Вновь звонят колокола
- 19.07.2018
Храмы и монастыри — наше бесценное историческое наследие, символ веры. И мы задаемся вопросом: «Может ли вера быть без символа?» Понимаем — вера в душе, ее искоренить сложно, а вот стереть храмы с земли оказалось проще: идеология воинствующего атеизма в 30-е годы прошлого века практически уничтожила храмы на нашей Кантемировской земле.
В отчетных ведомостях за 1911 год записано, что на нашей территории, относившейся к Богучарскому уезду, было 22 храма, в которых служило 27 священников. Жители слободы Константиновки (Кантемировки) были богобоязненны. С 1759 года в слободе на Базарной улице действовала деревянная Дмитриевская церковь, в 1798 году прихожанами построена кирпичная Троицкая церковь, а в 1860 — каменная Благовещенская церковь.
До наших дней сохранился лишь большой храм Живоначальной Троицы 1863 года постройки, расположенный в центре Кантемировки. Храм строился в два этапа: сначала был построен алтарь и центральная часть, а в предреволюционные годы — притвор и колокольня. Строение является историческим памятником, его архитектура близка постройкам знаменитого архитектора К.Тона. Иконостас в Свято-Троицком храме мраморный, состоит из одного яруса. Мрамор трехцветный, ему столько же лет, сколько и храму — 155 лет. Первые фрески в храме написаны по сырой штукатурке природными красками при высокой температуре в конце XIX века. Храм пятикупольный. В нем несколько особо почитаемых икон: Иверская икона Божьей Матери, Валаамская икона Божьей Матери, икона свт. Николая Чудотворца, икона Святое Семейство, икона Божией Матери Скоропослушница (афонское письмо 1909 г.). Под фундаментом храма существуют кирпичные подземные ходы. В храме одно время размещались школа фабрично-заводского обучения и машинно-тракторная мастерская. Но главное — он уцелел до наших дней.
Пик гонений на церковь приходится на 20–30 годы ХХ века, этот процесс разрушения был доведен почти до состояния необратимости. Если уничтоженные или превращенные в склады храмы можно было в перспективе восстановить или отстроить заново, то расстрелянные архиреи, священнослужители и просто православные миряне стали невосполнимой утратой для общества. Потому сегодня так важно, чтобы общество, особенно молодое поколение, прониклось идеями возрождения веры. Нам нужно сохранить и восстановить храмы, чтобы видеть красоту земли. Церковь — это история нашей Родины, это душа нации, вера, которая питала многие поколения наших предков. «Слышишь, вновь зазвонят колокола…», — мы теперь нередко слышим такие слова, потому что в нашем районе активно восстанавливаются храмы.
Сегодня их можно разделить на несколько групп. Прежде всего, это те, что восстановлены.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Осиковка был основан в 1861 году. В 1930 году его закрыли. В войну в нем содержались военнопленные. Был тут и зерносклад, и сельский клуб, а в 1959 году сняли купол, и здание служило долгие годы в качестве колхозной ремонтной мастерской. Возрождение храма началось с 2005 года. Уроженец села, а ныне житель Москвы Валерий Иванович Татаров решил вернуть к жизни пребывающий в запустении храм. В течение двух лет шли восстановительные работы. В 2007 году состоялось освящение храма, которое совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. А восстановить церковь в полном соответствии с православными канонами храмостроительства помог благочинный Россошанского церковного округа игумен Сергий (Руднев). Свой посильный вклад в возрождение храма внесли жители Осиковки и близлежащих сел. На его престольный день — Покрова Пресвятой Богородицы — сотни верующих съезжаются на божественную литургию.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Зайцевка имеет еще более давнюю историю. В Хронологическом указателе церквей по Воронежской епархии записано: каменный храм основан в 1812 году. В начале ХХ века в приходе состояло более 3000 человек, действовала церковно-приходская школа. Летом 1931 года с Успенского храма были сброшены колокола, затем его использовали под склады, мастерские. С 2000 года при активном участии жителей села началось поэтапное возрождение церкви, был организован сбор средств. В 2002 году при финансовой поддержке сельхозартели «Зайцевская» и лично его руководителя Василия Белянского частично был обновлен фасад, установлены кресты и купола. В 2015 году работы по восстановлению храма возобновились. В них участвуют Епархиальное управление Россошанской и Острогожской епархии и администрация Кантемировского муниципального района. Быстрое завершение основных работ стало возможным благодаря попечению выходца из села, ктитора храма Руслана Тедеева. Местные жители неоднократно по собственной инициативе проводили субботники. В 2016 году храм стал действующим.
История Александро-Невского храма в с. Митрофановка началась в 1907 году. Он был возведен на средства местной помещицы Е.В. Кудашевой, возможно, поэтому его нет в списке церквей Воронежской епархии. Храм был двухкупольный и выполнен из красного кирпича. При храме находился приют для девочек-сирот. После революции 1917 года Митрофановскую церковь постигла та же участь, что и многих других русских храмов: сначала она была закрыта, а в 1933 г. разрушена до основания. На месте храма устроили летний кинотеатр, который через два года полностью сгорел. Большой пустырь — это все, что осталось на месте церкви. Местные жители не имели возможности слышать Слово Божие почти 70 лет. В 2006 году постройка храма стала поистине всенародным делом. Рядом с тем местом, где стояла старая церковь, вновь засияли золотом церковные купола, и под сводом нового храма звучат слова Евангелия, напоминая людям, что не хлебом единым живет человек. Приход храма Александра Невского был открыт в 2008 году.
В процессе восстановления находится Преображенская каменная церковь в с. Куликовка. Кирпичная церковь постройки 1831 года является образцом зрелого классицизма. В 30-е годы прошлого века была закрыта, в 1942 году в нее попал снаряд, и в стене образовалась дыра. Тем не менее, богослужение велось здесь с 1943-го по 1962 год. Попытки реставрации были и в 90-е годы. С 2008 года силами местных жителей и епархии начался ремонт полуразрушенного здания храма. Уже установлены позолоченные купола и крест, заменена часть кровли, ведутся работы на колокольне. С 2014 года открыта молитвенная комната, и все мы надеемся, что в скором будущем колокольный звон будет благовестить о начале службы в храме.
К сожалению, есть у нас храмы, которые мы не увидим уже никогда, кроме как на пожелтевших фотографиях или рисунках наших предков. Сейчас уже многие знают, что наша Кантемировская средняя общеобразовательная школа № 2 находится на территории комплекса Благовещенской церкви, построенной в 1860 году и уничтоженной в 1934 году, причем фундамент до конца разбить не удалось, и на нем из разрушенных кирпичей и штукатурки построили здание начальной школы. Увидеть, как она выглядела когда-то, нам удалось благодаря рисунку свидетеля тех лихих событий десятилетнего мальчика Тихона Руденко, который передал его в школу спустя 65 лет. Вот что рассказывает внук автора рисунка Сергей Руденко:
— Дедушка Тихон не был профессиональным художником, просто любил рисовать. Как появилась эта картина? Он рассказывал, что жил рядом с храмом. Когда церковь разрушали, ему захотелось оставить память о ней в виде рисунка. Тайком, выглядывая в окошко, он зарисовывал детали здания. Со временем, когда ситуация в стране изменилась, картина появилась у него на стене. Однажды на открытом уроке в школе, посвященном родственникам учащихся, моя дочь рассказала о Тихоне Федоровиче, как хорошем мастере и художнике, об его уцелевших картинах. А потом дедушка решил подарить картину школе, поскольку церковь находилась на этом месте.
Также в школу попала икона Николая Чудотворца от ныне покойной жительницы Марии Борзенко, которая хранила ее с момента разрушения этой церкви.
В октябре 2017 года мы с волонтерами МБОУ Кантемировской СОШ № 2 (координатор Т.И. Горбанева) реализовали проект «Возрождение Благовеста» — установили памятный камень с изображением церкви. Большую поддержку и помощь ребята нашли у благочинного Кантемировского церковного округа протоиерея Михаила, предпринимателей микрорайона, родителей. В ходе исследования удалось узнать о судьбе руководителя хора Благовещенской церкви Георгия Савицкого, который был по доносу арестован в 1937 году, расстрелян, реабилитирован в 1989 году. Его дочь в войну трудилась на торфяниках под Ленинградом, прожила 89 лет и передала в школьный музей информацию об отце.
Группа школьников также проводила интервью со старожилами микрорайона. Например, они нашли воспоминания о том, как сбрасывали колокола с церкви: «Подъехала машина. Главный по нашему отделу НКВД Цветаев заставлял шофера лезть наверх, на колокольню, скидывать колокола. Шофер наотрез отказался. Тогда Цветаев полез сам…»
В исследовании истории Благовещенской церкви возникает еще очень много вопросов, а памятный камень теперь стал отметкой памяти поколений, что храм был на этом месте, а может, когда-нибудь будет и возрожден в прежнем своем великолепии.
Как видим, самые трагические истории кантемировских храмов приходятся на 30-е годы прошлого столетия. В годы Великой Отечественной войны резко изменилось отношение власти к Русской православной церкви, в 1943 году восстановлено патриаршество, митрополит Сергий был возведен в сан Патриарха. Церковь помогала бороться с фашистскими захватчиками. Советские люди совершали подвиги, кто, прижав к груди нательный крестик и прося помощи у Господа, а кто — партбилет, зная, что и погибнуть не страшно за Родину!
Но в период руководства страной Хрущевым возобновились гонения на Православную церковь, в условиях «строительства коммунизма» ее считали неуместным рудиментом прошлого. Были закрыто большинство монастырей и духовных семинарий, для совершения обрядов церкви вынуждены были получать разрешение у советских властей, за посещение храмов граждан могли уволить с работы или исключить из учебных учреждений.
В последующем ситуация изменилась. В 80-е годы верующим были возвращены сотни православных храмов, начала развиваться сфера религиозного и культурного образования и воспитания — от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов.
Известно, что история не любит сослагательных наклонений, но без прошлого нет настоящего и будущего. Именно поэтому очень важно, что мы имеем возможность жить в гражданском обществе, в котором есть уважение к личности, ее интересам и помыслам, принимается свобода выбора и совести.
Храмы России можно сравнить с путеводными кораблями, которые открывают нам горизонты любви и веры. Нам, жителям Кантемировского края, да и всей страны, предоставлена возможность посещать свои храмы, черпать в них духовные силы. Мы должны твердо держаться веры своей, давать достойный пример молодежи, чтобы смело шагать в будущее.
Татьяна ГОРБАНЕВА,
заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель истории и обществознания
МБОУ Кантемировской средней
общеобразовательной школы № 2