К сожалению, имя этого человека на сегодняшний день неизвестно широкому читателю, и это несмотря на то, что его литературные произведения выдержали не один десяток переизданий. 150-летие со дня рождения советского биолога и писателя Сергея Викторовича Покровского (1874 – 1945) в прошлом году осталось практически незамеченным. Автору этих строк стоило большого труда найти даже фотографию Сергея Викторовича. Единственное издание, где находится фотопортрет учёного, это книга «Охотники на мамонтов» и «Поселок на озере» 1956 года издания. Но когда-то его повести и рассказы были популярны среди читателей не только Советского Союза, но и Российской империи. В историю отечественной литературы Сергей Покровский вошёл благодаря своей книге «Охотники на мамонтов» (1937), выдержавшей не одно переиздание. Мало кто знает, что отчасти на написание повести его вдохновили два воронежских села – Костёнки и Борщёво.

 

ОТ БИОЛОГИИ К АРХЕОЛОГИИ

 

Сергей Викторович Покровский родился 2 июля 1874 года в Москве. С самого своего детства мальчик проявлял интерес к естественным наукам, прежде всего, к ботанике и зоологии. Ещё в школьные годы он мог часами просиживать у муравейника, следя за жизнью насекомых. Поэтому после окончания школы Сергей поступил на естественное отделение физико-математического факультета МГУ (тогда физико-математический факультет включал в себя и биологические науки). Во время каникул юный натуралист любил посещать Глубокое озеро под Москвой. Тогда там находилась первая в России научная станция для изучения жизни в пресной воде. Любознательный ум пытался разгадать хотя бы некоторые тайны окружавшей его живой природы. Юноша облазил все берега, дабы увидеть в живую голосистую птицу «быка», но выпь оказалась хитрой, умело прячась от следопыта. Много лет спустя писатель в своём рассказе «Неуловимый» опишет это своё знакомство с дикой птицей.

Окончив с отличием университет и защитив диссертацию, он остался ассистентом на кафедре зоологии. С 1904 по 1931 годы преподавал в различных средних учебных заведениях. Несмотря на занятность, не забывал и о путешествиях. Неоднократно принимал участия в научных экспедициях по северным районам Европейской части России. Вёл дневники, записные тетради, давшие ему в будущем богатый материал для литературной деятельности. Побывал он также в степях Казахстана, на полуостровах Ямал и Канин.

Широкая писательская деятельность Сергея Викторовича началась вначале XX века. Он писал очерки о живой природе, которая всегда привлекала его пристальное внимание. Главная цель писателя заключалась в том, чтобы в простой и доходчивой форме, а главное, в интересном изложении донести до масс научные взгляды. Неудивительно, что его рассказы о животных, птицах и насекомых стали популярны среди детского и подросткового возраста. Самыми востребованными произведениями С.В. Покровского являлись «Календарь природы» (1911) и «Среди природы: Зимние, весенние, летние и осенние наблюдения природы» (1914). Стоит сказать, что «Календарь природы» был популярен у читателей аж до 1950-х годов, пока его окончательно не вытеснила с книжных полок «Лесная газета» писателя Виталия Валентиновича Бианки. В 1911 году вышла в свет монография Покровского «Северо-лесная область». Помимо прочего были изданы и другие книги автора среди них рассказы: «У старого дуба» (1912); «На северном просторе» (1913); «Колонисты скалистого архипелага» (1915), очерки: «Вокруг нас. Майские наблюдения природы» (1911); «Путешествия Н.П. Пржевальского» (1913) и многие другие.

В советские же годы известность биолога ещё более возросла. В 1920 – 1930-е годы выходят в печать несколько его повестей. Среди них пользовавшиеся популярностью: «Город крылатого племени» (1924) и «Носящие жало». Как нетрудно догадаться из названий, книги описывают жизнь насекомых – в частности пчёл, за которыми автор, как и за муравьями, наблюдал ещё со школьной скамьи. Увидели свет и два его сборника рассказов о животных «Пёстрый и чёрный» (1924) и «Рога и крылья» (1924). Также продолжали выходить отдельными брошюрами многочисленные очерки и рассказы. В 1929 году С.В. Покровский в соавторстве с А.Э. и Б.Э. Жадовскими издал учебник по ботанике «Ботаника для педтехникумов».

Кто бы мог подумать, что под конец своей жизни биолог увлечётся археологией и прежде всего эпохой каменного века. На новое увлечение его подтолкнули археологические раскопки. И наибольший интерес вызвали работы в Воронежской области.

 

ОХОТНИКИ НА МАМОНТОВ

 

Донское село Костёнки начиная с XVII века было широко известно большим скоплением костей, которые местные жители постоянно находили в округе. Какие только мифы и легенды эти находки не породили. То ли это кости людей-великанов, то ли боевые слоны полководца Александра Македонского. Об этих «диковинных костях» писали многие путешественники: голландец Корнелий де Бруин, немецкий учёный Готлиб Гмелин и другие. В 1879 году в Костёнки прибыл антрополог и этнограф Иван Семёнович Поляков (1845 – 1887), в ходе поисковых работ он обнаружил первую стоянку древних людей. После него в Костёнках и соседнем Борщёве начали проводить систематические археологические раскопки. Здесь трудились археологи: А.И. Кельсиев, С.А. Круковский, С.Н. Замятнин, П.П. Ефименко. Именно Ефименко сделал очень многое для изучения палеолитических стоянок не только в Костёнках, но и соседнем Борщёве. Как раз его научные раскопки пришлись на 1920 – 1930 годы. Тогда же, как уже отмечалось выше, Сергей Покровский широко занимался писательской деятельностью. В ходе работ Петр Ефименко обнаружил богатый археологический материал. По всему Советскому Союзу материалы о его открытиях печатались в периодических изданиях и стали известны в научных кругах. Конечно, эти новости не могли остаться без внимания Покровского, который с головой погрузился в изучение первобытного мира.

Именно благодаря открытиям П.П. Ефименко и была написана знаменитая повесть «Охотники на мамонтов» (1937). Конечно, объективности ради нужно сказать, что С.В. Покровский не являлся первым, кто описал в литературно-художественном варианте эпоху первобытно-общинного строя. До него это делали другие писатели. Одним из первых, кто поднял тему каменного века, стал франко-бельгийский писатель Жозеф Анри Рони-старший со своими романом «Ксипехузы» (1887). Более чем через двадцать лет он же напишет знаменитый роман «Борьба за огонь» (1909), а в 1918 году — роман «Пещерный лев». После Рони-старшего эпоху каменного века описывал британский писатель-фантаст Герберт Уэллс «Это было в каменном веке» (1897). Не остался в стороне и американский литератор Джек Лондон со своим произведением «До Адама» (1906-1907).

В 1909 – 1911 годах в Российской империи были переведены на русский язык произведения «Это было в каменном веке» Уэллса и «Борьба за огонь» Рони-старшего, а в 1925 году уже в Советской России увидела свет на русском языке книга «До Адама» Джека Лондона. Конечно, глупо отрицать, что Сергей Викторович не знал об этих авторах и не читал эти произведения.

И вот в 1937 году фантастическая повесть «Охотники на мамонтов» вышла в печати, и не где-либо, а в Воронеже – в областном книгоиздательстве, в типографии газеты «Коммуны» (тогда оно находилось по адресу проспект Революции, 51). Тираж насчитывал 15 200 экземпляров и лежал на двух городских складах: на улицах Плехановской и Пеше-Стрелецкой. Цена составляла 2 рубля 60 копеек – сумма приличная для довоенного времени.

 

ПО СЛЕДАМ ХУММОВ

 

Сюжет «Охотников на мамонтов» переносит читателя в эпоху каменного века (палеолита) на десятки тысяч лет назад. На берегах полноводной реки (предположительно Дона) разбросаны посёлки охотников-собирателей: Красных и Черно-бурых Лисиц, Медведей, Лесных Сов и Ежей.

«Летняя ночь накрыла тёмным пологом и посёлок Чёрно-бурых, и соседний лес, и всю долину Каменного оврага, где мирно спали люди в своих землянках. Землянки были вырыты недалеко от края оврага и глядели в него тёмными дырами входов. Ниже выступали каменные глыбы твёрдых известняков и великолепного мягкого мела…» И далее Покровский как бы поясняет читателю: «…В ледниковое время это было в порядке вещей. Полярные лисицы водились и там, где теперь расстилаются чернозёмные степи, в нынешней Воронежской и соседних с нею областях…»

Трое молодых охотников – Волчья Ноздря, Улла и Ао из племени Красных Лисиц — отправились на охоту. Главной целью для них были хуммы (мамонты). Перед самой охотой все трое обратились к Матери-матерей, великой Ло: «…Третий охотник, Улла, стал искать что-то в глубоком мешочке, сшитом из беличьих шкурок. Он вытащил оттуда белый предмет, длиною в ладонь. Это была женская статуэтка, вырезанная из мамонтовой кости. Статуэтка была сделана очень искусно. Она изображала пожилую женщину с большим животом и тонкими, прижатыми к груди руками. Голова её была опущена. На голове можно было различить что-то вроде шапочки, покрывающей причёску… Трудно передать нашими словами заклинательную песню охотников. Их речь и понятия были так далеки от наших, что выразить их точно нашим языком почти невозможно. Вот какой приблизительно смысл заключается в пропетой песне:

 

Я Ло, Мать-матерей племени Красных Лисиц!

Я заклинаю горбатого хумму.

Заклинаю его клыки, уши и все четыре ноги.

Хумма, хумма, пей воду!

Хумма, хумма, иди в гору!

Хумма, хумма, падай в яму!

Хумма, хумма, отдай нам твоё мясо!

Отдай нам свои бивни и свои кости!»

 

Интересен тот факт, что именно в Костёнках на знаменитой стоянке Костёнки-1 (имени И.С. Полякова) были обнаружены более 150 предметов первобытного искусства. По праву жемчужиной коллекции являются женские статуэтки, сделанные из бивня мамонта и мергеля, так называемые «палеолитические Венеры», которые до сих пор вызывают споры среди учёных всего мира. Даже этот факт Сергей Викторович отразил в своей повести.

В результате поисков охотников забрасывает в племя их соседей Черно-бурых Лисиц, где в итоге они нашли себе жён и помогли племени в поисках добычи. Юный охотник Ао влюбился в девушку Канду, которая приглянулась колдуну-отшельнику Куолу. Заступаясь за возлюбленную, Ао поссорился с колдуном, который и сам хотел заполучить девушку.

Куолу, наводивший ужас на все окрестные племена, настроил Чёрно-бурых против Красных Лисиц. Волчьей Ноздре, Улле, Ао и их жёнам пришлось бежать на Север, к Большому Льду. Беглецы знали древнее предание, о том, что если кому-то удастся заполучить сердце хуммы, то на протяжении жизни ему будет благоволить удача, а власть колдунов окажется бессильной.

Благодаря случаю охотникам удалось поймать мамонта и съесть его сердце. Это, по их представлению, дало им силу убить Куолу в очередной схватке, после чего между племенами установился мир.

Как уже отмечалось выше, С.В. Покровский в «Охотниках на мамонтов» описывал Воронежский край и близлежащие территории. Советский археолог М.Е. Фосс в комментариях к книге говорила: «…Палеолитические стоянки открыты во многих странах. Есть они и в нашем Союзе – в Крыму, на Кавказе, на Украине, в Белоруссии, Горьковском крае (Нижегородской области), Воронежском и других местах. Автором повести главным образом использован большой материал, происходящий из раскопок близ селений Костёнки и Борщёво на реке Дон в Воронежском крае…» Далее Фосс кратко рассказывает об истории археологических открытий в воронежских сёлах, начиная от немецкого путешественника Готлиба Гмелина, посетившего эти места в 1760-е годы и заканчивая раскопками под руководством П.П. Ефименко и С.В. Замятнина. В заключении археолог декларирует: «Обработанный учёными, таким образом, археологический материал был использован автором повести “Охотники на мамонтов”, которая должна рассматриваться не только как художественный вымысел, но и как попытка в литературной форме представить давно исчезнувшее первобытное общество, существовавшее на территории Воронежского края в эпоху палеолита древнекаменного века». Тем самым в очередной раз подтверждается, что сюжет повести “Охотники на мамонтов” разыгрывается именно в Воронежской области, в частности в сёлах Костёнки и Борщёво.

Перед Великой Отечественной Войной Сергей Викторович написал ещё одну повесть, описывающую эпоху каменного века (в этот раз неолита – нового каменного века) «Посёлок на озере» (1940), которая также первоначально вышла в Воронеже, в областном книгоиздательстве тиражом 50 000 экземпляров. Иллюстрировал книгу воронежский художник и писатель В.А. Кораблинов. Но популярным литературным произведением всё же останутся «Охотники на мамонтов».

В 1941 году во время Великой Отечественной войны учёный-писатель, всячески пытался уйти на фронт, защищать свою Родину, но из-за преклонного возраста ему было отказано. Несмотря ни на что, Победу он встретил, а через два месяца 5 июля 1945 года писателя не стало. Ему было 71 год.

«Охотники на мамонтов» с 1937 года переиздавались десятки раз огромными тиражами не только в Советском Союзе, но и в современной России. Примечательно, что в юбилейный год писателя увидело свет ещё одно очередное книжное издание. В 2024 году две повести С.В. Покровского «Охотники на мамонтов» и «Посёлок на озере», как и прежде, вышли в одной книге с замечательными иллюстрациями петербургского художника Владимира Канивца. Хотелось бы закончить статью словами из повести: «…У них мало слов, чтобы сказать всё, что приходит на ум. Зато глаза их говорят лучше их бедного языка!»