Впервые имя Валентины Суминой я услышал от Анны Николаевны Корольковой. Знаменитая сказительница, показывая мне ее иллюстрации к сказкам «Волк и лиса», «Два коня», «Коза-стрекоза и кочет в красных сапожках», была очень довольна работой художницы и восторженно восклицала:

— А глянь-ка, какой кочет у нее получился! А коза-то, коза! А на волка погляди — чудо, а не волк!

Вскоре редактор Центрально-Черноземного книжного издательства Тамара Тимофеевна Давыденко, редактировавшая мою книжку стихов для детей «Удивительный вагон», поинтересовалась моим мнением:

— А как ты смотришь, если книжку попросим оформить Валентину Иосифовну Сумину?

Вспомнив оценку Корольковой, я сразу согласился. И никогда об этом не пожалел. В своих рисунках Суминой удалось отойти от буквальной трактовки моих стихотворных текстов. Она их во многом — и весьма интересно — дополнила и по праву стала соавтором книжки.

Позднее, познакомившись и лично с Валентиной Иосифовной, и ближе с ее работами, я увидел, рассмотрел, понял ее почерк. Он отличает ее от многих других собратьев по творчеству, позволяя в большом сообществе воронежских художников занимать свое, особое место.

— Я вступила на тропу художника с глины, — рассказывает Валентина Ио­сифовна. — Она «прилипла» к моим рукам в студии ДК завода имени Коминтерна. Эту глину из Воробьевского оврага принес мой брат Петр и вылепил матрешку. Все начинается как бы случайно, но это судьба стучится в твою дверь.

В ее багаже соседствуют и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и иллюстрация… Да и материал разнообразный — керамика, масло, литография, акварель… Но это, как образно говорит Сумина, вовсе не иностранные языки, а разные наречия, диалекты. Иногда такую разножанровость ей ставят в упрек. Справедливо ли? «Это возмущается привычка к стандарту. Стереотип всегда боится быть разрушенным», — считает художница.

В.И. Сумина — автор серии автолитографий «Октябрь в Воронеже» (1973), «Времена года» (по стихам А.В. Кольцова и И.С. Никитина, 1981), офортов «Скакал казак через долину» (1981), акварелей «Женщины» (1989), «Люди и животные» (1989), пастелей «Памяти русских художников» (1984 ), «Ритмы» (1988), рисунков карандашом «Старый Воронеж» (1979), «Трудное лето в Урыве» (1984), «Река отечества — Воронеж» (1987), графических листов «Контраст» (1982), «Сказки Корольковой» (2000) и керамики, автолитографий «Дети войны», завершенной в 2014 го­ду, а также графических портретов современников, натюрмортов, зарисовок с улицы.

В абсолютном большинстве случаев в работах Суминой только две краски — черная и белая. Меня всегда интересовало: этот ее черно-белый взгляд — взгляд на жизнь? На творчество? На искусство? Или это способ самовыражения художника? Что это? Откуда истоки таких взглядов? Сумина отвечает весьма оригинально.

— Графика не всегда черно-белая, — говорит она. — Но черно-белая превыше всего! — И переходит к сравнению с поэзией: — Есть длинные стихи, но краток Тютчев, кратки евангелисты, кратки японские хокку и танка. Черно-белая графика — это кратко, информативно о многом. На многие «почему?» нет ответа. Это надо принять.

Педагога, который бы пристально и долго ее выращивал, не было. «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всяк тебе учитель», — вспоминает она индийскую мудрость, которую вычитала у поэта-земляка Валентина Сидорова. И признается: «У меня много учителей. Начну с братьев меньших — козы, ов­цы, куры, коровы… Они заставляли раньше вставать (а спать так хочется!), выходить на росистый луг босиком (а трава-то холодная!), а потом длинный летний день проводить в тесном общении с хулиганистыми четвероногими (норовили все время покормиться то колхозной свеклой, то пшеницей). Вокруг — звучащий мир: сороки, лягушки, соловьи, кукушки… Попеременно досаждали дожди и солнце — спутники и друзья (и учителя тоже!) Художник начинается издалека. Еще до рождения. Мама в детстве учила «Благословляю вас, леса, долины, воды, горы…» Теперь я читаю это детям-ученикам…»

Конечно, на разных этапах творчества были у нее и наставники, которым она навсегда благодарна. В студии ДК завода имени Коминтерна Евгения Михайловна Романовская учила ее не бояться браться за большое. В строительном техникуме и позднее Владимир Алексеевич Пресняков учил тему превращать в серию, цикл. В Домах творчества — и, в частности, Евгений Матвеевич Сидоркин — приучали к совпадению темы и изобразительного языка.

С благодарностью вспоминает товарищескую поддержку, советы «громокипящего» Федора Сушкова, Валерия Мельниченко. Они ей, еще не имевшей своей мастерской, живущей на птичьих правах в общежитии механического завода, выделили в своих небольших мастерских уголок, где она могла работать. Валентина Иосифовна всегда дорожила дружескими отношениями со своим земляком Евгением Пошиваловым, соседом по мастерской Николаем Тулуповым, с Масабихом Ахуновым, Николаем Труновым, Зоей Суворковой. «Хороший художник — это всегда урок, духовное обогащение», — считает Сумина.

А еще она всегда училась и учится у классиков мирового художественного искусства. «Старые мастера, — размышляет Валентина Иосифовна, — это как любимые родственники. Люблю неаристократичного Рембрандта с его невеселой человеческой судьбой, болезненно-динамичного Врубеля, таинственного Рублева, Матисса, мощь и аромат мраморов Греции и Рима, лаконизм и пронзительность русских икон. Не отпускает Египет с его тысячелетними сфинксами, жрецами, владевшими многими тайнами жизни и смерти, но не пожелавшими открыть их потомкам. Может быть, они и правы…»

— Всегда хочется радоваться лучшим проявлениям человеческого характера — благородству, стойкости, бескорыстию, таланту, мужеству, — рассказывает Сумина. Именно это, а также сочувствие, уважение, сострадание заставили ее взяться за свои лучшие работы, среди которых цикл, посвященный семье Прасковьи Щеголевой, серии «Дети войны», «Земля и небо», «Воронеж военный», «Октябрь в Воронеже». Отдыхая в санатории на берегу Икорца и мысленно благодаря деятельных, хозяйственных Звегинцевых, оставивших добрую память о себе, художница пишет минипейзажи, посвященные им. И этим как бы продляет их жизнь.

За плечами известной художницы, которая недавно отметила свой значительный юбилей, не только годы плодотворной, насыщенной творческой жизни. Сумина известна и как художник-педагог. Руководила детской изостудией. Преподавала в детской художественной школе Центрального района г. Воронежа, являясь одной из ее основателей. Много лет работала преподавателем отделения изобразительного искусства детской школы искусств № 11 г. Во­­­ронежа.

Преподавательская деятельность. Дает ли она что-то художнику? Или что-то отнимает? Понятно, что художник-педагог тратит на детей много и времени, и здоровья. И даже разбазаривает копилку своих творческих находок, считает Сумина. Но дети возвращают своему педагогу непосредственность, простоту творческого поиска, уверенность, радость созидания. Воспитанники Валентины Иосифовны — участники и призеры многих международных выставок изобразительного творчества. Особенная гордость Суминой — Лиза Заруцкая. В 2014 году Лиза завоевала Гран-при в конкурсе «Спасибо, мама!», организованном Общественной палатой Воронежа, а в 2015-м — первое место в конкурсе «Старая, старая сказка». В 2017–2018 гг. штаб Федора Конюхова (Москва) провел конкурс «Экология глазами детей», и здесь Заруцкая была отмечена дипломом и ценным подарком. Еще одна звездочка Суминой — Аня Зырянова, создавшая трогательный образ Василисы Премудрой. Эта работа тоже была замечена и отмечена наградами.

Валентина Иосифовна с давних пор свой человек и в воронежском литературном мире. Она пишет стихи, прозу, публикуя их в областной периодике. Ее поэтические строки знакомы и читателям «Подъёма». «Моим крестным отцом в поэзии был редактор «Молодого коммунара» Евгений Дубровин», — не без гордости говорит она.

…Валентина Сумина — участница многочисленных выставок — зональных, региональных, республиканских, всесоюзных, всероссийских, международных. Одна из ее персональных вы­ставок называлась «Возведу очи мои к горнему». Какой смысл вкладывала художница в это название? Вот что говорит она сама:

— Когда носитель таланта путает, где добро, а где зло, то Божий дар используется не по назначению. «Возведу очи мои к горнему!» — это значит: буду служить Добру, Любви, Родине! Буду жить по заповедям! Буду жить по совести!»

Так она и живет.

 


Евгений Григорьевич Новичихин родился в 1939 году в селе Верхнее Турово Нижнедевицкого района Воронежской области. Окончил Воронежский лесотехнический институт. Автор более сорока сборников стихотворений для детей, сатирических миниатюр, литературных пародий, переводов, краеведческих этюдов, нескольких киносценариев. Лауреат премий им. М.А. Булгакова и А.П. Платонова, «Родная речь» журнала «Подъём», премии «Имперская культура» им. Э. Володина. Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза писателей России, Союза кинематографистов. Живет в Воронеже.