Жизнь как ряд прекрасных мгновений
- 22.08.2025
В городе Мичуринске есть уникальный музей — музей-усадьба Александра Михайловича Герасимова. 9 сентября 1975 года вышло постановление Тамбовского областного Совета депутатов о решении открыть в Мичуринске, на родине художника, его дом-музей. В этом году исполняется 50 лет со дня его основания.
Выдающийся советский живописец, первый народный художник СССР, лауреат четырех Государственных премий СССР, первый президент Академии художеств СССР А.М. Герасимов родился 12 августа 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск). В этот дом, построенный отцом художника, семья переехала, когда мальчику было пять лет в 1886 году. Здесь прошли детские, юношеские годы до поступления в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, жил он со своей женой и дочерью до 1925 года, сюда приезжал в гости до последних лет жизни. В доме сохранились подлинные вещи семьи Герасимова — мебель, документы и фотографии, отражающие весь жизненный путь художника. По аутентичному восприятию оригинальной обстановки музей занимает одно из первых мест в числе российских мемориальных музеев. На территории усадьбы разместились постройки 1880-х годов: каретный сарай, погреб, творческая мастерская, в которой художник активно работал в 20-40 годы, мемориальная терраса, где летом 1935 года художник создал знаменитую «Мокрую террасу. После дождя» (находится в ГТГ). А в день столетия художника был открыт прекрасный выставочный зал с самым большим в России музейным собранием произведений мастера.
Имя Александра Герасимова часто ассоциируется с его культовыми произведениями — «Ленин на трибуне» и «На страже родины. Сталин и Ворошилов в Кремле». Чтобы понять, каким удивительным живописцем, тонким пейзажным лириком, прекрасным портретистом был Александр Михайлович, нужно увидеть коллекцию нашего музея. В собрании музея — 141 произведение художника: от самых ранних до картин, написанных в 50–60-е годы. У истоков создания музея стояли ученые, краеведы, журналисты, работники культуры и искусства. Первым директором стала заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат премии имени А.М. Герасимова Тамара Ильинична Воронова. Она посвятила почти пятьдесят лет музею, лишь два года не дожив до этого юбилея.
Основу нашей коллекции составили 54 произведения из фондов Мичуринского краеведческого музея. Неоценимую помощь оказали друзья и сослуживцы А.М. Герасимова по Академии художеств: М.М. Захваткин и А.Н. Шабельников. Некоторые работы были приобретены из мастерской художника у его наследников. Мы гордимся ранними работами Александра Михайловича, созданными им в период учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Как известно, в русскую живопись Герасимов вошел именно как пейзажист, «певец большаков». «Тройка», уносящая зрителя в заснеженную даль зимней дороги, «Март», «Крайняя изба», «Дворик в Козлове», «Домик на Питейной улице» — все это трогательные зарисовки маленького купеческого городка, с его неспешностью и простотой.
На одной из ученических выставок на молодого художника обратил внимание известный писатель, журналист Владимир Алексеевич Гиляровский. Они подружились. Так, летом 1912 года Александр был приглашен к Гиляровскому на подмосковную дачу, которую в шутку называли «Гиляевкой», где в течение двух месяцев написал портреты Владимира Алексеевича и его дочери Надежды, а спустя год — портрет мужа Надежды искусствоведа Виктора Лобанова.
20-е годы ХХ века у нас представлены женскими портретами: его любимой модели, жены и неизвестной актрисы, где мы видим в отражении зеркала и самого художника. Рядом с прекрасными женщинами — цветы. Как любил говорить Герасимов: «Цветы — это сок земли, бьющий через край. Я так люблю родную землю, что мне дорого все, что с ней связано, что на ней живет и растет…» Так писать «мир вещей» мог лишь художник, восторженно влюбленный в жизнь. Сильные, яркие, царственные розы и пионы — частые герои его натюрмортов. Сколько любви и нежности в его полевых цветах, которые для Александра Михайловича всегда были напоминанием о родной Тамбовщине.
Впечатляет масштабная «Бойня», созданная по воспоминаниям юности: отец художника занимался торговлей скотом, был прасолом.
Есть в нашей коллекции и графические произведения художника из тематической серии, посвященной юбилею Москвы (1947 г.), из серии «По Индии» (1954 г.). В Индию Александр Михайлович был приглашен для написания портрета премьер-министра Индии — Д. Неру. А также работы из Египта и Китая.
Особая страница творчества Герасимова — его работа над книжной иллюстрацией. К юбилею А.С. Пушкина художник создает шесть иллюстраций к роману «Евгений Онегин», две из которых — у нас в экспозиции. К несомненным удачам художника относится его работа над иллюстрированием и оформлением книги Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», вышедшей в свет в издательстве «Academia».
Герасимов посвятил почти двадцать лет созданию нескольких вариаций картины «Деревенская баня», где мастерство и живописная одаренность художника проявились с особой силой. Это произведение художника при жизни Александра Михайловича выставляли лишь в Праге и Вене, где о Герасимове отзывались как о «советском Рубенсе». Советский зритель познакомился с «Баней» лишь в нашем музее. Игра света и цвета на влажном полу, женских фигурах придает зрелищу удивительную весомость: зритель, словно присутствует на празднике жизни. Лишь к этой картине художник написал огромное количество этюдов — при том, что этюды писать страшно не любил.
Даже к «Первой конной», где художник изобразил 45 командиров Первой конной армии, он написал лишь пятьдесят этюдов. Один из них — у нас в экспозиции: портрет комдива Зотова. А.М. Герасимова можно считать одним из самых известных кремлевских портретистов. Художник имел возможность близко наблюдать И.В. Сталина, его портреты вождя признаны каноническими. Большим другом Александра Михайловича был К.Е. Ворошилов, художником написано много его портретов. В 1942 году Ворошилов был в Мичуринске у Герасимова. За годы Великой Отечественной войны художником была создана серия портретов героев, среди которых нельзя не отметить портрет маршала Ф.И. Толбухина — выдающегося военачальника, освободившего пять европейских столиц. Герасимов специально летал в Румынию, где в тот момент находился Федор Иванович. Как и у всех военных портретов кисти Герасимова, здесь мы не видим атрибутов героизации.
В 1926 году, написав многих своих современников, Герасимов стал первым, кто обратился к образу И.В. Мичурина. В конце 30-40 художника часто приглашают для оформления павильонов ВДНХ, так в 1941 году павильон, посвященный мичуринской науке, украшал портрет «Мичурин в цветущем саду». Это, пожалуй, один из самых известных портретов ученого. Именно этот портрет предлагает обычно поисковик в ответ на запрос о портретах Мичурина. В нашу коллекцию он попал из Челябинска, куда был эвакуирован во время войны. Иван Владимирович изображен в цветущем яблоневом саду с веточкой яблони в руках, хотя традиционно его изображают с плодами. Позади ученого — цветущее буйство мичуринских садов, то, о чем так мечтал Иван Владимирович. Александр Михайлович очень любил писать цветущие сады, бескрайние поля и живописные дороги Тамбовщины. Это был художник, безгранично влюбленный в свою родину.
За полувековую историю своего существования музей-усадьба А.М. Герасимова стал известен не только в Мичуринске-наукограде, но и по всей России благодаря своей просветительской работе и, в том числе, выставочной деятельности. Первой выставкой-событием стала юбилейная выставка произведений А.М. Герасимова, посвященная 100-летию со дня рождения художника, представившая коллекцию картин мастера, собранных из лучших музеев страны — таких как Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей и других. Гостями праздника были выдающиеся советские художники: народные художники СССР Д.А. Налбандян, Б.Е. Ефимов, народный художник РСФСР А.Н. Яр-Кравченко и другие члены Академии художеств СССР. Следуя этой традиции, каждый юбилей художника музей старался отметить подобными выставками в рамках сотрудничества с Третьяковкой, Русским музеем, Волгоградской картинной галереей, Рязанским художественным музеем и другими. За 50-летнию историю в музее были организованы выставки народных художников СССР Д.А. Налбандяна и Н.Н. Жукова, народного художник РСФСР А.Н. Яр-Кравченко, русских художников Н.К. Рериха и Д.А. Щербиновского, народных художников России З.К. Церетели, А. Папикяна, С.М. Никиреева, В.Б. Попова, заслуженных художников М. Абакумова, В. Миронова, ученика А.М. Герасимова З. Хачатряна, В. Сизова и других. Музей активно сотрудничает с художниками Липецкого, Воронежского, Московского, Тамбовского отделений СХР, что позволяет знакомить зрителей с разными школами и традициями в искусстве. Каждый год у нас проводится большая знаковая выставка. И нынешний год — не исключение. В конце 2025-го мы планируем показать работы известной армянской художницы Гаянэ Хачатурян, творчеством которой восхищались А. Тарковский и С. Параджанов: они считали Гаянэ Хачатурян самой значимой художницей второй половины XX века.
Фонды музея насчитывают более трех с половиной тысяч произведений выдающихся русских, советских и российских художников, что позволяет музею участвовать в разнообразных выставочных проектах. Например, в 2023–2024 годах мы участвовали в проекте Музея русского импрессионизма «”Отличники”. Пенсионерские поездки русских художников 1870–1910 годов» и выставке «Без полутонов» к 100-летию Зиновия Попова Воронежского художественного музея им. И.Н. Крамского. В этом году мы получили предложения от двух столичных музеев, Музея русского импрессионизма и Музейного объединения «Музей Москвы», к участию в выставочном проекте, посвященном 150-летию Владимира Гиляровского. Картины А.М. Герасимова до этого года лишь однажды покидали наш музей — на выставку в Германии.
Творчество Александра Михайловича Герасимова привлекает истинных ценителей искусства с каждым годом все больше, а то, что можно еще и познакомиться с историей семьи художника, увидеть оригинальные вещи и документы Герасимовых, окунуться в атмосферу старого купеческого города, придает особое очарование нашему музею. А.М. Герасимов получил поистине всенародное признание за свой яркий, жизнеутверждающий талант. «Я любил жизнь, казавшуюся мне рядом прекрасных мгновений, любил солнечную яркость и реалистическое искусство», — так сам художник охарактеризовал свою жизнь и творчество.
Наталья Шашкова,
директор музея-усадьбы А.М. Герасимова