У порога родного

ЯНВАРЬ-43

 

Позади — белый сумрак

ушедшего прочь,

не похожего ни на вечер,

ни на ночь,

не боящегося ни совести,

ни огня, —

позади — белый сумрак

седого дня.

 

«Когда мы до победы с болью,

но доползем,

мы заставим их жрать порох

и чернозем!» —

говорили, блестя глазами,

над пареньком,

укутанным мерзлой кровью

и январем.

 

Поравнявшись с сугробом,

молчал солдат,

вспоминая, как раньше,

сто дней назад —

или двести — теперь

только черт поймет! —

он впервые вцепился

в свой пулемет.

 

И была безжалостна

его рука,

когда он впервые

застрелил врага

 

и продолжил холодно,

не молясь,

разряжать обойму

в чумную мразь

 

за убитых прошедшей ночью

и год назад,

за схороненных на высотах

и пустырях,

за снесенный угол

родной избы,

за горячую нитку крови

из губы!..

 

Над безглазым теперь Воронежем

нет ворон,

испугавшихся не бомбежек

и похорон,

а свирепости его преданных

сыновей,

истекающих черной кровью

донских степей.

 

Воет вьюга, как сотни страшных

железных птиц,

и в скелеты домов входит ветер —

в дыру глазниц.

От костра тени пляшут, солдаты смотрят

на огонек.

Не лампадный — да и не важно.

Хоть бы

уберег.

 

* * *

 

…А по той стороне растянулся сухой дым

И свернулся клубком, как на печке белесый кот.

От сожженных мостов —

только сваи.

И я к ним

Подойду, если все же придется идти вброд.

 

* * *

 

Я давно не была у порога родного,

И мне больно приехать назад:

Покосились ворота у храма худого,

Что когда-то казался пузат.

 

Нет ни капель вина, ни дыхания жизни.

В нем уже не толпятся, шумя, по утрам.

Ему вечный помин, и лишь ворон на тризну

Залетит в продуваемый храм.

 

Спину гнет колокольня, морозы почуяв.

Не слышна тропарей монотонная речь.

Позабытую миром старушку хромую

Богу здесь не сберечь.

 

Куполами примято земли покрывало,

Через щель на стене — весь алтарный проем.

Мы поможем вернуть красоту Нотр-Дама —

А свою не спасем.

 

* * *

 

На полях — стерня, заболочен лог,

Кружит колея через топь дорог.

Где река текла, через бор сырой

Девка Анка шла с ключевой водой.

 

Повернет домой: по пути — погост,

У крестов сухой наберет хворост.

Упадет на лоб золотая прядь —

Среди всех зазноб не найти под стать.

 

Издалече знал девкин сарафан

И трусливо ждал молодой цыган.

Он напал и взял красоту и пыл —

Не слыхал никто, окромя могил.

 

Выли бабы день и кричали ночь —

Как глухая тень, мать глядит на дочь.

Была девка-кровь, острие ножа,

А теперь она будет не нужна.

 

А года — идти, не сыскаться — муж,

По тому пути Анка ходит уж.

Больше века ей, но и в свет, и в мрак

Взор из-под бровей не поднять никак.

 

Где река текла, со своей клюкой

Девка Анка шла с ключевой водой.

Каждый волос скрыть надо под платком

И пойти топить свой студеный дом.

 

ВЕСНА?

 

За зеленой весной — тишина,

И не слышат деревья ни звука.

Я давлю слишком нервно на

Кособокий пробел ноутбука.

 

За окном небеса — синЕ,

Резко пахнет сырой сиренью,

И белесые корабли

Раскидали большие тени.

 

Самолеты летят домой

И морщинят небесный саван.

С непокрытою головой

Рвется женщина в двери храма.

 

Где-то злится гроза сварливо

И вразвалку сюда идет

С небывалой доселе силой

Покарать наш людской род.

 

По прозрачной сухой жаровне

Где-то вплавь, а местами — вброд

Мимо старой больной часовни

Желтый лист плывет.

 

Прикоснулся он чуть устало

К растрепавшимся волосам

Той, убитой в дверях храма,

Не допущенной к образам.

 

А потом будто бы легко

Закружился безмолвно и,

Умирая, влетел в окно

И упал на ладони мои.

 

ГОЛОЛЕД

 

В городе оттепель, в городе тает воздух,

Трубы укутаны шарфом табачного дыма.

В городе пробки, автобус уполз, и поздно

Переродиться в себя, как когда-то было.

 

Ежится пепел-сугроб, до земли промокший.

Ноги залил Иордани проспект ватный.

А под водой только тоненький лед, и подошва

Тихим предателем вбок и чуть-чуть обратно.

 

Скользко себя удержать, чтоб звучало гордо,

Чтобы колени — не в кровь и синяк саднящий.

Тяга к падению или сама природа

Свергнут тебя к миллионам других пропащих.

 

Как собачонка скулит над разбитой лапой

И умоляет душе дать покой и отдых,

Толпы людей, поскользнувшихся вдруг когда-то,

Тонут в холодных проспектных святых водах.

 

Нет и не будет ковчега и голоса свыше,

Сгинет в тумане пророк, как смиренный безумец, —

Только подтаявший снег со стальной и покатой крыши

Ринется лезвием вниз на Помпеи больших улиц.

 

* * *

 

В тихий ноябрь спущусь с косогора.

Лес молчалив. Гулко дятел стучит.

Чувствует мир: неизбежно и скоро

Все насовсем замолчит.

 

Вместо травы — иссыхание листьев,

Прелость земли — саркофаг для корней.

Дуб на плече у товарища виснет,

С жизнью прощаясь своей.

 

Маленький клен жмется к мамочке родной

В траурном платье из черной листвы.

Не обнажившись, смущенно и гордо

Ждет она миг темноты.

 

Лес не отпустит: в агонии хладной

Тонкими пальцами веток и жил

Держит за плечи и руки и жадно

Пьет и тепло, и остаток сил.

 

Рвется дыхание, и не взобраться

Вверх по крутому подолу холма.

Листья шуршат и ползут обниматься…

Дышит зима.

 


Екатерина Сергеевна Стрельникова родилась в п.г.т. Анна Воронежской области. Окончила филологический факультет Воронежского государственного университета. Работает учителем, учится в аспирантуре. Участник областных совещаний молодых литераторов Воронежской области (2013, 2016, 2018), Межрегионального совещания молодых литераторов в Воронеже (2019), Всероссийского совещания молодых литераторов в г. Химки (2020). Публиковалась в журнале «Подъём», региональных изданиях. Живет в Воронеже.