Одним из самых ярких положительных впечатлений в 2015 году было мое знакомство с коллективом «Подъёма». Осенью 2014-го в литературном журнале напечатали мой первый рассказ о войне на Донбассе «Оля и снаряд». Познакомились с Виктором Николаевичем Никитиным по электронной почте, он был редактором отдела прозы. Уточняли рабочие моменты по рассказу «Черный день», который также должны были напечатать в одном из номеров.

И когда в апреле я ехал из Тамбова в Воронежскую область к бабушке, в Воронеже у меня выпало свободное время, и я решил зайти в редакцию.

Приняли меня радушно и тепло, очень человечно. То было непростое для меня время, и такое отношение было как живительный источник для меня. Мы познакомились с Иваном Александровичем Щелоковым, Вячеславом Дмитриевичем Лютым, Владимиром Евгеньевичем Новохатским. Щелоков сказал несколько слов о моем рассказе, похвалил. Одним словом, воодушевил. Лютый и Новохатский угостили чаем, поговорили о ситуации на Украине.

И вот в кабинет весь в снегу вошел Виктор Никитин. Он сразу произвел впечатление на меня. В прямом смысле слова большой писатель. Я и сам не маленького роста, но Никитин был еще выше. Мы познакомились лично. К сожалению, в тот раз пообщаться не удалось, мне уже нужно было уходить.

Потом я отправлял ему каждый свой новый рассказ. Конечно, не все шло в журнал. В 2017-м своими силами я издал книгу небольшим тиражом. После этого переехал в Воронеж. Иван Щелоков помог устроить презентацию в библиотеке имени Кубанева. На мероприятие пришли и представители «Подъёма» — Юрий Кургузов и Виктор Никитин. Виктор Николаевич сказал несколько позитивных слов о моем творчестве, а говорил он всегда очень значительно, глубокомысленно, с весом, с расстановкой. Для молодых авторов всегда важны отзывы опытных писателей старшего поколения. И я был ему очень благодарен.

В редакции мы обменялись книгами. У Никитина как раз вышел сборник «Жизнь в другую сторону» с одноименной повестью. С нее я и начал. И она попала точно в цель. В то время моя жена Лена работала в районе улицы Кирова. Примерно там же развивался и сюжет никитинской повести. Я ездил к ней на обеденные перерывы, и мы гуляли по центру, пили чай и разговаривали о работе, литературе, новом городе. Я вдыхал атмосферу Воронежа, знакомого, но чужого для меня на тот момент города.

Рассказы у Виктора Николаевича всегда завораживали. Они напоминали мне творчество Габриеля Маркеса и Хулио Кортасара. Его новеллы были чем-то большим, чем изложение какой-то истории, они увлекали в загадочный, потаенный мир, где все на полутонах, где остаются вопросы и недосказанности.

В книжных магазинах я нашел его сборник рассказов «Игра с незнакомцем», а позже познакомился и с его романом «Исчезнут, как птицы».

Иногда мы часами обсуждали литературу. Виктор Николаевич давал ценные советы по поводу того, как мне лучше писать, я расспрашивал о том, над чем он сейчас трудится. От него всегда веяло спокойствием. Никитин дал один из важнейших советов: в литературе не обязательно все должно быть так, как было в жизни. На то она и литература. Где-то лучше не дожать, а в другом месте лучше выкрутить по максимуму. Именно этот совет я использовал, работая над повестью «Ополченец», которую мы с ним много обсуждали.

Его особое отношение к слову всегда чувствовалось. Это подтверждает такой пример. Виктор Николаевич рассказал, что на спор за месяц, не особо напрягаясь, написал и под псевдонимом в интернете опубликовал детективный роман. Это было для него несложно. Но так работать Никитин не хотел. У себя он не терпел халтуры. Как и у других.

Памятен разговор об одной из новелл Виктора Николаевича — «Никто». Главный герой пришел с родителями к их друзьям на праздник. Там он знакомится с симпатичной девушкой-соседкой, у которой есть ребенок. Между ними появляется симпатия. Через время они уходят в ее квартиру, но внезапно герой тихонько уходит. Он решил отказаться от любовного приключения. Я спросил Никитина: «Почему?» — «Да неважно», — ответил писатель. Вот такой он был. Мол, не понял и ладно, чего объяснять. Он чувствовал персонажей, слово и мир гораздо тоньше.

Его уход стал неожиданностью. Сначала я не поверил — вот только недавно, летом, виделись в редакции. Удивительно, но он успел дописать роман под названием «Венгерская почта» незадолго до смерти. Это как артисту уйти на самом пике своего мастерства, своей славы, на сцене. Так бывает, работает писатель над произведением месяц, второй, год, два, пять. А потом уходит, не успев завершить книгу, не успев рассказать читателю, к чему же он вел, какой смысл закладывал в роман. И кто знает, какую удачную фразу, монолог или диалог мог бы он еще написать там, под самый занавес. Но Никитин смог, несмотря на то, что «Венгерская почта» шла у него иногда достаточно трудно, завершить произведение. Роман вышел в журнале «Подъём», теперь ожидается его публикация отдельной книгой. И в этом смысле Виктор Николаевич продолжает свой путь, уже, к сожалению, не земной. Он остается в жизни не только в воспоминаниях людей, которые любили его, но и в литературе.