Игрушечные истории
- 21.02.2024
Искусство глиняной игрушки — одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес
сквозь века, казалось бы, почти в неизменных и в то же время всегда новых формах.
И. Богуславская
Ольга Васильевна Губанова — мастер глиняной игрушки. И хотя ее игрушка авторская, но в своей работе она опирается на элементы старинной воронежской игрушки, найденные и описанные Народным мастером Воронежской области Г.И. Арефьевой.
Ольга Васильевна родом из Томской области. В 1978 году окончила факультет педагогики и методики начального обучения Борисоглебского государственного педагогического института. Работала учителем начальных классов в г. Новохоперске, в школе при посольстве СССР в Народно-демократической республике Йемен (г. Аден). Затем 27 лет трудилась старшим преподавателем кафедры педагогики начального обучения в БГПИ в г. Борисоглебске. С 2014 по 2016 — в школе № 6, далее 5 лет в ООИ БГО «Равенство» с детьми-инвалидами, где обучала их лепке из глины. Последние два года работает в Борисоглебском Доме ремесел руководителем клубного формирования «Воронежская заманка».
Вся профессиональная деятельность Ольги Васильевны Губановой связана с педагогической работой: школа, педагогический институт, дополнительное образование. Она мастер глиняной игрушки, создатель частного музея «Воронежская заманка». В 2022 году ее музей вошел в Каталог «Частные и народные музеи России». В настоящее время в Борисоглебском Доме ремесел учит лепке из глины подрастающее поколение. С 2016 года Ольга Васильевна является активным участником различных фестивалей, выставок, конкурсов мастеров народного творчества не только в Воронежской области, но и в других регионах России. В 2019 году состоялось открытие ее первой персональной выставки «Удивительный мир глиняной игрушки» в Картинной галерее имени П.И. Шолохова города Борисоглебска, а в 2022 году — выставки «Женские образы в глиняной игрушке» в городской библиотеке имени В. Кина. В 2018 году О.В. Губанова была награждена памятной медалью «100 лет П.Д. Пономареву» (г. Воронеж) за сохранение и возрождение народной культуры и подвижническую деятельность.
Свою любовь к глиняной игрушке Ольга Васильевна передает и в стихотворной форме. Первый сборник ее стихотворений с яркими иллюстрациями игрушек вышел в 2019 году.
Эти игрушечные истории начались более восьми лет назад, с того момента, когда, взяв в руки кусочек природной глины, я стала пытаться из нее слепить что-то похожее на фигурку птицы, животного или женский образ. Вначале интерес к глине был продиктован производственной необходимостью. Передо мной стояла непростая задача: познакомить школьников-подростков общеобразовательной школы № 6 города Борисоглебска с народными традициями и ремеслами Воронежского края и вызвать интерес к наиболее распространенным в нашем регионе видам декоративно-прикладного творчества. Однако единичные встречи с местными мастерами, разовые мастер-классы, экскурсии в Дом ремесел и зал декоративно-прикладного искусства в Борисоглебской картинной галерее имени П.И. Шолохова не дали желаемого результата. Поэтому было решено организовать систематические занятия с учениками по одному из направлений. Выбор пал на глиняную игрушку, и не случайно. В 2004 году на базе Борисоглебского государственного педагогического института был создан центр «Воронежская глиняная игрушка». Занятия со студентами и школьниками в нем проводили преподаватели вуза Елена Николаевна Губанова и Ольга Вячеславовна Ожерельева. Они организовывали мастер-классы по лепке из глины, семинары для учителей и работников отдела образования Борисоглебского городского округа.
Проводимая в центре работа в течение ряда лет была обобщена и описана в диссертационных исследованиях, научных публикациях Е.Н. Губановой. Но к 2014 году деятельность этого центра практически прекратилась. Мне захотелось продолжить дело, начатое уникальными педагогами, создав на базе школы № 6 творческое объединение «Воронежская заманка».
В 2017 году в издательстве Воронежского государственного университета вышла книга Елены Николаевны «Глиняные игрушки Воронежской области». В этом учебно-методическом пособии она знакомит читателей с народным промыслом, предлагает свою программу по освоению школьниками технологии работы с глиной. В нее вошли и несколько разработанных и проведенных мною мероприятий в рамках деятельности творческого объединения: «К нам пришла Коляда» (мастер-класс по росписи глиняной свистульки); «Пасхальный благовест» (мастер-класс по росписи глиняных колокольчиков); «Праздник народных ремесел в городе мастеров».
Постепенно занятия с учениками настолько увлекли меня, что я стала собирать материал об истории воронежской глиняной игрушки, чтобы и самой больше знать, и рассказывать об этом воспитанникам. Собранные в ходе поисковой работы материалы были обобщены и вошли в статью «Основные тенденции развития глиняной игрушки в Воронежском крае». Там же была представлена разработанная мною карта под названием «Центры глиняной игрушки в Воронежском крае».
Но моя игрушка авторская. Это связано с тем, что к настоящему времени ни в выставочных экспозициях и фондах историко-краеведческого музея нашего города, ни в частных коллекциях, ни в исторических документах, связанных с внеземледельческими промыслами Борисоглебского уезда, мне не удалось найти подтверждения того, что игрушка лепилась в каком-либо селе. Не удалось найти и старых мастеров, которые бы знали тонкости игрушечного ремесла, там, где в старину были карьеры, в которых добывалась местная глина для изготовления кирпича и посуды. Да и та игрушка, которая лепилась педагогами в центре, была повторением работ, созданных народным мастером Воронежской области Галиной Ивановной Арефьевой, с которой они сотрудничали. Ничего нового, что было бы связано с традициями глиняной игрушки нашего региона, они тоже не нашли. Поэтому я решила лепить свою игрушечку с опорой на характерные признаки старинной воронежской игрушки, найденные и описанные Галиной Ивановной в ее работах.
Больше всего мне нравилось и нравится лепить женские фигурки — «барынь». Сначала я решила одеть их в поневный наряд Воронежского края, чтобы отличить свои игрушки от уже существующих глиняных игрушек воронежских мастеров. Затем стали возникать и другие женские образы: «Авдотьюшка» (масленичная куколка), «весняночка», «Троица», «пасхальная барыня», «горожанка», «водоноска», «торговка» и другие, каждая из них имела свои отличительные особенности. Появление новых женских образов было связано с разными событиями: народными, православными праздниками, участием в конкурсах, фестивалях народного творчества и глиняной игрушки разного уровня, с подготовкой и проведением мастер-классов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях и т.д.
Технология изготовления глиняной игрушки включает ряд этапов: лепка, сушка, обжиг, роспись полученных работ. Для меня этап росписи игрушки — самый продолжительный по времени, самый значимый и ответственный, поэтому в ходе многочасовой работы стали рождаться поэтические строчки, может, не совсем совершенные с литературной точки зрения, но написанные от души. Я их называю «зарисовками в стихотворной форме».
Когда собралась целая группа отличных по форме, цветовому решению и названию женских фигурок, возникло желание рассказать о них в соцсетях под общим названием «Игрушечные истории». Выбор пал на шесть разных барышень, поэтому и рассказов получилось шесть. Каждый рассказ был посвящен одной героине, истории ее появления, раскрывал характерные особенности в изготовлении и росписи. Кроме того, он сопровождался фотографиями этих игрушек и стихотворными строчками о них. Читателям эти материалы понравились, отзывы были позитивными и доброжелательными. Сегодня читатели журнала «Подъём» имеют возможность ознакомиться с этими историями.
Барыня
Итак, все началось с «барыни». «Барыней» с любовью и ласково в Воронежском крае называют женскую фигурку, слепленную из глины. В разные исторические эпохи отношение к ней было неоднозначным. На ранних этапах развития человеческого общества она имела сакральное значение, выполняла функцию божка. Древние люди считали, что все, что их окружает: земля, вода, небесные светила — это все живое и может рождаться и умирать. Женские фигурки символизировали мать-природу, женщину-мать, поэтому ей поклонялись, обращались к ней с просьбами. Если женщина хотела родить дитя, то лепила фигурку, держащую на руках младенца, если просила достатка, благополучия, то лепила ее с домашними животными. Но с принятием христианства смысл и значение ее роли в жизни человека стали меняться, и фигурка из божества превратилась в игрушку, предмет быта.
Увлекшись лепкой глиняной игрушки, я стала в интернете и других источниках искать образцы игрушек. Хотелось найти, прежде всего, те, которые лепились и лепятся в Воронежской области. К моей радости попалась книга «Кудыкина гора», автор которой Галина Ивановна Арефьева — мастер глиняной игрушки Воронежского края, уроженка города Борисоглебска. В книгу вошли написанные ею сказки, потешки, интересные истории из детства, ну и, конечно, игрушки, в том числе «барыни». Я просто влюбилась в ее «барыню», такую незатейливую, простую по форме, в необычных головных уборах (сорока, кичка, капор), расписанную определенными знаками-символами.
Захотелось и самой сотворить, слепить что-то похожее. Но судьба не свела меня с этим замечательным мастером. Я не встретилась с нею ни на одном фестивале народного творчества, не была ее ученицей, не присутствовала на занятиях, где можно было бы увидеть, как она создает свою игрушку, поэтому решила, что просто пытаться копировать не могу. Но в ее книге и статьях я нашла выявленные в ходе поисковой деятельности характерные признаки воронежской игрушки: «В основе игрушки, — отмечает Галина Ивановна, — лежит найденная старая форма — удлиненная, округлая, пустотелая, на трех или четырех точках опоры в горизонтальном и вертикальном положении. При лепке старых воронежских игрушек использовалась налепка рогов и бороды у животных, пышный гребень у птиц, подвески к ушам и кокетки. Помимо формы внесена орнаментирующая деталь — наколка “глазков” по частям тела, насечка в разных направлениях с обереговой символикой. Все это является особой чертой старых игрушек Воронежской губернии. Краски разные по цвету и тону: красные, синие, зеленые, желтые, лиловые, серебряные».
«Характерная деталь игрушек — руки в виде лап, которые крепко обнимают детенышей или птенцов, — уточняет Г.И. Арефьева. — Такие же архаичные “руки-лапы” в изображении воронежской барыни из альбома И.Я. Богуславской. Своеобразный декор у наших игрушек, который наносится по влажной глине стеком. Это дополняет основную пластику формы, подчеркивает ее выразительность».
Этими отличительными признаками я стала руководствоваться при лепке своих «барынь». А так как игрушка моя авторская, то решила одеть ее в поневный наряд, характерный для Воронежского края. И снова приступила к изучению теперь уже особенностей старинной женской одежды нашего региона, используя для этого работы П.Д. Пономарева, С.П. Толкачевой, Л.П. Зайцевой, Е.Н. Губановой и других авторов. Обращала внимание не только на то, из каких частей состоял народный женский костюм и его цветовое исполнение, но и на традиционные знаки-символы, которые наносились на определенные части одежды, и их смысловое обереговое значение. Так мои «барыни» приобрели свой неповторимый наряд. А у меня родились стихотворные строчки, раскрывающие смысл обереговых знаков на одежде у «барынь».
Барыни
Барыни из глины нарядны и красивы.
На кофте и поневе — древние узоры.
Где линии прямые, там знаки земли,
Где линии волнистые, там знаки воды.
А точка — это семя, начало всех начал.
Точки в квадрате — засеянное поле,
Надежда на удачу и щедрый урожай.
А крест — знак человека, живого на земле,
Достигнет он успеха с большой семьей вдвойне.
А круг, квадрат — знак Солнца, дарующего свет,
Лучами обогреет, теплее его нет.
Все эти знаки люди старались сохранить.
И вот в таких одеждах игрушка будет жить.
Авдотьюшка (масленичная куколка)
С масленичной куколкой связана такая история. Незадолго до Масленицы еще в 2018 году меня попросили провести мастер-класс в подготовительной группе детского сада № 19 Борисоглебска, связав его с приближающимся любимым народным праздником. Так и возникла идея слепить свою «масленицу» из глины. Эти игрушки должны были отличаться от моих «барынь» и по форме, и по одежде. Поскольку праздник означает проводы зимы, хотя и появились проталины, первые ручьи, но еще холодно, бывают морозы, то захотелось нарядить эту героиню в шубку, отороченную мехом, покрыв красивым, расписанным цветами платком, а имя дала — Авдотьюшка.
А почему именно Авдотьюшка? Готовясь к мастер-классу, я просматривала и читала стихи, связанные с Масленицей.
Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярыня.
На семидесяти санях,
На широкой лодочке в город пировать.
Дорогая наша гостья, Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, три аршинная.
Такое сравнение Масленицы с боярыней мне очень понравилось, да и имя звучало ласково и напевно. Вот и появилась у меня масленичная куколка по имени Авдотьюшка. Конечно, прошло немало времени с момента изготовления первой куколки, постепенно были слеплены и новые, больших размеров (12–13 см), с разной масленичной атрибутикой: с блинами, с солнцем в руках, с отсветами языков пламени в короне на голове. Но все они были одеты в шубки, отороченные мехом, в поневную юбку и яркие расписные платки.
Захотелось и самой в стихотворных строчках описать свою героиню. Так появилось новое стихотворение о масленичной куколке «Авдотьюшке».
Ах, Авдотьюшка, ты боярыня,
Гостья жданная и желанная.
В платке шелковом, златом вышитом,
Где ковер цветов рассыпан на нем.
На тебе ли, моя красавица,
Шубка модная да с опушкою,
Соболями она оторочена,
Для больших торжеств предназначена.
На поневе твоей ярко вышиты
Обережные знаки-символы.
Как на страже стоят для защиты,
Охраняя от невзгод и нужды.
Солнышко-подсолнышко
Эта необычная куколка из глины родилась таким образом. В августе 2018 года в городе Россошь проходил I открытый районный фестиваль декоративно-прикладного творчества «Праздник мастеров», на который приехали мастера не только из разных районов Воронежской области, но и других регионов РФ и ближнего зарубежья. В рамках праздника можно было поучаствовать в ярмарке, показать свои работы в конкурсах «Золотой подсолнух» и «Наливное яблочко». Выбор таких конкурсов для Россоши не случаен, здесь давно выращивают богатые урожаи подсолнечника, из которого делают замечательное растительное масло. И на всю страну знаменита Россошанская плодово-ягодная станция, где в питомниках выращивают самые разнообразные саженцы плодовых и декоративных культур. Для конкурса я решила слепить колокольчики с изображением подсолнуха и яблока.
Праздник мастеров в Россоши стал ежегодным межрегиональным фестивалем творчества, однако тематика конкурсов оставалась неизменной. Поэтому в рамках конкурсной темы я лепила колокольчики с разными вариантами яблок, подсолнуха, плакетки, украшения (бусы, браслеты). А в 2020 году решила слепить новую куколку, связанную с конкурсной программой, и назвала ее «Солнышко-подсолнышко».
«А почему бы и нет», — подумала я. Ведь в сказках народных и авторских есть герои, которых в реальной жизни не было. Самые яркие примеры Буратино, Чиполлино… Но они любимы и узнаваемы детьми и взрослыми, хотя придуманы писателями, а художники придали характерную их образу форму и запоминающийся внешний вид.
В таком новом качестве решила поработать и я. Придуманная мною куколка должна была соответствовать своему имени и по форме, и по цветовому решению. Поскольку «Солнышко-подсолнышко» — это не что иное, как подсолнечник, то и в одежде, и в цвете это должно было найти отражение. Решила, что юбочка будет необычной формы, в виде желтых лепестков, того, что составляет основу шляпки подсолнуха. Кофточка зеленого цвета, как цвет листьев и стебля. Бусы — черного цвета. Это уже спелые семена. А на голове — венок из желтых листьев. У моей куколки обязательно должна быть и коса. Вот так и сложился новый образ.
А вместе с новым образом родились и стихотворные строчки:
Солнышко-подсолнышко,
скажи мне: кто ты есть?
Такое необычное,
как появилось здесь?
Я родом из Подсолнечной
сказочной страны.
Там все мои подруженьки
прихода ждут весны.
С лучами красна солнышка
заводим хоровод.
И в землю тихо падаем,
свой замедляя ход.
Три девицы-мастерицы
Этот рассказ будет не об одной фигурке, а сразу о нескольких, под общим названием «Девицы-мастерицы».
Поводом для их создания стала Всероссийская выставка-конкурс и огромное желание принять в ней участие. В 2020 году Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова (г. Москва) впервые организовал и провел Всероссийскую выставку-конкурс народных мастеров «Русь мастеровая» в формате онлайн-трансляции фото- и видеоматериалов. Всем участникам конкурса, независимо от выбранной номинации, была дана общая тема для выполнения работ «Сила традиций».
Мне захотелось с помощью своих глиняных игрушек рассказать о народном промысле, который возник на востоке Воронежской области в послевоенные годы в Новохоперском, Грибановском, Поворинском, Борисоглебском, Терновском районах, — вязании серых пуховых платков. Только в этом регионе благодаря климатическим и природным условиям прижились козы, дающие необыкновенно красивый шелковистый, длинный пух — от светло-серого цвета до коричневатого тона.
Наибольшее распространение промысел получил в сельской местности. Вся семья принимала в нем участие, так как коз в каждом дворе было много. Весной их отдавали в гурт, и в течение всего лета и осени, пока была зеленая трава, они выгуливались на лугах. Только молоденьких и слабых козлят или очень ценных коз оставляли пастись дома. Осенью коз из гурта разбирали по домам с учетом нанесенной на ухо метки, чтобы не спутать.
Выросший за лето и осень пух щипали, перебирали, чесали, пряли буквально всей семьей и вручную. А затем вязали пуховые платки, а еще носки, рукавички…
Промысел давал хороший доход. Пуховые платки продавались и развозились по всей стране. Особенно они пользовались спросом там, где было холодно зимой: в Сибири, на Урале, на Севере, а также в Средней Азии.
Свою работу я назвала «Три девицы-мастерицы», чтобы показать весь процесс создания пухового платка. Каждая женская фигурка выполняла определенную работу: одна — ческами чешет пух, другая — прядет пух на прялке, третья — вяжет спицами платок. Все мои девицы работают сидя, поэтому надо было продумать, как их правильно усадить, чтобы колоколообразная, пустотелая фигурка приобрела правильную формы при посадке на что-то, например, на пенек или лавочку. Продумать надо было и одежду для них. Своих героинь я нарядила в традиционный девичий наряд: сарафан, рубаха, завеска (фартук). По подолу сарафана, рукавам рубахи разместила обереговые знаки, в косу вплела красную ленту, фартуки сделала нарядными, с кружевными отделками, а на головы наделала яркие платочки. В таком виде «девицы-мастерицы» мне понравились.
И о них я сложила стихотворные строчки:
Три девицы-мастерицы,
Знают все о них в округе.
Прясть, чесать, вязать на спицах
Могут милые подруги.
Козий пух на ческах чешут.
Каждый локон разбирают.
Прялку крутят и поют,
Нитку тонкую прядут.
Ровно колесо вращают,
С вьюшки ниточку мотают.
Так клубочек за клубочком
Набирают для платочка.
У одной зубцы рядками,
А вот этот — ромбами.
Ах, как быстро спицами
Вяжутся платочки мастерицами.
Горожанка
Образ новой игрушки я вынашивала на протяжении нескольких лет. А началось все с того, что в 2012 году в городе Борисоглебске впервые проводился открытый конкурс сувенирной продукции Борисоглебского городского округа. И на этот конкурс Ольгой Вячеславовной Ожерельевой, преподавателем педагогического вуза (тогда он назывался БГПИ), были заявлены глиняные игрушки «Борисоглебская купчиха» и «Борисоглебская торговка». По итогам конкурса ее работы получили лауреатские дипломы, а затем были представлены и отмечены наградами и на Международной выставке-конкурсе современного искусства «Российская неделя искусств». Но визитной карточкой нашего города, сувенирами эти игрушки почему-то так и не стали, хотя все предпосылки для этого были. Наверное, поэтому у других мастеров появился снова шанс попробовать создать новые образы, связанные с именно с Борисоглебском.
Вот я и решила слепить «горожанку». В правильности выбора такого названия для своей героини меня еще раз убедила написанная Дмитрием Протасовым книга «Град сокровенный (записки краеведа)» (Борисоглебск, 2021 г.). В этой книге я нашла данные о численности, составе и занятости населения города Борисоглебска в разные годы. Узнала, что в давние времена значительная часть населения города занималась торговлей, трактирным и гостиничным делом, много было мастеровых людей, которые плотничали, столярничали, работали на мельницах, маслозаводах, в железнодорожных мастерских. Велика была прослойка учителей, адвокатов, нотариусов… В большинстве своем горожане не бедствовали, были зажиточными, имели хороший доход от дела, которым занимались. Поэтому и одеваться старались по моде, не отставая от столичных модниц. Шили себе одежду из дорогой ткани. Вот я и решила нарядить свою «барышню» по-городскому: надеть на нее роскошную юбку с оборками, складками или воланами, нарядную кофту, отделанную кружевами, рюшами, вышивкой, с уложенной косой на голове и платком на плечах.
Платок во все времена был самым желанным подарком. Удивительно красивые платки, шали и подшальники ткались и изготавливались способом ручной набивки в многочисленных мелких мануфактурных заведениях России… Спрос на них был огромный. Платки и шали вырабатывались и в Воронежской губернии. Около полутора веков назад пуховые шали крепостных ткачих воронежской помещицы Веры Андреевны Елисеевой из Нижнедевицкого уезда своими художественными и техническими качествами не только подняли на высокую ступень авторитет русского народного искусства в самой России, но и снискали мировую славу. Стоили шали баснословно дорого. Конечно, для большинства местных жителей города Борисоглебска того времени, даже зажиточных, такой подарок был не по карману.
Однако в первой половине XX века в нашем регионе большим спросом пользовались платки и шали, связанные из белой шерсти овец. Эти платки вязались из шерсти весенней стрижки, то есть поярки, так как эта шерсть была более мягкой и тонкой. Стриженная осенью овечья шерсть была пригодна только для валяния валенок. Связанное полотно мастерицы обвязывали кружевом с помощью крючка. Затем к платку приделывались мохры. Платок получался теплым, легким и красивым. Вот в этих шалях и могли щеголять наши горожанки.
В результате получилась вот такая фигурка. И мне она понравилась.
А потом к этому образу добавились и стихотворные строчки:
Не селянку — горожанку
В юбке шелковой в «татьянку»
Или с рюшей на боку
Можно встретить поутру.
В кофте тонкой, кружевной,
Отороченной каймой
Или с вышивкой цветной,
Что на ткани дорогой.
На плечах ее платок
Из пуховых ниток связан.
К завиточку завиток
И красиво так повязан.
А спешит она во храм
На пасхальной на неделе.
Воочию увидеть там
Таинство Христова Воскресенья.
Троица
В мае 2018 года в детском саду №7 города Борисоглебска совместно с музыкальным руководителем Татьяной Викторовной Кузнецовой решили провести праздник, посвященный Троице, — «Вот и Троица пришла», включив в него не только стихи, песни, хороводы, связанные с этим праздником, но и мастер-класс по лепке из глины. Я решила слепить с детьми маленькую плоскостную куколку «Троица», а впоследствии и расписать.
Опять встал вопрос, какой должна быть куколка «Троица»? В чем ее отличие от других женских глиняных фигурок? В интернете стала просматривать мастер-классы, посвященные этому празднику. Как правило, в них рассказывалось об особенностях изготовления тряпичной куклы «Троица». Из-под рук мастера они выходили яркие, нарядные, украшенные венками из цветов и листьев. А поскольку в традиционной глиняной игрушке такого образа нет, стала фантазировать с учетом той информации, что нашла. Вначале эта новая фигурка, так же, как и «Авдотьюшка» (масленичная куколка), лепилась с «пальца», поэтому она получались небольших размеров, приблизительно восемь сантиметров, пустотелая, колоколообразной формы. Отличительной особенностью был венок на голове из цветов, листьев березки, ну и, конечно, косы, их три: две спереди, а одна на спине, насечки по краю одежды, обозначающие бусы. При росписи одежды использовала разные оттенки зеленого цвета — это цвет травы, листьев на деревьях и разные оттенки красного, розового, голубого — это цветущие растения в лесу, в поле, на лугу. Новая куколка получилась яркой и привлекательной.
Но для мастер-класса с детьми дошкольного возраста такая глиняная игрушка была сложна по технологии исполнения, поэтому была слеплена плоскостная куколка, размером пять-шесть сантиметров в длину, включающая перечисленные особенности фигурки «Троица». У нее также были косички, веночек из листьев, насечки на одежде, но только маленькие.
За прошедшие годы образ игрушки уточнялся, совершенствовался, и она постепенно стала таких же размеров, как «барыня», «Авдотьюшка» и другие мои куколки (11–12 см), и стала лепиться привычным для меня способом — способом выкатывания с помощью палочки.
Об этих куколках сложились вот такие строчки:
Снова Троица пришла,
Гостья долгожданная.
Из цветов венки сплела,
Нарядная, желанная.
Ленты в косы заплела,
По лугам гулять пошла.
Закружила в хоровод
Под березами народ.
Я очень надеюсь, что написанные мною игрушечные истории не только познакомят читателей с особенностями авторской игрушки, с конкретными женскими образами из города Борисоглебска, но кого-то заинтересует и процесс создания глиняных игрушек, появится желание и самому что-то слепить, сотворить.