Это было три года назад, в мае 2012 года.

 

Ах, какая это роскошь —

Ехать в мае в город Россошь

На машине легковой

По дороге полевой.

Небо — бездна. И до дна

Голубая глубина.

А под ней ласкает взор

Зеленеющий простор.

 

Через три часа серпантинной дороги, то широкой и ровной, то узкой и ухабистой, завершилась эта чудная солнечная увертюра — мы прибыли в Россошь. Мы — это воронежский десант из четырех человек, членов секции критики региональной организации Союза театральных деятелей России. Нас пригласили принять участие в городском празднике, посвященном 45-летию первого народного театра в Россоши. Все мы бывали здесь уже не раз, а кроме того видели спектакли театра РАМС на областных фестивалях народных театров. Явление это давнее, стабильное и в своем роде уникальное не только в пределах Воронежской области, но и России в целом. Много ли вы найдете примеров, чтобы родившийся в бурные сумбурные 1990-е годы в райцентре при обычном Доме культуры обычный поначалу любительский театральный коллектив не только выжил, но и значительно вырос в последующие годы во всех отношениях и стал основой для появления в нашей области нового профессионального театра…

Загадочная аббревиатура РАМС означает — Россошанская актерская молодежная студия, и появилась она в 1992 году. А в 2010-м на ее основе возник Россошанский муниципальный драматический театр. Так что сегодня к двум театральным городам Воронежу и Борисоглебску с полным основанием следует причислять и город Россошь. Название РАМС и сегодня сохраняется в разговорном обиходе, потому что звучное, ни на что не похожее — и как память о пройденном творческом пути. И хотя студия уже давно переросла в театр, молодежная составляющая здесь по-прежнему преобладает.

Давно знаю и люблю этот уникальный в своем роде коллектив и его руководителей. Впервые был впечатлен им в конце августа 1996 года на областном фестивале народных театров, который по традиции проводится в селе Никольское Верхнехавского района, бывшем имении родной сестры К.С. Станиславского. Оценивать выступления народных коллективов приехали в том году пятеро известных специалистов из Москвы. И члены жюри, и зрители с восторгом встретили выступления россошанцев. Были представлены яркая, фантазийная, веселая сказка-опера «Репка» и глубокий, гуманистического содержания спектакль «Лу и Ворона» по пьесе Л. Устинова. По итогам фестиваля РАМС стал лауреатом, заняв первое место. А по рекомендации столичных критиков был направлен на Всероссийский фестиваль в Калугу, а затем и в Москву. «Репку» представляли в квартире-музее К.С. Станиславского. Интересно, что юная тогда Инна Кривова, исполнявшая роль Репки, стала лауреатом, не произнося по ходу действия ни одного слова. Очаровательной и выразительной предстала зрителям и строгим критикам эта Репка!

У любого созидательного явления, безусловно, есть имя, отчество и фамилия. Народным театральным коллективом руководят супруги Хунгуреевы — Евгений Кимович и Галина Анатольевна, направленные на работу в Россошь в 1984 году по распределению по окончании Государственного института культуры в Тамбове. За два года до их приезда скончался талантливый организатор любительского театрального коллектива профессиональный режиссер и актер Михаил Мезенев. Он создал его еще в год 50-летия Советской власти, в 1967 году. Театр имел статус «народного» и известность в пределах области. Собственно, эта дата, 45-летие первого народного театра в Россоши, и отмечалась в мае 2012 года. Однако к появлению супругов Хунгуреевых здесь о существовании драматического коллектива остались лишь теплые воспоминания. Пришлось все начинать с нуля.

Вот как рассказывает о начальном этапе деятельности Галина Хунгуреева:

— Поначалу было трудно во всех отношениях. Даже крыши над головой не было. Ночевали в доме культуры на банкетках. Но оба горели желанием создать свой театр, ни на какой другой не похожий. Наряду со взрослой группой стали набирать детскую студию из школьников и студентов техникумов, обучать их азам актерского мастерства. В начале девяностых, когда рухнула вся государственная вертикаль, театр оказался никому не нужным. Спас ситуацию счастливый случай. Нелли Митрофановне Петуниной, которая руководила вокальным коллективом в доме культуры, потребовались драматические артисты. Итогом сотворчества стала яркая, веселая сказка-опера «Репка». Вслед за «Репкой» начали появляться спектакли как для детей, так и для взрослых. Для детей — «Пушинки от одуванчиков», «Колобок», «Бука»… Для взрослых — «Сон дождя», «Река на асфальте», «Только ты звезда в небесах моих…» (по Т. Уильямсу)…

 

* * *

 

В мае 2012-го мы стали свидетелями своеобразного творческого отчета коллектива. Вот небольшой фрагмент впечатлений тех дней.

Под звуки веселой торжественной музыки на сцене появляется пестрая компания в костюмах комедии дель арте: Арлекин и Пьеро, Коломбина и Зербина, Панталоне и Бригелла. А за ними — трехметровый Великан, из-под просторных одежд которого изящ­но выпархивает прекрасная Мель­помена. А рулит всей этой озорной компанией актриса в костюме Джокера.

Итак — лицедейство начинается! Персонажи представляются зрителям, затевают споры между собой, из которых выясняется: все они сошлись на этой сцене, чтобы напомнить зрителям в зале творческую историю РАМСа. Озвучиваются названия спек­таклей, и тотчас появляются персонажи поставленных пьес: Маленький принц и его спутник Лис, Кай и Герда, Колобок, Бука… И, конечно, действующие лица спектаклей для взрослой аудитории: совершенно замечательные «Помещик и его ангелы» по пьесе Н. Некрасова «Осенняя скука» с безусловно талантливым Сергеем Садовниковым в главной роли, яркие сатирические персонажи спектакля «Хорошие люди» по рассказам А. Аверченко и Н. Тэффи, в котором заняты более 20 исполнителей, герои антиромантической комедии Л. Петрушевской «Любовь»… Артисты разыгрывают эпизоды, а зал то хохочет, то взрывается аплодисментами. В общем — ярко, озорно, театрально!

Концерт длился двое суток — в субботу и воскресенье. И несмотря на прекрасную сухую солнечную погоду, как бы предназначенную для земледельческих работ, зал на 250 человек в доме культуры железнодорожников на окраине города был почти полон.

 

* * *

 

И тут самое время обратиться к проблемам, которые испытывает замечательный творческий коллектив. С надеждой на помощь в решении этих проблем и появился в минувшем апреле в Воронеже главный режиссер РАМСа, а точнее — Россошанского драмтеатра, Евгений Хунгуреев. По старой памяти он заглянул в Кольцовский театр, и мне довелось с ним побеседовать — о прошлом, настоящем и будущем…

— Евгений Кимович, вы с Галиной Анатольевной уже 30  лет занимаетесь любимым делом в Россоши  — ставите спектакли, руководите театром. Что сделано за это время, если подвести предварительные итоги?

— Главное достижение всем известно. В конце 1980-х при районном доме культуры любительский театральный коллектив насчитывал всего несколько человек. Такой имеется почти при любом ДК. А теперь вот мы имеем статус муниципального театра. В нашем штатном расписании сегодня 13 человек. Шесть ставок артистических, а кроме того — завпост, художник по свету, звукорежиссер, руководитель вокального отделения. Я совмещаю должности художественного руководителя и главного режиссера. Галина Анатольевна — директор театра и режиссер. Но это все, так сказать, техническая и организационная сторона дела. Главное, конечно, творчество. За прошедшие годы в репертуаре РАМСа появилось более 60 спектаклей для зрителей всех возрастов. Главное, на мой взгляд, что через наш театр, наши студии прошли сотни человек. Ведь мы делаем акцент на молодежь. Недаром утвердилось наше название — актерская молодежная студия.

У нас довольно сложная структура. Есть артистическая студия для молодежи старшего возраста. В ней студийцы — студенты Россошанского филиала Воронежского экономико-правового института, студенты техникумов, школь­ники старших классов. Есть детская студия, в которой занимаются дети от 10 до 15 лет. А есть еще вокальная студия, которой много лет руководила наша «Репка» Инна Кривова. В целом в системе РАМСа ежегодно творчески воспитываются 60-70 человек разных возрастов, в основном молодежь и школь­ники. При этом у нас выработались определенные этические и эстетические принципы, которыми должен руководствоваться человек, занимающийся искусством. Большинство студийцев участвуют в спектаклях наравне с артистами. Например, в спектакле для детей от 5 до 15 лет «Принцесса на горошине» занято более 20 человек. Там участвуют юные студийцы — поют и танцуют. А сколько жителей Россоши и окрестных сел были нашими зрителями! Так что для такого промышленного города, как Россошь с населением более 60 тысяч человек, наш театр, наши студии — явление явно облагораживающее.

За прошедшие три десятка лет проявилась тенденция преемственности поколений. Начинавшие с нами в 1980-х давно стали взрослыми и приводят в студии уже своих детей. А некоторые связали с театром целую жизнь. Лариса Ткачева пришла к нам в 14 лет. Сегодня она ведущая актриса и по совместительству заведует постановочной частью, является костюмером. По специальности бухгалтер, она ведет все наше делопроизводство.

Магия театра непредсказуема. Она, видимо, в генетике человека. Вот, например, Сергей Садовников. Работает оператором «Водоканала». У нас на полставки артистической. Удивительной пластики человек! У нас уже восемнадцать лет. Он так играет главную роль в спектакле «Помещик и его ангелы» по пьесе Н. Некрасова «Осенняя скука», что вот уже многие годы мы держим эту постановку в репертуаре, постоянно обновляя и совершенствуя ее с новыми неглавными исполнителями. Или вот Артур Ктеянц — писатель, поэт, интеллектуал. Тоже оператор «Водоканала». У нас имеет полставки артиста.

— А есть примеры, когда ваши студийцы выбирают профессию актера, поступают в театральные вузы?

— Конечно. Таких уже восемь человек. В их числе мои дети — Маргарита и Захар. Захар, начав учиться в Воронежской академии искусств, в итоге закончил в Москве институт кинематографии и сегодня снимается в фильмах. Маргарита, ныне москвичка, подала идею, поставила и великолепно сыграла главную роль в интересной психологической драме «Только ты звезда в небесах моих…» по пьесе Т. Уильямса. Наш бывший студиец Антон Стреляев в этом году заканчивает ВГИК. Руслана Кузив обучает юные таланты хореографии в студии экспрессивной пластики «Маска». Некоторые выпускники РАМСа к сегодняшнему дню имеют яркую биографию, достойную отдельного повествования. Бывшая «Репка», Инна Кривова, жила и гастролировала в Италии, участвовала в фестивале эстрадной песни в Сан-Ремо. Потом вернулась в Россошь. Много лет руководила вокальным ансамблем «Диапазон» в открывшемся недавно прекрасном районном Дворце молодежи. Буквально месяц назад снова уехала в Италию. Прошедшие школу РАМСа работают сегодня в театрах Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Тамбова, Воронежа.

— Я знаю, у нынешнего Россошанского драмтеатра немало нерешенных проблем, которые накапливались годами и которые мешают ему быть профессиональным театром во всех отношениях. Каковы эти проблемы сегодня?

— Дело в том, что у нас до сих пор нет своего здания. Мы все годы существуем на правах квартирантов. В 1990-е размещались в районном доме культуры и были лишь одним из его подразделений, на уровне кружка самодеятельности. В районном ДК таких кружков много, и существует определенный график их работы, размещения и т.д. Хорошо было, что этот дом культуры находится в центре города. Сегодня мы, в качестве опять же квартирантов, в ДК железнодорожников, на краю города, куда проблематично попасть, особенно вечером, не только зрителям, но и нашим артистам. У дома культуры свои планы, кружки, мероприятия. Сегодня собрать и разобрать спектакль, построить декорации, установить свет, звук и прочее требуется иногда от 4 до 7 часов. Сделать все хорошо и вовремя можно только при условии, если ты вполне располагаешь помещением. Вопрос о своем помещении для театра в Россоши не только назрел, но и перезрел.

Руководство и района и города много лет обещает решить нашу проблему. Но пока не очень получается. Хорошо, что за последние пять лет увеличили количество ставок — от 5 до 13. А недавно выделили нам цокольный этаж Молодежного центра площадью 220 квадратных метров. Он находится в центре города. На деньги, заработанные от продажи спектаклей, мы сделали эскизный проект и смету на реконструкцию помещения. Теперь нам требуются средства на эту самую реконструкцию. Собственно, за тем я и приехал в Воронеж — просить помощи в осуществлении нашего проекта. Мы планируем сделать современную камерную сцену с залом на 50 мест и всеми необходимыми для театра помещениями.

— Знаю, в Россоши немало довольно богатых организаций, которые вполне могли бы быть спонсорами театра…

— Есть такие, которые, по возможности, помогают. Но это далеко не самые богатые. Например, местное ТВ «Тетрагон» является нашим постоянным информационным спонсором. Помогает нам ООО «Дельтапак» (руководитель В.Т. Дорошевский), помогает Ремонтно-монтажное управление. Свадебный салон «Мрия» (руководитель В.Н. Гура) предоставил нам как-то 60 платьев для наших спектаклей…

— А каковы ваши ближайшие творческие планы?

— Недавно, в феврале, состоялась премьера по новелле Л. Енгибарова. Спектакль называется «Немного доброты холодной серой осенью». Инсценировку сделала Галина Анатольевна. Ее же музыкальное оформление. Она же работала и как режиссер. А всю постановку я завершил. Сегодня это самый востребованный спектакль в нашем репертуаре. Зрители в финале долго аплодируют стоя. Сейчас я готовлюсь ставить спектакль по рассказам Бориса Васильева «Пятница» и «Исчезнувшие». О тех, кто погиб на войне, и кто, пережив ее, сегодня уходит из жизни. Это — к 70-летию Великой Победы.

 

* * *

 

Уже в начале 2000-х стало понятно, что в лице супругов Хунгуреевых мы имеем прекрасных режиссеров, подвижников с отличным вкусом и мастерством, а лучшие постановки в то время народного театра не уступают некоторым профессиональным. Кстати, недавно появились почетные звания областного масштаба. Создав из ничего профессиональный театр в почти сельской глубинке, работая три десятилетия и поныне в примитивных условиях, Галина Анатольевна и Евгений Кимович Хунгуреевы до сих пор не были по достоинству отмечены. А ведь оба они заслуживают большего…

Когда мы были в Россоши, я обратил внимание на Книгу отзывов и пожеланий, расположенную в фойе дома культуры. Одна из записей в ней гласила: «РАМС» — чистый свет в нашей жизни. Город должен вами гордиться и помогать».

Я бы тоже поставил свою подпись под этим высказыванием.

 

————————————————-

Николай Николаевич Тимофеев родился в 1939 го­ду в городе Старый Оскол Курской области. Окончил Рязанский радиоинститут. Работал инженером, учителем физики. Литературный и театральный критик. Публиковался в журналах «Юность», «В мире книг», «Подъём», «Литературной газете». Автор радиоспектакля «Русская любовь во Франции» о И.А. Бунине, ряда театральных инсценировок. Живет в Воронеже.