«Петергоф» в Подворонежье
- 23.03.2015
После поражения шведского короля Карла XII в Великой Северной войне прибалтийские провинции перешли под контроль Петра Великого. Царь подтвердил права и привилегии местных баронов и вывел их на лидирующие позиции в Российской империи. Эстляндские дворяне, занимавшие в свое время ключевые посты в шведской придворной иерархии, очень сплоченно действовали и в Петербурге. К числу наиболее видных и влиятельных представителей шведской знати при российском дворе можно отнести кланы фон Штакельбергов, фон Левенов, фон Розенов, фон Врангелей, Сталь фон Гольштейнов, фон Вахтмейстеров.
Отто Вильгельм Сталь фон Гольштейн относится к виднейшему эстляндскому семейству, шведский барон, генерал-майор. Во время Северной войны все его имения в Эстляндии были реквизированы русскими властями. После войны барон Отто был доверенным лицом вдовствующей герцогини Голштинской, сестры Карла XII. При российском дворе его назначили в камергеры принцессы Анны Петровны. Отец Отто — Якоб Сталь фон Гольштейн, был инженер-генералом шведской армии, руководил строительством многих крепостей и укреплений. Брат — Богуслав, служил фельдмаршалом в шведской армии.
Все имения рода Сталь фон Гольштейнов вскоре были возвращены племянникам Отто Вильгельма. Одного из них назначили министром в штатс-контору, где он занимался расходами Российского государства. С этих пор Сталь фон Гольштейны прочно и на века обосновались при российском императорском дворе, войдя в свиту императорской фамилии.
Сталь фон Гольштейны, которые имели дома в Петербурге, тем не менее, устраивали свои усадьбы и близ Воронежа. Они владели такими крупными пригородными поместьями как Алексеевское, Отрадное, Никольское и Софьинская экономия.
Возникновение усадьбы Отрадное относится к началу XIX века, более столетия это название не фигурировало в «Списках населенных мест Воронежской губернии». Если обратиться к работе «Историческое и статистическое описание Воронежской губернии», написанной М.И. Славинским в 1819 году, то найдем косвенное упоминание об этом имении, хотя автор и не называет его. Описывая г. Воронеж в своем труде, Славинский отмечает следующее: «…на левой стороне реки (Воронеж — М.Н.) лежит слобода, так называемая Придача, соединенная с городом посредством прекрасного моста и ветвистыми ветлами осененной плотины по обе стороны сей слободы; по берегу реки же находятся значительные деревни. Далее видно открытое поле, представляющее часть обширного горизонта, пределы коего составляют многия селения по реке Усмани, украшенныя огромными домами помещиков и церквами». В этом описании ясно видны черты Отрадненской усадьбы. Затем, описывая «склонность жителей к гуляниям», Славинский приводит следующие факты, ярко характеризующие пристрастия и вкусы дворян того времени: «Воронежское дворянство, а особливо купечество, имеют господствующую страсть строить огромные каменные домы, внутри оные расписывать со вкусом и меблировать с немалыми издержками».
Владельцем Отрадного являлся Николай Александрович Сталь фон Гольштейн, после его смерти усадьбой владела его супруга София Федоровна Сталь фон Гольштейн (урожденная Андро де Ланжерон), которая любила бывать здесь. Композиционным центром всего усадебного ансамбля являлся господский «огромный каменный дом» в два этажа, который находился в самом центре усадьбы и был равномерно окружен с обеих сторон двумя флигелями, замыкавшими с боков парадный двор (во флигелях обычно жили гости и прислуга). Изящное двухэтажное здание господского дома, перестроенное в так называемом «готическом» стиле, напоминало дворцы Петергофа. В его строительстве и отделке принимали участие многие талантливые русские умельцы — паркетчики, столяры, штукатуры, каменщики и другие мастера. Внутри он выглядел следующим образом. Потолки во всех господских комнатах были высокие, обои с орнаментом. Интерьер дома поражал своим богатством: бронза, бархат, позолота, лепнина. На стенах — живописные полотна, непременно портреты предков. Интерьер дополняла изразцовая печь, она украшала едва ли не каждую комнату в доме, так как все они, кроме парадной залы, были приспособлены для жилья. Печи топили из коридора или подсобных помещений. В доме была и библиотека, отделанная деревянными панелями и обставленная шкафами, бюро, секретерами и тому подобными вещами.
На протяжении ряда лет Отрадненская усадьба обогащалась различными декоративными элементами — скульптурами, беседками, фонтаном, где использовались черты готической архитектуры. Для Софии Федоровны, которая отдыхала здесь, усадьба была чем-то вроде «Воронежского Петергофа».
Во владельческой усадьбе Никольское существовал «дом деревянный на каменном фундаменте об одном этаже с мезонином, при нем деревянный флигель, конный завод русской породы с аглинскою из десяти маток, скотный и овчарный дворы с двумя флигелями деревянного строения, четыре каменные риги, два хлебных магазина <…>, две ветряные мельницы <…> о трех поставах с толчеею».
В 1841 году в Никольском помещицей Софией Николаевной Сталь фон Гольштейн был построен каменный молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы без колокольни, но с каменной оградой, имевший 33 десятины пахотной земли. Подцерковных домов не было, жалования причт не получал.
В Софьинской экономии Анатолия Александровича Сталь фон Гольштейна, которая находилась в Воронежском уезде, располагался кирпичный завод. На нем трудились 10-15 человек. Технологический цикл сводился к формовке и обжигу кирпича. Необходимые атрибуты производства — сушильные сараи и печи для обжига, которые топили соломой и антрацитовой пылью. Сорт кирпича определяли по степени обжига. Необходимо отметить, что на всех кирпичах, произведенных на таких заводах, обязательно ставилось особое клеймо — это своеобразный знак качества, торговая марка, говорящая о том, на каком заводе произведен товар. Так, на заводе, принадлежащем А.А. Сталь фон Гольштейну, ставилось клеймо с инициалом «SH».
Вся эта культура, этот быт — прошлое, уже неблизкое к нам по времени и неизвестное по духу, с каждым годом все более удаляющееся от нас. Не потому ли так нежно ласкает и манит нас старая повесть о наших дедушках и бабушках, об арапах и крепостных, о мебели красного дерева и о домах с колоннами и мезонинами на берегу светлых прудов Подворонежья.