Для музыки нет провинций
- 13.05.2020
Издательство «Молодая гвардия» подготовило к выпуску в популярной серии «Жизнь замечательных людей. Биография продолжается» книгу Андрея Румянцева о всемирно известном российском пианисте Денисе Мацуеве. Для автора это третье биографическое повествование о своих знаменитых земляках-сибиряках. В последние годы уже выходили его книги о прозаике Валентине Распутине и драматурге Александре Вампилове.
Искусство Мацуева хорошо знакомо воронежцам. Музыкант часто выступает в нашей области и имеет здесь многих поклонников. Предлагаем читателям отрывок из новой книги о пианисте-виртуозе.
Не однажды Дениса Мацуева посещали грустные мысли: почему мы на своей родине, даже в иных крупных городах, не имеем просторных музыкальных залов? Почему в региональных филармониях нет приличных роялей? Почему народ, давший миру Глинку, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова, не имеет возможности слушать у себя, в родном краю, музыку этих чародеев, как и великих зарубежных композиторов? Человек действия, Мацуев решил для себя: начинать нужно с приобретения инструментов, с организации симфонических оркестров, с подготовки юных музыкантов. Построить в провинции новый зал — это проблема, но то, что намечал он, можно было осуществить и в областной филармонии, и в скромном районном Доме культуры, и в сельском клубе. Кому-то нужно начинать.
Сам Денис начал с фестиваля «Крещендо». Договариваясь с руководителями регионов о проведении своего музыкального праздника в республике, области или крае, пианист ставил условие: купите высококачественный рояль, создайте филармонический оркестр, пригласив в него молодых исполнителей, соберите талантливых детей, чтобы известные музыканты и педагоги могли провести с ними мастер-классы.
В марте 2016 года Денис Леонидович с командой стипендиатов Фонда «Новые имена» и лауреатов конкурса, прошедшего перед этим в Астане, приехал в Воронеж. В этом городе сам пианист выступал многократно — по программам фестивалей «Крещендо», «Пасхальные дни», гастрольных турне. И как всегда, первая встреча в областной филармонии — с коллективами оркестров. Именно оркестров, потому что в старинном русском городе их два: большой академический под управлением Владимира Вербицкого и молодежный во главе с Юрием Андросовым. Первый оркестр имеет давнюю и богатую творческую историю, а вот второй был создан недавно, и составили его студенты музыкальных учебных заведений. К таким коллективам у Мацуева особый интерес, теплое, братское внимание. Когда в предыдущий раз Денис Леонидович вместе с оркестром Мариинского театра приезжал в Воронеж на пасхальный фестиваль, он предложил прославленному дирижеру Валерию Гергиеву объединить на сцене свой коллектив со студенческим. С таким музыкальным сопровождением пианист и выступал. «Тот концерт настолько запал мне в душу, — признался Мацуев, — что я почти каждый год, приезжая в Воронеж, выступаю именно с молодежным оркестром». Более того, готовя очередной фестиваль «Крещендо» в московском зале «Филармония-2», Денис Леонидович пригласил принять в нем участие своих новых друзей. «Искушенной столичной публике их выступление понравилось, — подвел итог пианист. — Я еще раз убедился: в поисках новых талантов не нужно зацикливаться на Москве и Санкт-Петербурге. В российской глубинке их тоже немало».
А о концертах в Воронеже весной 2016 года он рассказал: «Здешняя публика очень подготовленная. Вчера, например, был удивительный прием. Выступления длились три с половиной часа, а люди слушали нас, затаив дыхание. В первом отделении исполнителями были юные воронежцы — стипендиаты Фонда “Новые имена”, прошедшие мастер-классы у профессоров Московской консерватории, и лауреаты последнего конкурса в Астане. Во втором — в сопровождении молодежного оркестра я сыграл Третий концерт Рахманинова. Оркестр чисто выполнил сложнейший аккомпанемент, который и аккомпанементом-то не назовешь. Это тщательно подготовленное, отточенное исполнение. Пригласил молодежный коллектив летом на фестиваль во французский город Анси. В зале было много студентов, старшеклассников. После концерта они окружили лауреатов Фонда “Новые имена”, засыпали их вопросами. Видно было, что пример “звездочек” увлекает их сверстников».
Когда Мацуев ратует за создание в России молодежных симфонических оркестров, у него есть зарубежные примеры. Разве мы беднее музыкальными талантами, например, американцев? Летом 2016 года пианист начал европейское турне с необычным коллективом. Организаторы концертов предложили ему выступить с Национальным молодежным оркестром США. Дирижером его был человек, «родной» для Мацуева, — Валерий Гергиев.
Само существование такого оркестра вызывало у Дениса Леонидовича особый интерес. Кто стал инициатором создания коллектива? Как осуществлялся набор? Какие музыканты по возрасту и опыту в итоге составили оркестр? Ответы на эти вопросы, как и следовало ожидать, оказались поучительными.
Создать юношеский оркестр предложила администрация знаменитого Карнеги-холла во главе с исполнительным директором Клайвой Гиллинсоном, человеком опытным и творческим. Для него это был не первый значительный проект. Решено было на основе строгого конкурса отобрать талантливых музыкантов в возрасте от шестнадцати до девятнадцати лет. Причем только граждан США, выходцев из любого региона страны. Очная учеба в консерваториях помешала бы их концертной деятельности, поэтому для молодых оркестрантов организовали занятия в мастер-классах выдающихся педагогов со специализацией в инструментальном исполнении музыки.
Впервые всеамериканский конкурс для отбора в Национальный молодежный оркестр был проведен в 2013 году. Возглавить жюри организаторы пригласили Валерия Гергиева. Первые гастроли маэстро и его необычного коллектива прошли совместно со скрипачом Джошуа Беллом и включали концерты в Вашингтоне, Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне.
«Для меня большая честь участвовать в предложенном туре, — написал в своем блоге Мацуев. — Мне доставляет особое удовольствие играть с молодежным коллективом. Ребята излучают мощную энергию и горят желанием выступить как можно лучше. Я играл с разными юношескими оркестрами, в том числе, с Фестивальным оркестром Вербье, например. В последние годы и нам есть чем гордиться. Уже известными в России стали Юношеский оркестр Воронежа, который принимал участие в фестивале “Крещендо” в Москве, и Молодежный оркестр Свердловской филармонии, оставивший своей игрой большое впечатление на фестивале в Екатеринбурге. Никогда не забуду, как восторженно принимала выступление детского оркестра из Иркутска “Созвездие Байкала” публика на фестивале во Франции. Сейчас Юрий Башмет создает Всероссийский юношеский симфонический оркестр.
На мой взгляд, это замечательное движение. Молодые музыканты приобретают уникальный опыт, общаются со знаменитыми дирижерами, получают ежедневные уроки в мастер-классах. Уверен, что многие из них свяжут свою жизнь с работой в оркестре. Они оценят, что значит заниматься музыкой в большом коллективе, где все группы оркестра играют слаженно, чутко откликаются на каждое движение дирижера. Оркестр, в котором музыканты собираются вместе лишь время от времени, для гастролей, такого творческого удовлетворения не дает».
В июле 2017 года на очередном фестивале «Крещендо» в Сочи выступал Уральский молодежный симфонический оркестр из Екатеринбурга. Дирижировал им маэстро Энхэ, приглашенный в Россию из Монголии. Свое впечатление от этого коллектива, впервые вышедшего на сцену родного города десять лет назад тоже по программе фестиваля «Крещендо», Мацуев выразил, как всегда, эмоционально: «Я был поражен!» Чем же?
«Я много раз говорил, что юношеские коллективы — это всегда особенная история. Помню, какими оркестранты были в самом начале их творческого пути. Да, увлеченными, энергичными. Но ведь опыт и к увлеченным приходит не сразу, тем более, что речь идет о большом коллективе, которому нужна слаженность. Я и подумать не мог, что ребята добьются такого блестящего результата: сбалансированности всех групп, удивительной энергетики. Красивые и талантливые молодые люди, чье желание сыграть как можно лучше, их горящие глаза не могут не вдохновлять. Предвкушаю игру с ними. И радость слушателей: перед ними выступят вместе с Уральским молодежным симфоническим оркестром талантливые воспитанники Фонда “Новые имена”, лауреаты конкурса “Синяя птица”. Это будет феерия из классики и джаза!»
Мы не случайно выбрали российские адреса, которые подтверждают уверенность Мацуева: «Для музыки нет провинций». Для музыки открыты и нефтеносный тюменский край, и древнерусская воронежская земля, и сочинский уголок Черноморья. Прибавим для убедительности примеров еще одну обитель «звучащей красоты» — Кузбасс, родной дом шахтеров.
Мацуев играл здесь много раз. И на своих сольных концертах, и в компании с участниками фестиваля «Крещендо», с юными музыкантами Фонда «Новые имена». «Могу утверждать, — рассказывал он, — что здесь особенная, хорошо узнаваемая мной публика. Шахтерский труд, жизнь в суровых зауральских условиях, готовность к риску делают этих людей патриотами края, романтиками своей профессии. Со многими жителями Кузбасса я общаюсь в Интернете, мы переписываемся, насколько позволяют мне перелеты. Я представляю, какую серьезную роль в жизни этих людей играет музыка. Посещения концертов стали для них привычными. Уже не редкость, что накануне моих концертов кто-то из них просит сыграть на “бис” Прелюдию Рахманинова или Венгерский танец Листа. Это настолько трогательно и важно!
Классическая музыка обладает очень сильным целительным воздействием, о котором я все время говорю. И подтверждение — превосходный концерт с кемеровским оркестром под руководством китайского дирижера Тао Линь. Выступали потрясающие молодые солисты: Мария Баянкина, Артур Назиуллин, Нарек Ахназарян, Роман Симович. Последний, кстати, родом из Кемерово. Отец Романа был основателем оркестра местной филармонии. Теперь он — солист Лондонского симфонического оркестра. Удивительно, как все тесно переплетено в этой жизни!»
Кроме своего сольного концерта пианист провел в Кемерово еще один — вместе с юными музыкантами, стипендиатами Фонда «Новые имена». Не забыты были и занятия в мастер-классах. Десятки одаренных мальчишек и девчонок посетили уроки известных московских педагогов, как и самого Дениса Леонидовича. И на этих занятиях, и на концертах прозвучало обещание Мацуева: будем встречаться в Кемерово каждую осень!
Полетав немало по свету, Мацуев убедился в том, что люди, одержимые музыкой, ищут все новые возможности «озвучить» ею мир. Например, передавать во все уголки своих стран с помощью телевизионной и радиотрансляции концерты из специальных центров — виртуальных залов. В ноябре 2014 года к радости пианиста был осуществлен первый в России такой проект.
«Я участвовал в открытии виртуального концертного зала Московской филармонии, — рассказал Денис Леонидович. — Мне думается, что это очень нужное начинание. Я не устаю повторять, что классическая музыка исцеляет души. Она сглаживает конфликты и приносит мир туда, где царит разлад. Проект виртуального концертного зала Московской филармонии — действительно замечательный. Подразумевается трансляция в режиме реального времени огромного количества концертов классической музыки для любых залов по всей стране. Это, конечно, не отменяет трансляции их в сети Интернет. Но проект дает возможность общения с классической музыкой огромному числу людей в регионах, где нет пока специальных концертных залов. И даже тем жителям глубинки, которые не могут доехать до областного центра, чтобы попасть на концерт. Теперь не имеет значения, где ты находишься, лишь бы было в населенном пункте подходящее помещение.
На сцене виртуального концертного зала смогут выступать и молодые музыканты. Это очень важно. Благодаря фестивалю “Крещендо”, например, подрастают уже второе и третье поколения талантливых ребят. Нам хочется познакомить с ними страну. Формат виртуального концертного зала здесь как нельзя лучше подходит.
Я предвижу возражения, что концерт такого рода не заменит слушателям присутствия на выступлении в реальном зале. Но организаторы проекта и не стремились к этому. Предложенный формат поможет сделать концерты классической музыки регулярными в дальних селениях, познакомит миллионы новых слушателей с великими произведениями, современными исполнителями. Так поступают во всем мире. Это, поверьте, непросто, в том числе, и с технической точки зрения. Потребовалось оснастить широкополосным Интернетом многие и многие региональные площадки. Зато в Домах культуры, библиотеках огромное число людей смотрело концерт в прямом эфире. И качество трансляции было замечательным: отличный звук, четкая картинка. Нужно поблагодарить за высокий профессионализм технических специалистов Московской филармонии, которые неоднократно работали и на моих конкурсах в Астане и Москве. Для меня было большой честью участвовать в открытии виртуального зала».
«В сельский клуб приехала «Ямаха»… Если бы читатель случайно открыл страницу незнакомой книги или развернул случайно попавшую в руки газету и увидел такой заголовок, то он мог подумать: в клуб приехал какой-то важный человек. Но инструмент, который имеется в виду, и в самом деле вызывает у пианистов особое отношение. Впрочем, это история обычная: когда в распоряжении мастера есть испытанный, любимый инструмент, он не пожалеет для него дифирамбов. В этом несложно убедиться, послушав Дениса Леонидовича.
Когда внук Сергея Рахманинова — Александр Борисович — предложил ему записать неизвестные до тех пор сочинения композитора, сыграв их на рояле деда, пианист был, как говорится, рад до небес. Инструмент особенный, его Сергею Васильевичу подарила семья Стейнвей, владевшая фирмой по производству роялей. Он был на десять сантиметров длиннее обычного концертного инструмента. Но самое главное, рояль имел неповторимый звук, более тягучий, чем у нынешних его «потомков». К этому концертному чуду за десятилетия прикасались, кроме хозяина, только два пианиста — Владимир Ашкенази и Михаил Плетнев.
Денис Мацуев говорил о рояле как о существе одушевленном: «Александр Борисович вывез его из виллы Сенар в концертный зал города Люцерн, чтобы я мог сделать там еще одну запись произведений его деда. Во время исполнения у меня было такое ощущение, будто руки сами играют Третий концерт Рахманинова. Такая магия, что перестаешь руководить собой. Мне доводилось сидеть за роялем Чайковского в Клину. Там я тоже испытывал благоговение и трепет, но все-таки Петр Ильич не был пианистом. А Рахманинов — мой кумир и как композитор, и как исполнитель.
Я играл на рояле Ференца Листа в Будапеште в день двухсотлетия со дня рождения композитора, на личных инструментах Эдварда Грига в норвежском Бергене и Дмитрия Шостаковича в доме его сына Максима под Петербургом. И во всех случаях это воспринималось мной как потрясающее, даже мистическое действо. Святослав Рихтер шутливо говорил: “Что стоит, на том и играю”. Хорошо бы так. Самое ужасное, когда есть выбор. В Лондоне или Берлине перед сольным концертом выкатывают пять инструментов, и ты должен решить, какой оставить. Тут и начинаются мучения. Все рояли высочайшего класса, но трудно предугадать, как они поведут себя во время концерта. Нюансов масса. Но, знаете, мне даже нравится укрощать строптивых. Играть на самом хорошем и послушном инструменте, конечно, приятно, однако в девяностые годы приходилось иметь дело с такими “дровами”… Словами не передать! Я и начинал на мамином пианино “Тюмень”. Инструмент сохранился до сих пор, стоит в Москве в помещении Фонда “Новые имена”. Как раритет. Мы перевезли его из Иркутска на съемную квартиру, на нем я выучил программу, которую потом исполнил на конкурсе имени Чайковского. Я долго занимался на “Тюмени”, пока бабушка Евгения Михайловна, та, которая продала ради моей карьеры иркутскую квартиру, не купила чешский Petrof. Он стоил тысячу шестьсот рублей. Огромная сумма по тем временам!
Сейчас за мной нередко возят рояли. Если знаю, что где-то стоит не слишком качественный инструмент, прошу известную фирму, чаще всего — Yamaha, и ее сотрудники доставляют рояль, куда скажу. Так было в Зальцбурге, например. Везут заранее, за несколько дней, чтобы инструмент отстоялся, так сказать, «пообвык».
И вот после этого монолога на тему, что значит для пианиста рояль, мы сможем перейти к разговору о том, как остро не хватает качественных инструментов в концертных залах нашей страны. Мнение Дениса Леонидовича на этот счет неутешительное: «На чем играют сегодня в музыкальных школах? Их по стране около пяти тысяч, и в большинстве из них дети мучаются, занимаясь на допотопных пианино. В России не осталось фабрик, выпускающих хотя бы простенькие инструменты.
Проблема еще в том, что древесина для дек должна отстаиваться чуть ли не десять лет. Валерий Гергиев высказал идею: в мире есть несколько брендов, находящихся на грани банкротства. Почему бы не сделать дистрибуцию? Ведем же мы на российских предприятиях сборку машин западных марок. На таких же условиях можно производить пианино. Другой вопрос, что самый скромный рояль марки Yamaha стоит более двухсот тысяч рублей. Вряд ли инструмент отечественной сборки окажется дешевле. Значит, нужна помощь государства или меценатов, чтобы дотировать покупку роялей школами».
Мацуев не из тех людей, которые видят проблему, но сами мало что делают для ее решения. В своих поездках по России он всякий раз ищет возможность, чтобы для области, края, республики были приобретены качественные рояли. В своих дневниковых записях пианист, как азартный игрок, ведет счет своим «победам»: вот еще вчера в стране было столько-то первоклассных инструментов, а сегодня уже намного больше! И времени для того, чтобы в очередной поездке опробовать новый рояль и показать в компании с местными музыкантами его качество, не жалеет.
15 марта 2015 года он рассказал в своем блоге:
«Завтра начинаются мои очередные “Оренбургские сезоны”, которые будут проходить уже в пятый раз. Как всегда, приедет знаменитый оркестр (нынче это будет Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова и дирижер — заслуженный артист России Александр Сладковский), выступят блистательные солисты Сергей Крылов, Мария Баянкина и другие. Обязательно состоится отбор талантливых ребят в команду Фонда “Новые имена”. Оренбургский праздник занимает особое место в ряду моих российских фестивалей. Здесь происходит то, что нужно сделать и в других регионах страны. Губернатор области Юрий Берг любит классическую музыку. Во многом поэтому Оренбуржье в последнее время захлестнула “фортепианомания”. Можно сказать, “новоселья для роялей”.
Юрий Александрович по моей просьбе за этот год сумел организовать покупку восьми (!) роялей. Все они приобретены для районных Домов культуры. И что важно — ни один рояль не был куплен на бюджетные деньги. Это результат объединенных усилий губернатора, местных меценатов и общественников, которые собирали деньги. Вдохновляет то, что теперь у местных ребят будет стимул заняться музыкой, станут возможны гастроли и знаменитых, и молодых пианистов в эти небольшие города и поселки. У нас был уговор: приезжаю туда, где будут рояли. И я свое слово держу. В прошлом году мы ездили в первые два районных центра — Новосергиевка и Беляевка. А на этот раз по просьбе губернатора совершили вояж в четыре районных центра. Проехали на машине семьсот километров.
Еще вчера я был в Париже, играл в филармоническом зале на три тысячи мест, с уникальной акустикой, а сегодня в пять утра приземлился в Оренбурге. В восьмом часу мы выехали из города и отправились по районным центрам — Илек, Ташла, Первомайский, Бузулук. Для каждого из этих городков был куплен салонный рояль “Ямаха”. И в каждом концерт на новом инструменте открывали талантливые дети. Это было невероятно трогательно. Здесь я нашел для “Новых имен” несколько потрясающих юных “искорок”, за которыми мы будем внимательно следить теперь.
А внимание слушателей на концертах! Любой, кто хотя бы раз гастролировал в таком жестком режиме, знает, что это непросто. Но усталость окупается сердечным теплом зала. Оно действительно исцеляет, заряжает энергией. Люди в этих районных центрах творят такую магию, которая иногда и в самых знаменитых залах отсутствует. Особенные, простые, чистые лица, светящиеся глаза. И сколько молодежи, детей в зале! Мы с губернатором не собираемся останавливаться на достигнутом, потому что районных центров в Оренбуржье тридцать пять, а рояли пока есть только в восьми».
Из новых записей музыканта выберу еще одну, из которой читатель, надеюсь, поймет, что за характер у Дениса Леонидовича, на что он идет ради важного дела. 2 марта 2015 года:
«По большому счету вчерашний концерт в Воронеже нужно было отменять, потому что играть с температурой 39,4 в принципе, конечно, можно, но экспериментировать с этим опасно. Наверное, это сумасшествие. Но я не смог отменить сольное выступление в зале, где должна была пройти презентация нового рояля “Стейнвей”. Такие концерты, к моей радости, уже становятся доброй традицией. За последнее время мне удалось убедить губернаторов и спонсоров купить более сорока пяти новых инструментов для филармоний по всей стране. Буквально неделю назад я проводил презентацию нового рояля в Уфе, вчера — в Воронеже. Обычные таблетки не помогали сбить температуру, но я в очередной раз убедился, что хорошо действует “лекарство”, которое мы открыли вместе с моим другом Владимиром Спиваковым. Я говорю о “сценотерапии”. Когда я вышел на сцену, появились и силы, и нужный настрой».
Сколько юных талантливых пианистов открыл Денис Мацуев? Это трудно подсчитать, да никто и не возьмется за такую арифметику. Можно лишь представить. В России проходит около десяти инициированных им музыкальных фестивалей (зарубежные не в счет). На каждый из них команда Дениса Леонидовича приглашает несколько уже проявивших свой талант юных исполнителей. Не только пианистов, но и тех, кто хорошо играет на других инструментах. Далее, возглавляемый им Фонд «Новые имена» ведет постоянный отбор одаренных детей для последующей учебы в престижных музыкальных школах, колледжах и консерваториях страны, назначает им стипендии. Мацуев участвует и в работе жюри телевизионного конкурса нынешних вундеркиндов «Синяя птица». Победители в музыкальных номинациях этого многопланового состязания сразу берутся на заметку Денисом Леонидовичем. Он «выстраивает» вместе с их родителями путь юных лауреатов к творческим высотам. Наконец, в постоянных гастрольных поездках по стране, а их за год оказывается около двухсот, пианист встречается с одаренными детьми, организует для них мастер-классы, занятия в которых ведут столичные педагоги, помогает получить путевки в летний лагерь юных музыкантов, уже несколько лет действующий в старинном городе Суздале. Все это — огромная работа, ни на месяц не прекращающаяся и дающая добрые результаты.
Думается, можно приоткрыть подробности: что же стоит за явлением, которое, не преувеличивая, мы назовем российской «школой Мацуева».
В один из ноябрьских вечеров 2015 года пианист завершил музыкальный фестиваль в Тюмени. И уже в два часа ночи сел в купе поезда, чтобы утром сойти на перрон в Екатеринбурге. Видимо, и после короткого сна гость выглядел сносно, потому что встречавший его председатель правительства области тут же пригласил Мацуева в дальнюю поездку.
Путь их на легковой машине лежал в небольшой городок под названием Нижняя Тура, за пятьсот километров от Екатеринбурга. «Я не мог отказаться от такой поездки, — написал позже Денис Леонидович. — Меня ждали двести пятьдесят детей, которые съехались со всей Свердловской области, чтобы сыграть для меня концерт».
О самом выступлении юных музыкантов пианист рассказал: «Я был поражен качеством их игры, тем, как свободно они чувствовали себя на сцене. И точно могу сказать, что каждый из них имеет шанс стать настоящим артистом. Школа феноменальная, удивительные педагоги, дети открытые, свободные, с неподражаемым чувством юмора и достоинством. Мы договорились с губернатором Денисом Паслером, что совместно с фондом “Новые имена” осуществим большой проект, который позволит детям проявить свои блестящие способности.
Признаюсь, в какие-то минуты я пережил настоящее потрясение. Последним в концерте на сцену вышел мальчишка по имени Владимир Кошиль, ученик третьего класса. Он сыграл джазовый стандарт “Святой Томас”. Я не мог поверить в то, что за роялем сидел девятилетний мальчик, а не опытный пианист, обладающий музыкальной фантазией, умеющий импровизировать, обостренно чувствующий ритм. В итоге я не усидел в кресле, и мы вместе с ним сыграли импровизацию. Я был поражен настолько, что мгновенно пригласил его на съемки празднования Нового года в Москве. Пока не буду говорить, что это за проект, телезрители страны все увидят сами».
Концерт в маленьком уральском городке был одним из десятков подобных «смотров юных талантов», которые организуются стараниями Дениса Мацуева и его единомышленников.
Строки, появившиеся в дневнике пианиста в марте 2017 года: «Закончился наш седьмой фестиваль в Перми. Наверное, Пермь — это единственный из городов, где я был больше тридцати раз. И каждый раз этот фестиваль приносит много открытий и для меня, и для пермской публики. Удивительные, благодарные и очень понимающие музыку слушатели. Они готовы к любым программам: и ко Второму концерту Щедрина, и к Третьему концерту Бетховена, и ко Второму концерту Прокофьева для скрипки, блистательно сыгранному юной Александрой Конуновой, и к Сен-Сансу в исполнении ее сверстника Александра Бузлова.
Меня радует, что каждый раз здесь, в Перми, мы находим новых талантливых самородков, а публика открывает для себя новых исполнителей и даже композиторов. Например, в этом году одним из самых знаменательных событий фестиваля стало исполнение молодым музыкантом из Грузии Сандро Небиеридзе концерта собственного сочинения. Первое исполнение этого произведения в России. Сандро — замечательный пианист, участвовавший и победивший в конкурсе “Astana Piano Passion”. Он незаурядная и яркая личность, романтик. Поразительно, как он смог в таком юном возрасте сочинить настолько глубокий, самобытный и зрелый концерт! Потрясающий парень!»
Тридцать первого декабря 2016 года по телевидению транслировался конкурс юных талантов «Синяя птица». Началась передача с выступления юного композитора Жени Николаева, под фортепианную музыку которого артист Сергей Гармаш прочитал стихотворение Давида Самойлова. Приветствуя паренька, Денис Леонидович сказал, что музыка его очень яркая, талантливая и напоминает по стилистике Скрябина. Пианист вспомнил, что в юности тоже играл, сопровождая чтение стихов Пушкина Сергеем Юрским и импровизируя на темы классической музыки. Играть в таких случаях, заметил Мацуев, очень увлекательно и полезно для исполнителя, потому что ищешь в своей душе те ноты, которые соответствуют поэзии, дополняют ее, уносят тебя в волшебный мир. «Продолжай свое творчество, — напутствовал паренька маэстро, — пробуй писать мелодии для кино, спектаклей, поэтических выступлений артистов».
Еще одна картинка с конкурса. Пятилетний Елисей Мысин написал композицию для фортепиано «Торнадо». Мацуев вышел с ним на сцену, и вместе они сыграли сочинение юного музыканта. После аплодисментов зала Денис Леонидович сказал маленькому коллеге:
— Мы будем следить за тобой, юноша!
А композитор Евгений Крылатов, тоже поднявшийся на подиум, добавил:
— И беречь!
«Синяя птица» — благородный, успешный проект, который уже выявил и объединил десятки талантливых детей — композиторов, исполнителей на различных инструментах, танцоров, воздушных гимнастов, декламаторов.
Камера все время показывала реакцию Мацуева на выступления вундеркиндов. И тогда, когда девочка выполняла сложные упражнения на перекладине и в серебристом кольце над сценой. И когда под аккомпанемент Александры Пахмутовой и оркестра мальчик чудесным голосом вел песню «Ты моя мелодия». И когда юная пара танцоров зажигательно исполнила «Ламбаду». В эти минуты Денис смотрел на детей с восхищением. Он радовался их успеху, как своему. Вот и после выступления танцевального дуэта ведущая конкурса Дарья Златопольская спросила его:
— Денис, у тебя не возникло желания аккомпанировать ребятам?
— Да, — ответил он, — мы исполним эту композицию 10 января в Париже.
Действительно в этот день Денис Леонидович с участниками проекта «Синяя птица» выступал во французской столице. Они произвели настоящий фурор. Соня Тюрина поразила игрой на саксофоне, Варя Кутузова виртуозно исполнила пьесу на фортепиано. С блеском выступили в своих музыкальных, спортивных, литературных номерах другие дети. В Париже располагается культурный отдел Юнеско, он способствовал организации концерта «юных звездочек» из России. Решено сделать выступления талантливых детей — соотечественников пианиста ежегодными.
И таких музыкальных праздников — для себя, для юной смены, для музыкального мира Денис Мацуев сделал уже многие десятки…
Андрей Григорьевич Румянцев родился в 1938 году в селе Шерашово Бурятской АССР. Окончил Иркутский государственный университет, Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Работал в региональной печати, на телевидении и радиовещании, в Литинституте им. А.М. Горького. Публиковался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Юность», «Огонек». Автор более двадцати поэтических и прозаических книг. Его произведения переведены на французский, монгольский, эстонский, бурятский и др. языки. Народный поэт Бурятии. Лауреат ряда литературных премий. Живет в Иркутске.