Произведение на все времена
- 30.11.2021
Самое известное произведение Вениамина Каверина «Два капитана» (1936–1944 гг.) было создано во времена поисков советскими писателями новых литературных героев, способных воодушевить народ на новые социалистические достижения и подвиги. Несмотря на то, что в этом романе много смысловых оттенков, доступных только взрослому восприятию, его можно считать одним из немногих художественных текстов того времени, в котором четко прослеживается формирование системы ценностей главного героя. Писатель поднимает проблемы, которые никогда не потеряют своей значимости: он говорит о дружбе и предательстве, правде и лжи, любви и ненависти…
Роман Каверина не выстраивается в русле идеологической «перековки», а отчасти демонстрирует способы борьбы с социальным злом, имеющим место в любом временном отрезке истории.
В феврале 1921 года в Петрограде было образовано литературное объединение «Серапионовы братья», в которое наряду с Вс. Ивановым, М. Зощенко, К. Фединым, В. Шкловским вошел и В. Каверин. Объединение подвергалось острой критике со стороны пролетарской литературы за «надклассовый» подход к искусству… А в мае 1924 года в Отдел печати ЦК РКП(б) было направлено письмо тридцати шести писателей, в содержании которого, среди прочего было утверждение их нужности и полезности для Советской России. Среди авторов письма значились имена С. Есенина, А. Толстого, О. Мандельштама, М. Пришвина, В. Каверина, В. Катаева и других.
Не провозглашая идеологию доминантой творчества, Каверин на страницах романа «Два капитана» показывает социальное зло, находящееся не на «поверхности» человеческих взаимоотношений, а имеющее исторические корни и требующее глубокого осмысления и анализа, что неизбежно ведет к поискам истины. Тернистый и сложный, но интересный, осмысленный и полезный для России героический путь выбирает для себя главный герой книги.
Мечта Вениамина Каверина о добром и справедливом мире находит воплощение в его произведениях. Романтический мир автора особый: романтику он черпает из действительности. Литературное пространство писателя переполнено приключениями, отвагой, борьбой его героев со скукой, коварством, завистью и злобой. Романтическое видение жизни, присущее мироощущению В. Каверина, помогает довольно ярко высвечивать положение дел в действительности, а также дает возможность создавать характеры героев необыкновенных, но типических, жизненных, раскрывающихся в исключительных, но и связанных с жизнью обстоятельствах.
На первый взгляд кажется, что роман написан в лучших традициях приключенческой литературы. И это обеспечивает ему успех в подростковой аудитории, у формирующегося читателя. Безусловно, произведение несет в себе воспитательные моменты, что позволяет отнести его к жанру романа воспитания. Пройдя вместе с Саней Григорьевым тяжелое детство, закалив вместе с ним силу воли в юности, читатель вступает в зрелость, когда становится понятно, что героем достигнута та цель, к которой он так стремился. Сюжет выстроен занимательно, психологически очень достоверно, так что читателю придется поверить в огромные возможности человека, заложенные в нем природой.
Саня Григорьев из обреченного персонажа превращается в фигуру, достойную подражания. Писателю очень важно показать процесс становление личности как через самовоспитание главного героя, так и через его поиск помощи во внешнем мире. Определяющим моментом в формировании его характера явилось то, что в своем произведении автор обращается к важной для советского общества теме конца тридцатых годов ХХ столетия — к покорению Арктики. Саня Григорьев — человек необыкновенный, при этом в нем воплощены лучшие качества народа-победителя, проявленные как в мирном строительстве, так и во время Великой Отечественной войны.
Каверин писал: «Я думаю, что по меньшей мере три условия существенны для писателя, желающего рассказать историю необыкновенного человека. Прежде всего нужно найти ключ к его биографии, ту психологическую отгадку, которая поможет “открыть” характер, понять его главные черты, определяющие свойства». Автор считал, что показать замечательную личность можно только путем описания ее развития, сосредоточившись на обыденных событиях повседневной жизни. А уже затем, по его мнению, читатель сможет понять и то, что же произошло, когда герой достигает пика в своем развитии и становится фигурой незаурядной.
К написанию романа «Два капитана», по признанию В. Каверина, его подтолкнул разговор с одним из молодых ученых, который рассказал писателю о своей жизни. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели. Он умел добиться успеха в любом деле, будь то даже партия в карамболь, которым мы тогда увлекались. Ясный ум и способность к глубокому чувству были видны в каждом его суждении».
Роман написан, как мы уже отметили, в лучших традициях приключенческой литературы. В его названии заложена мысль о равновеликости судеб героев («капитанов»), издавна романтизированных литературной традицией и ребячьим воображением. Герои соотнесены неслучайно: один продолжает дело, начатое другим, реализуя себя и свою судьбу по одному образцу, но в разных исторических ситуациях. На их пути встречаются одинаковые препятствия (зависть и подлость, неразделенная любовь завистника, его месть), цель первого капитана — покорение Арктики — становится личной судьбой второго. Важно, что они обречены на одиночество и непонимание, однако награждены любовью верных и прекрасных женщин, которая, по сути дела, и становится их главной наградой. Как видим, литературная традиция использована Кавериным для создания персонажей, которые, несмотря на исторические катаклизмы и собственные испытания, идут к намеченной цели, оставаясь нравственно чистыми людьми. Стоит подчеркнуть: ценность героев писателя не в революционных свершениях и классовой борьбе, а в их нравственной цельности, неспособности совершить зло даже перед лицом смерти (эпизод встречи Сани Григорьева и его антипода Ромашова на фронте).
Сюжет романа организует история семьи капитана Татаринова: Саня-ребенок читает наизусть письма капитана, Саня-подросток знакомится с его семьей, а взрослый Саня находит пропавшую экспедицию погибшего покорителя Арктики. Постепенно достигая своей цели, приближаясь к разгадке гибели капитана Татаринова, Саня отчетливо начинает понимать, что единственная женщина, которая может идти вместе с ним по жизни, — это Катя, дочь капитана. Саня Григорьев полностью лепит себя по подобию капитана Татаринова, добавляя некоторые штрихи к романтическому образу: вырабатывает в себе волевые качества, выбирает для себя опасную профессию первопроходца, борется с теми пороками людей, которых не терпел бы, как ему кажется, и отважный путешественник.
Некоторые критики советского времени ставили под сомнение воспитательную значимость книги. Пожалуй, это происходило потому, что процесс коллективного воспитания, который пропагандировался в тридцатые годы, в романе не был отображен. Первостепенную роль в воспитании героя у Каверина играет не школа и социальная среда, а внутренний потенциал личности. Саня стремится обрести физическое и духовное совершенство с помощью упорной борьбы прежде всего с самим собой.
Сюжетное значение приобретают перемены в герое, становление которого происходит во времени историческом, в его соотнесении с будущим, определяя хронотоп романа воспитания, каким, по существу, является произведение Вениамина Каверина. Читатель видит мир романа глазами мальчика, а затем юноши и взрослого мужчины, потрясенного несправедливостью, с которой он столкнулся. Это, как свидетельствует писатель, автобиографический момент: «Первая книга романа писалась в очень трудное для меня время, когда я часто сталкивался с несправедливостью». О наличии в романе других автобиографических черт свидетельствуют исследователи, связывая эту особенность с приметами жанра.
В романе «Два капитана» история создания личности показана изнутри. Вспомним, что Саня Григорьев был обречен на немоту и выключенность из обычной жизни. Но в его родном городе Энске внезапно происходит случай, который навсегда объединяет судьбы двух незнакомых прежде людей. Заучив наизусть письмо Монтигомо Ястребиный Коготь, будучи им потрясенным, Саня начинает себя переделывать, стремясь стать для начала полноценным человеком. Как молитву он повторяет упражнение доктора Ивана Ивановича. Попав в детский дом, герой начинает размышлять: «Какой я?» — «Маленький, но сильный», — говорят о нем ребята. Становясь частым гостем в семье Татариновых, Саня анализирует свое положение и сравнивает: «Они богатые, а я бедный. Они умные и ученые, а я дурак». После таких размышлений ему необходимы помощь и поддержка опытного, образованного и глубоко нравственного человека. Вскоре герой находит такого наставника, благодаря которому он освобождается от многих отрицательных черт характера и развивает качества, являющиеся атрибутом сильной личности. Преподаватель Кораблев говорит ему об огромной работе по собственной переделке, которая ему предстоит.
Герой начинает формировать свои собственные правила жизни, которым станет следовать. В их перечень входят и каждодневные требования к себе (решение спать как можно меньше, учиться не выражать своих чувств наружно и пр.), и важные жизненные принципы. Увлекшись книгой о путешествиях Амундсена, Саня нашел в ней свой девиз: «Вперед!». «Согласно третьему пункту моих правил: “Что решено — исполни”, я прочитал “Теорию самолетостроения”. Ох, что это была за мука! Но все, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть». Теперь перед ним стояла следующая цель — научиться летать. Поступив в летное училище и став полярным летчиком, Саня предстает перед нами не тем горячим мальчиком, который, не теряя ни минуты, был готов доказать всем свою правоту. Он стал спокойным и мужественным, приобрел твердость и самообладание.
На протяжении всего романа между Саней Григорьевым и его антагонистами Николаем Антоновичем и Михаилом Ромашовым идет не просто борьба за капитана Татаринова или Катю. Это противостояние Правды и Лжи, идеологическая, последовательная борьба с несправедливостью, которой не должно быть места в жизни человека. Таким образом, роман воспитания с детективным сюжетом перерастает в нравственно-психологический. Здесь уместно вспомнить слова Каверина о становлении замечательного человека, которого он сравнивает с отдыхающим колоссом. В заключительных главах произведения автор и показывает читателю, «что же произойдет, когда этот колосс встанет».
Бахтин определял роман воспитания как структурно-типологический феномен, в основе сюжета которого лежит идея формирования личности героя. Герой романа «Два капитана» в полной мере отвечает этим требованиям. Он сам создает миф о прекрасном человеке, всей своей жизнью доказывая его необходимость для собственного формирования. Не противореча ни духу, ни букве романа воспитания, Каверин через своего героя возвращал в советскую детскую литературу общекультурную модель нравственного формирования личности.
В сравнении судеб двух капитанов и постигается заветный смысл сюжета. Столкновение Добра и Зла — вечная и потому актуальная тема, а победа добра делает роман книгой, обращенной в первую очередь к детскому читателю, которому всегда будут нужны образцы для подражания. Возврат к нравственным ценностям «на все времена», поворот к истории России — вот что происходит в романе Вениамина Каверина «Два капитана».