Сентябрьский номер журнала Подъëм

К 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина (1870–1953) в Воронеже, на малой родине первого российского лауреата Нобелевской премии в области литературы, приурочено событие поистине знаковое — открывается бунинский музей.

Разместился он в самом сердце города — на проспекте Революции, во флигеле здания, которое в официальных документах именуется как «Усадьба Германовской — дом, где родился И.А. Бунин». Несмотря на крайнюю ограниченность экспозиционного пространства, мемориальность самого места особо притягательна для всех, кому дорого имя нашего знаменитого земляка.

Глубинный смысл миссии современного музея очень точно выразил турецкий писатель, также нобелевский лауреат, Орхан Памук: «…Задача музеев настоящего и будущего — рассказывать не о государстве, а о человеке… Именно на примере истории индивидуума легче показать духовную высоту человечества…»

Как известно, Бунин всегда отличался обостренностью внимания к действительности, чуткостью ко всем ее проявлениям, страдальческой ранимостью, самоотверженностью в поиске слова. Именно поэтому сотрудники Воронежского областного литературного музея, создавая мемориальный бунинский «филиал», постарались сделать его непременно поэтичным, с особой атмосферой, раскрывающей духовный мир писателя, где каждая вещь — портрет, пейзаж, книга, рукопись — рождает символику, говорит своим метафорическим языком, перекликается с сегодняшним днем. Ключ к образному решению экспозиции состоял, в нашем понимании, именно в соединении двух времен — бунинского и сегодняшнего, в сочетании традиций и инноваций. Мы искали ответы на многие вопросы. Как сделать музей востребованным, интересным для самых разных людей? Какими средствами достичь эмоционального звучания экспозиции? Как показать, представить бунин­ские тексты, заинтересовать ими тех, кому писатель еще мало знаком?

Посредством музейных экспонатов, через образы и цитаты из произведений писателя мы создавали своего рода музейную «новеллу» о глубоко лиричном поэте, непревзойденном стилисте, переводчике, мемуаристе, о его бесконечной любви к Отечеству. Россия отвечает ему взаимностью. Она помнит — потому что многое из написанного Буниным и сейчас сохраняет свое значение, причем не только как чистая история, но и как живое, проникновенное слово. В разных российских городах открыты музейные экспозиции, посвященные жизни и творчеству писателя. Как стало известно, планируется создание бунинского музея и в Грассе (Франция). С каждым годом в мире растет число почитателей его незаурядного литературного таланта. Это значит, что открытие такого музея в Воронеже — событие не только общероссийского, но в известной степени и международного масштаба!

В новой экспозиции главной примечательностью стали, конечно, подлинники — своего рода первоисточники знаний, и их, по счастью, оказалось немало. Особенно стоит выделить дары, пополнившие музейные фонды за последние годы. Назову лишь некоторые: личные вещи И.А. Бунина — охотничья сумка и его экземпляр Библии, книги с дарственными надписями Бунина, переданные падчерицей Константина Паустовского — Галиной Арбузовой; автографы четы Буниных, редкие эмигрантские издания произведений писателя, архивные документы, подаренные видным ученым-филологом, историком русского Православия Никитой Алексеевичем Струве (Париж). Эти и многие другие бесценные дары музей получил благодаря содействию воронеж­ского историка Владимира Бойкова. Многое передано и из его личной коллекции. Особенно привлекает внимание уникальная, с авторской правкой, машинопись одной из первых редакций мемуаров Веры Николаевны Буниной «Беседы с памятью».

Интересен и сугубо воронежский компонент: экспозиция рассказывает о взаимоотношениях И.А. Бунина и А.И. Эртеля; о высокой оценке творчества И.С. Никитина, высказанной в статье молодого Бунина «Памяти сильного человека»; о переписке с В.И. Дмитриевой. Привлекает внимание дарственная надпись Александру Эртелю на бунинской книге «На край света» и другие документальные материалы, свидетельствующие о душевности в отношениях между писателями: ее Иван Алексеевич сохранил и в годы эмиграции. В 1929 году он напишет пронизанный сердечной теплотой очерк «Эртель», где воздаст должное таланту автора «Гардениных» и «Записок степняка».

Думается, внимание посетителей музея привлечет своеобразный мемориальный уголок — фрагмент интерьера из особняка одесского художника Е.И. Буковецкого, с его подлинными картинами, а также предметами быта. Этот дом представлен как образ последнего пристанища четы Буниных перед эмиграцией. В комнате красиво и уютно, но в эти же часы за ее пределами смерч революции разрушает привычное течение жизни. Подчеркнутый в экспозиции контраст передает весь трагизм происходивших тогда событий — Бунин назовет это время «окаянными днями».

Без сомнения, обогащают экспозицию уникальные картины из коллекции художника П.А. Нилуса, близкого друга И.А. Бунина, а также его личные вещи, фотографии, письма, сборник рассказов «На берегу моря». Все это было передано в бунинский музей коллегами из Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского.

Представленный тематический диапазон разнообразен: образы детства, красота русской природы, любовь как высшее проявление чувств, мир путешествий, жизнь в Грассе и многое другое.

При наполнении экспозиции было крайне сложно не допустить ее перегрузки. Безусловно, музей не может, да и не должен, рассказывать о писателе все! Поэтому далеко не все бунинские материалы, хранящиеся в наших фондах и представляющие несомненную ценность, как говорится, сегодня обнародованы. Важным дополнением экспозиции станет также каталог, подготовленный сотрудниками Воронежского областного литературного музея. А видеосюжеты на темы «Детство», «Рождение рукописи», «Путешествия», «Окаянные дни» и другие, мультимедийные контенты, музыкальные композиции — все это позволит расширить информационное поле показа, наполнить музейное пространство особым звучанием и эмоциональностью.

Экспозиция располагается в двух залах: первый — «Россия как дом» — представляет художественный мир Бунина, в котором образ России предстает через осмысление писателем своего кровного с ней родства. Истоком этой духовной близости был Воронеж, где Иван Бунин родился и обрел первый семейный очаг. Здесь мы знакомим с его родословием, кругом чтения, ранними творческими исканиями и условиями становления его личности. Особое внимание уделено художественным образам произведений и главным мотивам его творчества: детство, семья, природа, деревня, русский национальный характер, любовь…

Экспозиция второго зала — «Россия далекая и близкая» — посвящена послед­ним годам жизни И.А. Бунина в Отечестве и периоду эмиграции. Она наполнена различными смысловыми акцентами и свидетельствует об интенсивности размышлений писателя о стране, ставшей далекой не только из-за расстояния, но и из-за происходивших в ней событий, о стране, оставшейся в душе близкой и любимой.

Затем из здания мы переходим во дворик дома, где расположилась выставка-инсталляция «Литературный сад Бунина». Здесь реализуется уникальная возможность для расширения экспозиционного пространства, дополняются представленные в залах темы новой информацией, оригинальными арт-объектами, размещенными в естественной природной среде. Изготовленные из металла, дерева и стекла, они представляют собой образы самого И.А. Бунина, его символических антоновских яблок, книг. Пространство выставки органично дополняют флористические композиции — садовые цветы, деревья, кустарники, то есть мир природы, к которому Бунин всегда был чуток и душевно привязан. Данная выставка-инсталляция задумана как инновационный в экспозиционной практике прием, позволяющий визуально объединить дом и пространство двора в единое целое. Это делает музей И.А. Бунина в Воронеже неповторимым, притягательным и максимально функциональным с учетом возложенной на него миссии.

Не секрет, что создание любого музея — это неизменно плод коллективного творчества, итог совместного труда, исканий и споров, а также поддержки со стороны многих заинтересованных людей. Не имея возможности перечислить здесь всех, я благодарю руководителей региона — бывшего губернатора, ныне заместителя председателя Государственной Думы РФ А.В. Гордеева — за мудрость принятого в свое время решения об учреждении бунинского музея в Воронеже, и нынешнего губернатора области А.В. Гусева — за поддержку этого проекта и доведение начатого дела до успешного завершения; областной департамент культуры — за помощь в решении финансовых и иных вопросов; дарителей и друзей музея — прежде всего, Владимира Бойкова, Олега Ласунского, семью Ласкаржевских, Виктора Будакова, Елену Правда, Андрея Смирнова, Галину Арбузову, Любовь Гончарову, Татьяну Соколову. Всем им и еще многим другим — сердечное спасибо!

Созидая музей, мы старались наполнить его памятью о Бунине, любовью к его творческому наследию, уважением к музейной культуре — в надежде на то, что наши усилия найдут душевный отклик у тех, кто будет приходить в гости к Ивану Алексеевичу. Как известно, память многообразна в своих проявлениях. Не исключено, что она может вернуться в музей добрым благодарственным словом, новыми ценными дарами, яркими стихотворными строками, живописными полотнами… А наше, служителей этой памяти, дело — бережно ее хранить и приумножать.

 


Светлана Анатольевна Деркачева родилась в пос. Стремутка Псковской области. С отличием окончила Псковский государственный педагогический институт по специальности немецкий и английский языки. Работала преподавателем в вузах, заместителем директора в средне-специальном учебном заведении, директором-главным редактором районной газеты. С 2011 года — директор Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина. Член Союза журналистов России. Лауреат премии ЦФО в области литературы и искусства. Живет в Воронеже.