Мы с мужем нередко проводили свои воскресные прогулки по живописным окрестностям Воронежского аграрного университета. Василий Федорович, так звали моего мужа, очень любил эти места, здесь он учился, работал. Он охотно делился со мной воспоминаниями о жизни вуза, преподавателях, сокурсниках (среди них был, кстати, известный воронежский писатель Евгений Дубровин).

В одну из таких прогулок муж как-то обмолвился: «А знаешь, здесь Бондарчук снимал фильм «Судьба человека». И стал увлеченно рассказывать все, что помнил о том событии.

Спустя несколько лет у меня подспудно родилась идея разработать проект, посвященный фильму С.Ф. Бондарчука «Судьба человека» и 60-летию одноименного рассказа М.А. Шолохова. Повод действительно примечательный: рассказ впервые был напечатан в газете «Правда» 31 декабря 1956 — 1 января 1957 годов. Выдающиеся творения писателя и кинорежиссера вошли в Золотой фонд не только отечественной, но и мировой культуры. Ко всему прочему, 2016 год указом Президента был объявлен Годом кино в РФ.

Итак, главный герой рассказа «Судьба человека» Андрей Соколов — уроженец Воронежской губернии. Это не случайность. Великий писатель и в других своих произведениях не раз упоминает Воронеж. Он хорошо знал наш край, исторически и географически связанный с его малой родиной. У него здесь были друзья. Он учился в Богучарской гимназии. Василий Песков написал о знаменитом писателе, о станице Вешенской очерк, который вошел в книгу «Отечество», переведенную на многие языки мира. Закономерно в этой связи, что и важнейшие эпизоды фильма Сергей Бондарчук снимал на Воронежской земле.

Как это было? Где именно проходили съемки? Остались ли в Воронеже очевидцы тех событий? На эти и другие вопросы мы попытались найти ответы с членами объединения «Родное слово» Центра дополнительного образования «Родник» в рамках проекта «ЛиК» (литература и киноискусство).

На начальном этапе мы провели «Малые Шолоховские чтения», на которых ребята детально познакомились с содержанием рассказа «Судьба человека». Затем в конференц-зале музея-диорамы состоялся просмотр одноименного фильма. Перед просмотром методист Н.И. Фурсова познакомила детей с экспозицией «Воронеж — город воинской славы», особенно внимательно школьники рассматривали мини-диораму, посвященную боям на Чижовском плацдарме. Это органично ввело их в исторический контекст того времени.

Признаюсь, у меня были сомнения, смогут ли понять современные 11–12-летние девчонки и мальчишки события далеких от них лет, а главное, найдет ли все это отклик в их сердцах? К счастью, дети не только с неподдельным вниманием следили за всем, что происходило в фильме, но и искренне сопереживали главному герою.

Андрей Соколов — обыкновенный русский человек. Первая послевоенная весна. Широко разлился Дон. Здесь у переправы Андрей рассказывает незнакомцу непростую историю своей жизни…

«Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии… После гражданской войны подался на Кубань… А дома отец с матерью и сестренкой померли от голода. Остался один… Вернулся в Воронеж… пошел на завод. Вскорости женился… Родились дети: две дочери и сын… Изучил автодело, сел за баранку на грузовой… Поставили домишко о двух комнатах…» Счастливо жила семья Соколовых.

«А тут вот она, война…» Андрей Соколов ушел на фронт, служил в автороте. Ранение. Плен. Все муки неволи: каторжный труд, издевательства, голод вынес Соколов. Из плена бежал. Еще в госпитале узнал, что жена и дочери погибли от взрыва попавшей в их дом бомбы. Когда во время короткого фронтового отпуска Андрей Соколов приезжает в Воронеж, то на месте родного дома ему открылась «глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская…» Ушедший на фронт сын погибает в последний день войны. Но, несмотря на все пережитые страдания, сердце Андрея Соколова, сохранившее способность отзываться на чужую боль, находит спасение. Андрей говорит мальчику-беспризорнику, которого случайно встретил, что он его отец. Дарит сироте надежду на семью и оставляет эту надежду себе.

Испокон веков на Руси семьей был крепок человек. Семейные ценности всегда находили поддержку в православии, которое исповедует большая часть населения нашей страны.

Сразу же, как только фильм вышел на экраны, учитель Бондарчука режиссер Сергей Апполинарьевич Герасимов откликнулся на это событие большой статьей. «Кадр за кадром, — писал он, — восстанавливается в фильме жизнь Андрея Соколова. Картина показывает и меру его простого человеческого счастья. И меру его нечеловеческих страданий, соизмеряет радость и горе и оставляет у нас ощущение неистребимой силы, завещанной человеку Родиной, народом…»

Образ Андрея Соколова — художественный образ, образ собирательный. По одной из версий, его прототипом стала судьба Григория Устиновича Дольникова.

Григорий Устинович Дольников, советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны в бою за Днепр протаранил самолет противника, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. С третьей попытки бежал, встретился с партизанами, воевал в тылу. В 1944 году вернулся в родной полк и продолжил боевые вылеты. Войну закончил в Праге. Кандидат историче­ских наук. С 1981 года — генерал-полковник авиации. Г.У. Дольников — заместитель главнокомандующего ВВС по вузам. Автор книги «Летит стальная эскадрилья» (1983).

Награжден орденами Ленина (дважды), Октябрьской Революции, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I cтепени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» III cтепени, медалями и иностранными орденами.

Ушел из жизни 23 марта 1996 года.

В плену он назвался Соколовым. На вопрос болгарского шолоховеда: «Случай с Дольниковым в немецком плену лег в основу сюжета произведения Шолохова?» Григорий Устинович ответил: «…К большому сожалению, с Михаилом Александровичем Шолоховым лично не знаком. Кто является прообразом Андрея Соколова — мне неизвестно, скорее всего, это образ собирательный. Что же касается правдивости интересующего эпизода с Соколовым, то могу подтвердить — ни Соколов, ни я в ту минуту не опьянели: мы пили под дулом автомата…»

С Шолоховым Григорий Устинович действительно не был лично знаком, но однажды, в 1948 году, он рассказал журналисту про свой плен. Через год тот позвонил Григорию Устиновичу и попросил позволить ему поделиться той историей с Шолоховым. Дольников ответил согласием.

Г. Дольникова и А. Соколова объединяет не только сходство цепи событий в жизни реального человека и литературного героя, прежде всего, они близки по своей человеческой сути, глубине и цельности характеров.

Кульминационная сцена рассказа — «поединок» А. Соколова с Мюллером, в которой советский воин одерживает моральную победу над фашистом, — «списана» с Дольникова. В этом легко убедиться, если обратиться к страницам автобиографической книги Г.У. Дольникова «Летит стальная эскадрилья».

С этим согласен и известный воронежский журналист Э.П. Ефремов. Эдуард Петрович на протяжении всего маршрута проекта «ЛиК» был нашим добрым наставником и помощником. Он не раз встречался с Г.У. Дольниковым, писал о нем. Из рассказа Э.П. Ефремова мы узнали о том, что Дольников часто приезжал в Воронеж. Он был не только крупным военачальником, но и талантливым ученым в области военной авиации.

Одним из свидетельств того, что судьба Андрея Соколова и Григория Дольникова интересовала многих, фактом отношения к герою реальному и герою художественному явился музейный экспонат — статья в газете «Комсомольская правда» Зои Ерошок «Жизнь». Там был очень примечательный подзаголовк: «В плену он назвался Соколовым. Помните «Судьбу человека»? Настоящая фамилия героя — Дольников». Как сообщила нам директор музея Воронежского государственного педагогического университета Т.Н. Чернобоева, эта статья оказалась в музее благодаря Л.К. Лыжовой, кандидату филологических наук, ветерану вуза.

В музее ВГПУ состоялась короткая, но значимая встреча с Т.Н. Поздняковой, заместителем декана факультета иностранных языков. Узнав о нашем проекте, Татьяна Николаевна рассказала, что использует фильм С.Ф. Бондарчука «Судьба человека» в работе со студентами. В частности, рассматривая такие категории как «грех», «подвиг», она проводит сопоставительный анализ психологии поступка А. Соколова (в сцене, когда он «убирает» предателя) с психологией современных убийц-смертников. Назвав фильм С. Бондарчука одним из любимых своих фильмов, Т.Н. Позднякова отметила его огромный воспитательный потенциал.

Фильм С.Ф. Бондарчука был широко известен за рубежом. Одна из англий­ских газет писала: «Если вы хотите понять, почему во Второй мировой войне победили русские, посмотрите фильм «Судьба человека». Римский Папа после просмотра фильма рекомендовал его своей пастве как пример истинного христианского милосердия.

А среди воронежцев есть люди, которым так или иначе посчастливилось быть причастными к съемкам знаменитой ленты, или довелось жить в послевоенном Воронеже. Именно об этом времени рассказал на встрече с ребятами В.И. Сафонов, директор Воронежского театра кукол имени В.А. Вольховского. Когда ему задавали тогда вопрос: «Где ты живешь?», он отвечал: «В развалинах», и все понимали, где это…» Семья Сафоновых проживала в химическом корпусе Воронежского сельскохозяйственного института, вернее в той его части, которая уцелела от бомбежек. Аудитории факультета по количеству окон были разделены на крохотные комнатушки, где селились воронежцы, вернувшиеся в родной город. Использовать под жилье уцелевшее крыло химкорпуса оказалось возможным еще и потому, что в подвале здания сохранилась котельная.

Здесь, во дворе химкорпуса, основная часть которого представляла собой развалины, и расположилась съемочная группа С.Ф. Бондарчука.

«1958 год… Прошло тринадцать лет с тех пор, как отгремели бои, но всюду чувствовалось дыхание войны, видны были ее неостывшие следы…» — вспоминал В.И. Сафонов. Опытные поля ВСХИ сплошь были усеяны гильзами, осколками снарядов. Для мальчишек это было поле «бесценных» находок. А уж когда среди развалин были найдены два поржавевших ружья, мальчишескому счастью не было предела…

— Во время строительства Воронежского водохранилища пришлось убирать дубовую рощу, стоящую на берегу реки. Спиливать деревья было очень сложно из-за того, что их стволы были начинены осколками снарядов, — вспоминал Сафонов.

Кадры из фильма перемежались с рассказами из реальной истории нашего города времен Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Это создавало необыкновенную атмосферу встречи. В.И. Сафонов напомнил о том огромном значении, которое имело Воронежское сражение для исхода войны, о незабываемом подвиге тех, кто ценой собственной жизни защитил Отечество.

На территории опытных полей Воронежского сельскохозяйственного института, на так называемой горе «Пескухе», снималась и сцена побега А. Соколова из плена.

П.Е. Полунин, исполнитель роли Ванюши, много лет спустя в беседе с заместителем главного редактора газеты «Коммуна» В. Силиным так описывал свои впечатления от просмотра этого эпизода: «А. Соколов, осуществив побег из концлагеря, теряет последние силы… судорожно, наспех ест овсяные зерна, кое-как ошелушив их черными ладонями… Удивительные у него в тот момент глаза! В них и вселенская боль, и скорбь. И первые проблески счастья, какое дает человеку свобода». И далее, отмечая талантливую работу оператора В. Монахова, П.Е. Полунин продолжает: «В той же сцене на овсяном поле оператор добивается такого пронзительного звучания, что у многих зрителей и сейчас слезы на глаза наворачиваются: словно овсяное поле уже и не поле, а его сухой осенний отлив, словно поседевшая от горя и боли сама земля — истерзанная и измученная врагом. И в этих седых космах, которые ветер растормошил во все стороны, лежит обессиленный человек, пусть и страдающий, но живой, жаждущий жизни».

Незабываемые впечатления остались у нас от поездки в Свято-Богоявленский храм (с. Терновое Семилукского района), от встречи с настоятелем храма отцом Сергием и матушкой Евдокией.

До революции село Терновое было родовым имением Лосевых, крупных воронежских землевладельцев. В 1737 году на северо-восточной окраине села была построена деревянная церковь Богоявления. В 1769 году на месте церкви возвели каменный храм с приходами во имя Дмитрия Ростовского (правый) и Николая Чудотворца (левый). Храм, построенный в стиле барокко с элементами русского средневекового зодчества, стал украшением усадьбы Лосевых.

После октябрьского переворота 1917 года Свято-Богоявленский храм стоял на учете в Отделе по делам музеев Главнауки Наркомпроса как ценный памятник архитектуры Воронежской губернии. В это же время храм был закрыт. Были пережиты времена поругания православной веры, прошли тяжелые годы Великой Отечественной войны. К середине XX века от былого великолепия храма остались только стены.

Именно на Свято-Богоявленский храм пал выбор режиссера С.Ф. Бондарчука.

Здесь снимался эпизод фильма, когда фашисты размещают советских военно­пленных в полуразрушенной церкви. Здесь же была снята и одна из самых запоминающихся сцен, когда русский солдат бросается к дверям храма, просит немцев выпустить его по нужде. Истинная вера, совесть не позволили ему осквернить святое место. Сыграл воина воронежский актер А. Новиков. Сейчас в Воронеж­ском театре юного зрителя работает его сын А.А. Новиков, заслуженный артист РФ. В телефонном разговоре он рассказал нам о том, что в их семейном архиве сохранились свидетельства участия А. Новикова в съемках фильма «Судьба человека»: телеграмма С.Ф. Бондарчука, письма, фотографии.

В годы Великой Отечественной войны в Свято-Богоявленском храме действительно содержались военнопленные. Во время восстановительных работ там находили человеческие останки, кисти рук, связанные проволокой. Останки перезахоронили, отслужили панихиду по неизвестным усопшим.

Как рассказал нам отец Сергий, в конце 1990-х годов судьбой храма заинтересовался один из состоятельных жителей Москвы. Приехав в Терновое в гости к другу, он увидел, в каком запустении находится храм, и решил помочь его восстановлению. Сложнее всего было получить разрешение на реконструкцию храма. На получение необходимых документов ушло около двух лет. Работы начались в 2000-м году, выполнялись они быстро и качественно.

Сейчас это один из красивейших храмов Воронежской области. Открываешь его двери, и дух захватывает от красоты и удивительной атмосферы. Здесь освобождаешься от суеты, психических недугов, истощающих душу современного человека… Веками намоленное место… Поистине Божественная жемчужина, располагающаяся в одном из самых живописных уголков Воронежского края, на берегу впадающей в Дон речки Ведуги, одной из тех малых речушек России, которые питают реки великие.

С 1995 года Свято-Богоявленский храм является объектом исторического и культурного наследия федерального значения и охраняется государством.

Прихожан в храме немного, в основном это жители Воронежа, приезжающие сюда по выходным и праздничным дням. К сожалению, с храмом нет транспортного сообщения.

Отец Сергий выразил сожаление по поводу того, что приглашение посетить храм, направленное сыну великого кинорежиссера — Федору Бондарчуку, осталось пока без ответа.

Как осталось до сих пор без последствий и обращение воронежской интеллигенции к администрации Воронежа о создании памятника А. Соколову в его родном городе или, допустим, в области. Может быть, надлежит всерьез об этом задуматься в преддверии 75-летия освобождения Воронежа от фашистской оккупации и памятных дат в истории создания истинных художественных шедевров — рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека» и выхода на экраны одноименного фильма Сергея Бондарчука.