лаокоона. Нет, не пойду! К тому же быстро, несмотря на прерванный сон, сообразил, что никакой анаконды вблизи, конечно же, нет и не предвидится. А есть в соседней палате двое отдыхающих. Отдыхали они самым серьезным образом — до обеда отсыпались, потом хмуро выползали наружу, возвращались с набитой сумкой. И до поздней ночи гудели. Иногда выходили покачаться по коридору. Признаки надвигавшегося отчаяния с каждым днем все нагляднее выражались в их лицах. И вот, наконец, в палату к ним приползла анаконда…
Но почему именно она, обитательница далекой Бразилии?
Вот в прежние времена, бывало, допивались до чертиков. А то и до зеленого змия. Таких людей и называли «змеевидцами». Но тропические рептилии в видениях не показывались. Об их существовании в народе просто не знали. Теперь же в отравленный мозг заползает всякая нечисть из телеящика.
Выходит, и впрямь бытие определяет сознание? Если б наоборот — могла бы ведь и задушить приятелей возникшая из угара гадина. А так на другой день они снова качались по коридору. В сумке бренчало…
БЕЗ ВУАЛИ
В мае 1968 года, когда на берегах Влтавы бурлила «пражская весна», у нас черемухой зацветала своя, уральская.
Было мне тогда двадцать лет. И я был влюблен. Нас с ней лихорадило — бросало от огня к холоду и обратно в огонь. И все, что творилось вокруг и в целом мире, воспринималось мною сквозь «магический кристалл».
Я учился на втором курсе. Студенты-историки, как водится, своевольничали и много говорили между собой о «лице социализма». В коридорах факультета веял долетавший издалека воздух Праги.
Как-то попала мне в руки подшивка «Руде право». Я зашел с газетой в аудиторию и стал торопливо листать и рассматривать, потом пытался что-то прочесть на первой странице, на ходу осваивая чешский язык. Со второй страницы пошло лучше, с третьей я понимал вполовину, остальное додумывал.
Наконец я притомился и стал просто разглядывать фотографии. На одной из них, размером в полстраницы, помещалась снятая во весь рост девушка. Она стояла спиной с рассыпанными по плечам кудрями, обернувшись с манящей улыбкой. И она была нагой от волос и до пят. Над снимком располагалась крупная надпись «Красота без вуали». Внизу — адрес заведения в Праге и, кажется, цена входного билета.
Помню, меня разбередило лицо девушки. Она хоть и улыбалась, стараясь казаться веселой, но сквозь гримаску проглядывали и робость, и смущение, и детский испуг. Было видно, что позорная роль прилюдно стоять «без вуали» еще внове ей, что природная стыдливость не совсем еще оставила ее младенческую душу, что перед зрителями представала не жрица любви, а жертва чьей-то злой похоти и поганства.
Я быстрее сложил газету — не потому, что мне не хотелось смотреть на девушку, нет, ее глаза еще долго вспоминались потом — но, побоявшись, что подойдет кто-нибудь из друзей, увидит и уличит меня в постыдном подсматривании. Мне стало досадно и гадко, как если бы на месте той пражской девушки оказалась однокурсница или сама возлюбленная моя.
Почему, спрашивал я, свобода от запретов одним оборачивается правом свободно делать всякие гадости и возможностью принуждать к гадостям, а другим — подвергаться принуждению? Кто освобождает потребителей гадостей от поклонения красоте, от уважения к человеку, от сочувствия к слабому и позволяет услаждаться их покорностью и унижением? Как получилось, что реабилитируется и признается допустимым то низкое и животное, что прежде принято было скрывать и стыдиться? И к чему это может привести наконец? Вот только-только забрезжило манящей свободой — и тут же потребовались забавы, которыми попираются невинность и стыд, прелестное полудетское существо выставляется к позорному столбу на потеху зверинцу, на возбуждение старческого бессилия.
Тогда я еще не знал современных оправданий подобных сцен эксгибиционистскими наклонностями стриптизерш, якобы желающих, распинаясь у шеста, наслаждаться собственным бесстыдством. И легким заработком. Но как ни оправдывай это зрелище, а есть в нем нечто садистское, импотентное, чуждое и мерзкое для пылкой юности и подлинной мужской силы, жаждущих любви, страсти, а не порока.
По-иному показалось мне тогда же все происходившее в Праге. Холодок отторжения и брезгливости от буржуазных «свобод без вуали», будивших в человеке блудливую обезьяну, темного зверя, безразличного к чувствам другого, остудил наивно-восторженные мечтания. И позволил на многое посмотреть другими глазами. Не изменился взгляд и теперь, когда понатыканы шесты по всей России и заказать девушку в постель так же просто, как ужин или шампанское…
Спустя сорок лет довелось и мне оказаться в Праге. Несмотря на позднюю осень, город полнился гомоном приезжих со всей земли. Из-за тесноты на Карловом мосту без предосторожности можно было полететь в реку. Всюду пили и ели. Местная пресса пишет, что в Праге и вообще в Чехии процветает секс-туризм, многие иностранцы едут «за этим». Для блудников здесь, как и в Амстердаме, средоточие мира. Они съезжаются, чтобы дуреть от травки, сношаться, как собачки, на газонах, изучать анатомию на выставленных во множестве заведений напоказ женщинах. Это крайнее самоунижение человека в сраме они именуют свободой. И готовы платить за такую свободу полным отказом от своей души. Мефистофелю тут незачем подписывать контракт с каждым поименно — достаточно иметь трастовый договор с турагентствами и хозяевами сети разврата. В конце такой свободы — рабство и ад.
Ах, мы не верим ни в рай, ни в ад? Не будьте наивными. Ад в том, что в нем невозможна любовь, без надобности подвиг, как и любое другое доброе движение души, и нельзя уже ничего исправить. Так понимал небесную кару Достоевский. Вы устроили из жизни именно такой ад. Думаете, что достигли вершин разумности, рационализма, что путь человечества благополучно закончился и ничто доброе и светлое вам больше не угрожает? А сами на последнем круге.
ГОРЧИЧНОЕ ЗЕРНО
Поздним осенним вечером спешил я к приятелю на ночлег. А жил он на городской окраине, за железной дорогой. Неосвещенные переулки, грязные подворотни, лихая шпана — туда и в светлое время суток не всякий отваживался. Но мне тогда выбирать было не из чего.
Доезжаю до вокзала, выхожу на безлюдный перрон. Можно махнуть через пути, но на той стороне колдобины с лужами. Так лучше пройти до конца освещенного перрона, а потом уж спускаться в темень и грязь. И вот, чую, следом за мною увязались. И точно ведь — двое. Как я их заметил спиною, не знаю, но разглядел все подробно: оба повыше и покрепче меня, в темных куртках, руки держат в карманах.
Я иду — и они следом, не отставая и не сближаясь. Я молчу — и они молчат. Между тем светлого пути остается немного, три фонаря, дальше — тьма. Надо что-то предпринять, на что-то решиться. Повернуть назад к вокзалу? Ну а потом? Да и пропустят ли они назад? Идут ведь не просто так — по мою душу идут, это ясно.
Вот еще фонарь, а там все, последний. В темноту ступать с этими двумя за спиной нельзя, никак нельзя — пропадешь. Вон карманы их курток оттопыриваются от тяжких кулаков, а, может, и от кастетов. Что делать? Броситься бежать? Нет, догонят. Закричать? Бесполезно — от вокзала уже далеко, рот зажмут. Вот и последний фонарь, а там — конец.
И тут на меня нашло. Лучше сказать — снизошло. Да ведь точно — не сам же я придумал, сверху упало. То самое — зерно горчичное, передвигающее горы. Встаю я под фонарем и поворачиваюсь к преследователям лицом. Останавливаются и они, шагов за пять.
— Подойдите-ка! — говорю им. Да ведь как говорю-то — спокойно, властно, сильным голосом, сам себе удивляюсь.
Мнутся малость, но подходят.
— Ближе, ближе! — распоряжаюсь я по внезапному вдохновению.
И вот, как бы в полете, вдруг, негаданно, осеняю крестом голову рядом стоящего, возглашая громко в ночи:
— Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сую пятерню ему под нос. И — чудо! Парень послушно клонит голову и прижимается к руке губами.
— И ты, сын мой! — велю второму.
Вдохновенно крещу и его, протягиваю тыльной стороной ладонь. Прикладывается и он.
— Ступайте с миром, откуда пришли! — говорю теперь строго, как власть имущий.
Парни разворачиваются и двигают обратно к вокзалу.
— Поп, что ли? — доносится до меня.
— А кто его знает, с бородой, — неохотно откликается второй.
Я спускаюсь с перрона и, никого не страшась более, спешу к ночлегу.
———————————
Геннадий Михайлович Литвинцев родился в 1946 году в китайском городе Харбине в семье русских эмигрантов. Окончил исторический факультет Уральского государственного университета. Работал журналистом, корреспондентом ряда союзных изданий в Прибалтике, «Российской газеты» в Воронеже. Автор сборника стихотворений «Часы, которых нет на циферблате», многочисленных публикаций в журналах и альманахах. Живет в Воронеже.