Тайна семьи

 

Елизавета Митрофановна Милицына (в девичестве Разуваева) родилась 6 мая 1869 года[1] в Острогожске в мещанской семье. К большому сожалению, на сегодняшний день неизвестно, на какой улице города проживали Разуваевы и в каком храме крестили маленькую Лизу. Многие метрические книги родившихся острогожских церквей за указанный период не сохранились. По словам самой Елизаветы Митрофановны, семья состояла из 8 человек. Отец будущей писательницы М.Я. Разуваев происходил из разночинцев, специального образования не имел. Освоил только чтение и письмо. В других же исследованиях он значится разорившимся помещиком. Смею предположить, что банкротство Митрофана Разуваева шло постепенно и было связано с отменой крепостного права в 1861 году. Тогда это было закономерностью. Хотя не исключается и какая-то совсем иная причина, приведшая к финансовому краху семьи.

Что касается её матери Н.С. Разуваевой, то она была дочерью откупившегося на волю крепостного крестьянина. Но ко времени своего знакомства с Митрофаном уже проживала в слободе Россоши и числилась мещанкой. Воспитанием дочери занималась сама мать и няня – бывшая крепостная. Елизавета Митрофановна с большой любовью и теплотой относилась к маме и посвятила ей несколько стихотворений.

После окончательного разорения в семью Разуваевых пришла нищета со всеми вытекающими последствиями. Отец пытался найти постоянный заработок. Когда Лизе исполнилось три года, родители в поисках работы уехали из Острогожска. Практически всё детство Елизаветы прошло в разъездах и скитаниях по городам и сёлам Воронежской, Владимирской и Петербургской губерний, где она увидела всю «грязь» реальной действительности, отражённую затем в рассказах. За это время Митрофан Разуваев три раза устраивался управляющим в различные имения. Но по невыясненным обстоятельствам он недолго занимал эти должности и вскоре устроился конторщиком и сцепщиком вагонов на Юго-Восточную железную дорогу[2]. Из-за бедственного положения семьи Лиза не могла получить систематического школьного образования, поэтому единственное, что оставалось ей, это заняться самообразованием. Любимыми писателями были Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин и А.П. Чехов, на их произведениях она и училась. Также известно, что в связи с болезнью отца (слепота и ревматизм) Лиза не чуралась никаких «чёрных» работ, чтобы прокормить себя и своих родителей.

 

Брак

 

В 1889 году родители выдали свою дочь замуж уроженца Пензенской губернии некого Г. Каргина, происходившего из крестьян, работавшего мелким служащим в имении графов Толстых. Муж, грубый и жестокий человек, относился к своей жене с презрением. Она не нашла в нём никакой поддержки. Совместная жизнь была несчастной и краткосрочной – после трёх лет брака они расстались. В автобиографиях писательница никогда подробно не останавливалась на этом периоде своей жизни.

Правда, одиночество длилось недолго. В 1894 году в Воронеже Елизавета Каргина повстречала Н.А. Милицына. Именно он в корне изменил жизнь Елизаветы Митрофановны. Николай Алексеевич являлся мещанином города Козлова Тамбовской губернии[3]. В сохранившихся воспоминаниях о нём известно, что он в детстве остался сиротой. Его родители были помещиками, и после их смерти он получил в наследство родительское имение и капитал, но вскоре опекуны оставили Николая ни с чем. В 25 лет он уехал в Москву, получил агрономическое образование и вскоре начал публиковаться в газетах и журналах, среди которых «Русские ведомости», «Речь», «Кооператор»… Живя в Воронеже, занимался журналистикой, некоторое время трудился в губернском союзе и в городской организации по оборудованию госпиталей.

По своим политическим убеждениям был приверженцем анархизма. После брака Николай Милицын принял деятельное участие в литературных начинаниях жены, тем более что и сам пробовал себя в прозе. Так, им был написан рассказ «От себя не уйдёшь». Николай Алексеевич восполнил пробелы в образовании супруги, правил её рукописи, вёл переписку. Интересно, что его литературный стиль повлиял на стиль самой Елизаветы Митрофановны. Но самое главное, он всецело любил, уважал и всячески поддерживал свою жену, заботился о ней. В целом это был примерный семьянин и нравственный человек, ставивший выше всего правду.

 

Литературный дебют

 

После заключения гражданского брака в 1894 году семья переехала из Воронежа в Москву. Замечу, что московский период жизни Милицыных мало изучен. Сама писательница вспоминала, что поначалу в бывшей столице они несколько месяцев бедствовали и испытывали нужду.

Только благодаря знакомствам Николая Алексеевича с В.Д. Бонч-Бруевичем, его женой и другими представителями местной интеллигенции удалось наладить семейный быт в Москве. По инициативе мужа Елизавета Милицына «делает попытки к беллетристической работе». Первым опубликованным рассказом писательницы стали «Деревенские картинки», опубликованные в трёх январских номерах общественно-политической газеты «Русские ведомости» в 1898 году. После того как рассказы Елизаветы Митрофановны начали появляться в печати, на неё обрушились ярые критические замечания — в частности, от публициста Ю.Н. Говорухо-Отрока. Он писал, что рассказы Е. Милицыной «являются по меньшей мере издевательством над душой русского народа, его верованиями и святынями, клеветническим памфлетом на сельское духовенство, настраиванием низших классов на высшие и открытым восхвалением революционной пропаганды». Возникает закономерный вопрос: как критик, скончавшийся в 1896 году, мог оставить такие отзывы, если первый вышедший в печати рассказ Елизаветы Милицыной, как уже сказано, был опубликован в 1898 году? Смею предположить, что Ю. Говорухо-Отрок мог ознакомиться с литературным творчеством последней в её рукописях. Или же Елизавета Митрофановна и ранее 1898 года где-то уже была напечатана?

Несмотря на недовольство критика, творчеством писательницы при содействии мужа заинтересовались многие передовые литературные журналы того времени — в частности, «Русская мысль» и «Маяк», а некоторые её рассказы были изданы даже отдельными книгами. В 1905 году в Москве в типографии А.И. Снегирёвой вышли «Рассказы» Е.М. Милицыной. А уже в октябре всё того же года Императорская академия наук оставила об этом издании почётные отзывы и присудила писательнице премию имени А.С. Пушкина. Творчество Елизаветы Митрофановны полюбилось не только читателям, но и многим литературным критикам. И это неспроста. Николай и Елизавета Милицыны искали сведения для литературных произведений в реальной жизни русского крестьянства, его быту, нравах. Для этого им приходилось подолгу путешествовать по разным уголкам Российской империи. Берега Оки, Волги, Дона, горы Кавказа были объезжены супругами в поисках этнографического материала. В рассказах автора красной нитью проходит тема сложной, а где-то ужасной жизни русского крестьянства, и прежде всего – женщины. А.В. Луначарский, В.В. Розанов, В.Г. Короленко дали свои положительные отзывы о творчестве Елизаветы Митрофановны. А.В. Амфитеатров и вовсе ставил литературные произведения Е. Милицыной в один ряд со многими книгами известных писателей того времени: «Они (рассказы) некрупные, но приятное явление: опрятное, мягкое, женское письмо, вдумчивое и старательное, помятующее старую истину… В рассказах г-жи Милицыной есть нечто, несомненно, своё. Она вышла не из литературного подражания – не из Горького, не из Андреева, не из Куприна, но из собственной своей скромной и спокойной наблюдательности…»

 

Снова в Воронеж

 

В 1906 году Милицыны вернулись в Воронеж. Причиной возвращения стало изучение «аграрной революции среди крестьян». Стоит сказать, что полным ходом шла Первая русская революция (1905-1907). Бунты, восстания, беспорядки во многих деревнях и сёлах российских губерний и, в частности, в Воронежской давали богатый аналитический материал для социально-экономических и политических статей.

В городе супруги сняли квартиру в доме кузнеца Д.И. Шевалдина на улице Терновой[4]. Сама же писательница в автобиографии упоминала ещё неких Рыжовых, у которых также на Терновой улице они с мужем снимали квартиру в 1907-1908 годах. Именно в квартире Рыжовых был произведён первый обыск полицейскими по доносу. Милицыны укрывали у себя неких крестьян, разыскиваемых по политическим статьям, и перед облавой предупредили их, чтобы те покинули дом. Со слов Елизаветы Митрофановны, крестьяне бежали в село близ Воронежа – Усмань-Собакину[5]. Не найдя разыскиваемых, жандармы не предъявили квартирантам претензий.

Молодые журналисты-писатели каждое лето проводили в разъездах по сёлам Воронежской губернии, не только изучая политико-экономические причины революции, но и собирая местный фольклор. Елизавета Милицына продолжала своё сотрудничество с «Русской мыслью» и «Маяком», ко всему прочему к ним добавилось и горьковское «Знание». Нужно отметить, что в 1907-1910 годах московское издательство «Посредник» напечатало отдельными книжками ее рассказы «Не по закону» и «Любаша».

  

Новый сотрудник «Знания»

 

С 1906 года Е.М. Милицына вела переписку с писателем и главным редактором книгоиздательского товарищества «Знание» А.М. Пешковым, более известным под псевдонимом Максим Горький. Товарищество «Знание» располагалось в Санкт-Петербурге. После своего прихода туда в 1900 году М. Горький преобразовал дотоле научно-популярное книжное издательство в политическое, с марксистским уклоном. Замечу, что в ту пору там публиковались, помимо самого Горького, такие известные русские писатели как Иван Бунин, Александр Серафимович, Викентий Вересаев, Александр Куприн, Михаил Пришвин, Иван Шмелёв, Валентина Дмитриева и многие другие.

В октябре 1907 года Императорская Академия наук снова удостоила Е.М. Милицыну почётного отзыва за рассказы «Не по закону», «Учёный диспут», «На путях», «Перед грозой», «Верёвка».

М. Горький, ранее знакомый с произведениями писательницы, пригласил её для сотрудничества в товарищество «Знание», так как считал рассказы Милицыной подходящими для их сборников. Именно Горький помог ей издать два сборника рассказов. В своём письме к Горькому от 1908 года она поясняла о своих произведениях: «…наиболее интересные течения современной крестьянской мысли, результат двухлетнего скитания под разными видами по Воронежской и смежным губерниям…»

В ответном письме от 9 мая 1908 года М. Горький писал: «Ваши рассказы я своевременно читал уже; ныне, перечтя их все вместе, я, мне кажется, имею право видеть в лице Вашем серьёзного сотрудника и ценную силу – умного и стойкого борца за возрождение нашей страны…». Далее в письме писатель советует Милицыной ещё лучше проработать сюжеты рассказов для книги. К примеру, лучшим рассказом, которым нужно закончить, по мнению Горького, являлся «Разгром». Далее он предупреждал писательницу, что её книга будет встречена цензурой и критикой враждебно и чтобы она, по возможности, исправила все погрешности. В целом Елизавета Митрофановна справилась с задачей, и в 1910 году «Знание» издало два тома её рассказов. Но первый том вышел без «Разгрома», так как цензура под угрозой конфискации книги не разрешила его публиковать.

Помимо двухтомника издательство в своём 32-м сборнике напечатало рассказ «В ожидании приговора», из-за которого цензура долго препятствовала выходу в свет этого номера журнала.

Если два тома с горем пополам были изданы, то третий том рассказов, оказалось, издать ещё труднее. Николай Алексеевич в период 1911-1912 гг. неоднократно приезжал в столицу. Здесь он пытался найти подходящее издательство, предлагая к публикации рассказы своей жены. Но раз за разом получал отказ. Не получилось у него и с товариществом «Знание». В своём письме к В.С. Миролюбову от 10 января 1912 года заведующий конторой книгоиздательства С. Боголюбов сообщал: «Сегодня муж г. Милицыной отослал Вам бандеролью её новую вещь “В деревне”. Он очень просил похлопотать перед Вами, чтобы поскорее посмотрели это произведение и сейчас же вернули. Так как оно предназначается к конкурсу… Вы найдёте возможным поскорее сообщить Алексею Максимовичу…». Миролюбов, не откладывая, известил Горького, и тот в ответном письме от 12 января 1912 года написал, что: «…Пятницкий ко мне не ходит, и я не знаю, что он делает с рукописью… Милицыной». Далее писатель с иронией и сарказмом замечает: «…Сия последняя (Милицына) чувствует себя королевой литературы, а муж её воображает себя министром двора при ней».

Стоит сказать, что в краеведческой литературе сложилось прочное мнение о «тёплых», даже дружеских отношениях между М. Горьким и Е.М. Милицыной. В советское время авторы в различных публикациях о писательнице приводили в пример вышеизложенный фрагмент письма, где говорилось о ней как о «стойком борце за возрождения страны». Да, несомненно, пролетарскому писателю важны были рассказы Милицыной для сборников товарищества, но не более того. Забегая вперёд, скажу, что уже в советское время, когда Елизавета Митрофановна испытывала большую нужду, Максим Горький ей ничем не помог.

 

Первый запрет

 

Не найдя в Петербурге книжного издательства, Николай Милицын вернулся в Воронеж и только на следующий год отправился в Москву на поиски типографии. Согласилась издать третий том рассказов Е. Милицыной типография К.Ф. Некрасова. В 1913 году сборник вышел в печать и вновь подвергся запрету и даже аресту. Тираж остался лежать на складе. Сама же писательница подвергалась уголовному преследованию по 129 статье уголовного кодекса Российской империи «за восстановление в печати класса на класс». По словам самой Елизаветы Митрофановны, благодаря заступничеству некого человека, имя и фамилию которого она не помнила, арест с книги был снят. Уже в ноябре 1913 года Императорская Академия наук, как и прежде, удостоила сборник рассказов очередного почётного отзыва. А в декабре того же года Общество любителей словесности избрало Е.М. Милицыну своим членом.

 

«Записки сестры милосердия»

 

1 августа 1914 года началась Первая мировая война. Современники называли её Великой войной или Второй Отечественной. Писательница встретила ее начало как общенародное горе. Воронеж стал одним из городов страны, в котором размещались госпитали. Елизавета Митрофановна на волне патриотических чувств добровольно устроилась работать в один из операционных госпиталей.

Каждодневно сталкиваясь с ранеными и изувеченными солдатами и несправедливостью по отношению к ним со стороны высшего офицерства, Милицына к 1916 году завершила свой знаменитый очерк «Записки сестры милосердия», вызвавший общественный резонанс. Писательница пыталась опубликовать «Записки…» но, как и всегда на своём пути, столкнулась с цензурой, в этот раз военной.

В итоге с многочисленными пометками и изъятиями военный цензор вернул Милицыной её рукопись, сама она вспоминала то событие так: «В империалистическую войну писать не могла, работала в госпитале и написала только “Записки сестры милосердия”, так как военная цензура была строга и выкинула половину “Записок”, то в печать “Записки” не отдавала…» Замечу, что в связи с горькой правдой, изложенной в очерке, это произведение нельзя было издавать и в советское время[6]. Несмотря на это, общественность всё же ознакомилась с «Записками» благодаря великой русской актрисе М.Н. Ермоловой и актёру В.И. Качалову.

Воронежский краевед А.И. Гайворонский предполагал, что рукопись очерка через неизвестное лицо (может быть, и самой писательницей) из Воронежа была доставлена в Москву В. Качалову. Там в 1916 году Василий Иванович читал отрывки из произведения на благотворительном концерте в пользу слепых и раненых воинов. Затем, продолжает краевед, он мог передать текст М. Ермоловой, которая ознакомилась с ним. В одном из своих писем актриса скажет: «Это удивительно хорошо. Но читать вслух это нельзя, над этим можно только рыдать. Я, по крайней мере, не могу…»

Ещё одним военным произведением Елизаветы Митрофановны является очерк «В плену». Его она записала со слов бывшего в австро-венгерском плену солдата П.З. Бахметьева, уроженца села Рудкино[7]. Отдельным книжным изданием очерк вышел в Воронеже в 1917 году.

 

Грозовой 1917-й

 

1917 год ознаменовался крахом Российской империи. Бездарная внутренняя и внешняя политика царственного дома Романовых и накопившиеся социально-экономические проблемы привели к Февральской буржуазно-демократической революции и приходу так называемого Временного правительства, свергшего власть монарха. В свою очередь, «временщики», как оказалось, были не готовы управлять страной. В итоге октябрьский переворот (Великая Октябрьская Социалистическая революция), привел к власти самую радикальную социалистическую партию России – большевиков.

Семья Милицыных встретила революцию неоднозначно. В 1917 году Николай Алексеевич, будучи анархистом, разразился обличительной статьёй «Не могу молчать» в городской газете «Воронежский телеграф». В ней он обличал большевиков. Также в «Телеграфе» высказалась против В. (Ульянова) Ленина и писательница Валентина Дмитриева – подруга Елизаветы Митрофановны.

Сама же Милицына, разделявшая идеи Ленина, приветствовала власть большевистской партии. Хотя справедливости ради нужно сказать, что в годы Гражданской войны и послевоенного устройства многие свои идеалистические представления она пересмотрела. В партию вступила только после смерти мужа и долго там не задержалась.

Воронежская губерния в годы Гражданской войны стала одним из центров ожесточённых боёв между «белыми» и «красными», а затем между «красными» и «зелёными». В 1920-1921 годах Тамбовскую и Воронежскую губернии сотрясли крестьянские восстания под предводительством атаманов А.С. Антонова и И.С. Колесникова.

Из-за разорения в Воронеже и уездах вспыхнули голод и эпидемии. В 1919 году семью Елизаветы Митрофановны постигла страшная беда. Её любимый муж, престарелые родители и родная сестра скончались. Писательница более всего переживала смерть мужа. Николая Алексеевича свёл недуг – кишечный туберкулёз. Несмотря на боль и приближение смерти, он всецело отдавал себя писательскому делу. Вёл дневниковые записи, написал статью «Сельскохозяйственные коммуны». Милицына вспоминала: «С поразительной ясностью анализируя свою смерть, он запечатлел в своей памяти близких людей, свои последние дни, полные вдохновенного творчества…» Перед смертью он сказал такие слова: «Теперь не время слов, а время великого молчания…» Умер Н. Милицын 16 января 1919 года, похоронили его в «снежной, пушистой поляне» Новостроящегося городского кладбища. Елизавета Митрофановна в этот день написала стихотворение «На смерть Н.А. Милицына», посвящённое любимому человеку, так много для неё сделавшему.

Боль утраты, одиночество, отсутствие заработка вынудили писательницу покинуть Воронеж; взяв с собой мальчика-сироту, она уехала в Шуковскую волость работать библиотекарем.

 

Шукавская эпопея

 

В селе Шукавка[8] Елизавета Митрофановна прожила с 1920 по 1923 годы. С августа 1920-го она работала заведующей местной библиотекой. Помимо Шукавки подрабатывала инструктором в Ивановской и Верхне-Хавской волостях. Уже на следующий год Милицына организовала в бывшем имении помещиков Деевых детский дом на 77 человек.

В этом же году в возрасте 47 лет писательница решила всё же пополнить ряды партии большевиков. Но уже в 1921-м её исключили с такой формулировкой: «Постановили исключить из РКП… за непосещения собраний, недисциплинированность… оторванность от партии…» Партийных служащих не волновало, что женщина, работающая в библиотеках, заведующая детским домом и ищущая пропитание для детей и себя, не посещала их собрания в силу занятости.

Сама писательница вспоминала: «…17 месяцев работала без помощников». Как выяснилось, власти не слишком-то помогали детскому дому, а сама Шукавка была разорена отрядами Антонова и Колесникова. В волости писательница лично увидела самосуды и голодную смерть местных жителей. Поэтому ей самой приходилось искать и выбивать у новых чиновников еду и тёплую одежду для подопечных, даже пришлось отобрать арендованный сад местного жителя для нужд детдома. Вместе с воспитанниками она занималась огородничеством, что давало хоть какое-то пропитание. Последующие воспоминания подопечных детдома полны любви и уважения к Елизавете Митрофановне. Нужно сказать, что собственных детей у неё не было, поэтому свою несостоявшуюся материнскую заботу она смогла дать многим оставшимся без родителей сиротам. Один из воспитанников шукавского детского дома М.Г. Хатунцев вспоминал: «…в детдоме были дети от 12-15 лет, в том числе и я, и моя сестра…» Далее автор сообщал, что вместе с Е.М. Милицыной он ездил в Воронеж искать одежду и еду для подростков. Также известно, что помимо Шукавки некоторое время она работала воспитательницей в детском доме имени 3-го Интернационала в селе Репном Придаченской волости.

В селе помимо постоянных проблем и забот с детдомом на Милицыну обрушились новые беды. Её честность, порядочность и вера в коммунистические устои не нравились местной власти. Председатель волисполкома и главный милиционер, живя в Шукавке и пользуясь своим положением, организовали настоящее бандформирование. Они занимались взятками, грабежами и даже убийствами. Елизавета Митрофановна, видя царившее беззаконие и ища справедливости, как истинный коммунист пыталась бороться с тиранией местной власти, предавая всё огласке.

Как нетрудно догадаться, председателю не могла понравиться такая деятельность приехавшей из Воронежа новой жительницы. Уговоры и угрозы со стороны председателя и милиционера не помогли, поэтому её решили устранить физически. Писательница вспоминала: «…меня там давили парой лошадей и всячески выживали…» Благо, что покушение не дало результатов, и она осталась жива. В итоге в Шукавку всё же нагрянула следственная комиссия из Воронежа, выявившая правонарушения шукавских органов власти, последних осудили на 10 и 5 лет трудовых лагерей. Но жизнь не стала лучше, и Е.М. Милицына в 1923 году покинула волость, уехав снова в Воронеж, а детский дом перевели в Усмань.

 

Сотрудник воронежских газет

 

В Воронеже Милицына, недолго думая, устроилась корреспондентом в городские газеты «Коммуна» и «Наша газета». Живя в городе, она вновь начала заниматься любимым делом – писательством. В 1924 году издательство «Новая Москва» опубликовала отдельной книжкой её рассказ «В ожидании приговора». Автору даже был выдан гонорар на сумму 30 рублей. Помимо прочего, в это время она сотрудничает с двумя краевыми книжными издательствами: Северо-Кавказским («Севкавкнига»), располагавшимся в Ростове-на-Дону, и Юго-Восточным партийным издательством «Буревестник», находившимся сначала также в Ростове, а затем в Краснодаре. Стоит сказать, что издательства были молодыми и популярными в стране благодаря своим большим тиражам и дешевизне. Типографии распространяли книги по обширной территории от Северного Кавказа до донского региона. В 1925 году редакторы «Севкавкниги» написали Елизавете Митрофановне письмо, в котором просили её больше отправлять им печатного материала для публикаций. К примеру, в 1925-1926 годах «Севкавкнига» издала отдельными книжками рассказы «Разводная», «Петля», «Миражи», «Встреча». А «Буревестник» – «Бабья дорога», «Степная комсомолка», «Суд над неграмотным». За свою работу она получает небольшие гонорары, хотя они не слишком изменили её материальное положение. Живя в Воронеже, Милицына, помимо писательской деятельности, на безвозмездной основе в городском Доме крестьянина проводила вечера, ставила спектакли и вела просветительские беседы. К примеру, рассказ «Настя» она инсценировала и превратила в спектакль «Настасья Балабаева». Но даже здесь не обошлось без казусов. Кому-то пришло в голову оговорить писательницу, что она, дескать, за свою работу берёт деньги с крестьян, однако те опровергли клевету на Елизавету Митрофановну.

Не успела жизнь так или иначе наладиться, как издательства «Севкавкнига» и «Буревестник» на некоторое время закрылись, Милицына вновь осталась без денег. В 1926 году она опять покинула Воронеж и уехала в село Ольховатку заведовать библиотекой. Тогда же московская комиссия при Ц.К.У.Б.У.[9] своим постановлением зачислила Е.М. Милицыну в список деятелей искусства Воронежа по литературной специальности.

 

Ольховатские перипетии

 

Живя в Ольховатке и работая в библиотеке, Елизавета Митрофановна практически не получала никаких денег, и это несмотря на то, что читателей было около тысячи человек. Как некогда в Шукавке, писательница столкнулась с несправедливостью и предвзятым отношением к себе. Нужно сказать, что 1920-е годы в Центрально-Чернозёмной области в ряде южных и западных регионов, преимущественно населённых потомками малороссов, советской властью проводилась так называемая политика украинизации, то есть всё делопроизводство велось на украинском языке. Коснулось это и Ольховатки. Елизавета Митрофановна категорически не хотела украинизироваться, в этом и заключались ее конфликты с местной администрацией. Она даже просила о своём переводе в какое-нибудь другое, но только «русское село».

Особый интерес представляет письмо Милицыной к писателю И.П. Тарадину (1890-1943). В нём она благодарила его за присланную книгу «Св. Митрофаний»[10] и предлагала ему свои записи из жизни Толшевского монастыря для рассказов. Помимо прочего, в Ольховатке и других близлежащих сёлах Милицына собрала много информации о брачных традициях, которые тоже предлагала писателю, так как у самой «писать нет сил и времени…»

В письме она жаловалась на тяжёлые условия существования и просила содействия в получении хотя бы каких-то денежных средств: «…Если бы мне дали поддержку из Воронежа (100 руб.), я бы оставила место библиотекаря, забралась бы на хутор… и писала, писала…» Далее она говорит, что готова жить и на 15 руб. в месяц, лишь бы заниматься своим любимым делом.

Финансовые проблемы вынудили ее написать письмо в Москву с просьбой о пенсии, но просьба осталась не услышанной. Быт был так тяжёл, что Ольховатский сельсовет относил Милицыну к бедноте. Итогом этих перипетий стало её увольнение. 20 октября 1928 года она покинула занимаемую должность и уехала из Ольховатки в Воронеж с такой формулировкой: «как русская и не изучавшая украинского языка».

 

По сёлам ЦЧО с котомкой

 

Приехав в город, писательница поселилась в квартире на ул. Свободы, 2. До 1928 года она снова работала в газете «Коммуна», получая небольшие деньги. Уже на следующий год Елизавету Митрофановну пригласили на временную работу в Воронежский краеведческий музей. В одном из своих писем она скажет: «…Ездила по деревням и покупала для музея старинные вещи». В частности, она даже получила благодарность за передачу в музей двух фотографий некоего Д. Грачёва и газеты «Вече» за 1906 год. В августе 1929 года музей поручил Милицыной для фондов забрать старинную икону из бывшего Покровского женского монастыря. Помимо прочего, писательница сотрудничала с Никитинским музеем, куда передала две книги своих произведений.

Несмотря на то, что Милицына работала в музее, средств на хоть минимальное существование не хватало. Будучи уже немолодой, она испытывала очень большую нужду. Её просьбы присвоить ей писательскую пенсию раз за разом оборачивались «холодным» молчанием власть имущих. Дошло до того, что за неё вступилась ассоциация пролетарских писателей Центрально-Чернозёмной области. В своём письме воронежскому горсовету они сообщали: «…гражданка Милицына старуха и живёт в плохих материальных условиях. Просьба обследовать жилище писательницы…» Организовали городскую комиссию, которая обследовала условия быта Елизаветы Митрофановны. Заключение было печальным. В мае 1929 года ей всё же решили назначить пенсию, но уже в июне того же года новая собравшаяся комиссия отказала Милицыной «за недостаточностью революционных заслуг». Так местная власть пожилую, больную, одинокую женщину оставила ни с чем, не помог ей и известный пролетарский писатель Максим Горький, лично знавший её.

С 28 августа по 30 октября 1929 года по поручению краеведческого музея Елизавета Митрофановна отправилась, как когда-то в молодости, в фольклорную экспедицию – как окажется, в последний раз. За эти месяцы она обследовала такие сёла как Устье, Гремячье, Костёнки, Рудкино, Борщёво, Оськино, Яблочное, Кочетовку, Семидесятное, Истобное и Краснолипье. Свои фольклорные находки в итоге оформила в очерк «По сёлам ЦЧО с котомкой»[11]. К примеру, в Борщёве Милицына записала забавный обряд, связанный с «чудодейственными портками». Этот важный и незаменимый в быту атрибут принадлежал какому-то местному мужчине и бережно хранился сельскими женщинами. «В Борщёве нашлись чудодейственные “старинские порты” сильного семенистого мужика, обладающие свойствами поднимать тесто, когда портками потрясут над дежою[12], избавлять лошадь от “шута”[13], вязать ведьм… и зарождать… обилие огурцов». Скажет она и о Костёнках: «Костёнки – от слова кость, стоят будто бы на костях мамонта…». С шуткой напишет: «…Ещё и теперь подвыпившему стукарю в ночную пору мерещатся огненные колёса, катящиеся с гор, ещё будто бы и теперь чиркает подойником меж сухих плетней оставшейся ведьма Батурина, которую недавно били. Где тут ведьмам жить, говорят старики, тут и чёрту самому рога и копыта обломают…» Но самым важным записанным фольклорным материалом Милицыной, конечно же, служит оськинский обряд «вождения русалки»: «…Каким-то чудом, среди горшечников сохранился древний обычай… “русалочье заговение”, водить “русалку”, это прежняя коза или лошадь, но с русалочьими волосами (экспонат привезён в краеведческий музей ЦЧО). Водят “русалку” под игру на рожках и жалейках, водят под древнюю заунывную песню… На проводы “русалки” собирается тысяч до двух народа, одетого по-праздничному…»

Нужно отметить, что ещё с 1920-х годов Елизавета Митрофановна часто обращалась к врачам. Изнурительный труд, постоянные стрессы, плохое питание повлекли за собой проблемы со здоровьем. К 1929 году у неё накопился целый букет заболеваний: выраженный склероз головных сосудов, хроническое воспаление почек, гипертрофия сердца и болезнь суставов. Несмотря на это, она продолжала работать, чтобы прокормить себя. В начале января 1930 года ей стало плохо. Елизавету Митрофановну поместили во 2-ю клиническую больницу Воронежа (проспект Революции, 12), но спасти её не удалось. 11 января 1930 года от кровоизлияния в мозг известная в Российской империи и Советском Союзе писательница скончалась в возрасте 60 лет.

Газета «Коммуна» сообщала, что прощание с Е.М. Милицыной состоится в два часа дня 14 января. В знак признательности и уважения её похоронили близ могил русских поэтов А.В. Кольцова и И.С. Никитина на Новомитрофановском кладбище, где нашёл свой последний приют и её любимый муж. В 1955 году на могиле Милицыной было установлено надгробие, изготовленное каменотёсом В.П. Чернецовским. На нём выбита надпись: «Писательница Елизавета Митрофановна Милицына. 1869-1930». И еще слова М. Горького: «…умный и стойкий борец за возрождение нашей страны».

 

Список использованных источников и литературы

 

Фонды Государственного архива Воронежской области:

ГАВО. Ф. И-188. Оп. 1. Д. 1, 2, 4, 15, 16, 17, 19.

ГАВО. Ф. И-188. Оп. 2. Д. 1, 4, 5, 6, 7.

Фонды Воронежского областного литературного музея имени И.С. Никитина:

ВМН 1685, 1690, 1698, 1699, 1700, 1701, 1703, 1715\1-8, 2133.

 

Литература

 

Амфитеатров А.В. Собрание сочинений в 10 томах. Т.10. Книга 2. М., 2003.

Горький М. Собрание сочинений в 30 томах. Т. 29. М., 1949-1955.

Ласунский О.Г. Литературная прогулка по Воронежу. Воронеж, 2012.

Милицына Е.М. Рассказы. М., 1913.

Очерки литературной жизни Воронежского края XIX – начало XX вв. Воронеж, 1970.

Писатели Воронежа. Библиографический указатель. Воронеж, 1969.

Русские писатели 1800-1917 гг. Биографический словарь в 5 томах. Том 4. М., 1999.

100 лет РостИздату. Каталог выставки (1-17.10. 2020). Ростов-на-Дону, 2020.

Тонков В.А. Писатели воронежцы XIX и начала ХХ вв. Воронеж, 1947.

Краткая литературная энциклопедия в 9 томах. Т. 4. М., 1967.

Учёнова В. Проза русских писательниц конца XIX-начала ХХ века. М., 1988.

 

Периодические издания

 

Гайворонский А.И. Письмо актрисы М. Н. Ермоловой. Последний автограф Е.М. Милицыной // Записки воронежских краеведов. Выпуск второй. Воронеж, 1983.

Кожемякин А.В. Война и мир «по-шпионски» // Воронежский курьер. 6.10.1997.

Фирсов Б.А. Воронежская деревня в 1920-е годы. По материалам архива писательницы Е.М. Милицыной // Афанасьевский сборник: материалы и исследования. Вып. IХ. Воронеж, 2010.

 


[1] В своих автобиографиях Е.М. Милицына указывала 1870 г.

[2] Сейчас Грязи-Воронежские ЮВЖД.

[3] Сейчас г. Мичуринск Тамбовской области.

[4] Сейчас ул. Жилина.

[5] Сейчас Новая Усмань.

[6] Впервые «Записки сестры милосердия» Е.М. Милицыной были опубликованы в журнале «Подъём» № 4 в 1998 г.

[7] Сейчас с. Рудкино Хохольского района.

[8] Сейчас село Шукавка Верхнехавского района.

[9] Центральная комиссия по улучшению быта учёных.

[10] И.П. Тарадин. «Святый» Митрофан епископ Воронежский. Воронеж, 1926.

[11] Впоследствии рассказ был опубликован в журнале «Подъём» №3 в 2001 году.

[12] Деревянная кадушка для приготовления теста.

[13] Чёрт.

 


Руслан Рустамович Солопенко родился в 1990 году в Воронеже. Окончил Воронежскую духовную семинарию, исторический факультет Воронежского государственного университета. Работал старшим научным сотрудником Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина. Автор многих краеведческих публикаций в воронежских периодических изданиях, а также нескольких книг: «Нижний Кисляй: вехи истории», «Ваш друг, Иван Хлебопеков», «Воронеж Ивана Никитина. Путеводитель по Никитинским местам». В настоящее время занимается исследованием биографии русского поэта Ивана Саввича Никитина. Живет в Воронеже.