«Забытое», незабвенное...

Валентина Семко — художник исключительного таланта. Ее рисунки и картины всегда неожиданны, глубоко оригинальны и реалистичны. Это композиции зачастую сложные и многофигурные. Они могут задать трудный вопрос и не хотят непременно понравиться невзыскательному зрителю. Они полны аллегорий и аллюзий, их надо расшифровывать, угадывая смыслы, скрытые в картине. Валентина — прекрасный график. Ее виртуозный рисунок, ее гибкая и сильная линия доставляют эстетическое наслаждение. В рисунках сквозит поэзия, от них теплеет на сердце: поющие и танцующие девушки, молодая женщина, обнимающая сына на сельской улице, автопортрет в виде девочки, сидящей за столом в маленьком сельском домике, и добрая бабушка, наливающая молоко внучке.

Валентина умела быть разной — только скучной она не была никогда. У нее есть и веселые, сияющие, и трагические, философские картины. Основой художественного видения Валентины Ивановны был реализм, но она часто прибегала к сюрреалистическим приемам, и у нее это прекрасно получалось.

Больше всего восхищает в ее работах полет фантазии.

80-е годы были расцветом творчества В.И. Сем­ко. Она экспериментировала с композицией, цветом, рисунком. Вначале в ее работах преобладал реализм в той форме, как его понимали в 70-е годы. Большое влияние на нее оказало творчество художника Юрия Ракши. После начала публикаций в советской печати работ сюрреалистов и абстракционистов Валентина живо заинтересовалась ими и начала использовать их приемы. Стены ей крохотной квартирки были сплошь увешаны картинами и рисунками. То и дело появлялись новые работы. Она могла написать картину за ночь, как это произошло с ее работой «Мавка». Так же за одну ночь была написана картина «Крюк».

Ее наброски — маленькие шедевры. Она превосходно рисовала «от себя», «из головы». Валентина свободно рисовала человеческие фигуры в сложных поворотах, в движении, и в этих рисунках не было ошибок! Именно эта легкость и мастерство позволяли ей писать сложные многофигурные композиции. Любила изображать человеческие лица: молодые и старые, детские, мужские, женские…. Рисовала реальных и выдуманных ею людей. У каждого выдуманного человека — свой характер, свои эмоции. Все они разные, и все по-своему прекрасны. Иногда аллегоричны — например, портрет «Зима», иногда — реалистичны, иногда — условны. Но каждый такой портрет — шедевр.

Беседовать с ней было настоящим удовольствием: начитанная, эрудированная, остроумная, обладавшая тонким чувством юмора, Валентина интересовалась литературой и сама писала стихи. Стихов сохранилось много: интересные, наполненные смыслами и эмоциями. Вообще и художественное, и литературное творчество Валентины Семко очень сложно и многозначно. В них нет и следа примитива и пошлости, глупости и пустопорожнего пафоса. Нет лжи и лукавства.

 

* * *

 Что Богу тайные мечты?

Ему молитвы нужен лепет.

Он, глядя с грозной высоты,

Твою судьбу небрежно лепит.

Ее исходный матерьял

Непрочен и недолговечен:

Творец надежду попирал,

Что будет труд его замечен.

Он глину месит кое-как,

Бросает на каркас кусками,

И не судьба уже, а так —

Существованье под руками.

 

* * *

 Все те же кручи и вишневый сад,

Вода в реке тяжелая, живая,

Кузнечики поют как много лет назад,

И на закате солнце остывает.

Ночей все так же льется аромат,

Земли нагретой и ночной прохлады,

И перезвон чарующий цикад,

И звезд манящих в небе мириады.

Все та же прелесть плеска от весла,

Вода теплее теплого дыханья.

Она мне снова юность принесла

Для краткого мгновенного свиданья.

В душе тяжелой холод, неуют,

Огонь дрожит и, задыхаясь, тает.

Не для меня цикады вновь поют,

Не для меня восходы расцветают

Я столько лет не видела весну,

Я столько лет, как в бездну, провалилась —

Куда мне деть смертельную вину,

Что жизнь моя нелепой получилась.

А вдруг вот этот, будущий апрель

Стряхнет оковы и с земли, и с сердца —

Оно взлетит, как жаворонка трель,

И нынешнее будет глупым скерцо.

 

90-е годы были тяжким и мучительным временем для нее. Приходилось браться за любую работу, продавать картины за ничтожные деньги. Сюжеты ее картин становятся все более и более трагическими. В стихах появляется надрыв. То, что ценилось совсем недавно, — превратилось в ничто. Страна погрузилась во мрак, и этот мрак ее убил. Она умерла перед самым Новым 2000-м годом. На ее похоронах лил дождь, будто само небо оплакивало художника. Она навсегда осталась в ХХ веке.

 

* * *

 Неспетая песня — как тайная боль

Со мною живет, я с ней умираю.

В веселых спектаклях не выпадет роль —

Уж слишком я грустно играю.

И занавес черный упал предо мной,

Свет дальних огней и далекие звуки

Расстались, возможно, навеки со мной —

О, вечная тайна разлуки!

 

* * *

 Черный ветер носит злую пыль по городу.

Обнаженных улиц мертвая река.

И в окно мне кажет свою песью морду

Старая бродячая тоска.

Воздух замороженный над домами съежился.

Дверь из бесконечности. Мерзлые шаги.

Это пульс в виске. Не ищу возможностей.

Проклинаю памяти красные круги.

У весны покинутой белая истерика.

Снегом укрываются теплые следы.

Мерила я радости слишком мелкой меркою,

А теперь немерено выросло беды.

 


Иван Николаевич Удодов родился в 1970 году в городе Павловске Воронежской области. Окончил художественно-графическое отделение Бутурлиновского педагогического училища, Литературный институт имени А.М. Горького. В настоящее время работает в Павловском районном краеведческом музее.