Одним из самых замечательных зданий дореволюционного Воронежа было здание кинотеатра «Увечный воин» на Большой Дворянской — главной улице города. Новая власть дала новые названия: главная улица стала проспектом Революции, а кинотеатр — «Пролетарием».

Доходный дом с кинотеатром был по­строен по проекту воронежского зодчего Михаила Замятина в 1914–1917 годах. Воронежцы называют его «домом с музами». Действительно, четвертый этаж украшают скульптуры шести древнегреческих муз. Здание охраняется как архитектурный памятник, но если об авторе проекта М. Замятине еще помнят, то автора скульптур — забыли. Между тем, Николай Васильевич Валукинский был примечательной личностью: художник и этнограф, краевед и археолог, музейный работник — как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Родился он 1 (13) мая 1886 года в городе Козлове (ныне Мичуринске) Тамбовской губернии, здесь же получил начальное образование. Отец работал на железной дороге. В 1904 году юноша окончил Воронеж­ское механическое железнодорожное училище, трудился чертежником в железнодорожных проектных организациях.

В 1909–1915 годах Николай Валукин­ский — студент Киевского художественного училища. Уже в годы студенчества он начинает вести исследовательскую работу: объезжает различные губернии Черноземья, собирает предметы старины, делает путевые зарисовки. В Воронеже в газете «Живое слово» в 1909-1912 годах публикуются его заметки об архитектурных памятниках: Успенской церкви, колокольне Акатова монастыря…

Военное время оказало влияние и на его жизнь. После окончания художественного училища Валукинского направляют на краткосрочные военные курсы — окончив их, он получает звание подпоручика железнодорожного батальона. Помогли знания, полученные еще в железнодорожном училище. Находясь в действующей армии в разгар Первой мировой войны, Николай Васильевич все же вырывается на короткое время в Воронеж. Именно в это время он и смог исполнить скульптуры древнегреческих муз на здании кинотеатра «Увечный воин».

Участвовал Валукинский и в гражданской войне — оборонял Воронеж, участвовал в подавлении восстания на Дону. Его карьера как одного из командиров железнодорожной бригады удачно складывалась, демобилизовался он в 1922 году с должности начальника штаба бригады. При этом даже в годы гражданской войны творческая натура Николая Васильевича не давала ему покоя. Он урывками продолжал заниматься живописью и представлял в Воронеже свои картины на выставках в 1918–1919 годах. Его акварели с видами Воронежа хранятся в Доме-музее И.С. Никитина и в Художественном музее имени И.Н. Крамского.

После демобилизации Валукинский несколько лет преподает в школе, в изотехникуме дает уроки лепки. В 1924 году неутомимый Николай Васильевич включается в работу краеведческого общества. Как член ВКО занимается этнографией и историей, как художник делает зарисовки старинных зданий Воронежа и целых архитектурных ансамблей XVIII–XIX веков. Эти рисунки хранятся в фондах краеведческого музея. В 1923 году Валукинский на основе своих этнографических изысканий издает книгу «Деревня Воронежского уезда». В 1926 году выходит в свет книга «Суконные фабрики крепостного времени в Воронежской губернии», а в 1929 году — книга «Помещики в рясах: церковно-монастырское крепостное хозяйство».

Активная историко-краеведческая деятельность Валукинского, его пролетарское происхождение (в стране шла борьба с дореволюционным чиновничеством), а также участие в гражданской войне в рядах Красной армии способствовали назначению Николая Васильевича в 1925 году директором Губернского историко-культурного музея (ныне Воронежский областной краеведческий музей). Здесь он проработал 16 лет, был научным сотрудником, заместителем директора, директором. Как творческая натура Николай Васильевич сторонился административной работы, стремился заниматься этнографией, а с конца двадцатых годов посвятил себя археологическим раскопкам в черте города и окрестностях Воронежа. Впоследствии как археолог много знаний и навыков он перенял от ленинградского ученого Петра Ефименко, который руководил раскопками в Костенках.

Под руководством П.П. Ефименко Николай Васильевич исследовал поселения и курганы вблизи Воронежа, вел раскопки на Кузнецовском (Казарском) городище совмест­но с Д.Д. Леоновым.

Итоги этих работ были подведены в книге «По следам древних предков» (1940), а в дальнейшем — в статье «Материалы к археологической карте г. Воронежа» («Совет­ская архео­логия», 1948 г., т.10). В 1934 году Валукинский с несколькими статьями по археологии участвует в работе по составлению «Энциклопедического словаря ЦЧО» (1934, т.1).

В 1940–1941 годах Николай Васильевич читает курс лекций по археологии Воронежского края на историческом факультете в ВГУ.

С начала войны Валукинского мобилизуют в армию, он занимается комплектованием воинских частей. Спустя год служба его заканчивается, он попадает в Киргизию, а в конце войны переезжает в Казахстан к семье.

С 1945 года Валукинский — техник-гидролог Джезказганского медного комбината. И здесь Николай Васильевич занимается исследовательской работой: изучает историю рудодобычи, ведет археологические раскопки. На основе собранного материала создает в 1947 году геолого-минералогический музей, которому впоследствии присвоили его имя.

В 1950 году Николай Васильевич скончался в Джезказгане. На его могиле в 1988 году установили памятник. В Воронеже имя этого замечательного историка никак не отмечено, его помнят только немногие ученые-краеведы, а жаль.