Происхождение своей фамилии известный детский писатель Владимир Андреевич Добряков объяснял выбором матери, решившей дать сыну фамилию своего бывшего мужа, который не был для мальчика родным: «В общем-то, фамилия недавнего ее мужа звучала пристойно: “Добряков”. — “Дай бог, наверное, подумала обо мне мама, чтобы сын такую фамилию оправдал”».

Детские годы Владимира Добрякова прошли в Москве, где мать работала на швейной фабрике, а он вел жизнь обычного советского школьника вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Летом 41-го Добряков, едва достигший 17-летия, участвовал в строительстве оборонительных сооружений около города Малоярославец Орловской области. По окончании работ ему (в числе всего лишь трех человек из восьмисот!) было присвоено звание «Землекоп четвертого разряда». И Добряков всегда вспоминал об этом с гордостью.

По возвращении в Москву он начал работать на авиационном заводе, вместе с которым был эвакуирован в Куйбышевскую область на станцию Красная Глинка, где успешно трудился вплоть до конца войны. (Впоследствии был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».) Работая слесарем, записался в вечернюю школу и летом 1944-го получил аттестат с отличными оценками. После войны встал вопрос, куда теперь направляться дальше и где продолжать образование? Свою квартиру в Москве по независимым от них причинам они потеряли. С другой стороны, вместе с ними в эвакуации были киевляне, которые постоянно расхваливали прекрасную и сытную жизнь на Украине. Именно поэтому Добряков решил учиться в Киеве. Однако в столице Украины не оказалось свободных мест в общежитии, и Добрякову пришлось сменить Киев на Львов. Поначалу подал документы во Львовский институт лесного хозяйства, но быстро понял, что это ему мало подходит, и поступил в университет имени Ивана Франко на факультет русской филологии. Туда же, во Львов, переехала тогда и мать вместе со своей младшей сестрой.

За время пребывания на Западной Украине Добряков четыре года проучился в университете (на последнем курсе перевелся на заочное отделение, а затем оставил учебу), работал на радио, подрабатывал рабочим сцены в оперном театре, занимался фотографией. Затем перешел в журналистику: стал корреспондентом местной львовской газеты, а также литературным секретарем окружной военной газеты «Слава Родины» (по его воспоминаниям, «правил статьи капитанов и майоров»). Именно в это время начал писать свои собственные рассказы и повести. Обсуждению начала его новой повести было посвящено одно из заседаний областной писательской организации, на котором произведение получило довольно благожелательный отзыв известного писателя-антифашиста Ярослава Галана, погибшего впоследствии от рук украинских националистов.

В 1957 году в издательстве «Каменяр» вышла первая книжка рассказов Добрякова «Отец и Володька». В основу произведений легли впечатления автора от военного лихолетья. По первоначальному мнению самого автора, это была книга о детях, написанная для взрослых. Но сотрудницы библиотек вдруг подметили, что эту книжку куда более охотно читают дети. И это во многом предопределило дальнейшее направление творчества Владимира Добрякова, ставшего именно детским писателем.

Когда в 1959 году киевское издательство «Веселка» выпустило третий сборник добряковских рассказов «Староста класса», то молодому писателю предложили тему об интернате. Был даже заключен договор на весьма выгодных условиях.

Однако, согласившись поначалу, В. Добряков потом сильно засомневался, удастся ли ему эта задача, потому как о школах-интернатах мало что знал. Понадобилось несколько месяцев на изучение особенностей интернатской жизни. Но в конечном итоге книга «Король живет в интернате» стала, несомненно, творческой удачей В. Добрякова. Повесть неоднократно переиздавалась в Киеве, Воронеже, Москве и даже за границей.

А тем временем у Добрякова начались проблемы со здоровьем (сказался львовский климат и качество воды), и врачи посоветовали ему сменить место жительства. Это стало причиной его переезда в Липецк.

Была, впрочем, и другая причина. Еще задолго до переезда он подал заявление о вступлении во Львовскую областную писательскую организацию. Время шло, а вопрос о нем все откладывался и откладывался. К тому моменту у Добрякова уже вышли четыре книжки и было опубликовано множество рассказов. Между тем как в Союз писателей принимали и таких, у кого была издана всего лишь одна книжка. Это вызывало недоумение. Добряков никак не мог понять, в чем тут загвоздка, пока ему конфиденциально не сообщили, что главным препятствием стал считавшийся на Украине видным детским писателем поэт Юрий Збанацкий, который резко заявил: «Добрякова — в Союз писателей? Только через мой труп!» Оказывается, просто тот сам писал книжку об интернатах. И надо же: молодой, да еще русский — опередил его!

Когда же в 1962 году Добряков перебрался в Липецк, то уже в следующем году без всяких осложнений был принят в творческий союз, а затем почти одиннадцать лет был ответственным секретарем областной писательской организации. В 1979 году писатель Добряков переезжает в Воронеж, где и проживет последующие почти тридцать лет.

Липецкий, а затем и воронежский периоды в творчестве Добрякова оказались наиболее плодотворными. Именно в эти годы были созданы и опубликованы Центрально-Черноземным книжным издательством такие повести, как «Тайна желтой бутылки», «Вредитель Витька Черенок», «Зуб мамонта», «Строчка до Луны и обратно», «Не родись красивой…» и другие. В общей сложности у Добрякова вышло около тридцати книг повестей и рассказов для детей.

Впрочем, был в жизни писателя и такой период, когда он практически перестал писать новые произведения. Случилось это в начале перестройки, когда расплодились в стране многочисленные книжные издательства, для которых произведения Добрякова не представляли никакого коммерческого интереса. По признанию самого Владимира Андреевича, он в эти годы успокаивал себя работой на собственном дачном участке в районе реки Усманки.

Однако желание по-прежнему быть полезным «шумному племени со школьными сумками» побудило его искать новые формы взаимодействия с детьми. Сначала он вел литературную страницу «Остров сокровищ» в газете «Молодой коммунар», где публиковались произведения, написанные воронежскими школьниками. А затем при Центральной детской городской библиотеке им. Маршака он организовал Клуб юных сочинителей (КЮС), куда два раза в месяц, по воскресеньям, приходили дети и старших, и младших классов, тянущиеся к художественному слову и сочинительству. Несмотря на свой уже пенсионный возраст, Добряков лично вел на общественных началах занятия с кюсовцами, помогая им овладевать навыками искусства слова. Само собой разумеется, он вовсе не считал, что все эти дети непременно продолжат профессионально заниматься сочинительством. Ставилась совсем другая задача: увлечь ребят интересным делом. И это Добрякову удалось. Более того, под его редакцией были выпущены сборники детских произведений «Монпасье», «Розовая планета», «Сочиняйка»… Всего вышло в свет шесть таких сборников. Наконец, именно благодаря его усилиям с сентября 2006 года в Воронеже начала выходить первая с 20-х годов прошлого века детская газета «Ворон и Еж» (которая в электронном виде продолжает выходить и поныне).

Возвратился Владимир Андреевич в поздний период жизни и к своему собственному творчеству — во многом еще и потому, что его книги с особо пристальным вниманием начали читать молодые кюсовцы.

Героями добряковских книг почти всегда являются дети среднего школьного возраста. Причем обычно это именно городские дети, живущие в больших многоэтажных домах.

«Трудный возраст» всегда рождает немалые сложности как для взрослых, так и для детей. В это время ребенок наиболее активно формируется как личность, и ему приходится нелегко. Много опасностей поджидает его на этом пути. Для подростка переходного возраста — особенно для тех мальчишек, которые ускользают из-под пристального контроля родителей, — это опасность постепенно быть втянутым в мир криминала.

В ранней повести Добрякова «Король живет в интернате» у семиклассника Андрея Королева полностью разладились отношения с матерью. Особенно после того как он узнал, что она ему не родная. В результате мать, выкладывающая все силы на работе и в одиночку воспитывающая сына, совершенно отбившегося от рук, принимает нелегкое для нее решение: определить сына в школу-интернат, где, как она надеется, над ним будет взято надежное шефство. Между тем к этому времени над мальчишкой уже «взял шефство» жестокий вор по прозвищу Зубей, который раз за разом принуждает подростка быть соучастником преступлений. Зная, сколь опасен Зубей, способный даже убить, Андрей долгое время не осмеливается перечить своему «наставнику». Но в стенах интерната под воздействием воспитателей и созданной ими атмосферы внутри коллектива воспитанников Андрей начинает по-новому смотреть на многие вещи, ценить свою мать, верить в настоящую дружбу и находить для себя немало интересных занятий.

Он все больше начинает осознавать, что с Зубеем ему не по пути. И в самый критический момент Андрей делает свой выбор: рискуя собственной жизнью, он помогает задержать злостного преступника и тем самым избавить от него и себя, и общество.

Нечто схожее приходится пережить и герою повести «Сергей и Сережка». Несовершеннолетнего мальчишку Сережку старший по возрасту Игорь берет в обучение воровскому делу. По неопытности Сережка «засыпался» уже на первой краже. К счастью, в этот момент на его жизненном пути оказывается взрослый человек Сергей, который вместо отделения милиции приводит мальчика к себе домой и знакомит его со своим жизненным увлечением — художественной фотографией. Глубоко оценив доброту и человеческое отношение, Сережка находит в себе внутренние силы порвать с Игорем, несмотря на то, что последний жестоко избивает его за это. Сходна ситуация и в повести «Две строки до востребования», где тринадцатилетний Гринька Швырев, шаг за шагом втягиваемый взрослым Вавилоном во всякие темные дела, после долгих внутренних колебаний все-таки отказывается участвовать в краже японского магнитофона, хотя прекрасно понимает, что ему за это тоже не поздоровится.

Во всех подобных ситуациях для Добрякова было важно показать не столько механизм незаметного вовлечения малолетних в противоправную деятельность, сколько трудную работу в душе ребенка, которому приходится самостоятельно делать выбор между добром и злом. При этом писатель исходил из твердой убежденности в том, что по природе своей человек всегда предрасположен к добру. Однако в жизни ребенок испытывает разностороннее влияние окружающей среды и вынужден по-разному на нее реагировать. При этом ребенок оказывается пред необходимостью самому разобраться, где добро, а где зло, и сделать собственный выбор. А совершить его порой бывает непросто. Дом, школа и улица предъявляют ребенку разные требования. С родителями, учителями и в компании сверстников и разговаривает, и ведет он себя совершенно по-разному.

Герой повести «Приключения послушного Владика» круглым отличником закончил четвертый класс. В семье он послушный ребенок, беспрекословно выполняющий все требования матери. Но в то же время в компании хулиганистых мальчишек-«пиратов» он ведет себя по-другому: расстреливает из рогатки живую лягушку, похищает из дома книги для сдачи за деньги в букинистический магазин, пробует вино, разбивает окно в строящемся доме. Ситуация кажется парадоксальной.

Но вот во время летних каникул Владик приезжает к тете Нине в отдаленный райцентр и там сходится с группой ребят, объединившихся в ПЗП — патруль защиты природы. Они активно борются с загрязнением окружающей среды, изготавливают и устанавливают фанерные щиты с призывами сохранять природу. Им активно противодействует местная компания, которая выдергивает и ломает эти щиты.

Когда ребята рассказали об этом парализованному мужу тети Нины Ивану, то тот вдруг предложил каждому высказать свое мнение, как поступить в данной ситуации. Когда очередь дошла до Владика, он был обескуражен: «Теперь от него ждут слова. Не помнил Владик, чтобы дома кто-нибудь интересовался его мнением. Особенно мама. Только и слышал от нее: “Сделай, выполняй, торопись, молодец!”» Все это подтолкнуло мальчика к серьезным размышлениям: «“Что же я за человек такой? — с удивлением подумал о себе Владик. — И хорошее делаю, и плохое. Отчего? Всегда же говорили, что я послушный. И в школе, и дома говорили. Странно… Стоп! А может, оттого и делаю все подряд, без разбора, что послушный? Но разве можно всех слушать? А своя голова где?”» Десятилетний Владик осознает, наконец, свою сильную зависимость от чужого влияния и понимает необходимость принятия собственных решений. Он понимает, что «послушный» — значит «несамостоятельный».

Одновременно с развитием сознания у ребенка идет процесс формирования системы жизненных ценностей. И перед ним встают непростые вопросы. К чему следует стремиться? Как вести себя в той или иной ситуации? Что можно простить, а что нельзя? И вообще — что в жизни всего важнее?

…В повести «Зуб мамонта» пятиклассник Алька Котов сталкивается с неожиданным открытием. Оказывается, из его совершенно безобидного увлечения аквариумными рыбками можно извлекать деньги. Ведь рыбок можно продавать на рынке. За это тут же хватается одноклассник Валерка Шмаков, для которого, в отличие от простодушного Альки, между людьми людей определяются исключительно из соображений выгоды. Преодолевая внутреннее смущение, Алька тоже начинает выходить с рыбками на рынок по выходным. Вскоре выручка от продажи становится важнее самого интереса к рыбкам. Но вместе с тем расстраиваются отношения со старыми друзьями, приходится отказаться от поездки в пионерский лагерь и лишить себя многих обычных детских радостей.

Писатель показывает, как вполне объяснимое желание подростка заработать на собственный велосипед или мотоцикл грозит перерасти в страсть к денежному обогащению. Между тем в мире детства должна быть своя система ценностей, при которой ничуть не меньшей радостью является заполучить настоящий зуб мамонта, нежели фотоаппарат или мопед.

Далеко не всем детям живется благополучно в своих семьях. Особенно в неполных семьях и в семьях с пьющими родителями. Эта тема так или иначе проскальзывает во многих произведениях Добрякова. Особенно — в «Одиннадцати бестолковых» и «Когда тебе пятнадцать».

Когда одиннадцать членов одного пионерского звена вдруг узнают, что их одноклассника Сережку сильно избил его отец, часто пьющий и скандалящий, и мальчик был вынужден убежать из дома, то все решают найти способ, как выручить одноклассника. Действуют, конечно, по-детски наивно, но совершенно искренне. Особенно после того, как одна девочка вдруг вспомнила статью о том, как борются с пьяницами в столице Мексики: «Стоит там только появиться на улице пьяному, как специальная группа кинооператоров начинают снимать его на пленку… А потом героя фильма вызывают в полицию и прокручивают этот фильм». Затея с кинокамерой и все хлопоты, связанные с этим, предельно мобилизуют внутреннюю активность каждого, и по окончании всех событий «одиннадцать бестолковых» уже строят планы снять собственный фильм «Во дворе воцарился покой». Разрешение конфликта, конечно, облегченное, но сам порыв шестиклассников, безусловно, заслуживает одобрения. Впрочем, важно здесь и другое. В большинстве добряковских произведений звучит мысль о том, что и мальчишек, и девчонок способно объединить общее дело. Причем интересное им самим, а не навязываемое старшими. И если такое интересное дело появляется, то дети охотно включаются в него, благодаря чему прекращается вражда и начинает зарождаться прочная дружба. Общее дело объединяет. Всем интересно поучаствовать в съемке любительского кинофильма или в конструировании многоместного велосипеда.

Не обошел вниманием писатель и тему первых симпатий к противоположному полу, обычно принимающих форму нежной юношеской дружбы. Так или иначе этот мотив присутствует практически во всех его произведениях, но особенно заметен он во «Взлетной полосе» и в «Строчке до Луны и обратно». В подростковом возрасте зарождение первого сердечного чувства — это очень важный фактор душевного становления, поскольку, находясь под воздействием возвышенных чувств, подросток стремится стать лучше, присматривается к своим недостаткам и стремится от них избавиться, а также начинает уяснять для себя многие тонкости межличностных отношений.

В повести «Строчка до Луны и обратно» воспроизводится ситуация, сюжетно свойственная многим произведениям Добрякова: подросток вольно или невольно совершает нечто неправильное, а потом, осознав свою неправоту, усиленно ищет выход из создавшегося положения. При этом внутренне он ощущает потребность посоветоваться с кем-нибудь из старших.

Шестиклассник Петр Доброхотов (не Петя, не Петька, а именно Петр), семья которого недавно вселилась в большой многоэтажный дом, в новой школе обратил внимание на девочку Киру из параллельного класса. Та тоже проявила интерес к Петру и даже первая подошла к нему и заговорила во дворе, тем более что жила с ним в одном доме, но в другом подъезде. Стали часто общаться, не скрывая симпатии друг к другу. А в это время в их дом вселяются новые жильцы, в числе которых — вызывающе красивая девочка Таня, которая сразу привлекла к себе внимание всего двора. Квартира Петра оказалась прямо над Таниной, и у них полуиграя-полушутя завязалась «почтовая переписка» с помощью капроновой лески и детского ведерка, которое спускается и поднимается с верхнего этажа на нижний. Начавшиеся контакты Петра с Таней не остались без внимания, тем более что Таня намеренно старалась продемонстрировать это во дворе, поскольку ей нужен был рядом с собой этакий рыцарь, который не только бы восхищался ее красотой, но и поднимал ее имидж в глазах окружающих.

Все это не остается незамеченным Кирой, которую происходящее сильно ранит, и она начинает вести себя с Петром крайне сдержанно. У Петра появляются внутренние колебания: не предает ли он свою дружбу с Кирой? И как ему быть в этой ситуации? С кем можно посоветоваться? С родителями? «Эх, что они знали, мои родители! Вот так — шутки-прибаутки, а чтобы хоть раз сесть и обо всем со мной поговорить — такого не помню. А ведь бывали минуты, когда так хотелось кому-то рассказать или, как говорится, “раскрыть душу”…» К счастью, на помощь приходит как раз в это время приехавший из деревни дед Прокопий, человек веселый и коммуникабельный. Он выслушал внука и, подумав немного, просто рассказал ему историю своей женитьбы. И Павлу вполне хватило этого для понимания того, что нужно делать.

Нередко родители, обеспечивая своих детей материально, не слишком озадачиваются вопросом их духовного становления и в конечном счете утрачивают с ними внутреннюю связь. Но в произведениях Добрякова встречаются случаи, когда взрослые наоборот сами активно включаются в жизнь детей и становятся инициаторами интересных начинаний. Причем даже не учителя и воспитатели, а именно чьи-то родители, соседи, случайные знакомые. В каких-то произведениях это выглядит довольно убедительно, в каких-то не очень. Один родитель пусть неохотно и не сразу, но подключается к затее с построением многоместного велосипеда, сочтя ее вполне реальной и полезной («Тайна желтой бутылки»). Отец тринадцатилетнего Кости Калачева из повести «Две строки до востребования» долго и правильно (подчас чересчур уж правильно) размышляет о том, что у него, по уши поглощенного делами производства, совершенно не остается времени на сына. И вот, отказавшись от намеченной на период летнего отпуска поездки всей семьей к морю, отец, чтобы стать ближе к сыну, организует десятидневный пеший поход, в который берет с собой и друзей сына.

Неравнодушные к детским проблемам взрослые встречаются и в других произведениях. Это Сергей Климушкин («Сергей и Сережка»), парализованный муж тети Нины Иван («Приключения послушного Владика»), безногий старший брат Наташи Волковой Глеб («Новый аквариум») и другие.

Главные герои Добрякова — всегда дети. Между тем высказывались мнения, что книги его нельзя причислять к чисто детским. «Проблемы, с которыми приходится сталкиваться маленьким героям, вполне взрослые и могут заинтересовать читателей любого возраста» (О. Соколова).

Да и сам писатель не считал свои книги чисто детскими и полагал, что они чему-то могут научить и взрослых. Стоит лишь сожалеть о том, что для взрослых общение с детскими книгами заканчивается чтением вслух «Мухи-Цокотухи» своим детям дошкольного возраста. А дальше в детское чтение родители уже не заглядывают.

Писательское мастерство Добрякова заключается не только в занимательности повествования, но и в хорошем понимании психологии подросткового возраста.

Девочкам в этом возрасте уже хочется принимать знаки внимания от мальчиков, а мальчишкам — всячески показывать свою смелость. Показывать другим, но в первую очередь — себе.

Им постоянно хочется как-то проявить свою активность, что-то сделать своими руками, что-то смастерить.

Они могут разбить окно и оставить грязные отметины на потолке в подъезде. А могут взять под свою опеку деревья во дворе новостроек, высаженные зелентрестом.

Они большие выдумщики, просто фонтанируют идеями. Они хотят устраивать во дворе концерты и спектакли для жителей своего дома.

Им нравится иметь какие-то свои тайны.

Они не любят, когда на них смотрят, как на детей, стремятся действовать самостоятельно, без привлечения помощи взрослых.

К ним постепенно приходит понимание того, сколь нужна чуткость в отношении к другому человеку, дабы невольно не ранить его («Строчка до Луны и обратно», «Мороженое на двоих»).

Они с интересом наблюдают за поведением взрослых и, хотя не все вполне понимают, имеют безошибочное внутреннее чутье на искреннее и неискреннее, справедливое и несправедливое. Именно поэтому изменяется отношение Андрея Королева к своей внешне доброжелательной соседке, а Димка Шустов предпочитает дядю родному отцу.

Добряков хорошо знает, что дети любят что-нибудь таинственное, загадочное, поэтому «в его рассказах и повестях всегда есть исходная тайна, загадка, некий казус, с которого и начинается развертывание ребячьей истории» (Т. Никонова). И не случайно, что слово «приключение» так часто входит либо в заглавие произведений, либо в определение их жанрового своеобразия. К тому же Добряков умело поддерживает читательский интерес в процессе чтения, анонсируя по ходу повествования предстоящие повороты в развитии событий как бы брошенными вскользь замечаниями типа: «Вечность! Разве мог я знать, как дальше все закрутится, и что я не только вовремя не приду домой, но даже и подумать про обед не выпадет свободной минутки». Или в другом месте: «Только мне и во сне не могли присниться те события, которые ожидали нас».

Стоит признать, что Владимир Андреевич отнюдь не идеализирует детей, в которых проявляется порой не только позитивное, но и негативное. Дети более открыты, чем взрослые, — и в их поведении довольно отчетливо проступает то главное, что проявляется затем в общественном поведении зрелого человека. Так, в пятикласснице Диане Котовой («Зуб мамонта») уже явственно просматриваются черты будущей потребительницы. Сродни ей и красивая Таня из повести «Строчка до Луны и обратно». Отмечается у подростков также склонность оценивать своих сверстников исходя из материального положения родителей и проявлять спесивое, высокомерно-презрительное отношение к одноклассникам из неблагополучных и менее обеспеченных семей («Когда тебе пятнадцать»).

Материалом для творчества писателя становилось непосредственно наблюдаемое им вокруг. Вот почему в его произведениях встречаются уже знакомые, столь часто повторяющиеся детали: разведение аквариумных рыбок, милицейский свисток для отпугивания злоумышленников, съемка с использованием любительской кинокамеры, подзорная труба в подарок, ключ от класса или от школьного кабинета, оказавшийся в руках мальчишек…

Повести Добрякова активно входили в круг чтения школьников 60-х — 80-х годов, несмотря на то, что некоторые «авторитеты» из высоких кресел высказывали недовольство, что де просто показана обычная повседневная жизнь мальчишек и девчонок, нет «производственной» тематики, нет тех образцовых примеров, на которые надо равняться. За этим стояло простое непонимание главного принципа Добрякова: всячески избегать назидательной нравоучительности.

Детской теме писатель по-прежнему оставался верен и в поздний период своего творчества. С неослабевающим интересом наблюдал он за изменениями, происходящими в новом поколении детей — детей XXI века.

Ушли в прошлое слова «пионеры», «галстук», «сбор отряда», «звеньевая». Прервалась традиция бесплатного сбора металлолома и макулатуры. Сами дети стали другими, и говорят уже немного по-другому. (Кстати, читавшие ранние произведения Добрякова кюсовцы обратили внимание на то, что современные дети разговаривают уже несколько иначе: заметно изменился сленг.) При этом они куда больше предпочитают телевизор и компьютерные игры, нежели общение с книгой. Но они все так же стремятся к самовыражению, жаждут активных действий, ищут, к чему бы приложить свои силы.

Разносторонне талантливая девочка Даша Максимова из повести «Кутузов с улицы Весенней» однажды всерьез задумывается над тем, что жильцы их большого дома, трепетно заботясь о своих собственных квартирах, все остальные части жилого дома и придомной территории как бы и не замечают. А ведь их можно «облагородить, окультурить, раскрасить». Из детей их двора Даше удается сколотить вокруг себя единомышленников, которые активно берутся за то, чтобы навести и поддерживать порядок и красоту не только в подъездах своих домов, но и на прилежащей территории. Возможно, что при создании этой повести Добряков подсознательно стремился подтолкнуть своих юных читателей примерно к тому же, к чему много лет назад подтолкнула их ровесников известная книга Аркадия Гайдара.

Современные дети — это дети, которые начинают взрослеть и входить в жизнь в условиях рынка. Поэтому на многое они смотрят совершенно по-новому. Они проявляют деловую и финансовую предприимчивость. При этом не только обеспечивают себя деньгами на карманные расходы, но и оказывают помощь своим родным. Продажей цветов двенадцатилетней Даше удается заработать на дорогой шведский ингалятор для бабушки («Цветок из Голландии»). А ее ровесницу Наташу из другой повести отец назначил в их семье «министром финансов», и девочка следит за расходованием семейного бюджета, получая свои дивиденды в случае экономии.

Желанием помочь людям в трудное время проникнуты действия Анюты Рогозиной — главной героини наиболее удавшейся из поздних повестей Добрякова «Не родись красивой». Девочка замечает, что у матери «стал портиться характер. Сделалась раздражительная, мрачная, придирается по пустякам. На работе два месяца не выдавали зарплату. Говорили, что на банковском счете швейной фабрики нет денег. По радио и телевидению не раз слышала “банковский счет”, “неплатежи”, “инфляция”, “дефолт”, но все как-то проскакивало мимо ушей. А по тому же телеку каждый день показывали приключенческие фильмы, бесконечно мелькали рекламные ролики, серии американских мультфильмов, и казалось, что в жизни все идет не так уж плохо». А в то же время, например, у сына соседки Клавдии Юрки пришли в негодность ботинки 36-го размера, а денег нет. У многих других тоже проблем хватает. И Даша самостоятельно приходит к идее создания благотворительной ярмарки для жителей близлежащих домов. Причем ярмарки, приносящей еще и доход ее несовершеннолетним организаторам. Оценивая эту затею, отец одного из ребят, работник банка, сказал: «Анечка, добрые дела делать куда труднее, чем злые, плохие. Ты сама-то понимаешь, как прекрасно ваше начинание? Сегодня общество униженное, несчастное. Надежда на молодые силы. И вы доказываете: есть такие силы…»

Нельзя сказать, что произведения Добрякова вовсе лишены каких-либо недостатков. Подчас некоторым героям — особенно из числа положительных взрослых героев — недостает психологической убедительности в мотивации их поступков. Иногда остаются непроясненные детали и не до конца проработанные сюжетные линии. В повести «Две строки до востребования» автор «забыл» рассказать, как прошла «экскурсия» на завод, твердо запланированная отцом для сына и его друзей-мальчишек. Так и осталась необъясненной загадка седьмого слоника, отсутствовавшего за стеклом комода в квартире Греки («Снежная модница»). Никак не могла оказаться в руках Сергея, показывающего фокус в семидесятые годы, серебряная пятирублевая монета («Сергей и Сережка»). Некоторой заданностью отдает тот эпизод, где восьмиклассник Костя идет к парторгу цеха по вопросу об отправлении пьющего отца в лечебно-трудовой профилакторий («Когда тебе пятнадцать»). Еще менее правдоподобным кажется визит шестиклассников к директору мехзавода и особенно последующие действия директора («Одиннадцать бестолковых»).

А вот претензии к неизменным счастливым концовкам всех историй несправедливы. Благополучные финалы, в которых кто-то может подчас усмотреть облегченные разрешения конфликтов, далеко не случайны. Ведь сверхзадачей писателя было утвердить в сознании юного читателя мысль о том, что только победа добра в конечном счете должна пониматься нормой жизни и что нельзя прекращать борьбу до окончательного достижения этой цели, как бы трудно ни пришлось.

 


Владимир Николаевич Гуреев родился в 1955 году в селе Конь-Колодезь Липецкой области. Окончил филологический факультет Воронежского государственного университета. Работал учителем, преподавателем в вузах. Кандидат филологических наук. Автор многих литературоведческих и литературно-критических работ. Публиковался в журнале «Подъём», научных изданиях, в газете «Литературная Россия». Живет в Воронеже.