Свет оттаявший
- 19.08.2021
31 августа 2021 года исполняется шестьдесят лет со дня рождения Александра Ромахова — уроженца Воронежского края и замечательного русского поэта, в творческом наследии которого есть стихи пронзительной силы и чистоты. Уже четырнадцать лет прошло с тех пор, как его нет. Внутренняя зрелость и поэтическая свобода неотделимы в ромаховском поэтическом мире от чувства сопричастности событиям эпохи, от сознания органичной принадлежности к великой русской культуре, от сердечного внимания к судьбам отчего края и своего народа, а каждая строка окрашена глубоко личным, до боли обостренным восприятием окружающего и ощущением трагизма современного бытия:
Все мы — дети дорожной пыли,
Зачинавшей от вечного праха…
Мы в обочины насмерть вросли —
И корнями сцепились от страха.
Подлинная поэзия с огромной силой воздействует на человека, заставляя нас радоваться и страдать, открывая глаза на красоту мира и побуждая размышлять над вечными вопросами. И в случае со многими ромаховскими стихами это, несомненно, происходит.
Но то, что творческий путь поэта оборвался так рано, так внезапно, по-прежнему вызывает боль. Хорошо, конечно, когда творение переживает своего творца. Однако хочется, чтобы и сам поэт — как правило, более растворенный в художественном замысле, чем озабоченный накоплением материальных благ, — был бы в жизни покоен и благополучен, чтобы обстоятельства давали ему время для досуга и сосредоточения, для философствования и для собственно «художества». И главное — для «стяжания духа мирна», после чего, по знаменитому высказыванию святого преподобного чудотворца Серафима Саровского, «тысячи вокруг… спасутся». Когда художник счастлив и беззаботен, душа его, отвлеченная от земных тягот, почти невесомая, во вдохновенном творческом созерцании как будто парит над замершим миром, с высоты наблюдая за его таинственными изменениями, и взгляд его — зорок, а слово — точно. Так и у Ромахова: «В озерах родины черна вода крещенская, глубокая…»
Увы, время исторических переломов редко совместимо с манящей легкостью и возвышенностью бытия. Немного пришлось этой легкокрылой радости на душу поэта Александра Ромахова, смолоду трудно существовавшего на излете советской эпохи в райцентре полунищей среднерусской провинции, словно забытой у обочины жизни столичным политическим бомондом… Что ж, на Руси и один в поле воин; и в лице Ромахова при рубеже двух тысячелетий на обширном поле отечественной словесности принял свой духовный бой за усталую, унывающую человеческую душу неутомимый воин-поэт — беспокойный странник и вдохновенный певец.
Никогда в своей недолгой жизни не занимал он заметных в социальном плане постов — но и после ухода в мир иной остается неповторимой фигурой в пантеоне воронежских поэтов.
Не был Ромахов и автором научных трудов — лингвистических, литературоведческих либо иных теоретических, посвященных творческому процессу. Но — самостоятельно и увлеченно освоив огромное количество книг своих бесчисленных литературных предшественников и современников — создал собственный стиль письма, вложив полученные обширные знания в эксперименты со стихотворной формой, призванной то в сложности, то в естественной простоте своей максимально точно передать правду мысли и чувства.
Духовное странничество поэта не прекращалось никогда — но все последние свои годы он, прикрепленный к дому сыновним долгом, ухаживал за тяжелобольной матерью, которая прожила после скоропостижной смерти Александра совсем недолго…
Чувствуя сопричастность личной судьбы драматической участи родины, на сломе эпох Александр Ромахов обратился к глубинам национальной исторической памяти. По примеру древних стоиков и мифологических героев фольклора он научил свою душу, обремененную многими заботами и печалями и одновременно стремящуюся в необозримую даль, двигаться к заветной цели лишь силою воли, силою мысли. И — воспарять вопреки бытовым привязкам и земному притяжению, словно в надрывном крылатом усилии поднимая с собою в небо плотное, вязкое человеческое бытие:
Я ушел по забытым следам,
Где меня загадала вода,
Где меня отражала земля,
На закатное солнце пыля…
…Не один только я здесь плутал,
На камнях свою кровь оставлял…
Дай увидеть закрытым глазам! —
Моя память плывет по холмам.
Надо сказать, что при очевидном демократизме в общении по своему духовному складу Александр Ромахов — в дружеском кругу просто «Ромка» — элитарный поэт-одиночка, испытывавший радость от книжного слова, восхищавшийся красотою форм и хранящий свой внутренний мир в своеобразной «башне из слоновой кости». И это неудивительно: юность его прошла во времена по преимуществу безбожные, государственно-атеистические; тогда мало кто прилюдно обнаруживал свои духовные устремления, хотя они неизбежно прорывались в творчестве. В мятущемся естестве поэта жила душа-христианка, билось открытое и честное сердце, мгновенно отзывавшееся на беды и радости ближних. И когда перестроечным хаосом в очередной раз на русском пространстве прервалась связь времен, а потом и кровью воплощавшуюся, но год от года меркнущую мечту о царстве справедливости на земле сменили смрадные идеи дикого капитализма, Ромахов с горечью напишет:
Я новую повесть поведал им,
Пришедшую в странном сне —
Что всех догоревших отечеств дым
Сегодня в большой цене…
Жить ему оставалось лишь несколько лет, и, быть может, какое-то тайное знание о все плотнее сжимающейся пружине личного времени наполняло ромаховские строки особой эмоциональной силой, образы — яркостью, поэтическую речь — чистотой. Как будто усталый путник на последнем издыхании, он льнул к отчей земле в поисках древней силы. Чтобы, сжав в горсти осенний прах родного пепелища, окунуться в жухлые степные травы, в грибной и лиственный запах прели русских окраинных, пригородных полесий, забыться в полусне — и пробудиться внутренне обновленным от предчувствия зарождающейся в неведомых глубинах новой жизни. А потом снова и снова поднимать в дальний путь свою душу-плоть — тяжкую, израненную, в общем-то не вкусившую досыта ни отдохновения, ни покоя. И с упрямым постоянством — и смехом, и криком, и стоном, и стихом — запускать ее в низкое, покрытое тучами небо: искать его высоты, стремиться к далекому горизонту, следуя за таинственным надмирным зовом.
Я услышал, как время поет:
«Только отчина вечно зовет,
Только родина светит в тумане;
Что иное навеется — канет! —
Да и самую память сметет».
…видно, Русь и своими камнями
От нерусской тоски бережет.
Отвращения к нерусской тоске поэту не простили, писали о житейской безалаберности Александра Ромахова, о его привычке гасить невероятное нервное напряжение алкоголем, о раздражающей бытовой неустроенности…
Поэтическое наследие Александра Ромахова еще ждет своего глубокого анализа, освобождения от наносной шелухи «подлинных деталей его реальной жизни», избавления от душных навьих чар. И тогда откроется в чистоте, сердечном накале и духовном преодолении его строк большой русский поэт. Так сумбурно бытовавший — но так упрямо искавший смысл бытия!.. До боли остро ощущавший его земную конечность — и одновременно воспевший его прекрасную полноту… Принявший как достойные лишь самые высокие жизненные цели, самые неизбывные, непреходящие для человека смыслы:
Если верить — в Отчизну и Бога,
Если знать — то любовь и печаль.
Римма ЛЮТАЯ
* * *
Что, мое усталое созвездье?
Как тебе плывется надо мной?
Как дрожится в редком чернолесье
И дробится выстывшей рекой…
Где мои разбросанные братья?
По векам так много было зол…
Дева! я опять в твои объятья
Миллионным августом пришел.
И не вспомнить, как мне выпадали
Русских рун ранимые дары, —
Одолели дольние печали,
Ознобили горькие костры.
На душе одно об эту пору,
Как в ущербном месяце сады, —
Чтоб с земли беспамятство не стерло,
Под землею
Теплятся следы.
* * *
В просторах любого века,
Как заповедь изначальная,
Потребность у человека —
Исповедальная.
Когда оплачу я сторицей
Живущего долгий долг,
Загаданной — исполнится,
Смертному — выйдет срок;
Легко ли я буду помниться
Десятком высоких строк?
Имя — оно сотрется.
Вечность — дорога дальняя…
Какою она споется,
Финишная, прощальная?..
* * *
Нет, не будет мой дом опустевше
И печально меня окликать,
Вспоминая в потемках нездешних
Мою молодость, песни и стать.
Мне — как ветру в полях, не улечься.
Потому вот отныне и впредь —
Принимаю Отчизну за вечность,
Где нельзя ну никак умереть.
* * *
Этот дождь словно шорох шипящих песков;
В колбе темных часов их осталось на треть —
Два часа пополуночи.
Время стихов.
Или время бессонницы —
как посмотреть.
Запоздалое эхо,
зеркальный двойник немоты,
Обладает единственным свойством —
сквозимо;
Тополя во дворе моем старом пусты,
Мне приснилось, что я
им приснился под зиму.
* * *
День такой раскинулся погожий,
Что любой —
взахлеб стихи пиши!
Скоро ветер зимний крылья сложит,
Канет где-то в северной глуши.
Ошалеть от галочьего грая!
И в сквозной прозрачности аллей —
Вот он, свет оттаявший,
стекает
Мне в ладонь с коричневых ветвей.
* * *
Промозглым февральским вечером
По городу брел я один.
Мне люди спешили навстречу
Вдоль длинного ряда витрин.
Спешили и пропадали —
Там, у меня за спиной.
Привычные лампы сияли
Над скользкою мостовой.
Спокойно мысли сменялись,
Без скачки текли, текли…
Я шел, и дома расступались,
Оконно глаза застеклив.
Смеяться мне было не над чем,
Грустить не нашлось причин —
Февральским продрогшим вечером
Я шел по Земле один.
* * *
К полувеку — срок моей прописки
На Земле… Полсотенки витков.
И глядишь, уходим по-английски —
Настежь двери в лучшем из миров.
Пробирает небо синей дрожью…
Не всегда ли
я об этом знал? —
Оптимизм надрывного «Ну, что же!»
Лишь Есенин как-то оправдал.
На земном пиру темно похмелье…
Не с того ли
толком не понять —
Нужен ли я здесь, по крайней мере,
Или мне
По-тихому слинять?..
* * *
Из-под руки листва календарей
С ветвей недель беззвучно опадает.
Я слушаю: деревья на дворе
Зеленым песням лето обучает.
Дожди шумят, невнятные, как шепот,
Который третьему подслушать — просто грех.
И парашютиков
подмоченные стропы
у тополей лежат, как старый снег…
Проходит время на виду у всех.
* * *
Для высокого мысли низки,
А для низкого — все ж не настолько.
Непонятно кому крикну — горько! —
И опять пропадаю с тоски.
Может, что-то не так понимая,
Может, все принимая не так,
Жмусь к воротам, продрогший чудак,
За которыми нет вовсе рая.
В чистом поле ворота стоят —
Неизвестно, зачем и откуда…
Чу! опять в ожидании чуда,
Словно к богу — оттуда! — стучат.
* * *
Приходит в сердце
С болью, как впервые, —
Не так-то много в мире тишины…
А на могилы братские
кладут цветы живые
те, кто не видел и во сне войны.
А у Огня сменились часовые.
У скорбных плит
шаг времени затих…
Обнажена здесь боль твоя, Россия,
За всех погибших —
И во всех живых.
* * *
Воспоминание о выставке художника Добрыниной
Я не рассматриваю —
просто впитываю
Русь,
акварельным ненастьем размытую,
Русь мою тихую —
в ветрах и ветлах,
Да в куполах,
по векам перелетных…
* * *
Холода раскрытые объятья
В августе на инистой заре…
Я, потомок древнего проклятья,
Все еще бродяжу по земле.
Все еще со стоном выдыхаю
Душу в эти русские утра —
Век ли? день ли?
Свитая спиралью
Вечность —
лишь воронка в корни трав.
* * *
Полет листка иль росчерк метеорный…
Осенняя оконченность орбит.
И землю крепче стискивают корни —
Осенний космос паутинкой шит.
Пускай еще не все пообветшало,
Разор великий где-то впереди,
Но даже вскользь — куда заметней стало,
Как измельчали за сентябрь дожди.
* * *
Не костром душа моя согрета,
Не листком мне по ветру кружить.
Я смотрю в редеющее лето —
Как свою оглядываю жизнь.
Сам я, сам спалю ее до срока —
В добрый час, недобрый, все равно,
Вся она живою кровью в строках
Загудит, растраченная мной.
Неспроста в опавшем этом лете
Столько внутрь ушедшего тепла…
Осень — время думать о бессмертье,
Продолжая смертные дела.
* * *
Я скажу тебе, милая, честно,
Ничего не тая на душе, —
Бесполезно
Да и
неуместно
Вспоминать, сколько лет мне уже.
В них какой разберется
кудесник? —
Коли надвое бабушкин звон:
Может быть,
я славянству ровесник —
Может,
вовсе еще не рожден.
* * *
Это будет завтра,
в день туманный,
Будто промельк вызревших орбит;
Осень-Будда выйдет из нирваны,
Листья улетят в пустой зенит.
Тишина — что кажется, на грани
Всех безмолвий,
и шагни вперед —
Каруселью скрипнет мирозданье,
И, опомнясь, время потечет.