Дореволюционный Борисо­глебск выделялся среди других провинциальных городов Российской империи достаточно высоким уровнем развития куль­туры. Социально-экономические реформы 1860–1870 — х гг. создали условия для вовлечения в развитие культуры различных слоев общества и формирования культуры города в целом.

Проведение через Борисоглебск в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века железной дороги способствовало не только развитию местной промышленности, торговли, но и установлению прочных культурных связей с крупными городами, в том числе и столичными. К концу XIX века в Борисоглебске складывается тот культурный микроклимат, который позволил проявиться талантам многих известных впоследствии деятелей искусства и литературы. К дореволюционному периоду относятся жизнь и творческая деятельность писателя Н.Г. Бунина (1834–1902), пребывание А.М. Горького (1868–1936) в Борисоглебске в конце 1888 — начале 1889 гг., детские и юношеские годы писателей В. Кина (1903–1938), Г.Н. Троепольского (1905–1995), Д.К. Острова (1906–1971), художников А.П. Рябушкина (1861–1904) и А.В. Куприна (1880–1960), композитора, дирижера Н.П. Аносова (1900–1962) и других.

В конце XIX века население города составляло 22 309 человек, половина из них владели грамотой — высокий показатель для того времени. В деле распространения просвещения, грамотности, культуры важную роль играло народное образование. В Борисоглебске открывается целый ряд учебных заведений, в которых постановка учебного процесса отвечала новым настроениям и запросам общества: две министерские гимназии (Александровская мужская и Мариинская женская) и три частных (Е.В. Заб­­ниной, С.В. Оржев­ской, С.А. То­ва­ро­вой), техническое железнодорожное училище. Эти учебные заведения стали своего рода центрами культурной и общественной жизни города. Здесь работали фундаментальные и ученические библиотеки, читались лекции, издавались ученические научные и литературные сборники, устраивались любительские спектакли, благотворительные концерты. В 90-х годах XIX века силами учеников мужской гимназии совместно с ученицами женской, их преподавателями и воспитательницами, представителями местной интеллигенции регулярно проводились культурные мероприятия под общим названием «Музыкально-вокально-литературное утро». Сохранившиеся программы мероприятий за 1891, 1892 го­ды дают представление о серьезном, взвешенном подходе к выбору репертуара, разнообразии представленных жанров: декламация, оркестровая музыка, хоровое пение, вокал. Звучали отрывки из произведений античных авторов, древнерусской литературы, Н.В. Гоголя; басни И.А. Кры­лова, И.И. Дмитриева; стихотворения Н.А. Некрасова, А.Н. Плещеева, М.Ю. Лермонтова; музыка Ф. Мен­дельсона, М.И. Глинки, А.С. Дар­гомыжского, В. Моцарта и других. Традиции подобных концертов сохранились и в XX веке.

Культурная среда города определялась не только развитием образовательных учреждений, но и распространением печати, сети книжной торговли, что заметно влияло на интеллектуально-образовательный уровень местного населения.

Первую типографию в Борисоглебске в 1880 году открыл купец Г.К. Яковлев.

В 80-е годы XIX века была предпринята попытка издавать городскую газету «как орган местного общественного мнения», но попытка не увенчалась успехом из-за запрета властей. На протяжении многих лет Борисоглебск оставался с губернскими ведомостями: «Тамбовские губернские ведомости» (издавались с 1838 г.), «Тамбовские епархиальные ведомости» (издавались с 1861 г.). Публикации в этих изданиях материалов об истории Тамбовского края вызывали большой интерес в среде борисоглебской интеллигенции. Появились любители, которые стали заниматься исследовательской работой по изучению истории местного края и заявляли о себе как о краеведах: Л. Каверин, Н. Ларин, В. Гостев и другие. Старейшим «краезнатцем» земли Борисоглебской являлся борисоглебский помещик, член-корреспондент Тамбовского губернского статистического комитета Х.П. Козлов. Его работа «Некоторые исторические и статистические сведения о городе Борисоглебске на реке Ворона Тамбовской губернии» была опубликована в 1853 году в журнале «Москвитянин». Помимо губернских газет, борисоглебцы выписывали и столичные. Чаще всего — «Русские ведомости», газету либерального направления, с которой сотрудничали М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успен­ский, Н.К. Михайловский и др. Первая городская газета, которая называлась «Борисоглебский листок», стала издаваться в 1914 году.

Большое просветительское значение имело открытие в 1892 году народных чтений, организованных Тамбовским обществом народных чтений. Лекции проводились в летнее время в деревянной постройке бывшей сельскохозяйственной выставки. С 1881 году в городе действовало ученое Общество сель­ских хозяев под председательством Д.К. Золина. Были созданы и другие общества: медицинское, педагогическое, целый ряд попечительских.

С развитием грамотности повысился спрос на книгу. В нач. XX столетия в Борисоглебске открылось несколько частных книжных магазинов — Мыльцына, Дьячковой, Ивановой, Безобразова.

Начало XX века ознаменовано стремительным ростом технической интеллигенции. С целью удовлетворения спроса на техническую литературу при Управлении Грязе-Царицынской железной дороги, располагавшейся в 1871–1893 го­дах в здании вокзала, была открыта библиотека. Кроме специальной технической литературы, ее фонд (свыше 3 тыс. изданий) составляли популярные в то время газеты, журналы, произведения русских и зарубежных писателей, философов.

С 1879 года в Борисоглебске работала частная библиотека М.И. Ивановой. Среди читателей библиотеки был и Алексей Пешков — будущий писатель М. Горький, работавший в течение нескольких месяцев (декабрь 1888 г. — март 1889 г.) на станции Борисоглебск. Какие книги, взятые в библиотеке Ивановой, читал Горький? В рассказе «Сторож» находим: «Охраняя мешки, брезенты, шпалы и дрова от расхищения, я читал Гейне и Шекспира».

В январе 1897 года по инициативе инспектора народных училищ Н.В. Пав­­ловского (отец академика Е.Н. Павлов­ского) в доме купца Смирнова открылась первая публичная библиотека. Потребность в доступном собрании книг литературного и научного характера среди продвинутой части борисоглебского общества чувствовалась давно. Библиотечный фонд был собран за счет пожертвований, а также в результате выписки книг из московских книжных магазинов. Значительная часть книг была передана библиотеке председателем земской управы, адвокатом В.В. Измайловым (отец выдающегося ученого-литературоведа, пушкиниста Н.В. Измайлова). В числе жертвователей были врачи, педагоги, купцы, священнослужители, чиновники. Библиотека стала центром интеллектуальной жизни города. Приобщение к культуре, образованию проходило на внесословной основе. Среди читателей была учащаяся молодежь, чиновники гражданской службы, домохозяйки, к ним примыкали лица торгового сословия и свободных профессий. В библиотеке сложился особый дух свободомыслия. Читали книги и спорили о них. Чтение прочно вошло в обиход горожан. В докладе комитета борисоглебской публичной библиотеки за 1913 год подчеркивалось значение неуклонно развивающейся просветительской деятельности библиотеки. Росло количество новых читателей. Общее число всех книговыдач в 1913 году составило 63612, что на 31 процент выше по сравнению с предыдущим годом.

В 70–90-е годы XIX века в городе обозначилась достаточно многочисленная прослойка творческой интеллигенции, в связи с чем возникла потребность города в театре. Интересное упоминание о первом Борисоглебском театре приводится в книге В.А. Гиляровского «Люди театра» в рассказе «Пешком по шпалам». Это рассказ об актерах театра, которых пригласили в Борисоглебск. Вот что писал В.А. Гиляровский: «На пасху мы выехали в Борисоглебск по приглашению купца Иванова, скотопромышленника, выстроившего самый большой в городе дом-гостиницу с номерами, — и в нем хорошенькую небольшую сцену». Театр Иванова на Дворянской улице (ныне ул. Советская д. 29) был открыт в 1874 году. Назывался он «Городской театр Борисоглебска». Поначалу горожане, прежде всего из купеческо-мещанской среды, редко посещали театр, считая, что «туда ходят только дураки и бездельники», но постепенно театр стал неотъемлемой частью жизни горожан. Его посещали дворяне, купцы, мещане, городское население. В газете «Тамбовские губернские ведомости» (№ 66 от 5 июля 1884 г.) в заметке «Борисоглебский театр» говорилось: «Театр, как эстетическое удовольствие, в городском обществе привился совсем недавно — с тех пор, как стали приезжать в Борисоглебск хорошие артисты и добросовестные антрепренеры. Еще так недавно посещение театра считалось страшным грехом, и люди богатого и среднего класса, посещавшие театр, подвергались общественному порицанию. Теперь же искусство театральное многими уважается, и театр посещает не одна молодежь, но и люди, убеленные сединами, находят в нем высокое и приятное удовольствие». Популярные в те времена антрепренеры В.П. Харьков­ский и Г.И. Григорьев, М.П. Данин привозили в Борисоглебск театральные труппы со всей России.

Репертуар состоял преимущественно из драматических пьес, ставились водевили, музыкальные комедии, фарс и даже оперетты.

Расширение театральных связей Борисоглебска с крупными российскими городами приводило к глубоким изменениям в составе и психологии зрителя. Развивалась театральная критика.

Культурную среду города активно формировали и любительские театры. Их было несколько: при городском Общественном саде, в зданиях Дворянского собрания, Народного дома, на первом этаже торгового дома купца Л.В. Де­рибезова. Любовь к театру объединила представителей разных сословий и профессий. Среди них было много талантливых людей: письмоводитель Л.В. Логинов, которого приглашали во МХАТ, железнодорожный служащий Н.И. Семенов — актер и сценарист, супруги Филиповские (сценический псевдоним Диомида Бурлюка и Людмилы Поповой). Диомид был комическим актером, а Людмила — драматической актрисой. До революции Филиповские играли в передвижных малороссийских театрах и выступали на одной сцене с таким великим актером, как А.А. Остужев (внук Филлипов­ских — знаменитый актер, режиссер, народный артист России Н. Бурляев). Репертуар любительских театров был достаточно разнообразен. Спектакли выполняли не только развлекательную, но и просветительскую функцию, прививали новые взгляды на жизнь, ставили философски-этические вопросы. В театрах собирался весь цвет борисоглебской интеллигенции. Позже Диомид Бурлюк признавался, что «подобный тип чеховской интеллигенции он не встречал уже больше нигде».

Насыщенной была и музыкальная жизнь дореволюционного Борисоглебска. Музыкальному образованию и воспитанию отводилось значительная роль. Все чаще жители города приглашали на дом учителей музыки, дававших частные уроки. Продажей нот и музыкальной литературы занимались музыкальный магазин и книжные лавки. В здании Дворянского собрания работал музыкальный кружок. Напротив этого здания располагался дом Аносовых — своеобразный музыкальный центр Борисоглебска. В нем часто останавливались гастролировавшие артисты, чьи концерты обычно проходили в актовом зале Александровской мужской гимназии или зале музыкального кружка. Павел Николаевич Аносов — глава семейства, управляющий борисоглебским отделением банка — был неплохим пианистом. Его отец — Николай Петрович — играл на скрипке, собрал большую нотную библиотеку. Жена, Варвара Ивановна, хорошо пела и участвовала во всех домашних концертах. Любовь к музыке передалась и детям. Сын Аносовых — Николай Павлович впоследствии стал известным дирижером, композитором, пианистом, педагогом.

Вспоминая с большой любовью город своего детства и юности, Николай Павлович писал о том, что Борисоглебск, «несмотря на свои небольшие размеры, очень отличался от других небольших провинциальных городов царской России своим высоким культурным уровнем», вспоминал с огромным удовольствием о разнообразных развлечениях, которыми изобиловал город: «Нередко здесь бывали гастроли драматических и даже оперных трупп. Во многих из них играли талантливые артисты, давшие нам возможность познакомиться не только с великими образцами русской и зарубежной драматургии, но и испытать высокое художественное наслаждение как от самих произведений, так и нередко от исполнения. Известным толчком в моем музыкальном развитии послужила гастроль одной оперной труппы, в которой я, еще пяти-шестилетним мальчиком познакомился с целым рядом опер. Так, первой услышанной мною оперой был «Фауст», оставивший неизгладимое впечатление. Нередки были приезды в Борисоглебск и первоклассных солистов из Москвы, Петербурга и других крупных городов».

Широкое распространение получила в Борисоглебске оркестровая музыка. Духовые оркестры, существовавшие при 6-м запасном кавалерийском полку, городском вольно-пожарном обществе, Александровской мужской гимназии, пользовалась большой популярностью у горожан. Выступления проходили в Общественном саду, электро-театрах, клубах, во время городских празднеств. Звучала музыка для отдыха — вальсы, польки, увертюры.

Приметой времени стали выступления небольших инструментальных ансамблей в только что открывшихся электро-театрах. Так, купец А.В. Безобразов пригласил в открытый им электро-театр сразу два оркестра: духовой (вольно-пожарного общества под управлением С.Ф. Вознесенского) и струнный (под управлением известного солиста симфонических оркестров Б.Я. Шрага). В репертуаре последнего большое место занимали сочинения отечественных композиторов: П. Чайковского, А. Рубинштейна, А. Аренского и других.

Славились церковные хоры города. В церковном хоре Знаменского храма в юном возрасте пел будущий знаменитый художник А.П. Рябушкин. Голос мальчика, вызывавший восторг прихожан, сравнивали с пением ангелов.

Проходили в Борисоглебске и концерты духовной музыки, в которых нередко принимали участие выдающиеся исполнители. Так, в Сретенском храме состоялся концерт протодиакона храма Василия Кесарийского Максима Дормидонтовича Михайлова (1893–1971). Всех желающих послушать его песнопение не вмещала церковь. Позже М.Д. Ми­хайлов стал солистом Большого театра. Когда Ф.И. Шаляпина спросили, кого из современных басов он считает наиболее талантливым, великий певец ответил: «Настоящий бас сейчас есть только в Москве — Михайлов. Какой голос у Михайлова! Даже завидую ему!»

Огромная роль в развитии театральной и музыкальной жизни города принадлежала князю С.М. Волконскому, чья жизнь на протяжении долгих лет была связана с Борисоглебском. Представитель дворянской культуры, культуры столичной, работая с полной отдачей «в своем уездном городе», как называл князь Волконский Борисоглебск, он никогда не понижал поставленную им в творчестве высокую планку, был требователен к себе и другим. Каждый спектакль, лекция, благотворительный концерт с его непосредственным участием или подготовленный им, становились яркими явлениями культурной жизни города.

Большим событием для борисоглебцев стало и открытие в 1881 году Общественного сада (ныне парк культуры и отдыха). Инициатором создания сада, который навсегда должен был остаться собственностью городского общества, быть доступным всем, без исключений, стал гласный городской Думы Р.К. Вейс. Дума поддержала его предложение. Сад был обустроен западнее улицы Казанской, над поймой реки и сразу стал центром летней увеселительной жизни города, местом проведения официальных, благотворительных, культурно-просветительских мероприятий. В 1913 году в городском Общественном саду было устроено электрическое освещение. Одновременно была построена открытая сцена, где выступали музыканты и театральные труппы, собиравшие большое количество публики. В саду можно было соприкоснуться со многими новинками технической мысли: сделать фотографию, увидеть биоскоп, синематограф. Для демонстрации фильмов в саду установили кинематографическую будку.

Бурное развитие приобретала коммерческая развлекательная киноиндустрия. В 1911 году на углу Большой и Охлябинской улиц (Свободы и Совет­ская) А.П. Мягковым, В.И. Дмитриевым и Г.А. Яковлевым был открыт театр «Иллюзион». В 1912 году гостиница «Европейская», расположенная на улице Большой, выстроила веранду для кинематографа. Примечательно, что кинематографы из центра города стали распространяться на окраины. В том же году крестьянин Корненников открыл кинематограф в своей усадьбе в квартале № 13 по ул. Проезжей, 52, неподалеку от Ярмарочной площади. С 1913 года фильмы стали демонстрироваться и в Общественном саду. В 1914 году купец А.В. Безобразов на улице Дворянской открыл два электро-театра — «Большой художественный» и «Малый художественный». В «Большом художественном» демонстрировались киноленты русской «золотой серии»: «Анна Каренина», «Дворянское гнездо», «Крейцерова соната», «Дети Ванюшина». Газета «Борисоглебское эхо» подчеркивала огромное воспитательное значение кинолент, снятых по произведениям классической литературы в исполнении лучших актеров, для городской публики в целом, особенно — для учащейся молодежи. В 1915 году предприниматель Е. Кисляков открыл на улице Большой еще один электро-театр «Модерн». После каждого сеанса на сцене ставили небольшие водевили, выступали фокусники, певцы, играл оркестр.

В 1912 году в Борисоглебске был выстроен тесовый балаган для цирка «Горец», а в 1914 году рассматривался проект строительства купцом А.В. Безобразовым каменного здания драматического театра. По всей видимости, из-за событий, связанных с началом Первой мировой войны, проект не был осуществлен.

В конце XIX — начале ХХ веков активно развивался новый вид искусства — фотография. Первое стационарное фотоателье было открыто в Борисоглебске выходцем из крестьян И.Ф. Нежельским в 1888 году. Мастерская располагалась в центре города на улице Болховитинской. Позже открылись фотомастерские Е. Кащеева, М. Зарщикова, В. Меньшикова, М. Смирновой и другие. Работали в условиях острой конкурентной борьбы, стараясь привлечь внимание публики высоким качеством, профессионализмом и художественным уровнем. Большое внимание уделялось оформлению фотографий. Люди постоянно старались ходить к одному — «своему» — мастеру.

В 1913 году в Борисоглебске был открыт городской школьный музей наглядных пособий (преобразованный в 1929 году в краеведческий, с 2001 го­да — историко-художественный). Он возник на волне возросшего интереса российского общества к «отечествоведению», «родиноведению», как тогда называли изучение отечественной истории. Инициаторами открытия музея стали представители демократически настроенного учительства — преподаватели И.А. Овцынов и М.С. Нумеров. Символично, что разрешение на открытие музея было получено в 1912 году — в год столетнего юбилея победы русской армии в Отечественной войне 1812 года. Каждый уголок России тогда был охвачен подъемом национального самосознания и патриотизма. Музей, являясь популяризатором знаний, пробуждал «сознательную любовь к своей малой родине, затем к своему отечеству».

Еще одним очагом культуры и просвещения в жизни города призван был стать Народный дом. Его строительство началось в 1906 года на средства местного купца Е.Д. Мягкова, известного своей культурно-меценатской деятельностью. Предполагалось, что часть здания будет отведена под библиотеку, а другая — для организации сцены, залов для лекций и чайной. Для завершения строительства Народного дома у Е.Д. Мяг­кова не хватало средств, и в 1911 году он решил передать здание в собственность города. Строительство растянулось на годы. Необходимость его скорейшего завершения актуализировала Первая мировая война, когда возникла потребность расквартирования в Борисоглебске нижних чинов 268-го запасного пехотного батальона. Народный дом для этих целей подходил наилучшим образом. Первая очередь работ по постройке здания, его приспособлению под размещение в нем солдат была выполнена к 18 октября 1915 году. Городской голова М.А. Козловский назвал открытие Народного дома историческим событием в жизни города: «Дав приют своим первым пришельцам, Народный дом помог спасти от постоя почти все учебные заведения города. Уже в этих первых шагах можно видеть залог того, что Народный дом и в будущем, и нужно верить, в недалеком будущем, явится могучим рассадником культуры, значит, и света».

Таковы лишь некоторые страницы из истории культурной жизни дореволюционного Борисоглебска. Многие культурные начинания того времени были продолжены следующими поколениями борисоглебцев. И это важно. Ведь истинная задача русской культуры, как писал князь С.М. Волконский, — не воспоминание, а передача и продление.

 

Литература

 

1. Борисоглебск — 1917: от января к декабрю (Антология уездной прессы в зеркале воспоминаний князя С.М. Волконского). Сост. Аркадий Мурашев. Борисоглебск, 2017.

2. Гиляровский. В.А. Собрание сочинений в четырех томах. Том I. М., Полиграфресурсы, 1999.

3. Зайцева А.А., Кригер Л.В. Историко-культурное наследие Борисоглебской земли (Материалы Свода памятников Воронежской области). М., 1994.

4. Кригер Л.В. История градостроительства Центрального Черноземья XVIII — нач. ХХ вв. Воронеж, 2021.

5. Газета «Борисоглебское эхо».1915. № 83, 18 октября.

6. Газета «Борисоглебская правда». 1957, ноябрь.

7. Газета «Борисоглебский листок». 1914, май.

8. Материалы фондов МБУК БГО «Борисоглебский историко-художественный музей».