Изучение литературы конкретного региона России, знакомство не только с избранными авторами, но и с писателями второго и третьего ряда, включение их творческого наследия в контекст общенационального литературного развития помогает обогатить представление современных читателей о реальном богатстве русской культуры. Не случайно одной из важнейших проблем гуманитарного знания рубежа XX–XXI ве­ков является проблема региональных текстов. Об этом свидетельствует как богатая и сложная история литературного краеведения советского периода (у истоков которого стоят имена таких известных исследователей, как Н.П. Анциферов, А.А. Горелов, О.Г. Ласун­ский, Н.К. Пик­санов, В.Н. Топоров, П.В. Куприяновский и др.), так и научная периодика последних лет. Несмотря на разнообразие подходов к проблеме, несомненным признается тот факт, что произведения местных, провинциальных авторов требуют внимательного изучения. Именно они позволяют читателям более глубоко познакомиться с жизнью отдельно взятого региона России, создать собственное представление о месте того или иного края в истории всей отечественной культуры. Не случайно по аналогии с хорошо разработанным в литературоведении термином «петербургский текст» современными учеными образуются «пермский», «орловский», «крымский», «тверской» тексты. Уже несколько лет учеными филологического факультета Воронежского государственного университета анализируется «воронежский текст» русской культуры, представленный не только И. Никитиным, И. Буниным, А. Платоновым, но и другими вершинными именами мировой и отечественной литературы.

Формирование целостного и разноаспектного образа Тверского края в системе общенациональной культуры стало возможным во многом благодаря трудам Валерия Александровича Редькина, ученого, литературного критика, доктора филологических наук. В 2017 году в Твери была опубликована его новая монография «Поэтическое Верхневолжье: Очерки о тверской поэзии XX–XXI веков», ставшая результатом многолетней работы по изучению творческого пути авторов — выходцев из Тверского края. Исследователь обращает внимание на лирику как сложившихся поэтов, достигших высокой степени мастерства (А. Дементьев, Н.И. Тряпкин, Вл. Соколов, Я.З. Шведов и др.), так и менее известных и зачастую недооцененных авторов, которых в литературоведческой традиции принято условно относить к так называемому «второму» и даже «третьему» ряду.

Во введении к монографии В.А. Редькин отмечает, что к изучению поэзии Верх­неволжья уже не раз обращались самые разные авторы — ученые, поэты и краеведы, однако это были работы в основном биографического, описательного или рекомендательного характера. Кроме того, давно уже назрела необходимость привести в должную систему все немалое, что было накоплено специалистами, занимающимися литературой Тверского края. Но простая систематизация материала, механический свод накопленных фактов, которым место во всевозможных видах справочных изданий, — это далеко не самое главное. А значит, любой по-настоящему серьезный исследователь литературы своего региона должен следовать в поисках некоему ориентиру, концептуальному стержню, который поможет представить систематизированный материал в его жизненно-философской целост­ности. В.А. Редькин попытался проанализировать произведения поэтов Верхневолжья как в аспекте авторского идиостиля, так и с точки зрения развития общего литературного процесса.

Известный литературовед, один из родоначальников литературного краеведения советских времен П.В. Куприяновский в статье «Проблемы регионального изучения литературы», определяя специфику краеведческого подхода к литературным фактам, обозначил несколько возможных сторон их рассмотрения1. Основные положения этой работы не устарели до наших дней. Так, одним из важнейших направлений ученый называет «изучение жизни и творчества местного писателя», причем главным критерием здесь должен являться принцип «равновесия». По мнению Куприяновского, исследователю не стоит как преувеличивать роль писателя-земляка, так и не следует подходить к его творчеству только с «региональными» мерками оценки. Думается, что в монографии «Поэтическое Верх­неволжье» вполне реализован принцип подобного равновесия: несмотря на то, что всей своей работой автор отвергает снобистский взгляд на провинциальную литературу и сам принцип иерархического деления художественных ценностей, он не склонен и к приукрашиванию действительности и старается дать честную оценку творчеству самых разных тверских поэтов.

Так, отмечая яркие творческие находки, интересные образы или приемы по­строения стихотворений исследуемых им авторов, В.А. Редькин не скрывает и свойственные многим из них подражательность, отсутствие свежих или оригинальных метафор, примитивность изложения. Однако, по мнению ученого, каждый талант неповторим, и внимания заслуживают не только «большие» поэты, добившиеся общероссийского признания, но и «малые», известные только в пределах своего региона. Творчество выбранных исследователем писателей рассматривается с точки зрения тематики, проблематики, жанрово-стилевого своеобразия и поэтики их произведений. Кроме того, каждая статья, посвященная тому или иному тверскому поэту, сопровождается биографическими сведениями, которые делают знакомство с региональными авторами более полным. При изучении региональной литературы обращение к биографическому методу исследования особенно актуально, ведь культурное, в том числе литературное, пространство региона не может быть обезличенным, и, конечно, не должно сводиться к нескольким избранным, пусть и наиболее значительным именам.

Однако образ края может возникать и в творчестве писателей, которые никак не связаны с ним рождением и судьбой, но чье, пусть и кратковременное, пребывание в данном регионе отмечено созданием ряда интересных произведений. Поэтому еще один существенный аспект регионального изучения литературы — изучение писателя-классика в плане краеведческого начала. Здесь очень важен комплексный подход, включающий в себя исследование вопросов пребывания писателя в крае и отражение этого пребывания в его творчестве, учета восприятия творчества автора в общественно-культурной жизни края и т.д.

Как отмечает В.А. Редькин, «поэзию Верхневолжья традиционно питают национальные духовные ценности». Не случайно первая глава его монографии посвящена истокам тверской поэзии XX века, и начинается разговор о поэтическом наследии края с творчества А.С. Пушкина, под впечатлением от красоты верхневолжского пейзажа написавшего немало поистине гениальных строк. Но исследователя, прежде всего, интересует вопрос об интерпретациях и переосмыслении пушкинских текстов в русской поэзии XX века. Ярким примером непосредственного обращения к пушкинским текстам является творчество таких тверских поэтов, как Спиридон Дрожжин, Николай Тряпкин, Андрей Дементьев, Анатолий Скворцов, Галина Киселева. В своей лирике они часто обращаются к известным пушкинским образам или даже прямым цитатам, используя их как знаки творческой преемственности. Сквозной темой тверской поэзии стали пушкинские места Тверской земли, например, усадьба Берново, где с 1970 года ежегодно проводятся Пушкинские праздники поэзии. Автор монографии подчеркивает, что тверские поэты ХХ века не просто признают пушкинские тексты как художественные абсолюты, им также свойственно желание «развернуться» во множестве поэтических трактовок текста-первоисточника, вступить в диалог с Пушкиным.

У истоков поэзии Верхневолжья минувшего века стоят и два других, особенно значимых для русской поэзии имени: Николая Гумилева и Анны Ахматовой, к творчеству которых тяготеют или типологически близки многие тверские авторы. Гумилев связан с Тверской землей благодаря своей родословной по линии матери. Семье Гумилевых принадлежала усадьба в деревне Слепнево, неподалеку от старинного русского городка Бежецка. Попав однажды в Слепнево проездом, Гумилев по-своему полюбил это уютное небольшое имение и несколько раз бывал здесь, в том числе и вместе со своей супругой Анной Ахматовой. В.А. Редькин считает, что именно историческая память о земле предков легла в основу представлений Николая Гумилева о Родине, хотя в поэтической форме он и не высказывал особенной привязанности к этим местам. Анной Ахматовой в Слепнево было написано более ста произведений, многие из которых вошли в сборники «Четки», «Белая стая», «Подорожник». В конце жизни поэтесса даже отмечала в одной из своих записных книжек: «Слепнево. Его огромное значение: его великое значение в моей жизни». А о городе Бежецке она написала такие проникновенные строки:

Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,

Там милого сына цветут васильковые очи.

Над городом древним алмазные русские ночи

И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.

«Впечатления от этих мест и составили тот русский национальный колорит, который, наверное, придал поэзии Ахматовой подлинную глубину», — пишет В.А. Редькин. Стоит отметить, что в какой-то момент исследователь несколько «увлекается» разговором о национальном образе мира в творчестве поэтессы, об используемых ею библейских образах и мотивах, а в результате приходит к довольно смелым выводам: «Когда поэтесса научилась быть с народом, брать за основу его нравственные критерии? Наверное, тогда, в Слепневе, на тверской земле. <…> Слепнево — это исток. Отсюда она вышла к подлинной народности, утверждению национального патриотизма…», и даже оговаривается: «Ахматова одухотворяет и персонифицирует родную тверскую землю». Тем не менее, невозможно не признать, что изучение образа Тверского края в классической художественной литературе XX века, допускающее включение в него не только местных авторов, но и крупных писателей, так или иначе отразивших в своем творчестве реалии провинциальной жизни региона, позволило ученому значительно расширить рамки своей работы.

По мнению автора, одной из ведущих тенденций тверской поэзии XX–XXI вв. становится духовный реализм, суть которого он рассматривает в отдельном параграфе первой главы под названием «Духовный реализм как литературоведческая категория». И отмечает, что сам термин «духовный реализм» весьма условен, до сих пор не определены пределы его использования, не поставлена проблема соотношения с другими традиционными литературоведческими понятиями. Тем не менее, по мнению В.А. Редькина, можно утверждать, что духовный реализм предполагает православный тип мировосприятия художника и соответствующую ему систему ценностей. Исследователь, видимо, не ставит перед собой задачи подробно рассматривать этот термин в рамках монографии и ограничивается лишь небольшим обзором. Однако успевает отметить, что, с его точки зрения, именно духовный реализм стал основой мировидения как корифеев национальной литературы (В. Шишков, С. Дрожжин, Н. Тряпкин), так и поэтов Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина 1920-х годов, творчество которых остается одной из самых ярких страниц поэзии региона.

Исследование литературной жизни края является одним из важнейших аспектов литературно-краеведческой научной работы и предполагает изучение деятельности литературных объединений, кружков, издательств. Во второй главе монографии большое внимание уделено истории создания и основным этапам деятельности Тверского литературно-художественного общества имени И.С. Никитина. Оно было основано ровно через два года после революции и имело огромное культурно-просветительское значение для литературы всего Верхневолжья. В его состав входило более тридцати поэтов и прозаиков Тверской губернии, в том числе С.Д. Дрожжин, Н.С. Власов-Окский, М.С. Дудоров. Поэзия большинства авторов являлась дискуссионной, полемичной по отношению к революционной идеологии того времени, в их творчестве отчетливо выражены мучительный поиск истины и сомнения в правильности и результативности избранного Россией пути. Многие из поэтов, входящих в состав общества, были людьми православными, в своих произведениях на первый план они выдвигали духовно богатую личность с интимной внутренней жизнью, что ярко проявлялось в их любовной лирике, мотивах одиночества, потерь и утрат. «Тверские поэты, поднимающиеся к вершинам духовного реализма, насущные проблемы века: социальные, политические, исторические, нравственные — преломили через призму своей веры или ее поиска», — пишет исследователь.

Третья глава монографии посвящена творчеству тверских поэтов второй половины XX века. Открывается этот раздел большой статьей о Николае Тряпкине, поэтическое творчество которого, по мнению В.А. Редькина, лежит в русле национальной традиции, идущей из глубины веков. Именно поэтому его поэтическое наследие нельзя свести к понятиям «тихая лирика» или «деревенская поэзия». Ученый рассматривает фольклорные истоки творчества Тряпкина, присущий ему мотив единства природного и социального миров, космизм, связанный с идеей Божественного сотворения мира. И приходит к выводу о том, что, по большому счету, в своей лирике поэт исповедовал подлинно христианскую систему ценностей: «Раскрывая национальное самосознание русского народа, Тряпкин уже в 1970-е годы воплощал христианское миропредставление».

Всего в объемной третьей главе рассмотрено творчество двадцати четырех авторов, в том числе В. Соколова, А. Дементьева, А. Гевелинга. Кроме того, уделено внимание лирике поэтов, чьи имена далеко не на слуху у современных читателей (К. Рябенький, Г. Лагздынь, Л. Прозорова и другие). Автор монографии разбирает библейские мотивы их произведений, обращается к нравственным, гуманистическим идеалам, которые воплощены в их строках. Все находки на этом пути служат подтверждению изложенной во введении мысли о том, что поэзию Верхневолжья «традиционно питают национальные духовные ценности», и именно в этих координатах ею были достигнуты самые значительные результаты.

В четвертой главе представлены основные тенденции в развитии поэзии Верхневолжья на рубеже XX–XXI веков. Исследователь отмечает, что за последние годы количество поэтических сборников тверских авторов и стихотворцев из глубинки значительно возросло. По его мнению, это, прежде всего, связано с развитием демократических тенденций в обществе, отменой цензуры и появлением новых издательств. Однако количество не всегда равно качеству. Среди опубликованных, часто за собственные средства автора, без предварительного серьезного рецензирования, сборников встречаются как настоящие поэтические жемчужины, так и ученически беспомощные и даже откровенно неудачные произведения. Сама жизнь ставит перед современным исследователем региональной поэзии насущную задачу: найти среди множества издающихся сборников такие, которые были бы интересны читателю и представляли собой подлинную художественную ценность. Не случайно отдельный раздел последней главы монографии посвящен исканиям молодых поэтов Твери, свежесть восприятия и искренность которых не может не привлекать внимание критиков и читателей.

Изучение истории развития литературы в крае, по мнению П.В. Куприянов­ского, — один из самых сложных аспектов литературно-краеведческой работы. Такая история должна быть, по его убеждению, «микрочастицей общенациональной литературы». Рассматривая поэзию Верхневолжья XX–XXI веков от ее истоков до настоящего времени, В.А. Редькин подтверждает мысль о том, что Верхневолжский край необычайно богат вполне сложившимися и очень разнообразными по характеру творчества поэтами. И приходит к выводу, что «тверская литература — это русская литература и по своей проблематике, и по своей поэтике».

Но, несмотря на то, что общероссийские тенденции развития литературы нашли отражение в поэзии Верхневолжья, исследователь не забывает отметить и тверскую региональную специфику, ее особенности, литературные доминанты, отличающие Тверь от других городов. Основной акцент в своей монографии он делает на концепции духовного реализма в русской литературе, в основе которой находится православная вера с ее системой нравственных ценностей и эстетических идеалов. Авторы, творчество которых представлено на страницах работы, совершенно не похожи друг на друга: у них разные судьбы и разные характеры, но всех объединяет то, что они по-настоящему любят родной край, а их поэтические строки отличает тонкий лиризм, раздумья о жизни, природе, о любви, мудрость и нежность сердца.

Объемное, основательное издание «Поэтическое Верхневолжье: очерки о тверской поэзии XX–XXI вв.», безусловно, внесет свой вклад в формирование целостного, системного, разноаспектного образа Верхневолжья в системе общенациональной культуры. А собранные автором богатые материалы о малоизвестных и зачастую незаслуженно забытых поэтах региона могут стать хорошим подспорьем для учителей, готовящих уроки по литературному краеведению, студентов-гуманитариев и, несомненно, будут интересны всем неравнодушным к поэтическому слову читателям. Монография В.А. Редькина дает возможность любителям русской литературы поближе познакомиться с поэтической летописью Тверской земли. И вслед за поэтом Иваном Синяковым воскликнуть: «Какой судьбой богат ты, край родной!»

 

1 Разработанные П.В. Куприяновским аспекты литературно-краеведческих исследований подробно рассматриваются в статье Н.А. Молчановой «Вопросы регионального изучения литературы в работах П.В. Куприяновского», опубликованной в сборнике «Воронеж­ский текст» русской литературы: Провинциальность как эстетический код литературы XX ве­ка» (2013).

 


Ольга Викторовна Мазуренко родилась в Воронеже. Окончила Воронеж­ский государственный университет. Кандидат филологических наук. Старший лаборант кафедры русской литературы XX и XXI вв., теории литературы и фольклора, преподаватель подготовительных курсов ВГУ. Публиковалась в журнале «Подъём», филологических сборниках и журналах Воронежа, Перми, Севастополя, Москвы, Саранска, Барановичей (Беларусь). Живет в Воронеже.