Почему появился этот номер
- 30.11.2018
Дело не только в вековом юбилее ВГУ.
Просто сложилось так, что столетняя история главного вуза Черноземья и чуть меньшая по времени история самого авторитетного литературно-художественного издания региона — оказались тесно переплетены. Что, впрочем, представляется вполне закономерным: в отечественной культуре литературный процесс всегда вершился под сенью просвещения. И — наоборот.
Вот и в нашем случае само появление на свет журнала «Подъём» в определенной мере было связано с… Воронежским университетом.
В далеком уже 1930 году будущий сталинский председатель Комитета по делам искусств, будущий брежневский главный академик по филологии, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии и прочее-прочее-прочее, а тогда — заведующий литературно-лингвистическим отделением педагогического факультета ВГУ доцент Михаил Храпченко, взяв с собой председателя Ассоциации пролетарских писателей ЦЧО Максима Подобедова, пришел на прием к партийному хозяину края Иосифу Варейкису. Итогом встречи этих трех людей и стало решение «об организации ежемесячного литературно-художественного и общественно-политического журнала АПП ЦЧО».
Идеологию нового издания, получившего название «Подъём», разработал все тот же Михаил Борисович Храпченко. Публично он озвучил ее в стенах родного университета 19 декабря 1930 года на вечере, посвященном призыву рабочих-ударников в литературу. А опубликована она была в первом номере журнала, увидевшего свет в январе 1931 года.
«Для нас представляется несомненным обусловленность таких лозунгов — как психологический реализм, учеба у классиков, живой человек. Для нас очевидна положительная, ведущая роль этих лозунгов. Они явились руководящим началом, указывающим пути выработки творческого метода пролетарских писателей», — так определял редакционную политику «Подъёма» М.Б. Храпченко.
Правда, воплощать эти идеи в жизнь пришлось уже другим: в самом начале 1931 года доцента ВГУ срочно затребовали в столицу, где его ожидала головокружительная карьера. Но и в дальнейшем журнал развивался во многом по намеченному им плану.
Примечательно, что на всех исторических этапах существования «Подъёма» питомцы Воронежского университета регулярно входили в его редколлегию. В предвоенные годы это был выпускник общественно-экономического отделения педагогического факультета ВГУ прозаик Михаил Сергеенко (кстати, в одном из первых номеров журнала сообщалось, что он начал работать над большой повестью из жизни студентов ВГУ «Юлиана Робьера», следы которой так и не удалось обнаружить). Затем «Подъём» был переименован в альманах «Литературный Воронеж», в редколлегии которого в разные годы работали выпускник литературно-лингвистического отделения педфака ВГУ Григорий Рыжманов, воспитанник географического факультета Константин Гусев, литературовед, будущий профессор филологического факультета ВГУ Анатолий Абрамов и питомец пединститута, но ставший уже на склоне лет почетным доктором ВГУ Юрий Гончаров.
После возвращения журналу названия «Подъём» (1957) в его редколлегии долгие годы продолжали работать А. Абрамов и Ю. Гончаров, а также профессор кафедры философии Бер Бернадинер, доцент истфака Дмитрий Лаппо, выпускники филфака Владимир Гусев, Валентин Семенов, Станислав Никулин, Виктор Одинцов…
Более десяти лет (с № 1 1957 года по № 4 1967 года) членом редколлегии «Подъёма» был ректор ВГУ Борис Михантьев. Случай, надо признаться, уникальный: лично я не припоминаю аналогов ему в истории местной печати. Борис Иванович не был «свадебным генералом»: он регулярно выступал в журнале со статьями, пропагандирующими милую его сердцу науку химию.
Что же касается сегодняшнего времени, то ныне в редколлегию «Подъёма» — своеобразный штаб редакции — входят, пожалуй, рекордное количество литераторов, окончивших в разное время Воронежский университет: Виктор Акаткин, Валерий Аршанский, Виталий Жихарев, Алексей Кондратенко, Владимир Молчанов, Александр Нестругин, Владимир Новохатский. И во главе «Подъёма» (впервые, кстати, за почти девяностолетнюю историю журнала) сегодня стоит тоже выпускник ВГУ — поэт и публицист Иван Щёлоков.
Как видите, среди перечисленных — немало имен, прочно вписанных в литературную историю края ХХ столетия. И это только среди тех, кто руководил журналом, определял его лицо. Среди же авторов «Подъёма» университетского люда, как вы понимаете, во много раз больше…
Тексты некоторых из них вы найдете в этом номере. Сразу оговорюсь: это не антология произведений питомцев ВГУ. И не сборник студенческой прозы и поэзии.
Работая над проектом «университетского» номера «Подъёма», мы старались не только показать масштаб талантов питомцев ВГУ (а среди них есть и всероссийски известные авторы). Прежде всего нас интересовали экзистенциальные вызовы, с которыми довелось столкнуться в жизни в разные периоды минувшего века людям, получившим классическое университетское образование. Духовное и эмоциональное преодоление этих вызовов — достаточно интересная интеллектуальная проблема, которая представляется актуальной и в наши дни. Именно поэтому в текстах, собранных в этом номере, можно найти если не рецепты, то, по крайней мере, многие приметы нынешнего нравственного кризиса и как-то попытаться самостоятельно из него выбраться.
И еще об одном. Тексты, собранные в этом номере, мы решили проиллюстрировать либо студенческими фотографиями (в большинстве своем из зачетных книжек) авторов, либо снимками тех самых лет, когда повествователь впервые появился в аудиториях ВГУ. Такой выбор представляется логичным, поскольку университет — это всегда молодость, творящая на территории, где властвует вольность, кипит ум и освобождаются чувства.
И то, что такая территория существует в Воронеже уже целый век и в будущем не собирается никуда исчезать — не может не обнадеживать.