Судьба последнего настоятеля Старособорной Успенской церкви (ныне храм во имя свв. мчч. Бориса и Глеба) г. Борисоглебска Василия Сергиевского и его семьи является подлинным отражением бурных, противоречивых, зачастую трагических событий истории нашего города и края.

Василий Николаевич Сергиевский родился 3 февраля 1873 году в с. Березовка-Луневка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1894 году окончил Тамбовскую духовную семинарию по первому разряду. После этого началось его знакомство с нашим городом. По окончании семинарии он год состоял псаломщиком Знаменской церкви Станичной слободы г. Борисоглебска (с 5 августа 1894 по 1 июля 1895 г.).

В 1895 году Преосвященным Александром, епископом Тамбовским и Шацким Василий Сергиевский был рукоположен в священники и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма с. Мучкап Борисоглебского уезда Тамбовской губернии на место своего отца. Здесь о. Василий прослужил три с половиной года и в декабре 1898 года был назначен к Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска, где в это время настоятелем был его престарелый тесть протоиерей Василий Гурьевич Гурьев (1834–1899).

Вместе с мужем на свою родину поехала и жена о. Василия матушка Мария. Мария Васильевна Сергиевская (Гурьева) родилась в 1877 г. в г. Борисоглебске. Окончила гимназию в г. Тамбове, где и познакомилась со своим будущим мужем.

В 1899 году протоиерей Василий Гурьев скончался, и о. Василий Сергиевский стал настоятелем Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска.

 

Начинался неспокойный XX век. В семье подрастали дети Николай и Екатерина. Жила семья Сергиевских в доме о. Василия Гурьева на улице Верхне-Площадной (ныне ул. Ленинская, д. 40).

В сентябре 1903 года в Борисоглебск с архипастырским визитом прибыл епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев). Посещая храмы города, Владыка посетовал на отсутствие при них церковно-приходских школ, в городе в то время была единственная церковно-приходская школа при Сретенском храме. Добрый благодетель и ктитор Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска купец Семен Владимирович Кочергин высказал Владыке свое решение о строительстве при храме церковно-приходской школы и испросил на это благословение. При этом он обязался пожертвовать на это доброе дело 10 тыс. рублей. Благословение было получено, и к 1 августа 1904 года строительство здания школы уже было завершено (ныне в этом здании находится городской Дом ремесел). Через полтора месяца Владыка Иннокентий вновь посетил г. Борисоглебск и новую школу при Успенской церкви. Он остался весьма доволен прекрасным, большим и светлым зданием, сказав, что оно «служит лучшим украшением города и было бы хорошим школьным зданием даже в столицах»1.

В освящении здания новой школы приняло участие практически все духовенство города. При этом настоятель храма о. Василий Сергиевский произнес прекрасную, полную чувств глубокой благодарности Владыке и ктитору храма, речь, в которой отметил, что школа «будет светом и теплом в духовной жизни учащихся»2.

Школа предназначалась для обучения девочек, в ней обучалось свыше 100 человек. Отец Василий был назначен ее заведующим и законоучителем.

Попечительницей школы стала супруга ктитора Агриппина Алексеевна Кочергина.

Необходимо отметить, что С.В. Кочергин был ктитором и попечителем Успенского храма с 1880 года на протяжении многих лет. Он немало потрудился для благоукрашения храма Божия и содержания церковно-приходской школы, по чувству христианской любви к Богу много жертвовал из собственных средств.

Отец Василий ревностно принялся за дело духовного образования детей, все свои силы, духовный опыт и знания он отдавал этому благому делу. Для преподавания общеобразовательных предметов в школу были приглашены светские педагоги. И дети откликнулись на старания своего доброго батюшки искренним уважением и любовью.

Тамбовские Епархиальные Ведомости в 1909 году опубликовали речь о. Василия Сергиевского, сказанную в день двадцатипятилетнего юбилея церковно-приходских школ. В ней священник касается начала их деятельности в царствовании императора Александра III и говорит о многих трудностях на этом пути. Он отмечает современное благоприятное положение церковно-приходских школ: «Теперь, через двадцать пять лет, помощью Божиею, благодаря энергии приходских пастырей и щедрым жертвам приснопоминаемых жертвователей, церковные школы уже не ютятся в темных караулках и грязных избах, а имеют приличные, а некоторые и роскошные помещения. Теперь по своему учебно-воспитательному значению церковные школы стали в ряд со светскими школами и общество, и руководители светских школ, видя это, протягивают дружескую руку своим духовным товарищам и соработникам на ниве народного просвещения»3.

Говоря о положении церковно-приходских школ, священник отметил и тот факт, что раздаются и недобрые высказывания в их адрес, в том числе и с высокой трибуны Государственной Думы, но этот шум слышится из того лагеря, который идет не только против церковных школ, но и против всего церковного, против самой Церкви4.

Из этих слов пастыря, не побоявшегося обличить высокие власти, можно сделать вывод о том, что уже в то время начинались процессы, направленные против Церкви, и здравомыслящие люди отчетливо это видели и возвышали свой голос в Ее защиту.

Эти слова характеризуют о. Василия как пастыря, радеющего о своей Вере, Церкви и вверенной ему Богом пастве.

В эти годы усердными трудами о. Василия и С.В. Кочергина в Старособорной Успенской церкви был проведен полный наружный и внутренний ремонт. Здание храма было построено в 1792 году на месте ранее существовавших двух деревянных церквей. Строительство первой из них относится к 1703 году. В то время храм был освящен во имя покровителей города, свв. мчч. благ. кнн. Бориса и Глеба и с тех пор стал главным городским храмом.

Впоследствии, после нескольких перестроек, собор стал Успенским с приделом во имя свв. мчч. Бориса и Глеба. Это одна из первых церквей города.

Тем временем семья Сергиевских увеличивалась. В 1901 году у о. Василия и матушки Марии родился сын Иван, в 1903-м — Сергей, а в 1910-м — Михаил. Заботу о семье о. Василий совмещал с обширной и плодотворной общественной и преподавательской деятельностью.

В г. Борисоглебске о. Василий Сергиевский пользовался большим уважением, заслуженным авторитетом и любовью не только своих прихожан, но и руководства города и уезда. Он считался лучшим городским проповедником. «Борисоглебским златоустом» по-доброму называло его местное духовенство. В июле 1912 году правящим архиереем о. Василий был назначен благочинным Борисоглебского городского округа. Священник в течение 15 лет был законоучителем церковно-приходской школы при Старособорной Успенской церкви и, кроме того, в течение 17 лет законоучителем еще двух приходских училищ. В течение 15 лет приводил к присяге свидетелей и присяжных заседателей волостного окружного суда.

За усердные труды во славу Церкви и народа Божия о. Василий Сергевский не раз поощрялся епархиальным священноначалием. Он был награжден камилавкой, наперсным крестом, другими наградами, возведен в сан протоиерея.

Тамбовские Епархиальные Ведомости, описывая обозрения Его Преосвященством, Преосвященнейшим Кириллом, Епископом Тамбовским и Шацким, монастырей, церквей и школ епархии в 1911 году, отмечали, что Старособорная Успенская церковь г. Борисоглебска и церковно-приходская школа при ней содержатся настоятелем и ктитором в прекрасном состоянии: «Причт в Старособорной церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Все они имеют трезвую жизнь и по должности исправны. Священник обнаруживает себя усердным проповедником и аккуратным законоучителем5.»

 

Наступил 1914 год. Началась Первая мировая война. Военное лихолетье коснулось и города Борисоглебска. В этом году о. Василий Сергиевский избирается членом Уездного попечительного общества о тюрьмах. Князь Сергей Михайлович Волконский отдал свой собственный дом в г. Борисоглебске под военный госпиталь для раненых солдат и являлся его попечителем. Духовно окормлял госпиталь, помогая воинам быть духовно стойкими, священник Василий Сергиевский.

В то время земским врачом, а также главным врачом госпиталя был известный в городе и уезде доктор Николай Николаевич Масловский, именем которого ныне назван районный перинатальный центр в г. Борисоглебске. Его помощницей была родственница о. Василия по линии матушки Мария Павловна Мелешкевич (Гурьева).

Наступали тяжелые времена, времена коренных перемен в государстве и ломки человеческих душ. Недоброе дыхание времени чувствовалось во всем, общество становилось все более политизированным. Отец Василий со свойственной ему духовной энергией продолжал свой нелегкий пастырский труд. В своих проповедях, обращенных к пастве, следуя духу Евангелия, он избегал политических тем, но его духовная мудрость, пастырский опыт и талант проповедника позволяли людям услышать в его словах самое нужное, важное и необходимое для души в эти нелегкие дни. Как и в былые времена, многие приходили в Успенский храм, чтобы услышать мудрое слово любимого пастыря, задевающее глубинные душевные струны и доходящее до сердца. Это было так необходимо во времена духовной и политической смуты.

Пришел 1917-й. Русскому человеку, душа которого веками стремилась к Богу, новые власти попытались преградить этот путь. С невероятной жестокостью они стремились убить Бога в русской душе. С высоты прошедшего времени нам, ныне живущим, очень сложно, а может быть, и невозможно до конца ощутить, прочувствовать меру трагизма этой эпохи. Понять, как тяжело было тогда людям, привыкшим к определенным жизненным устоям, менять эти устои, подчас вопреки своим желаниям. Видеть, как рушится государство, слышать новые лозунги и новые призывы. А самое главное — понять, в каком же лагере остаться…

Но для человека верующего путь один — какой бы ни была власть, необходимо оставаться верным незыблемым словам Евангелия и своей Церкви. Многие тогда избрали именно этот путь. Для большинства из них он оказался крестным.

Свой крестный путь избрал для себя тогда и о. Василий Сергиевский. Несмотря на притеснения со стороны властей и тяготы жизни батюшка продолжал свое пастырское служение. Закрытие храмов в г. Борисо­глебске началось в конце 20-х годов ХХ века, но в соответствии с декретом правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» была закрыта церковно-приходская школа при храме, другие учебные заведения, где о. Василий был законоучителем. Единственной школой жизни и кораблем спасения оставался Божий храм. Вплоть до его закрытия о. Василий Сергиевский оставался благочинным Борисоглебского городского округа.

В 1922 году от всех священнослужителей власти потребовали заполнить некие анкеты. Вероятно, это было связанно с внедрением в церковную среду обновленческого раскола. Среди 14 вопросов анкеты были вопросы, касающиеся отношения священнослужителей к советской власти и обновленческому движению. Отвечая на вопросы этой анкеты о. Василий писал: «Справедливость социальной революции и народного труда признаю только на основе Евангельской любви, при которой действительно возможна истинная свобода, равенство и братство, создание Царства Божия на земле6.»

Как и большинство представителей духовенства уезда о. Василий признал существование обновленческого движения, «…но до того пока это движение не касается изменения или отмены коренных православных догм и канонов и наиважнейших обрядов7…»

Из ответов священника мы видим, что самым важным для него, как истинного пастыря, в этих условиях было сохранение Духа Евангелия, незыблемости и нерушимости церковных канонов и правил. Он радел за то, чтобы «Царство Божие на земле» строилось именно на этих и никаких других основах.

Однако обновленцами было нарушено большинство из установленных Церковью и имеющих апостольскую преемственность христианских канонов и церковных правил. В основе нового государственного строя не стоял христианский закон. Большинство из священнослужителей это осознало и возвратилось к исконной Церкви. Государству не удалось, таким образом, разложить Церковь изнутри, и Она не стала послушной исполнительницей воли безбожной власти, но явила миру сонм своих новомучеников и страдальцев за Веру.

В городе начались открытые репрессии в отношении духовенства и верующих. На глазах у благочинного арестовывали его товарищей — священников и прихожан, а он был бессилен им помочь, и это разрывало его душу. Закрывались храмы. В 1929 году была закрыта и Старособорная Успенская церковь г. Борисоглебска, о. Василий не мог более служить. Большинство из его сыновей к этому времени переехали в Москву, с родителями осталась лишь дочь Екатерина, которая была глухонемой. Отцу Василию в это время было 56 лет. Волна репрессий конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века миновала священника. Жилось трудно, но бывшие прихожане, помня своего отзывчивого и доброго батюшку, помогали чем могли.

Наступил страшный 1937 год, когда новая волна невиданных репрессий захлестнула страну. Город Борисоглебск стал одним из центров Воронежской области (в 1929 г. город вошел в ее состав), где отбывало заключение и впоследствии, по приговору Троек, здесь же было расстреляно большое количество священнослужителей, монашествующих и простых мирян. Многие из священников города приняли здесь мученическую кончину.

В 1937 году протоиерей Василий Николаевич Сергиевский был арестован. Сначала он содержался в тюрьме г. Липецка, но затем место заключения было изменено, и вплоть до 1940 года семье не было известно о его судьбе. Матушка Мария Васильевна писала в соответствующие инстанции, но ответа не получала. Наконец на очередной запрос семьи в 1940 г. был получен ответ из управления Унженского исправительно-трудового лагеря НКВД, из которого следовало, что Василий Николаевич Сергиевский умер в заключении 4 августа 1939 г. Ему было 66 лет.

Вероятно, это была лишь отписка для родственников. Зачастую лагерное начальство, следуя инструкции органов НКВД, не писало в этих документах правды о кончине заключенных, но в их личных архивно-следственных делах имелись документы о расстреле, датированные более ранним числом, чем справка о смерти, выданная родственникам.

 

Так завершился земной, исповеднический путь последнего настоятеля Старособорной Успенской церкви г. Борисоглебска протоиерея Василия Николаевича Сергиевского. Путь истинного доброго пастыря, отдавшего свою жизнь за Имя Божие и Церковь Христову, несмотря ни на что, оставшегося верным Богу и Церкви до конца.

Ныне родственники о. Василия, которые проживают в г. Москве, свято чтут память о своем предке. Живы три внучки священника. Они, их дети и внуки совместными усилиями воссоздали родословную своей семьи, которая имеет много известных в истории г. Борисоглебска фамилий. Ежегодно родственники о. Василия посещают г. Борисоглебск, молятся в храме, в котором служил досточтимый батюшка, совершивший истинный духовный подвиг и занявший достойное место в сонме новомучеников и исповедников Веры Борисоглебской земли и Русской Православной Церкви.

 


1 Т.Е.В. 16 октября 1904 г. № 42. С. 2073.
2 Там же.

3 Т.Е.В. 1909 г. № 43. С. 1990.
4 Там же.

5 Т.Е.В. 9 июля 1912 г. №22–23. С. 1157.

6 ГАТО. Ф.181, д. 2418. С. 185.
7 Там же.