Журавница
- 13.09.2020
Поэтическая Птица Нины Корнеевой (1957–2019) улетела навсегда. Не в теплую страну на зимовье, не на Синий Север, чтобы пережить лето, не на благословенный покой тихих нетворческих радостей. Сегодня птица ее вдохновения напоминает о себе лишь оброненным пером немногих стихотворных строк, которые в белой ночи провинциальной северной поэзии светят, не угасая. Свет этот спокойный, неяркий, не вычурный: ведущий образ стихов Нины Корнеевой — не жар-птица, а журївица, потерявшая птенца, оплакивающая и его, и разоренные родные места гнездовий («все пепел, все прах»). Тем не менее, волны этого света продолжают литься, проникая в души читателей без всяких дополнительных ухищрений, а лишь потому, что источник их — настоящая поэзия, обретенная как благодать посреди тяжелого и холодного бытия:
Бездонным становится небо,
Смятенье в душе — на разрыв! —
Когда над землей, как молебен,
Плывет журавлиный призыв.
Расширение пространства ввысь оттеняет и колорит земных, сомнительно спасительных для лирической героини образов: «Мне б колодезной студеной воды… Только я дышать и жить не могу…», «То ль в снегу спасенье, то ли в огне. Мне б кричать, да до надорванных жил!..» Отчаянная надежда спастись от неизбывного горя, кидаясь «то в снег, то в огонь», надежда ошибиться в том, что птенец потерян, рождает призрак кружащего над деревней журавленка, и плывущий над землей, «как молебен», «журавлиный призыв» — ведущая интонация стихотворений Нины Корнеевой. Интонация эта близка не только матерям, потерявшим, как и она, сыновей во время срочной армейской службы, не только им понятна эта боль. Это еще и тоска от невозможности разделить переживание потери с кем бы то ни было. Возникающий образ вожака-журавля, который уводит стаю до следующей весны, и вслед которому «померкло янтарное утро», — это всего лишь посыл в будущее, которое у лирической героини весьма проблематично: «Молю: будь спокойным и мудрым, И стаю свою сбереги». Но лирическая героиня Нины Корнеевой — уже не в стае, и в этом, отчасти, ее трагедия:
Паришь над родным перелесьем, —
Как царственна гордая стать!
Зовешь за собой в поднебесье…
Но я
Разучилась
Летать.
«Обескрыленность», невозможность «лететь» — распространенный образ женской поэзии всех времен: «вечная осень», из которой невозможно рвануться вместе со стаей, потому что потеряны и стая, и крылья — доминантная стихотворная тональность многих женщин-поэтов неюного возраста. Но в лирике Нины Корнеевой тоска наступающих холодов усилена ощущением более широкой утраты, — не только «времени», но и «места». Прошли весна и лето, а вместе с ними исчезла и «точка опоры», благодаря которой можно выдержать холода: образ умирающей Матери-Земли (не только Деревни) — это еще один трагический компонент стихов Нины Корнеевой:
Я деревне в передник, как мамке, по-детски уткнусь,
К ней, святыне, прижмусь. Не стыдясь, накричусь, наревусь…
Ни избы, ни колодца, ни липы — все пепел, все прах!
Злая выпала доля — лишь кладбище в частых крестах…
Ощущение, что «в мире ни солнца, ни звезд, ни людей», что суждено «леденеть застывшей рекой меж двух берегов», и что «жизни угоры стали выше и круче» создает иллюзию сужения жизненного пространства, заполнения его чем-то разрастающимся и агрессивным. И это не только предчувствие подступившей болезни, но и констатация факта депоэтизации и опустошенности окружающего ее бытия: она — действительно среди тех «сосен и пихт», о которых говорил еще Николай Клюев:
Есть две страны: одна — Больница,
Другая — Кладбище, меж них
Печальных сосен вереница,
Угрюмых пихт и верб седых!
«Есть две страны…», 1937
Ни «рябиновый стылый закат», ни «осеннее вино», ни воспоминания о «зеленых веснах» уже не согревают. И даже давний опыт покидания родных мест — эксперимент привития новой родины — не оживляет, ибо температурно-климатическая «жара» не обуславливает душевное тепло, и «глупая птица, пустая и странная», возвращается в свои разоренные места, чтобы мерзнуть и застывать вместе с ними:
Что за горе-то взяло когтями, да что за боль?
Погибаю вдали от заснеженных русских полей!
Всю-то ноченьку снилась мне вешняя водополь,
Да ликующий гомон летящих домой журавлей.
Тот побег «странной птице» не удался, а другой, уготованный всем, — вполне: Нины Кореневой не стало через 4 месяца после присуждения ей Вологодской областной литературной премии. На награждении она читала свои тексты просто и нетеатрально, но зал замирал. В ее стихах не было ничего интригующего и поражающего воображение, кроме одного: пронзительной правды переживания, которая в поэзии — дороже всего.
Инга ЧУРБАНОВА,
кандидат филологических наук,
член Союза писателей России
* * *
Бездонным становится небо,
Смятенье в душе — на разрыв! —
Когда над землей, как молебен,
Плывет журавлиный призыв.
Я это святое мгновенье
И взглядом, и сердцем ловлю,
И тихое благословенье
Шепчу вожаку-журавлю:
Лети, мой любимый! Отныне
Я вся — ожиданье весны.
Пусть снятся в далекой чужбине
Тебе лишь о Родине сны.
Померкло янтарное утро
Над полем у тихой реки…
Молю: будь спокойным и мудрым,
И стаю в пути сбереги.
Паришь над родным перелесьем, —
Как царственна гордая стать!
Зовешь за собой в поднебесье…
Но я
Разучилась
Летать.
* * *
Вдоль прозрачных опушек, вдоль елей и сосен,
С чередой бесконечных холодных дождей
Молчаливо бредет одинокая осень,
Словно в мире ни солнца, ни звезд, ни людей —
Никого… Только осень на всем белом свете.
Поселилась она нынче в жизни моей.
Спой мне, вольный кочующий северный ветер
Песнь озябших печальных родимых полей.
То ли в песнях ветров, то ли в алых калиновых гроздьях —
(Ветер, пой до последней звенящей доски!) —
И в самой неизбежности осени поздней —
Родники вековечной славянской тоски.
Впору взять и тоской, как водой, окатиться,
Да по-русски упиться тоской, как осенним вином.
Поднимаются в небо с полей перелетные птицы,
Только мне до поры зимовать суждено.
Жизнь, угоры твои стали выше и круче…
Эх, вернуть бы зеленые весны назад!..
Покатились лиловые рваные тучи
На далекий рябиновый стылый закат.
ПАМЯТИ БРАТА И МАМЫ
Напеки мне, мати, пресников —
Только ты умела печь такие —
Пышные, картовные, жаркие —
В мире нет вкуснее пирогов!
Мати, здравствуй! Али не ждала
Своего единственного сына?
Над иконой виснет паутина,
А в печи — холодная зола.
Я и сам — в далекой черной мгле…
Ты не жди потерянного сына.
По углам мертвеет куржавина,
И мороз, мороз по всей земле…
Не тревожься, мати, обо мне.
Снится мне счастливая улыбка
Над моей скрипучей древней зыбкой…
Оба мы — в заоблачной стране.
Не уйти из тягостного сна.
Знаю: нет тебя на этом свете,
И никто меня уже не встретит…
Где-то далеко бурлит весна,
Разлилась безудержной волной,
Плещет у родимого порога…
Знаешь, мама, я поверил в Бога.
Мама, я опять хочу домой…
Пестрый луг цветных половиков,
Занавески треплет теплый ветер…
Жить и жить бы мне на белом свете!..
Напеки мне, мати, пресников…
* * *
Ты прости меня, сынок. Ты прости. —
Не усердна, знать, в молитвах была…
Да неведомы Господни пути,
Да чудны его Господни дела.
Треугольники твои — в окнах свет —
В самом сердце я носила, любя…
Принесли чужой казенный конверт —
Там написано — убили тебя…
То-то давеча приснился мне сон —
Птица пришлая клевала птенца.
Как он бился, защищался как он! —
Только клюв был у нее — из свинца.
Мой сынок… На той проклятой войне
И меня убили вместе с тобой:
Я живу в неотмолимой вине,
Я брожу в обнимку с черной бедой.
Ты прости, сынок… Не то говорю —
Ты живой. И ты вернешься домой!
Только что ж я как в аду-то горю,
И колышется земля подо мной?
Мне б колодезной студеной воды…
Только я дышать и жить не могу…
Мне б не ведать той заклятой беды —
Да увязла — по колено в снегу…
То ль в снегу спасенье, то ли в огне.
Мне б кричать да до надорванных жил!..
Может, с горя померещилось мне? —
Над деревней журавленок кружил…
ПЛАЧ ПО РОДИНЕ
Показалось? Иль вправду в окошке забрезжил огонь?
Показалось? Иль в стойле всхрапнул застоявшийся конь?
Показалось? Взыграла в деревне отцова гармонь!
Показалось…Разжалась зажатая насмерть ладонь…
А в ладони — крапива, бурьян, да колючий осот…
Только сердце болит, и в родную деревню зовет.
То ли в колокол бьют, бубенцы ли печально звенят —
Я иду… Только ждет ли родная деревня меня?..
Вот и вышла деревня встречать, словно старая мать,
То ли дочь, то ли гостью — попробуй узнать да признать! —
В ветхом ситцевом фартуке, в сбитых худых сапогах,
С самодельной клюкой в почерневших усталых руках.
Я деревне в передник, как мамке, по-детски уткнусь,
К ней, святыне, прижмусь. Не стыдясь, накричусь, наревусь…
Ни избы, ни колодца, ни липы — все пепел, все прах!
Злая выпала доля — лишь кладбище в частых крестах…
Чуть живой огонек, из трубы одинокий дымок…
Только дьявол такое с деревней содеять и мог!
На коленях, ползком — душу в кровь! — не бывает больней! —
Я прощенья прошу у погибшей деревни моей…
* * *
Ах, я глупая птица — пустая и странная! —
Из родного гнезда посреди бесконечной зимы
Полетела в далекие жаркие страны я,
Из родного-то дома — как будто из мрачной тюрьмы!
Не сошла ли с ума? — Потеряла я голову!
Южный ласковый ветер позвал, поманил меня вдаль…
Разделила я жизнь свою надвое — поровну,
Ничего из былого — из прошлого стало не жаль.
Замерзала в плену вековечного холода,
Леденела застывшей рекой между двух берегов…
Облетевшей листвой отшумела, ушла моя молодость,
И устала душа в царстве белых извечных снегов.
Вслед за яростным солнцем судьба моя катится…
Насмотрелась красивых цветочно-банановых стран,
Там, где к бЛсым ногам припадает и ластится
Изумрудного дивного цвета живой океан,
Там, где призрачный рай — вожделенный и сладостный,
Где лохматые пальмы шумят на горячем ветру,
Где счастливые люди беспечны и благостны…
Только что ж так тревожно и больно-то мне поутру?
Что за горе-то взяло когтями, да что за боль?! —
Погибаю вдали от заснеженных русских полей!
………………………………………………………..
Всю-то ноченьку снилась мне вешняя водополь
Да ликующий гомон летящих домой журавлей.