Долгая дорога домой

В Курском литературном музее в конце июня прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Е.И. Носов: личность и творчество писателя в контексте русской литературы».

 

Замечательный писатель фронтового поколения, уроженец курского cела Толмачево Евгений Носов оставил нам проникновенную прозу, которую сразу по публикации в 1960–1980-х мы читали как сущностно образующую классику. Солженицын считал, что Носов в изображении крестьянской жизни превзошел письмо Тургенева и Бунина. Спорить не стану и скажу, что Носов, по моему разумению, — выдающийся поэт нашей прозы. Из самых любимых.

Последнее время он оказался среди забытых писателей. Это несправедливо. Вывихнутая эпоха у многих из русских людей выбила из-под ног почву. Однако есть ощущение, что на новом историческом витке Россия мало-помалу возвращается к слову своих талантливых писателей-провидцев.

Мои детство и юность проходили в Белгороде, и прозу своих курских земляков-соседей, а также, конечно, их духовных соратников со всей России я уже тогда читал с упоением, внятно понимая, что это написано и обо мне, моей семье, моей земле, моей Родине. Эти рассказы и повести мне, городскому мальчишке со множеством крестьянских и мастеровых корней, сделали именно что почвенническую прививку, и сегодня я убежден, что литература «русских деревенщиков» должна прививаться школьникам России как и прочие прививки, скажем, от кори, в противном случае мы получим (уже получаем) неодолимую хворь, манкуртизированные, беспочвенные поколения «иванов, не помнящих родства», живущих с нами на одной лестничной площадке или через забор; видим, во что вылились упущения, например, на Украине, где с помощью умелых манипулятивных технологий враг добивается перепрограммирования личного и общего сознания немалой части русского народа.

В лучших произведениях наших «почвенников» или, если угодно, «нравственников», как верно подмечено, «читатели находят не только узкое крестьянское понимание природных и житейских процессов на родной земле, но и масштабное философское осмысление бытия людей и Отечества». Их деятельность, творчество позволили нам сохранить фундаментальные русские ценности даже в тех условиях, которые были направлены на разрушение и уничтожение всего русского. И это было их служение — тех немногих, кто сумел выполнить поручение Божией красоты, гармонии, совести, нравственности, страдания и сострадания, которые, как мы понимаем, являются частью дара.

Надо ли говорить, как меня взволновало приглашение на курскую конференцию — и тем, что она посвящена Евгению Ивановичу Носову, любимому писателю, и самим фактом того, что такая конференция вообще проводится. Понятно, что в древнем Курске, где родился Прохор Мошнин, который стал великим преподобным Серафимом Саровским, помнят земляка Носова, но то, что в сферу своей любви курские литмузейщики и почитатели русской словесности намерены вобрать чуть ли не на всю Россию, меня восхитило.

Устроители мероприятия прислали вдумчивую преамбулу и интересный перечень тем для докладов и обсуждений. На конференции, предполагавшей междисциплинарный характер, планировалось рассмотреть широкий круг вопросов, связанных с биографией и творчеством писателя, с Курским краем, его историей, культурой и природой: «Задуманная нами Всероссийская научная конференция своей целью ставит целостное изучение творческой биографии нашего знаменитого земляка, выявление преемственных связей с классической литературной традицией, с культурой Курского региона; определение места творчества писателя в русской словесности ХХ века. Основной вектор исследования литературного наследия Е.И. Носова — в контексте русской литературы — нам задан самим писателем:

“Особенностью русской литературы, поставившей ее в ряды крупнейших литератур мира, является то, что она с самых своих начал не была развлекательной словесностью. От “Слова о полку Игореве” и до “Войны и мира” русская литература пронесла через века священный образ Родины и думы о ее судьбе. Что же касается современной литературы, в том числе и деревенской, то можно с гордостью сказать, что мы сегодня оставляем потомкам такое художественное наследие, по которому, как по самым достоверным источникам, можно изучать и нашу историю, и политику, и экономику, и духовную культуру”».

Так говорил Носов. Этому учил и своих младших коллег.

Темы для обсуждения предлагались одна интереснее другой:

— Философия и поэтика художественной прозы Е.И. Носова;

— Е.И. Носов: предшественники и современники;

— Литературное окружение писателя;

— Творческая биография Е.И. Носова;

— Поэтический язык художественных произведений;

— Художественное наследие писателя: лингвистический аспект;

— Фольклоризм прозы Е.И. Носова;

— Междисциплинарный контекст творчества Е.И. Носова: от экологии к краеведению;

— Творческое наследие писателя в театре, кино, изобразительном искусстве;

— Изучение творчества Е.И. Носова в школе.

К сожалению, по причине некоторых обстоятельств я смог принять участие в работе конференции лишь заочно-дистанционно — записав краткое приветственное видеообращение к участникам конференции и предоставив свой очерк «Конорев, ученик Носова».

Кстати, накануне конференции дочь прозаика Конорева — Тамара Львовна — передала мне газету «Белгородская правда» от 21 мая 2011 г., в которой научный сотрудник Курского литмузея Е. Спасская в своей заметке «Все пройдет, а книга останется» вспоминает, как послала Л. Конореву книгу рассказов Е. Носова «Вечерние стога», и он ответил:

«Вы и не представляете, как обрадовали меня своим книжным подарком! Ведь до сих пор у меня были лишь редкие, разрозненные публикации позднего Носова. А тут целый том любовно выпущенного издания и столько новых названий для меня! Я взял книгу в руки и сразу не стал раскрывать ее, а несколько минут оглаживал ее в ладонях… А когда посмотрел содержание — тут и вовсе душа моя встрепенулась от радости… Прочел первые два абзаца “Гори, гори ясно…” (“Карманный фонарик”), и был заворожен вязью волшебных носовских строк… Какая словесная инструментовка, какая музыкальная мелодичность!..» И дальше Лев Конорев заключает: «Читаю, и вдруг меня как будто током поразило: а если бы тогда, в 45-м, в Пруссии немецкий “фердинанд” попал не в лопатку, а в сердце молодого Носова, мы бы не знали такого писателя, и литература была бы без этого имени?.. Это просто невероятно…»

Впечатлениями поделилась ответственный координатор чтений, старший научный сотрудник Курского литмузея Ирина Михайлова: «Конференция консолидировала представителей научного сообщества, педагогической общественности, сотрудников музеев и библиотек, писателей и краеведов, стала широкой площадкой для обстоятельного обсуждения проблемных вопросов, погружения в духовный смысл явлений и событий, понимания пронзительной правды произведений писателя. Ощущение, что незримое присутствие Евгения Ивановича Носова вдохновляло всех и одновременно внушало чувство высокой ответственности перед его именем».

Традиционно звучало и живое носовское слово — пленарное заседание началось с видеозаписи, где ко всем присутствующим обращается сам писатель: «Я родился студеным январским вечером 1925 года в тускло освещенной избе своего деда. Село Толмачево раскинулось вдоль речки Сейм, в водах которой по вечерам отражались огни недалекого города Курска…»

Участников и гостей конференции приветствовали заведующая Литературным музеем Наталья Захарова; врио замминистра культуры Курской области Наталья Вирт; декан филфака КГУ, профессор кафедры русского языка Сергей Праведников; прозаик, член СПР Николай Пахомов; главный хранитель фондов Литмузея Ирина Лоташова.

Пленарное заседание открыла Альфия Смирнова, доктор филологических наук, профессор, директор департамента филологии Института гуманитарных наук МГПУ, с докладом «Госпитальный топос в прозе Е.И. Носова и В.П. Астафьева: онтология и поэтика».

Профессор Смирнова обратила внимание на многоаспектную общность двух писателей-фронтовиков: «Носов и Астафьев — писатели одного поколения, в жизни которых война оставила свой след. Они дружили, много лет переписывались, поддерживали друг друга. Известный рассказ Носова “Красное вино победы” (1969) и повесть Астафьева “Звездопад” (1961) объединяет госпитальный топос, воссозданный от первого лица очевидцами военных событий. Однако, если в “Звездопаде” лирическое начало является жанрообразующим принципом, то в рассказе “Красное вино победы” доминирует эпическая тональность».

«В самом начале рассказа Носова говорится о “конвейере раненых” и о смерти, которая в любой момент может настичь раненого или сразить тех, кто “еще целы и невредимы”, находясь на поле боя. <…> Кульминационным моментом в развитии сюжета рассказа становится смерть Копешкина, а в финале произведения осмысление этой смерти переключается в онтологическую плоскость, через призму которой воспринимаются события, составившие сюжетную основу рассказа. Онтология смерти контрастирует с ожиданием и празднованием победы, оттеняет ее и структурно организует повествование», — утверждает исследователь.

В этой связи не могу не вспомнить как свидетельство большой дружбы двух прозаиков, что в Белгородском музее-мастерской художника С. С. Косенкова хранится письмо, адресованное вдове выдающегося графика:

«12 декабря 1993 года

Красноярск

Уважаемая Анна Константиновна!

Поэт Минаков прислал мне свои книги и печальное сообщение о том, что не стало Вашего замечательного мужа. И что это Господь забирает с русской земли самых талантливых, добрых и честных? Видно, ему самому нужны хорошие люди.

Я совсем недавно смотрел в журнале “Слово” иллюстрации Станислава и всем говорил, их показывая: “Вот в Белгороде какой замечательный истинно русский художник живет”.

И думал, что если судьба еще раз закинет меня в Курск, к другу моему нежному, Жене Носову, мы обязательно съездим в Белгород, в гости к дивному Косенкову — художнику…

И вот… Остается только пожелать, чтобы земля была пухом Вашему мужу, чтобы Господь, призвавший его на небеса, уготовил ему место в раю, а Вам утешенья и светлой памяти.

Кланяюсь, поздравляю с наступающим Новым годом! Доброго Вам здоровья.

Ваш Виктор Петрович

(В. Астафьев)».

Ахматова это называла невстречей.

Напомню, что именно уроженец белгородского села Рождественка Станислав Косенков сделал цикл из семнадцати цветных иллюстративных линогравюр к подарочному изданию рассказа Е. Носова «Красное вино победы» (одна из них в книгу не вошла). Томик выпустило в 1979 г. московское издательство «Современник», работа художника была удостоена наград на престижных выставках книжной графики.

 

В продолжение пленарного заседания кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М.Горького РАН Ольга Быстрова выступила с интересным и, я бы сказал, актуальным докладом «Школа художественного очерка в советской литературе». Автор доклада, в частности, напомнила: Носов сам говорил, что в литературу вошел «не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики». Исследователи на данный момент выделяют три периода «очеркового» творчества Носова: Первый — 1951–1959 гг. (ранняя публицистика). Второй этап считается периодом расцвета творчества и общественного признания. Он охватывает 1960–1989 гг. Третий период: период поздней публицистики соотносится с годами 1990–2002 гг. Очерки Носова, а их количество варьируется в пределах 60-ти, сложно назвать очерками, они, как и в случае с В. Овечкиным, не могут трактоваться очерками в классическом понимании этого жанра. Они диффузны по своей природе. В целом тема жанровых диффузий является в нашем теоретическом литературоведении одной из проблемных.

В качестве одного из примеров О. Быстрова приводит очерк Носова «Фанфары и колокола» и утверждает, что, рассматривая этот текст «сквозь призму его поэтичности и безграничной емкости, его можно охарактеризовать как реквием о героях и жертвах войны». И дает характеристичную носовскую цитату:

«Панюков через несколько месяцев после того мерзлого поля был убит в окрестностях бывшей пограничной станции Негорелая. В остервенелом бою от нашей батареи осталось тринадцать человек. Мы, уцелевшие, подняли Панюкова и вместе с другими погибшими батарейцами и еще какими-то подобранными солдатами опустили в общую яму у шоссе Минск-Барановичи… Сверху никакого знака не успели поставить — не из чего, да и некогда: надо было спешить вперед».

В свое время Юрий Бондарев отмечал одну особенность творчества курского коллеги: «Евгений Носов — один из самых талантливых наших стилистов. Современный русский литературный язык с его безграничной емкостью, мужественной строгостью и застенчивой нежностью сверкает в его книгах подобно драгоценному камню, отшлифованному мастером».

Также на «пленарке» с докладом «Писательские стратегии Е.И. Носова в рассказах “Усвятские шлемоносцы” и “Тысяча верст”» выступила Ирина Матвеева, кандидат филологических наук, доцент департамента филологии Института гуманитарных наук МГПУ.

В рамках конференции работали три секции: «Философия и поэтика художественной прозы Е.И. Носова»; «Литературное окружение писателя. Творческие взаимоотношения»; «Изучение художественного наследия Е.И. Носова».

В заключение приведу пример, говорящий о высоком духовном уровне конференции.

 

«И мой дед Тима, бабушкин брат, был обозным при лошадях и “справлял и на войне свою нехитрую крестьянскую работу”, как герой рассказа солдат Копешкин… — рассказывает в своем докладе-очерке «Обозные победы (по страницам рассказа Е.И. Носова “Красное вино победы”)» Оксана Мясникова, ведущий инженер научно-технической библиотеки АО «НПК «Уралвагонзавод» из Нижнего Тагила. И комментирует рассказ писателя: — У Носова выход чуть ли не за пределы реальности — к таинству Евхаристии, когда выпивают вино умершего Копешкина оставшиеся в палате раненые, “теперь оно показалось таинственно-темным, как кровь”, будто причащаясь Святых Таин. Получается, что русский Иван, солдат-крестьянин, Иван с негероической фамилией Копешкин, принял страдания, — ведь был тяжело ранен, закован в гипс — безропотно их сносил, умер от ран в день Победы, можно сказать,“смертию смерть поправ”».

В русском ряду Евгений Носов стоит рядом не только с прозаиком Константином Воробьевым, но и с другими своими курскими земляками — композитором Георгием Свиридовым, скульптором Вячеславом Клыковым, белгородским графиком Станиславом Косенковым. И это ряд не местночтимый, а всероссийский.

Итак, в работе II Всероссийской научной конференции «Е.И. Носов: личность и творчество писателя в контексте русской литературы» приняли участие 42 почитателя творчества писателя из разных регионов России — исследователи, литературоведы, писатели, педагоги, библиотекари и сотрудники музеев. Среди участников — 7 докторов и 17 кандидатов наук. Курск и Москва, Белгород и Петрозаводск, Архангельск и Вологда, Нижний Тагил, Железногорск и Обоянь — такова география конференции.

Новые ракурсы современных исследований, общение со специалистами высокого уровня — учеными-филологами и практиками-популяризаторами наследия писателя, — новые планы и творческие союзы на пути к юбилею Е.И. Носова — основные итоги конференции. Все участвующие высказали пожелание встретиться в следующем году, на 100-летие нашего классика.

Пришло новое время для чтения Евгения Носова!

 


Станислав Александрович Минаков родился в 1959 году. Поэт, прозаик, переводчик. Автор нескольких книг, множества публикаций в журналах, антологиях, альманахах. Член Национального союза писателей Украины, Союза писателей России. Лауреат Международной премии им. Арсения и Андрея Тарковских, Всероссийской премии имени братьев Киреевских «Отчий дом» и других литературных и журналистских премий России и Украины. Живет в Белгороде.