«Что вы смеетесь, господа?..»
- 24.01.2025
Что вы смеетесь, господа?
Писцу насмешка не беда.
Он знает многое смешное за собою,
Да уж давно махнул рукою.
Махнул пером — отдал сыграть,
А вы, пожалуй, рассуждайте!
Махнул пером — отдал в печать,
А вы читайте!
А.С. Грибоедов. Лубочный театр
Говорят, что Грибоедов, увидев в театре «Горе от ума», очень расстроился и сказал, что пьесу совершенно не поняли. Хотя пишут также, что ему не удалось увидеть свою комедию ни напечатанной целиком, ни поставленной на большой сцене. Но утверждают, будто автор присутствовал на любительском спектакле в Эривани в 1827 году. Может быть, тогда он и решил, что его произведение не поняли? Прошло много лет, но «Горе от ума» до сих пор вызывает вопросы.
Существует много штампов на тему «Горя от ума». Дескать, это гениальная вещь, ее растащили на цитаты и пословицы, а Грибоедов написал всего одну пьесу и прославился как писатель в веках. Однако есть у него и другие пьесы, а также — очерки, стихи, переводы…
Не случайно отмечают, что человек талантливый — талантлив во всем. Это как раз про Грибоедова. Талантливый дипломат, талантливый музыкант и композитор, талантливый писатель. Он не позволял себе делать что бы то ни было плохо.
В 1803 году, восьми лет отроду, Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года одиннадцатилетним мальчиком поступил в университет. Он был «вундеркиндом», окончившим словесное отделение философского факультета Московского университета в 15 лет. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учебу, а поступил на этико-юридическое отделение, потом на физико-математический факультет.
Может быть, он стал бы великим ученым, но началась война. Грибоедов вступает в гусарский полк. Служит 4 года, приобретая бесценный опыт военной службы. Затем оставляет службу военную и поступает в Министерство иностранных дел в Петербурге. Над пьесой «Горе от ума» он работал почти всю сознательную жизнь. Начал ее в 1816 году, будучи еще совсем молодым человеком двадцати одного года. Закончил — в 1824 году, а окончательный вариант пьесы передал Булгарину перед отъездом в Тегеран в 1828 году, незадолго до смерти.
Получается, он отдал созданию этого произведения 12 лет жизни. В этот период произошел ряд исторических событий, среди которых — смерть Александра I, отречение от престола Константина, восстание декабристов, коронация Николая II. Россия вступила в эпоху перемен. Действие пьесы происходит до восстания декабристов, но веяние эпохи в пьесе присутствует.
Если бы автор остался жив, он, возможно, продолжил бы работу над комедией или написал бы ее продолжение.
Но вот что обидно: Грибоедов создал пьесу необыкновенную, которая должна вызвать рой мыслей, заставить задуматься, провести аналогии с современностью. Однако же в отношении «Горя от ума» всем все давно понятно, расставлены «плюсы» и «минусы»: Чацкий — как умен, как смел, дерзок, пророк, декабрист! А все остальные — фигуры отрицательные. Но так ли это? Ведь каждое произведение интересно своей загадкой, которую необходимо разгадывать. А нас лишили возможности разгадывать эту великолепную пьесу, находить в ней что-то свое, личное.
В человеке не может быть все только положительным или отрицательным. Подобная банальная мысль как-то ускользает от всех критиков, что-либо писавших об этом произведении. Герои Грибоедова намного глубже, тоньше, чем пишут о них критики, сложнее, чем видят их режиссеры. Да, он критикует московское общество, но и Чацкого не жалует.
Непонятно, почему именно Чацкого на сцене и в критических статьях сделали таким положительным. Наверное, из-за статьи И.А. Гончарова, который обладал, несомненно, силой убеждения. Да такой, что мы уже 150 лет не возражаем ему. Трудно не согласиться с такой мыслью: «Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед».
Гончаров, безусловно, прав, когда пишет: «“Горе от ума” появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности».
«Отчего же это, и что такое вообще это “Горе от ума”? — продолжает размышления знаменитый писатель Иван Александрович Гончаров. — Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, как будто затрудняясь, куда ее поместить…
Печатная критика всегда относилась с большею или меньшею строгостью только к сценическому исполнению пьесы, мало касаясь самой комедии или высказываясь в отрывочных, неполных и разноречивых отзывах. Решено раз всеми навсегда, что комедия образцовое произведение, — и на том все помирились».
Все так и есть, но кое о чем все-таки хотелось бы поспорить с Гончаровым. Все-таки в его восприятии комедии сыграл роль субъективный фактор: возможно, он нашел черты, близкие себе по духу, в Чацком и сделал из него положительного героя.
Но кто такой Чацкий? Собственно, никто — он не сделал ничего полезного ни для близких людей, ни для страны, у него невероятно завышенная самооценка, и он страдает от того, что окружающие не видят, какой он хороший, умный, необыкновенный.
Его отец дружил с Фамусовым. Поэтому Фамусов взял на себя заботы о воспитании сына своего друга, когда того не стало. Но Чацкому не понравилось жить в доме благодетеля, и он съехал от него. Об этом говорит Софья, дочь Фамусова:
Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
Связала детскою нас дружбой; но потом
Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,
И редко посещал наш дом.
То есть, по словам Софьи, Чацкому стало скучно, и он решил жить самостоятельно. И даже посещал их редко, потому что в доме Фамусовых строгие правила, детей воспитывают строго. Чацкий решает жить сам, поэтому его воспитанием никто особенно не занимается. И это заметно. Фамусов, очень добрый человек, относился к Чацкому как к сироте, вот и избаловал его. Он и Софью избаловал, поскольку она творит непозволительные вещи. Отец, конечно, напускает на себя строгий вид, шумит, отчитывает всех, но никто его не боится.
Затем Чацкий уехал на три года и, видимо, промотал отцовское состояние, вернулся поправить дела. А как это можно сделать? Служить он не может — у него скверный характер. Ему нужна сразу высокая должность, он хочет руководить и всем указывать, как не надо жить. Как надо, он не знает, так как еще молод и жизненного опыта не имеет.
Единственный выход поправить дела — жениться. Он вспомнил про Софью, которая когда-то была в него влюблена. Софья — неплохая партия, и поэтому, приехав в Москву, Чацкий — прямиком к Софье. Но вот незадача: он замечает, что Софья к нему охладела. Однако с его манерами, умом и неотразимостью, кажется, он быстро сумеет завоевать ее сердце. Все-таки у него слишком завышена самооценка.
Кто же соперник? Чацкий пытается это выяснить, но достойных себя конкурентов не видит. Едва встретившись с Софьей, начинает говорить гадости обо всех вокруг, надеясь на то, что она, восхитившись его умом и веселостью, будет им очарована? Когда-то Софью все это и забавляло, но она повзрослела, поумнела, а Чацкий — нет.
Кто сказал, что он влюблен в Софью? Он сам? Однако верить ему не стоит — влюбленные так себя не ведут. Это понимает даже Софья. Продолжая рассказ о Чацком, она говорит:
Потом опять прикинулся влюбленным,
Взыскательным и огорченным!
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
Вот об себе задумал он высоко…
Охота странствовать напала на него,
Ах! если любит кто кого,
Зачем ума искать и ездить так далеко?
То есть у них случился роман, но мудрая Софья считает, что он только прикинулся влюбленным. А затем на него напала «охота странствовать».
И здесь из уст Софьи впервые звучит слово «ум» применительно к Чацкому. Оказывается, он поехал «ума искать». Нашел ли? Нет. Каким уехал, таким и вернулся. Слова его — пустой звон, говорит и говорит, говорит и говорит… Не важно, слушают ли его, понимают ли — ему лишь бы поговорить. Для чего? Видимо, он хочет, чтобы его считали умным. Все-таки для него имеет значение мнение общества. Фамусов при первой же встрече в своем доме с Чацким просит его: «Помолчи!» Тот говорит. Фамусов затыкает уши, но это не помогает. Причем начинает Чацкий разговор со своим благодетелем Фамусовым с дерзости. На его вопрос: «Вы что-то невеселы стали; Скажите, отчего?» — Фамусов отвечает:
Ах! батюшка, нашел загадку:
Не весел я!.. В мои лета
Не можно же пускаться мне вприсядку!
Чацкий дерзит: «Никто не приглашает вас». Фамусов позволяет ему это, поскольку, видимо, никогда не слышал от него добрых слов, хотя и заслужил их. Он относится к Чацкому как к сыну, поэтому многое ему прощает.
Чацкий продолжает:
Я только что спросил два слова
Об Софье Павловне: быть может, нездорова?
Фамусов, заподозрив что-то, спрашивает, не собирается ли тот жениться на Софье. И снова слышит дерзость в ответ: «А вам на что?»
Появляется Скалозуб. Фамусов просит попридержать язык хотя бы при госте.
Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче завтра генерал.
Пожало-ста при нем веди себя скромненько…
«Эх! Александр Андреич, дурно, брат!» — добавляет он, понимая, что Чацкий не удержится, обязательно наговорит лишнего.
Чацкий долго терпит. Но затем не выдерживает и разражается знаменитым монологом «А судьи кто?», в котором заклеймил всех. Действительно, как можно выменять верного слугу на три борзых собаки, продавать актеров и актрис! Он, Чацкий, не может служить под руководством таких людей, потому что не уважает их. Мысль эта в то время была не нова — в обществе зрели перемены, и об отмене крепостного права говорилось в определенных кругах. Но умные люди знают, где можно говорить об этом, а где — не стоит. Чацкий же об этом не задумывается, ему это не свойственно.
Его продвижение по службе не задалось не оттого, что все начальники такие плохие, как описал их Чацкий. А потому, что у него невозможный характер. Продолжая свой знаменитый монолог, он добирается и до армии. Там тоже все плохо:
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть…
Неужели Чацкий был военным? С его-то характером?! В армии необходимо соблюдать железную дисциплину. А теперь представим Чацкого, который может только всех учить и делать замечания всем, не различая званий. Вряд ли он смог бы долго оставаться в войсках. Но служить, видимо, пытался, и обида на армию осталась, ведь там его тоже не оценили.
В своем монологе он старательно порицает всех и все! Но выясняется, в конце концов, что Скалозуб из его речи ничего не понял. Или только сделал вид, что не понял. Фамусову же это неинтересно, он просил Чацкого помолчать, но тот говорит и говорит… И мысли-то не его, он где-то их услышал от умных людей и доносит до нас, пытаясь выдать за свои. В народе не зря говорят: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Поэтому настоящий герой — безусловно, Молчалин. За что Чацкий его презирает? За то, что тот из простой, небогатой семьи? Его так же, как и Чацкого, между прочим, взял к себе в дом добрейший Фамусов. Так что положение у них было почти одинаковое. От Фамусова мы узнаем многое о Молчалине:
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.
Он позволяет себе напоминать Молчалину, что является его благодетелем. Попробовал бы он хоть намекнуть об этом Чацкому с его уязвленным самолюбием!
А Молчалин знает себе цену, поэтому позволяет Фамусову вести себя подобным образом и понимает, что тот боится потерять в его лице на редкость ценного помощника.
На время действия пьесы у Молчалина все хорошо. У него стабильный доход, должность, положение в обществе. Он, между прочим, асессор. Этот чин соответствует VIII классу в Табели о рангах. К чину в то время применялся общий титул «Ваше высокоблагородие». До 1845 года чин асессора давал потомственное дворянство, затем — только личное. Обладатели его обычно служили в должности регистратора, секретаря или советника. Молчалин служит секретарем у Фамусова, который ценит его очень высоко. И этого положения он добился собственным трудом и умением себя вести.
Непонятно, почему все удивляются выбору Софьи. Ведь Молчалин умен, красив, имеет положение в обществе и чин, к тому же еще очень молод. Причем сам всего добился — по всему видно, он далеко пойдет. Софья делает все, чтобы Молчалина застали в ее спальне. Фамусов не видит его своим зятем из-за недальновидности, считая лишь бедным родственником, которого когда-то приютил, отказываясь замечать, что Молчалин теперь завидный жених. Конечно, его чин соответствует пока только майору, а Скалозуб — полковник. Но Молчалин намного моложе, и у него все предпосылки сделать более блестящую карьеру.
В спальне у Софьи Молчалин молчит и вздыхает, ничего не предпринимая, не покушаясь на ее честь. Это не потому, что он такой скромный. Просто он понимает: если что, ему придется на ней жениться. А Софья уже не такая выгодная партия для него. Он наверняка присмотрел себе кого-нибудь побогаче и познатнее. Ведь его принимают в высшем обществе. Для кого-то он, может быть, не такой уж завидный жених, но если дочка влюбится, чего не сделает отец ради ее счастья. Право на дворянский титул у него есть, репутация или, как сказали бы теперь, имидж почти безупречный. Конечно, слухи о его связи с Софьей возникнут, но это только придаст ему ореол романтичности в глазах молодых особ. А тесть постарается, чтобы помочь зятю поскорее прошагать по карьерной лестнице. По словам Фамусова: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, / Ну как не порадеть родному человечку!..» А пока Молчалин всего добивается только с помощью собственных личных и деловых качеств, которые оценил Фамусов. В обществе, где принято помогать родственникам, Фамусов помогает Молчалину потому, что тот, по его словам, «деловой».
Молчалин умеет поставить на место Чацкого. Великолепна сцена у спальни Софьи днем. Чацкий, мучимый ревностью, дежурит у спальни, просит впустить его хоть на две минуты. Но Софья решительно ему отказывает, потому что ждет Молчалина. О нравы! Она посылает за ним Лизу, и Молчалин вынужден пойти, хотя отношения с Софьей тяготят его. Он понимает, что это грозит ему свадьбой, которая не вписывается в его планы.
Софья не думает о том, что Молчалин должен служить, у него много дел. Она продержала его у себя всю ночь, он не выспался, но она снова его к себе зовет — и Молчалин покорно идет. А тут Чацкий. Есть отговорка для Молчалина, чтобы не идти к Софье. Чацкий начинает разговор вроде бы по-дружески, но при этом лукавит, стараясь распросить его о Софье.
Нам, Алексей Степаныч, с вами
Не удалось сказать двух слов.
Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? без печали?
Молчалин отвечает осторожно: «По-прежнему-с». Чацкий начинает заводиться, потому что не получил ответа такого, какого хотел, его раздражает осторожность Молчалина, когда он ничего не говорит про Софью: «А прежде как живали?»
Молчалин так же осторожен. Отвечает вежливо, но никак:
День за день, нынче, как вчера. —
К перу от карт? и к картам от пера?
И положенный час приливам и отливам?
— иронизирует Чацкий, имея в виду, что жизнь в московском обществе скучна, предсказуема. Молчалин, не очень понимая, что нужно Чацкому, какого он ждет ответа, решает навести разговор на тему, которая однозначно вызовет поток слов у Чацкого, и старается прихвастнуть:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил…
Чацкий не выдерживает и начинает язвить. Но Молчалин — не Фамусов, чувствуя, что Чацкий пытается разговаривать с ним свысока, он решает поставить-таки его на место: «Вам не дались чины, по службе неуспех?» — сочувственно спрашивает он. Удар попадает прямо в цель, и самолюбивый, высокомерный Чацкий вынужден оправдываться: «Чины людьми даются, / А люди могут обмануться».
А Молчалин безжалостно продолжает: «Как удивлялись мы!» — давая понять, что теперь он представитель света, в котором когда-то был своим отец Чацкого, где мог быть принят и Чацкий, но не сумел. Теперь Молчалин — часть этого общества, а Чацкий, увы, нет.
Чацкий унижен, раздавлен. Он просто теряет дар речи. Где его гневные, обличающие тирады? Все, что он может, это задать вопрос: «Какое ж диво тут?»
И Молчалин добивает его: «Жалели вас». Это невозможно вынести — Чацкого жалеет Молчалин! А тот даже не возмущается в свойственной ему манере. «Напрасный труд», — все, что он может произнести.
Конечно, Молчалин — не Скалозуб, не Фамусов, даже не Софья. Это умнейший собеседник, которому палец в рот не клади. Он умеет заставить себя уважать. Не будем забывать, что это Чацкий пытался заговорить с Молчалиным свысока, а теперь вынужден оправдываться.
Молчалин начинает говорить про Татьяну Юрьевну, которая, вернувшись из Петербурга, принесла весть о неприятностях на службе у Чацкого. А затем начинает давать советы: Молчалин — Чацкому!
К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам.
Чацкий:
На что же?
Молчалин
Так: частенько там
Мы покровительство находим, где не метим.
Чацкий
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Те мужчины, которые ездят к женщинам «не за этим», о том обычно помалкивают, подобно Молчалину. А кто рассказывает, тот больше придумывает, как он якобы ездит.
Молчалин не обращает внимания на укол Чацкого. Ему не нужно придумывать ничего про женщин — он имеет у них успех. И в данный момент его ждет Софья в своей спальне. Но он об этом не расскажет. Он продолжает давать советы Чацкому, зная, как его это выводит из себя:
Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?
И награжденья брать и весело пожить?
Чацкий
Когда в делах — я от веселий прячусь,
Когда дурачиться — дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.
Правильные мысли, только уж слишком банальные, впрочем, как и все остальные сентенции Чацкого. Они не помогли ему сделать карьеру. Впрочем, какие дела могут быть у Чацкого? О делах Молчалин имеет право рассуждать:
Молчалин
Простите, впрочем тут не вижу преступленья;
Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?
Чацкий
Ну что ж?
Молчалин
При трех министрах был начальник отделенья.
Переведен сюда…
Чацкий
Хорош!
Пустейший человек, из самых бестолковых.
Молчалин
Как можно! слог его здесь ставят в образец!
Читали вы?
Чацкий
Я глупостей не чтец,
А пуще образцовых…
Вновь одной фразой Грибоедов характеризует Чацкого. Конечно, он не читал написанное Фомой Фомичем, зачем себя утруждать? Однако безо всяких оснований считает это глупостями. Молчалин, в свою очередь, может об этом говорить, так как он знаком с бумагами Фомы Фомича, пусть и вздорными, но никогда не скажет об этом — тем более за глаза. Он хорошо воспитан. И про Чацкого ему известно, что тот не читает ничего такого. А вот задал же вопрос и получил ответ, который позволил ему продолжить:
Молчалин
Нет, мне так довелось с приятностью прочесть,
Не сочинитель я…
Чацкий
И по всему заметно.
Молчалин
Не смею моего сужденья произнесть.
Чацкий
Зачем же так секретно?
Молчалин
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Чацкий
Помилуйте, мы с вами не ребяты,
Зачем же мнения чужие только святы?
Молчалин
Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий
Зачем же надобно?
Молчалин
В чинах мы небольших.
Это он-то в чинах небольших? Вообще-то, он коллежский асессор. А кто же тогда Чацкий?
Чацкий(почти громко)
С такими чувствами, с такой душою
Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Чацкий не понимает, что Молчалин, рассуждая о том, как надобно зависеть от других, имеет в виду, прежде всего, Чацкого, продолжая таким образом давать ему советы, как себя вести. Но, конечно, для Чацкого такие советы неприемлемы.
* * *
В письме к Катенину Грибоедов писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих других собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика…» Но почему-то, когда ставят Грибоедова на сцене или пишут критические статьи, все персонажи, кроме Чацкого, получаются именно карикатурными.
В пьесе нет карикатуры, там очень тонкая ирония. Грибоедов принадлежит к высшему свет, он сделал карьеру благодаря своему образованию. И иронизирует по поводу представителей высшего света, потому что в свете так принято, он является представителем этого круга общества и имеет на это право. А Чацкий — нет.
Пьеса, как и предсказал Гончаров, пережила много эпох и все не утратила своей жизненности именно потому, что черты портретов, нарисованные Грибоедовым, свойственны многим лицам, «а иные всему роду человеческому». А человеческая натура почти не меняется со временем. Грибоедов показывает Москву, еще не испорченную «квартирным вопросом», но все-таки Москву, которая не сильно изменилась и до сих пор. В его героях легко можно узнать наших современников.
Вот Скалозуб. Военный, полковник, почти генерал. Прошел войну 1812 года. Человек, достойный всяческого уважения. Почему-то его представляют глупейшим созданием. Да, Грибоедов слегка подтрунивает над ним, но делает это с добрым чувством. В те времена, видимо, как и теперь, принято было рассказывать истории о глупости и прямолинейности военных. Вспомним анекдоты про современную армию: «Копать от этого столба и до обеда».
Да, военные недостаточно обучались грамматике. Чтобы сделать карьеру военного, необходимы другие науки. Главное — умение выполнять, а не обсуждать приказы. Наполеона победили военные. Скалозуб, кстати, служит с 1809 года. А подтрунивание над армией, возможно, и началось с Грибоедова. Затем продолжилось у Толстого (в романе «Война и мир» рассказывают анекдоты о военных). Продолжают рассказывать анекдоты и теперь.
Когда Фамусов пытается найти общих родственников и спрашивает: «Как вам доводится Настасья Николавна?» Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею не служили», — это же он так пошутил. Юмор у него такой, военный. Он не глупость свою показал, а характер. Ведь не зря же у него говорящая фамилия. Зубоскал, по Далю, «тот, кто насмехается, подымает на смех, грубый пересмешник».
Скалозуб скромен. Он говорит о своих наградах и подвигах нехотя, только когда его спрашивает Фамусов. И когда тот его хвалит за успешную карьеру, он как бы оправдывается, так же прямолинейно, по-солдатски и даже с грубоватым военным юмором:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Грубовато, конечно, но что поделаешь — военный.
Он влюблен в Софью и не знает, как себя вести. Ведь в армии женщин нет. С Софьей они, как и с Настасьей Николаевной, «не служили». Когда Фамусов намекает ему, что пора бы «речь завести о генеральше», тот сразу все понимает и оживляется: «Жениться? Я ничуть не прочь!» — конечно, имея в виду Софью. Но в гости ходит все-таки к Фамусову, а не к Софье — стесняется.
Фамусов — тоже не карикатура. Грибоедов и по его поводу иронизирует, но относится по-доброму: добрейший Павел Афанасьевич!
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем.
Это он о себе, хотя только что приставал к Лизе. Про докторшу, вдову: все отмечают, что он рассчитывает, когда же та должна родить — значит, имеет отношение к этому. Взрослый мужчина, вдовец, после смерти супруги не женился — все силы посвятил воспитанию дочери. Конечно, она должна считать его поведение «монашеским». Но служба отнимает много времени, поэтому воспитанием Софьи занимается от случая к случаю. Нанял мадам Розье, но она позволила себя сманить «за лишних в год пятьсот рублей». Были, видно, и еще учителя, что возмущает Фамусова:
Бepeм же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
С Лизой Фамусов всего лишь заигрывает, хотя мог бы воспользоваться своим положением хозяина. Но нет, Лиза мечтает о Петруше. У Фамусова простая, житейская философия, свойственная пожившим, умудренным опытом циникам. Он ничего из себя не изображает, подтрунивает над своей необразованностью:
И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.
…Ну вот! Великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем всегда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Совсем не случайно эти строки Грибоедов вложил в уста Фамусова. Многие из его высказываний стали пословицами. Да, он, как и Чацкий, мало учился, но одобряет образованность в других, потому и держит при себе Молчалина, ценит его. Карьеру сделал, скорее всего, благодаря связям, в том числе родственным. Молчалин подобных связей не имеет и вынужден надеяться лишь на себя, на свою аккуратность, на почтительное отношение к тем, от кого зависит.
Бал у Фамусовых — настоящая портретная галерея.
Вот Наталья Дмитриевна — молоденькая девушка, только что вышедшая замуж. Очень гордится своим новым положением жены. Как трогательно заботится она о своем Платоне Михайловиче! Тот делает вид, что заботы эти ему обременительны, а на самом деле очень доволен. Он же ровесник Чацкого, вместе служили, но теперь — женатый человек, что придает ему вес. Поэтому он рисуется перед Чацким, разговаривая несколько свысока:
Брат, женишься, тогда меня вспомянь!
От скуки будешь ты свистеть одно и то же.
А вот княжны Тугоуховские — шесть персон! Щебечут с Натальей Дмитриевной, они ведь подружки. Наталья Дмитриевна уже замужем, это возвышает ее в глазах собеседниц, но ей так хочется пообщаться с ровесницами, обсуждая фасоны платьев! «Какой фасон прекрасный! Какие складочки! Тюрлюрлю атласный! Эшарп! ах, как мил! Ах, прелесть!» — делятся они с Натальей Дмитриевной.
А княгиня, заметив Чацкого, отправляет князя пригласить его в гости. Но узнает, что он небогат, и громко кричит: «Князь! Назад!» По этому эпизоду мы вновь можем судить о положении Чацкого — мать шести дочерей не считает его достойной партией для них! Даже как кавалер для танцев Чацкий не годится, столь бедственно его положение. Молчалин же в их кругу свой.
Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там Моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
— зло и завистливо иронизирует Чацкий, разозливший богатую родственницу Фамусова, старушку Хлестову. А Молчалин, похвалив собачку и составив партию в карты, сумел ее успокоить. Пожалуй, он не просто так дружит с Хлестовой — та, очевидно, не забудет его в своем завещании! А с другой стороны, что же здесь плохого: уважать старших, проявлять к ним терпимость. По словам Чацкого,
Старушки все — народ сердитый;
Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Тут был, как громовой отвод.
Кто же подобный «услужник»? Уж конечно, не он — эту роль берет на себя Молчалин. Но почему Чацкий считает, что к пожилым людям нельзя проявлять искреннего интереса? У них богатый жизненный опыт, они могут научить чему-то, что-то посоветовать… Именно Чацкому это и не помешало бы. Но ему остается только наблюдать, как ловко все получается у Молчалина.
Не будем забывать, что Грибоедов представляет в своей пьесе высший свет. А там принято иронизировать, посмеиваться друг над другом, но все как будто не всерьез. Как говорит Платон Михайлович: «Ох, нет, братец! У нас ругают везде, а всюду принимают». Чацкий же слишком серьезно высмеивает других, и здесь его ошибка, не стоит так горячиться. Потому все поверили, когда Софья распустила слух о его сумасшествии.
А в заключение пьесы — счастливый финал для всех. Просто все пока этого не понимают. Только Молчалин понимает. Посудите сами. Молчалин вышел сухим из воды. Ловко подставил Чацкого. Зато у него теперь есть повод больше не встречаться с Софьей. Он-то не пропадет. Он в состоянии сам оплачивать жилье. Но возможно, его еще кто-нибудь приютит. Например, графиня Хлестова. Не зря же ее привечают в доме Фамусова — знать, надеются на большое наследство. А она старушка вздорная. Возьмет и оставит все Молчалину. Со стариками непросто общаться, однако он это умеет.
Создается впечатление, что умный Молчалин разыграл сцену ухаживания за Лизой в расчете на то, что Софья застанет их, впрочем, как и Софья устраивала свидания с Молчалиным в расчете на то, что их застанет папенька. Он признается Лизе:
…Да что? Открыть ли душу?
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай Бог ей век прожить богато.
Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его…
Он и правда присмотрел себе кого-то побогаче и познатней. К примеру, княжны Тугоуховские — все замуж хотят. Да, скорее всего, он женится на богатстве и знатности, принеся в жертву личное счастье. Но что делать, Молчалин поставил перед собой слишком серьезные цели. Хотя бывают особы знатные, богатые, молодые, красивые, романтичные — ему по силам такую барышню очаровать. Лизе он рассказывает о своих жизненных принципах, не похожих на те, про которые он говорил Чацкому.
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Для Лизы это как раз то, что нужно. Он учит ее, по каким правилам нужно жить прислуге. Принято считать, что эти слова говорят о подлости Молчалина, но почему? Хорошо относиться ко всем людям — «угождать, сделать так, как другому любо, угодно, приятно или нужно» (В.И. Даль). Какой вывод напрашивается из этих слов? Отец Молчалина занимался его воспитанием, и это принесло свои плоды. Детей надо воспитывать, но воспитанием Чацкого никто не занимался, и что получилось?
Не прав Белинский, написавший: «Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, — скажите: вот Молчалин!». Что же подлого сделал Молчалин? Никого не убил, не ограбил, даже не обидел, всем старается угодить — он просто делает карьеру. Кто-то может подсказать другой способ добиться чего-то в жизни, не имея ни родственных связей, ни богатства?
С Софьей он поступает жестоко, но для ее же пользы. Когда Софья увидела «измену» любимого, он разыграл сцену раскаяния, бросился на колени, чтобы Софья могла сказать себе, что это она его прогнала, и ей было не так больно и обидно. Когда Софья выговорилась, Молчалин встает с колен, а она в гневе требует, чтобы он покинул их дом. Молчалин равнодушно отвечает: «Как Вы прикажете», — и благоразумно удаляется к себе при появлении Чацкого. Хотя удаление Молчалина из дома — крах для Фамусова, ведь секретарь ведет все его дела.
Для Софьи подобная развязка — тоже счастливая ситуация, потому что она все узнала про Молчалина. Пусть он для нее подлец, ей так лучше, для нее могло все закончиться гораздо плачевней, будь Молчалин на самом деле негодяем. А теперь она выйдет замуж за Скалозуба, родит ему детей и будет продолжать влюбляться, как предрек ей умница Молчалин: «Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его…»
Фамусову эти обстоятельства помогут выдать дочь замуж за почти генерала. А как счастлив будет Скалозуб!
У Чацкого все плохо? Так у него и не может быть хорошо, он всегда всем недоволен. Но и для него есть кое-что положительное. Во-первых, возможность заклеймить всех еще раз — больше всех теперь достается Софье. Во-вторых, он уедет из Москвы в свое небольшое имение (то ли триста, то ли четыреста душ, о чем спорят Фамусов и Хлестова), там найдет чудесную барышню, готовую терпеливо слушать его, женится, остепенится, если поумнеет. То, что Софья ему не досталась, — тоже хорошо. Вздорная, капризная, она привыкла добиваться всего, чего пожелает. Чацкому с ней не справиться.
Пьеса и в наши дни остается современным произведением. То же злословие в высшем свете, который называется теперь «бомонд». То же преклонение перед иностранцами и перед иностранным. По словам Чацкого,
Ах, если рождены мы все перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Правда, теперь мы и у китайцев многому учимся, только не «незнанью иноземцев».
Так же у нас, как и тогда, «ругают везде, а всюду принимают». Не правда ли, чем громче скандал, тем популярнее фигура?
Так же непросто сделать карьеру человеку из провинции, не имеющему родственных или иных связей. Разве что кто-то из детей олигархов или депутатов окажется совсем уж неспособным к службе, как Чацкий, тогда современный Молчалин не упустит случая воспользоваться создавшимся положением.
Легко отыщем в высшем свете и острую на язык графиню-внучку: «Вот нас честит! Вот первая, и нас за никого считает! Зла, в девках целый век, уж бог ее простит…»
Можно затронуть и отношение к старикам. Почему они оказываются ныне заброшенными, одинокими, никому не нужными? Потому что много лет мы воспитывали детей, руководствуясь отношением Чацкого к старшему поколению — неуважение, грубость… Да, Молчалин трепетно относится к пожилым, играет с ними в карты, беседует. Чацкий находит это смешным, ну и пусть. А благоразумная Софья ценит Молчалина и за это. И будьте уверены, есть у него время на то, чтобы и потанцевать, и подурачиться — по его словам, «весело пожить», и роман завести…
Хотелось бы когда-нибудь увидеть на сцене не карикатурную постановку бессмертной комедии Грибоедова. Молчалина представить умным человеком, может быть, страшным в своем стремлении достичь высокого положения, переступая через многих, но не карикатурным идиотом-подлецом. И чтобы в школе разрешалось ученикам иметь собственное мнение о героях пьесы.
И главное, очень хочется, чтобы люди вернулись к этому удивительному произведению, перечитали, открыли заново, попытались разгадать его для себя и сумели насладиться им.
Наталия Гурова