Красота иной далекой жизни
- 26.04.2023
Самобытный русский живописец Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904), уроженец Борисоглебской земли, своими художественными работами стремился донести до современников традиционные национальные ценности и создавал с помощью средств живописи положительный идеал. Формируя «культ прошлого»1, он смог воспеть «красоту иной далекой жизни, жизни, противостоящей суетности, стяжательству, пошлости современности»2. Он смог связать современность с историей. Вот почему бытовой жанр в его книжно-иллюстративной графике и живописных полотнах «потерял свой бытовизм»3. При разговоре о творческом наследии А.П. Рябушкина нельзя не согласиться с мнением, высказанным более 100 лет назад его другом и первым биографом А.К. Воскресенским: друзьям и потомкам тот «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом»4. В творчестве А.П. Рябушкина отразилась одна из важнейших граней многосложного явления, называемого русским национальным духом.
Наследие художника огромно и разнообразно: станковая и монументальная живопись, акварели, рисунки, этюды и книжная графика. Самыми известными стали его исторические полотна, посвященные русской истории XVII в. Это «Сидение о делах царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1892–1893), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899), «Свадебный поезд в Москве» (1901), «Московская девушка XVII века» (1903).
Говоря о значении творчества А.П. Рябушкина, критик С.К. Маковский писал, что «его неровное, но большое дарование дает ему право на почетное место в семье современных русских мастеров»5. Работы художника хранятся в крупнейших музеях России и стран Ближнего Зарубежья, в частных коллекциях, представлены на постоянных экспозициях и украшают тематические выставки6. Собрание рисунков из 295 единиц7 находится в архивном фонде писателя и либреттиста И.Ф. Тюменева (1855–1927)8. Книги с иллюстрациями, выполненными А.П. Рябушкиным, можно найти практически во всех библиотеках. Монументальные работы сохранились в двух санкт-петербургских храмах: в храме Спаса на Крови9 и в консерваторской церкви10.
Андрей Петрович Рябушкин родился в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, учился в Москве и Санкт-Петербурге, долгие годы жил в усадьбах своих друзей — Приволье и Дидвино — и был похоронен у церкви Николая Чудотворца в селе Добром11. Андрей Рябушкин никогда не покидал Россию (за исключением нескольких месяцев в конце жизни, когда уехал на лечение в Швейцарию). Не случайно в статье, посвященной своему другу, И.Ф. Тюменев писал, что художник «всецело посвятил себя своей родине»12. А А.К. Воскресенский особо отмечал, что «все помыслы А.П. Рябушкина были направлены в сторону русской старины, русского быта и психологии русского крестьянина, все идеалы его были чисто русские»13. Села и деревни Тамбовской губернии, Рязанщина, Новгород, Поволжье, Москва, Русский Север стали частью его творческой жизни14.
При жизни живописные полотна А.П. Рябушкина, представлявшие русскую историю и российскую повседневность, нередко экспонировались, но не состоялось ни одной персональной выставки. Попрощавшись с художником, проводив его в последний путь и обустроив могилу, друзья и почитатели таланта начали работу по исполнению его «заветной мечты»15 — подготовку к проведению посмертной «отдельной»16 выставки, по возможности, наиболее полной, «из всего, что только удалось бы собрать»17. Это событие и стало первым шагом в процессе мемориализации — увековечивания памяти блистательного и тонкого русского живописца и графика.
Выставка, на которой представили публике 257 произведений, состоялась в 1912 г. в залах Императорской Академии Художеств18. К ее открытию увидели свет книга А.К. Воскресенского «Рябушкин»19 и небольшой Каталог. Продажа изданий и входных билетов, а также создание Фонда для увековечения памяти Андрея Петровича Рябушкина — все это вместе названное позволило собрать хорошую денежную сумму — 7 000 рублей.
Большая часть из полученных средств, а именно 5 000 рублей, пошла на учреждение пособия «для нуждающихся учеников»20 Академии художеств и Училища живописи, ваяния и зодчества и на стипендию имени А.П. Рябушкина «для вольнослушателей или учеников Высшего Художественного Училища при Императорской Академии Художеств»21. Полторы тысячи рублей определили для выплаты стипендии студентам Училища Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве. Эта стипендия получила название «Поощрительная премия имени художника Андрея Петровича Рябушкина в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве»22.
Выставки произведений, созданных А.П. Рябушкиным, и вечера его памяти стали важнейшей составляющей в деле мемориализации величайшего исторического живописца и графика. Так, например, после Великой Отечественной войны, в 1949 г., на волне подъема подлинного интереса к глубинной истории Отечества в Московском Союзе Советских художников провели вечер, посвященный творчеству художника.
Следующий важный шаг в раскрытии художественного наследия А.П. Рябушкина был сделан при подготовке к празднованию 100-летия со дня рождения. Его отметили серией юбилейных выставок, прошедших в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске и Львове. Издали небольшой иллюстрированный каталог23. В 2009 г. накануне уже 150-летия А.П. Рябушкина Государственный Русский музей организовал большую выставку, на которой представили «110 произведений живописи и графики из собраний Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, Всероссийского музея А.С. Пушкина, Псковского художественного музея, частных коллекций»24.
К началу работы выставки сотрудники музея выпустили альбом. В него включили репродукции всех представленных произведений живописи и графики, а также уникальные фотографии25. Новые информационные технологии позволили создать в виртуальном пространстве мультимедийный проект: «Творчество А.П. Рябушкина. От мотива к картине». Собранные в мультимедийный фильм многочисленные эскизы и зарисовки, сделанные художником в альбомах, на полях записных книжек и в письмах близким дают возможность всем интересующимся получить представление о процессе непростых художественных поисков. О задачах фильма его создатели написали: «Книжные иллюстрации, эскизы монументальных произведений, церковная живопись, декоративные панно, эскизы к театральным постановкам — все это расширяет обыденное представление о творчестве художника»26.
К 150-летию А.П. Рябушкина, прошла выставка и в г. Тосно в Тосненской картинной галерее (к Тосненскому району Ленинградской области относится г. Любань). Особенность этой юбилейной выставки заключалась в том, что на ней подвели итоги «Олимпиады по изобразительному искусству», которая проходила в регионе под лозунгом юбилея художника27.
Вторым направлением мемориализационного процесса можно назвать написание книг, статей и выпуск разнообразных альбомов, в которых давалась характеристика творческого пути и раскрывалось значение наследия этого уникального скромного и требовательного к себе исторического живописца.
Первый биографический очерк опубликовал в 1904 г. (в год смерти художника) И.Ф. Тюменев28. В год проведения посмертной персональной выставки вышли книги А.К. Воскресенского и А.А. Ростиславова29.
Несколько небольших альбомов с черно-белыми иллюстрациями увидели свет в 1960–1961 гг. в связи с празднованием 100-летия со дня рождения художника30. Заметный рост интереса исследователей к наследию, оставленному А.П. Рябушкиным, наблюдается со второй половины 1960-х годов. Одна за другой выходят в свет книги Н. Масалиной, Б.М. Кузнецова, А.Н. Савинова, И. Гутта, Е.А. Одинокова, В.М. Механиковой31.
2000-е годы отмечены изданием большого юбилейного альбома и двух монографий: Г.В. Аксеновой (автора данной статьи) и Р.И. Власовой32, в которых дана наиболее полная оценка творчества художника.
Особую роль в философском осмыслении значения творчества А.П. Рябушкина и в понимании его места в искусстве сыграла книга профессора, заслуженного деятеля искусств Н.Н. Третьякова «Образ в искусстве: основы композиции»33. Давая общую оценку композиционному построению картин А.П. Рябушкина, исследователь указал на главную особенность его творчества: «с его свободным истолкованием временных категорий» он «предвосхитил возможности кино»34. В качестве яркого примера приведен «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)».
По мнению Н.Н. Третьякова, А.П. Рябушкину особенно удался «образ вечности» — «Дома Божия», представленный в небольшой картине «Новгородская церковь». Также художник смог раскрыть тему «Дороги» «как пути в вечность»35. Подобного философского прочтения творчества А.П. Рябушкина не делал никто. Именно это прочтение позволило совершенно по-иному представлять картины художника на тематических художественно-философских выставках, например, таких как «Дорога и путь в русском искусстве», «Красный цвет в русском искусстве», и заново открыло миру наследие «ясновидца и правдолюбца минувших жизней»36.
На сохранение исторической памяти и на увековечивание великих представителей прошлых времен нацелена деятельность органов государственной власти, связанная с присвоением их имен улицам городов и населенных пунктов и размещение памятных досок на мемориальных зданиях. Имя А.П. Рябушкина с 1957 г. носит бывшая Кладбищенская улица в городе Любань (на городском кладбище перезахоронен прах художника) и с 1963 г. Красная улица, которая расположена в бывшей Станичной слободе (г. Борисоглебск Воронежской области)37. Памятная доска в 2009 г. установлена на здании воскресной (бывшей церковно-приходской) школы Знаменского храма, в которой когда-то учился будущий художник38. В 2016 г. памятный барельеф с изображением А.П. Рябушкина разместили в помещении Детской художественной школы имени А.П. Рябушкина.
В Борисоглебске помнят и любят своего земляка. В городе проводится большая работа по сохранению и увековечиванию имени и дела А.П. Рябушкина. Помимо того, что есть улица, которая носит его имя и установлены две мемориальные доски (о чем сказано выше), имя художника присвоили в 2005 году Детской художественной школе. В 2011 году ко дню памяти «сотрудниками картинной галереи г. Борисоглебска для студенческой молодежи был организован ряд мероприятий, посвященных творчеству А.П. Рябушкина»: экскурсия по Знаменскому храму, чаепитие и знакомство с историей храмов г. Борисоглебска39.
На решение главных вопросов мемориализации было нацелено проведение года А.П. Рябушкина в 2016 году.
Объявленный 25 января год торжественно открылся 2 февраля 2016 г. памятным музыкальным вечером в Картинной галерее имени П.И. Шолохова. Картинная галерея наряду с Художественной школой, Центром социальной адаптации молодежи, Борисоглебским историко-художественным музеем, Борисоглебским музыкальным училищем, Борисоглебским драматическим театром, Борисоглебской централизованной библиотечной системой стали главными центрами проведения мероприятий, связанных с раскрытием смыслозначимости творчества и популяризации наследия уроженца Борисоглебска, «даровитого и интересного», «упорного и добросовестного реалиста»40, такого знакомого и незнакомого Андрея Петровича Рябушкина.
К числу наиболее ярких событий, позволяющих судить о процессе мемориализации, говорящих о многообразии форм подобной работы, необходимо отнести четыре выставки («Русские былинные богатыри в иллюстрациях А.П. Рябушкина», «Неизвестный Рябушкин», «Творчество А.П. Рябушкина — в детских рисунках» и выставку московского художника Сергея Котова — автора портрета А.П. Рябушкина, переданного в дар музею)41, краеведческую игру-квест «Музей имени Рябушкина»42, конкурсы детских рисунков и сочинений, книжно-иллюстративные выставки, издание альбома «Здесь родная стихия художника. С любовью из Борисоглебска».
Труппа драматического театра к дню рождения художника преподнесла подарок всем жителям и гостям Борисоглебска: состоялась премьера спектакля «Развеселое житье» по сценам из народного быта И.Ф. Горбунова «Смотрины и сговор», «Жестокие нравы» и «Утопленник»43. Лучшим иллюстратором этих рассказов был А.П. Рябушкина.
Закрывал юбилейный год концерт народного вокального ансамбля «Ивушка» музыкально-театрализованной постановкой «Солеталися голубки».
Формат мероприятий, предложенный администрацией и общественностью г. Борисоглебска, позволил вовлечь в разговор о своем земляке практически всех жителей города и показать значение процесса мемориализации в воспитании будущих поколений.
К 160-летию со дня рождения А.П. Рябушкина в Борисоглебской картинной галерее им. П.И. Шолохова открылась постоянная экспозиция, раскрывающая путь художника от «крестьянского богомаза» до величайшего церковного и исторического живописца. Состоялась конференция, объединившая музыкантов, музыковедов, искусствоведов, художников-педагогов и сотрудников музеев Борисоглебска, Воронежа, Москвы и Тосно (Ленинградская обл.). Журнал «Педагогическое регионоведение» ежегодно публикует статьи и архивные материалы, способствующие раскрытию различных сторон творчества этого самобытного уроженца Борисоглебской земли.
Процесс мемориализации — это непростое долговременное действие, требующее вложения средств. Если мы говорим о мемориализации художника А.П. Рябушкина на его родине, то, конечно необходимо поставить вопрос, как минимум о создании музейной экспозиции, представляющей его жизненный путь. Значимым шагом может стать открытие музея или создание ART-центра «Рябушкин», который бы смог объединить работу фольклорных коллективов, начальное художественное и музыкальное образование, выставочную деятельность.
Новым направлением мемориализации может стать фестиваль «Рябушкинская осень», который бы включал, допустим, музыкальные вечера, пленэры и выставки, конкурс анимационных фильмов по картинам А.П. Рябушкина, театральные постановки, литературные вечера и т.д.
Не менее интересным может стать и организация выставки-конкурса «Осенний салон», проводимой один раз в два-три года и направленной на сохранение и развитие лучших художественных традиций в разных областях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Выставки-салоны в ряде регионов России уже стали замечательной традицией и успешно организуются силами сотрудников историко-краеведческих и художественных музеев.
Думается, что мы, ныне живущие, и наши потомки, сохраняя память о великих предках, увековечивая их дела и раскрывая значение их жизни и деятельности, будем всегда благодарны А.П. Рябушкину за то, он «успел оставить мир, который нашел в своей душе среди воспоминаний о русском прошлом»44.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Цит. по: Савинов А.Н. Рябушкин. — Л.: Аврора, 1973. — С. 54.
2 Верещагина А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XX века. — Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1973. — С. 95.
3 Кириченко Е.И. Русский стиль. — М.: ГАЛАРТ: АСТ, 1997. — С. 383.
4 Воскресенский А.К. Рябушкин: Биографический очерк. — СПб.: Н.И. Бутковская, 1912. — С. А.
5 Маковский С.К. Силуэты русских художников. — М.: Республика, 1999. — С. 166.
6 Врангель Н.Н. Обзор Русского музея императора Александра III. — СПб.: АО тип. дела в Спб. (Герольд), 1907. — С. 58; Каталог посмертной выставки картин, эскизов, этюдов и рисунков художника Андрея Петровича Рябушкина в залах Академии художеств. — СПб., 1912; Живопись XVIII — нач. XX вв. (до 1917 г.). / Сост.: З.Т. Зонова, М.М. Колпакчи, С.Н. Гольдштейн и др. Под общ. ред. Г.В. Жидкова. Каталоги собраний Государственной Третьяковской галереи. — М.: Изд-во Гос. Третьяковской галереи, 1952. — 584 с.; Андрей Петрович Рябушкин. Каталог выставки. К столетию со дня рождения. 1861 — 1961. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — 66 с.; Акварель и рисунок второй половины XIX — начала XX века в собрании Государственной Третьяковской галереи. — М.: Изобразит. искусство, 1988. — 270 с.; Государственный русский музей. Санкт-Петербург. Живопись XII — начала XX века. — М.: Изобраз. искусство, 1993. — 157 с. — № 123; Красный цвет в русском искусстве. Альбом / Науч. руководитель Е.Н. Петрова. Авт. вступ. статей: Е.Н. Петрова, И. Киблицкий, Т.Б. Вилинбахова. — СПб.: Palace Editions, 1997. — 184 с.; Сказка в России / Государственный Русский музей. Каталог выставки. — СПб.: Palace Editions, 2001. — 416 с.; Мастера «Союза русских художников»: К 100-летию объединения. Живопись и графика из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина и частных коллекций Москвы. — М., 2003. — С. 177, 194; Liebe, tod und leidenschaft geschichten aus dem zarenreich. — Sankt Petersburg: Palace Editions, 2004. — 176 s.; Дорога в русском искусстве. — СПб.: Palace Editions, 2004. — 280 с.; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись конца XIX — начала XX века. Серия Живопись XVIII — XX веков. Т. 5. — М.: Издательство «СКАНРУС», 2005. — С. 300–304.
7 Соловьева Б.А. Рисунки А.П. Рябушкина в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки // Власова Р.И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. 1861–1904. — М.: Аватар, 2014. — С. 155–182.
8 Рябушкин А.П., Рябушкин Ф.П. Альбом рисунков. 1880–1881, 1886 // ОР РНБ. — Ф. 796. — Оп. 2. — Ед.хр. 353; Рябушкин А.П. Альбом рисунков, сделанных в селе Чигорак Тамбовской губернии Борисоглебского уезда. 1886 г. // ОР РНБ. — Ф. 796. — Оп. 2. — Ед.хр. 356; Тюменев И.Ф. Моя автобиография // ОР РНБ. — Ф. 796. — Оп. 1. — Ед.хр. 16–20.
9 Бутиков Г.П. Музей-памятник «Спас на крови». — СПб.: Изд-во Венекап, 1997. — 95 с.; Бутиков Г.П. Музей-памятник «Спас на крови»: Александр II и его эпоха. — СПб.: б.и., 2001. — 92 с.; Нагорский Н. Спас на крови: Храм Воскресения Христова. — СПб.: б.и., 2004. — 32 с.
10 Новое здание консерватории // Нива. — 1897. — № 12. — С. 276–277; Новое здание Консерватории в С.-Петербурге // Строитель: Вестник архитектуры, домовладения и санитарного зодчества. — 1896. — № 20. — Кол. 817, чертеж 466.
11 В 1957 г. прах художника перезахоронили на самом краю городского кладбища города Любань (Тосненский район Ленинградской области). Установили мраморный обелиск, указали на нем даты жизни, написав «Андрей Петрович / Рябушкин / 1861–1904 / известный русский художник». Также высекли на памятнике палитру с кистью.
12 Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. (Из воспоминаний об А.П. Рябушкине) // Исторический вестник. — 1904. — № 10. — С. 260–284.
13 Воскресенский А.К. Рябушкин: Биографический очерк. — СПб., 1912. — С. 3.
14 Подробнее см.: Аксенова Г.В. «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Николая Кутепова // Кутепов Н.И. Императорская охота на Руси. — М.: Фонд С.Д. Столярова, 2005. — Т. IV. — Кн. 2. — С. 287–330; Аксенова Г.В. Художник А.П. Рябушкин и графическое наследие Древней Руси // Ключевские чтения–2008. Отечественная история и культура: единое пространство в прошлом, настоящем и будущем. / Материалы межвузовской научной конференции. / Сб. науч. трудов. — М.: Прометей, 2008. — С. 349–356; Аксенова Г.В. Художник А.П. Рябушкин и древнерусская рукописная традиция в конце XIX — начале XX в. // Ежегодник историко-антропологических исследований. 2008. — М.: Изд. РУДН, 2008. — С. 143–149; Аксенова Г.В. «Дом Божий» в творчестве А.П. Рябушкина // VI Пасхальные чтения: Гуманитарные науки и православная культура. — М.: Учебно-научный филологический центр МПГУ, 2009. — С. 146–155; Аксенова Г.В. «Такой русский талант». О художнике Андрее Петровиче Рябушкине (1861–1904) // Московский журнал. — 2011. — № 9. — С. 84–97; Аксенова Г.В. Андрей Рябушкин. — М.: АРТ-РОДНИК, 2012. — 96 с.; Аксенова Г.В. Андрей Рябушкин и Федор Солнцев: ученик и учитель // Музейные записки: Статьи Музейного отдела ИБВВ РАН. — Ярославль-Борок: изд-во «Принт-хаус-Ярославль», 2012. — Вып. VI. — С. 4–31; Аксенова Г.В. Память друзей и потомков: В продолжение статьи о художнике Андрее Петровиче Рябушкине (1861–1904) // Московский журнал. — 2014. — № 2. — C. 89–97; Аксенова Г.В. «Ясновидец и правдолюбец минувших дней»: (Жизнь и творчество художника Андрея Рябушкина) // Подъём. — Воронеж, 2014. — № 12. — С. 220–224; Аксенова Г.В. «Здесь родная стихия художника…»: Борисоглебская земля в рисунках Андрея Петровича Рябушкина (1861–1904) // Московский журнал. — 2016. — № 8. — С. 87–96; Аксенова Г.В. «Величественный покой предстояния» // Российский колокол. — 2016. — Вып. 3–4. — С. 363–387; Аксенова Г.В. Рябушкин знакомый и незнакомый. Образ художника Андрея Петровича Рябушкина (1861–1904) в словесных описаниях, а также на картинах и рисунках разных лет // Московский журнал. — 2016. — № 10. — С. 85–89; Аксенова Г.В. Герои и героическое в творчестве А.П. Рябушкина // Педагогическое регионоведение. — Борисоглебск: Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, 2016. — № 3 (11). — С. 4–19; Аксенова Г.В. Образы Героя и героический мотив в творчестве художника Андрея Петровича Рябушкина // Слово — образ — речь: грани филологического анализа литературного произведения: Коллективная монография. — М.: Изд-во ООО «Агенство “Литера”», 2017. — С. 69–86; Аксенова Г.В. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб в русской живописной традиции // Педагогическое регионоведение. — Борисоглебск: Борисоглебский филиал Воронежского государственного университета, 2018. — № 1 (13). — С. 4–38.
15 Посмертная выставка картин, этюдов и рисунков Андрея Петровича Рябушкина // РГАЛИ. — Ф. 680 (Училище живописи, ваяния и зодчества). — Оп. 1. — Ед. 944. — Л. 6.
16 Посмертная выставка картин, этюдов и рисунков Андрея Петровича Рябушкина // РГАЛИ. — Ф. 680 (Училище живописи, ваяния и зодчества). — Оп. 1. — Ед. 944. — Л. 6.
17 Посмертная выставка картин… — Л. 3.
18 Каталог посмертной выставки картин, эскизов, этюдов и рисунков художника Андрея Петровича Рябушкина в залах Императорской Академии художеств. — СПб.: б.и., 1912. — С. 3.
19 Воскресенский А.К. Рябушкин: Биографический очерк. — СПб.: Н.И. Бутковская, 1912. — 47 с.
20 Каталог посмертной выставки картин… — С. 4.
21 Посмертная выставка картин, этюдов и рисунков Андрея Петровича Рябушкина // РГАЛИ. — Ф. 680 (Училище живописи, ваяния и зодчества). — Оп. 1. — Ед. 944. — Л. 5 об.
22 Об учреждении при Училище живописи, ваяния и зодчества, состоящем при Московском художественном Обществе, капитала имени Андрея Петровича Рябушкина // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. — 1914. — 17 января. — № 17. — Ст. 198; Об утверждении положения о капитале имени Андрея Петровича Рябушкина при Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного Общества // Там же. — Ст. 201.
23 Андрей Петрович Рябушкин. Каталог выставки. К столетию со дня рождения. 1861–1961. — М., 1961.
24 Открытие выставки русского художника Андрея Рябушкина в корпусе Бенуа Русского музея [Электронный ресурс]. URL: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/2460 (обращение 10.04.2019, режим доступа — свободный).
25 Андрей Рябушкин: 1861–1904 / Альманах. Вып. 238. — СПб., 2009.
26 Открытие выставки русского художника Андрея Рябушкина в корпусе Бенуа Русского музея [Электронный ресурс]. URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/mediateka/tvorchestvo_ryabushkina_ot_motiva_k_kartine/index.php (обращение 11.04.2019, режим доступа — свободный).
27 Серов Д. 150-летию А.П. Рябушкина — посвящается, среда, 2 ноября 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://umbrag.blogspot.com/2011/11/150.html (обращение 11.04.2019, режим доступа — свободный).
28 Тюменев И.Ф. Рано угасший талант. (Из воспоминаний об А.П. Рябушкине) // Исторический вестник. — 1904. — № 10. — С. 260–284.
29 Воскресенский А.К. Рябушкин: Биографический очерк. — СПб.: Н.И. Бутковская, 1912. — 47 с.; Ростиславов А.А. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. — СПб., 1913. — 96 с.
30 Андрей Петрович Рябушкин. Альбом. / Сост. и авт. вступ. статьи Н. Машковцев. — М.: Изогиз, 1960. — 17 с. 15 л. илл.; Андрей Петрович Рябушкин: каталог выставки: к столетию со дня рождения, 1861–1961 / кат. сост. Н.А. Сеньковской, Е.И. Гавриловой, И.Н. Пружан. — М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1961. — 66 с.; Суздалев П.К. Рябушкин. — М., 1961. — 55 с.; Мурина Е. Андрей Петрович Рябушкин. — М., 1961. — 56 с.
31 Масалина Н. Андрей Петрович Рябушкин. — М., 1966. — 119 с.; Кузнецов Б.М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л., 1969. — 59 с.; Савинов А.Н. Рябушкин. — Л.: Аврора, 1973. — 162 с.; Гутт И. Образ и цвет. — М.: Изобраз. искусство, 1975. — 28 с.; Одинокова Е.А. Рябушкин. — М.: Искусство, 1977. — 112 с.; Механикова В.М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л.: Художник РСФСР, 1989. — 110 с.
32 Андрей Рябушкин / Альманах. Вып. 238. Вступ. ст. Е. Шиловой. — СПб., 2009. — С. 5–18; Аксенова Г.В. Андрей Рябушкин. — М.: АРТ-РОДНИК, 2012. — 96 с.; Власова Р.И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. 1861–1904. — М.: Аватар, 2014. — 222 с.
33 Третьяков Н.Н. Образ в искусстве: основы композиции. — Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001. — 260 с.
34 Третьяков Н.Н. Указ. соч. С. 101.
35 Третьяков Н.Н. Указ. соч. С. 111.
36 Цит. по: Савинов А.Н. Рябушкин. — Л.: Аврора, 1973. — С. 54.
37 Рябушкина улица на карте Борисоглебска [Электронный ресурс]. URL: https://bravo-voronezh.ru/istoriya/zhiteli-voronezhskogo-kraya/vydayuschiysya-russkiy-zhivopisec-andrey-petrovich-ryabushkin-1861-1904/ (обращение 08.04.2019, режим доступа — свободный).
38 Открытие памятной доски художнику Рябушкину А.П., г. Борисоглебск [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/1460724-p4.html (обращение 08.04.2019, режим доступа — свободный); Открытие памятной доски художнику Рябушкину А.П., г. Борисоглебск, сентябрь 2009. Новости епархиальной жизни [Электронный ресурс]. URL: http://www.vob.ru/news/2009/september/september.htm (обращение 08.04.2019, режим доступа — свободный).
39 В Борисоглебске отметили 150-тилетие своего прославленного земляка — известного русского художника Андрея Петровича Рябушкина [Электронный ресурс]. URL: http://voronej.bezformata.com/listnews/borisoglebske-otmetili-150-ti-letie/1663509/ (обращение 08.04.2019, режим доступа — свободный).
40 Бенуа А. Русская школа живописи. — СПб., 1904. — С. 54, 68.
41 В Борисоглебске завершился цикл мероприятий, посвященных 155-летию Андрея Рябушкина [Электронный ресурс]. URL: http://vrn-uk.ru/2016/11/v-borisoglebske-zavershilsya-cikl-meropriyatij-posvyashhennyx-155-letiyu-andreya-ryabushkina/ (обращение 08.04.2019, режим доступа — свободный).
42 Краеведческая игра «Музей имени Рябушкина» [Электронный ресурс]. URL: http://sambgo.ru/news.php?extend.610 (обращение 08.04.2019, режим доступа — свободный).
43 Премьера: «Развеселое житье» в Борисоглебском театре драмы [Электронный ресурс]. URL: http://vrn-uk.ru/2016/10/premera-razveseloe-zhite-v-borisoglebskom-teatre-dramy/ (обращение 08.04.2019, режим доступа — свободный).
44 Воскресенский А.К. Указ. соч. — С. А.
Галина Владимировна Аксенова родилась в Москве. Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Института истории и политики (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»). Автор ряда научно-популярных книг, монографий и биографий русских художников, многих учебно-методических и научных работ. Немало ее работ посвящено жизни и творчеству уроженца Борисоглебска художнику А.П. Рябушкину.