Всероссийский литературный фестиваль-конкурс «Хрустальный родник» уже семь лет подряд проводится в городе Орле. В жюри конкурса, направленного на выявление молодых, литературно одаренных авторов, работают известные писатели, а также редакторы литературных журналов. За прошедшее время в конкурсной программе фестиваля приняли участие более семисот молодых литераторов изо всех уголков страны — от Калининграда до Сахалина, а также из ближнего и дальнего зарубежья. В 2017 году Орловской областной организацией Союза писателей РФ был издан сборник избранных произведений лауреатов «Хрустального родника» 2011–2017 годов, представленных в номинациях «Проза», «Поэзия», «Литературное творчество для детей и юношества»1.

Первый и самый объемный раздел сборника, «Проза», отличается большим тематическим разнообразием. Рассказы лауреатов конкурса, выбранные для этой подборки, посвящены сложностям внутрисемейных отношений («Стакан молока» Алены Тимофеевой, «Алеша хороший!» Антона Лукина), теме «человек и природа» («Вожак» Андрея Матвеенко, очерки Юрия Жекотова), проблеме национального самосознания («Рубцы» Евгения Журавли), попытке разрешения трудных онтологических вопросов — например, «Зачем человек живет?», «Какими видит нас Бог?», «Что будет с нами после смерти?» («Шаги осени» Анастасии Черновой, «В очередях» Якова Сычикова).

Рассказ белорусской писательницы Майи Галицкой «Возвращение», открывающий первый раздел сборника и посвященный тяжелой судьбе матери, потерявшей в годы Великой Отечественной войны мужа и сыновей, возможно, смотрелся бы более органично в подборке рассказов для детей и юношества. Эта щемящая, трогательная история, не последнее место в которой принадлежит еще одной «героине» — старой кошке Васене, повествует о страшных для нашей страны событиях в форме, вполне доступной для детского восприятия. Это же можно сказать и о рассказе Андрея Матвеенко «Вожак», который в 2011 году был издан отдельной книгой для детей и юношества в серии «Настя и Никита» издательства «Фома».

Украшением раздела «Проза» стали короткие зарисовки о природе и экологии души писателя Юрия Жекотова, представляющего город Николаевск-на-Амуре Хабаровского края и ставшего лауреатом II Всероссийского литературного конкурса «Хрустальный родник» в 2012 году. Небольшие, но очень емкие по смыслу рассказы «Рябчиковые пересвисты» и «Купальское лето» привлекают внимание читателя яркими, правдоподобными описаниями природы и чутко созданными образами животного мира, своеобразием авторского стиля и языка. Писатель создает картину дремучего леса, прибегая к интересным, подчас неожиданным сравнениям и эпитетам: «причудливый выворотень-корневище», «замшелая коряжина, выпрашивающая растопыренными клешнями подаяние», «дзинканье черношапочных синиц-пухлячков», «изумрудно-малахитовый полог вековых исполинов — елей» и т.д. Это тот случай, когда каждому слову, написанному автором, веришь безоговорочно, поддаваясь обаянию его искренней сказовой манеры: «Иной мастак ранние выводки переводить считает, что пустяковая добыча рябчик, птица бесхитростная, доверчивая, под выстрел легко идет, но это когда молодые петушки и курочки еще от мамки не отбились, а после выстрела через небольшое время опять в табунок собираются. Вот погодь маленько, к октябрю набирается «тяму» рябчик, еще тот хитрец становится». Рассказы Юрия Жекотова могут быть интересны как простому читателю, неравнодушному к теме природы, так и молодому автору, только начинающему свой путь в литературу, как пример создания емких и выразительных образов, а также учителям и преподавателям русского языка и литературы в виде богатого текстового материала для занятий по развитию речи.

«Нарколепсия», рассказ молодого, подающего надежды писателя Сергея Янина, ставшего обладателем диплома I степени фестиваля-конкурса в 2015 году, завершает прозаический раздел антологии. Герой этого произведения — парень Артем, жизнь которого в его двадцать четыре года довольно спокойна и размеренна: у него есть собственная квартира, любимая девушка и хорошая работа. Но все меняется, когда однажды возвращается его старая болезнь — нарколепсия, и он начинает внезапно и беспричинно впадать в сон, в любом месте и в любое время дня. Самое страшное для героя — то, что граница между реальностью и сном становится для него слишком тонкой, порой совершенно неосязаемой: «Ожидая приступ, я превратился в законченного параноика. Каждую минуту жизни мне приходилось проверять на «реальность», искать в словах клиентов что-то необычное, не подходящее к теме разговора. То, что в действительности не может быть». Писателю удается предельно достоверно передать ощущения и переживания человека, страдающего этим страшным недугом: «Люди проплывали мимо меня, как при замедленном повторе, шум в голове глушил слова». Можно сказать, что рассказ Сергея Янина «Нарколепсия» — это удачный образец точной психологической прозы, побуждающей читателей к раздумью и сопереживанию.

Тематически и интонационно многообразен следующий раздел сборника — «Поэзия». Это и спокойная пейзажная лирика, прославляющая красоту малой родины («Предзимье» Григория Глушнева, «Тува», «Река Исеть» Андрея Шендакова), и изящная городская («Города и реки» Елены Ковалевой, «Окна старых домов», «Город» Алексея Сухинина), и патриотическая, военная (стихи из цикла «Улетевшим в вечность посвящается» Натальи Мишиной), и тихая «женская» («Жизнь для меня — невыученный урок…» Марины Кулинич, «Кольца» Елены Колесниченко). Обращают на себя внимание иронические строчки Григория Глушнева («Иду домой с работы не спеша / И думаю: до следующей зарплаты / Копеек горсть. Погода хороша / Как никогда. Погоде птицы рады»), ритмичные четверостишия Андрея Шендакова («Этот город был дерзким и злым, / Был затерт, как игральная карта; / Проплывал светло-пепельный дым / Над сырыми афишами марта…»), изящные рифмы Марины Кулинич («Крадется зима, словно кошка, бесшумно, / В пушистые лапы убрав коготочки. / Снежинки ложатся накидкой ажурной, / И город искрится пушной оторочкой»). О поэзии не хочется рассуждать долго, ее хочется читать и перечитывать, находя в уже знакомых строчках что-то новое, ранее не замеченное. Читателю, который внимательно познакомится с опубликованными на страницах сборника «Хрустальный родник» поэтическими подборками, станет очевидно, перед ним — стихотворения, принадлежащие совершенно разным, но уже сложившимся авторам, каждый из которых умеет чутко отражать окружающую действительность, интересно и небанально говорить о любом предмете. Тонкий лиризм, раздумья о жизни, природе, о любви, мудрость и нежность сердца — вот то, чем интересно творчество этих художников слова.

Два заключительных раздела сборника «Хрустальный родник» представляют прозаическое и поэтическое творчество для детей. Писать для детей, как известно, для любого писателя задача необычайно трудная. Если взрослый человек часто читает для развлечения, отдыха, или же для того, чтобы познакомиться с творчеством того или иного автора, то ребенок читает то, что ему по душе, и каждую книгу воспринимает как своего рода эстетический трактат, который помогает ему правильно поступать и интересно мыслить. Поэтому для каждой детской книги важен моральный вывод, причем поданный не назидательно-сурово, а ненавязчиво-естественно. Не случайно Самуил Маршак, редактор Детгиза, писал о работе над изданиями для юных читателей: «Мы ищем той простоты, до которой надо подняться, а не той, до которой опускаются». Таким образом, даже для состоявшегося писателя попытка создать книгу для ребенка — это своего рода эксперимент и в то же время большая ответственность. Тем более интересно выяснить, удалось ли подняться до необходимой степени простоты у молодых авторов, чье лирическое и прозаическое творчество представлено в сборнике «Хрустальный родник»?

Третий раздел антологии, «Рассказы для детей», открывается произведением под названием «Арка. Семнадцать шагов под радугой», принадлежащим перу писательницы из республики Башкортостан Гули Риф. Рассказ был отмечен дипломом второй степени на третьем фестивале «Хрустальный родник» в 2013 году. «Арка» — это история из жизни типичного подростка Лины, любо­знательной шестнадцатилетней школьницы, которую в семье шутливо называют «блаженной» за ее странные «научные» эксперименты и нелепые ситуации, в которые она постоянно попадает. Так, например, девочку очень занимают «глухонемые и слепые и остальные, не такие, как все». Поэтому она то пытается поджечь газовую плиту так, как это сделал бы слепой человек, то затыкает уши ватой, чтобы прочувствовать на себе — «как это, ничего не слышать?». А однажды во дворе своего дома она знакомится с глухонемым парнем Егором, и внезапно в ней вспыхивает незнакомое и поэтому на первых порах пугающее чувство — любовь. Рассказ Гули Риф «Арка» — это попытка откровенного разговора с подростками, разговора на их языке, а потому понятного им и близкого. Мир сегодняшних старшеклассников, безусловно, уже трудно представить без Интернета, социальных сетей и блогов, которые составляют важную часть их жизни. Там они знакомятся, общаются, признаются в любви. Писательнице очень точно удается передать стиль и манеру подросткового виртуального общения, во многом благодаря использованию повседневного лексикона старшеклассников: «смайл», «смс», «аська», «бред», «сколупнешься» и т.д. Рассказ читается легко, увлекает внезапными поворотами сюжета, и при этом легкость стиля здесь вовсе не равна легковесности содержания.

Миниатюры писателя Виктора Бована (Омская область), представленные в подборке «Рассказы о Курилах», коротко, но очень емко и самобытно описывают жизнь дальневосточной тайги, повадки животных («Чайченок», «Камбалята», «Тюлени», «Паучок»), интересные особенности растений («Актиния»), встречи рассказчика с дикими животными. Стиль изложения — легкий, порой даже шутливый: «Стоит гриб посреди леса. Гордый красавец ядовитого племени. Хотя нет! Красавец — еще мягко сказано! Царь! Конечно же, царь, раз на пенек залез! Царь — пеньколаз!» Эти живые, пронизанные искренней любовью к природе Курильских островов зарисовки могут быть интересны не только детям разных возрастов, но и взрослым. Они напоминают о том, как важно уметь вглядываться в окружающий нас мир, замечать пусть и крошечные, но яркие и любопытные его детали, а главное — уметь радоваться своим открытиям: «Вот так в лесу всегда. Увидел — паутинка как паутинка, а присмотрелся — и удивился. Красота какая! И столько такой красоты по всему лесу растянулось. По стволам, по сучкам, по травинкам, по листочкам. От шумных вершин до сырой земли».

Творчество воронежского писателя Сергея Чернова представлено проникновенным рассказом «Туман», призванным напомнить молодому поколению о ценности культурной и семейной памяти. Все дальше и дальше от современных подростков страшные события военных лет, но память о них не должна умирать.

Рассказ Натальи Шицкой, серебряного призера фестиваля-конкурса в 2016 году, под названием «Сын тайги», на данный момент уже вышел отдельной книгой в серии «Такие вот истории» (Издательский Дом Мещерякова, 2018 год), с иллюстрациями художника Евгении Соповой. Эта живая, увлекательная история о поездке семилетнего Темы в тайгу и произошедшем там «боевом крещении», несомненно, будет интересна читателям младшего школьного возраста. Герою предстоит преодолеть немало испытаний, которые таит в себе лес, и стать взрослее и смелее.

Заключительный раздел сборника «Стихи для детей» также представлен поэтами из самых разных городов и регионов России и республики Беларусь (Архангельск, Бердск, Иркутск, Краснодар, Минск, Ярославль). Открывают его поэтические подборки Елены Анохиной («Я, Славка и приставка»), Марины Зарубиной («Там, где прячутся сны чудесные…»), Ирины Иванниковой («Тополиный пухопад»), Анастасии Орловой («Торчит из кофты ниточка…»). Их произведения отличает изобретательность, широта тем, ясные простые рифмы, хорошее владение техникой стихосложения.

Поэтическое творчество довольно известного в нашей стране детского писателя Андрея Сметанина (Минск, Беларусь), ставшего обладателем Гран-при и победителем конкурса «Хрустальный родник» в номинации «Литературное творчество для детей» в 2012 году, в сборнике представлено серией стихотворений под общим названием «Помидорное варенье». Автор явно ориентируется на смышленого юного читателя, с азартом натуралиста познающего окружающий мир, и с легкостью превращает в игру все, к чему только не прикасается пером: будь то детская ссора, звездопад южным вечером или наболевший «Пластилиновый вопрос»:

Объясните, как же так

Получается:

Почему у всех всегда

Превращается

Аккуратненький набор

Пластилиновый

В ком ужасный

Серо-буро-малиновый?

В стихотворениях Андрея Сметанина слышится истинно ребяческое увлечение, и в то же время созданы они со зрелым умением, с мастерством. Автор играет вопросами («Почему исчезли динозавры?», «С чего начинается ссора?») и ответами, играет то длинной, то короткой строкой, играет вещами и рифмами:

Я сегодня

Поломал

Соковыжималку.

Мама в гневе:

— Вот вандал!

Ты давил в ней палку?!

Я в ответ

Лишь пропыхтел,

Весь пунцово-розовый:

— Я случайно,

Я хотел

Выжать

Сок

Березовый.

Стихотворения Андрея Сметанина могут стать отличной помощью тем родителям, которые хотят привить своим детям любовь к чтению (стихотворение «Бумажный кораблик по имени “Книга”»), к познанию мира, в самых разнообразных его проявлениях: мира природы («Звездопад», «Хомяк»), науки («Сложная задача», «Оптический обман») и техники («Соковыжималка»). Чувствуется, что в этих стихотворениях автор не возвышается над маленьким читателем, а стоит с ним рядом, удивляясь и восхищаясь его выдумками и проказами.

Раздел «Стихи для детей» завершается серией стихотворений Марины Тараненко (Краснодар), которая была награждена дипломом лауреата I степени в номинации «Литературное творчество для детей» IV фес­тиваля-конкурса в 2014 году, а к настоящему времени является автором уже нескольких опубликованных книг («Хирофанты. Знак звезды», «Бума-Бумай-Ок»), членом Союза писателей России. Тяга к словесной игре — нечто весьма ценное для детской литературы. В жизни каждого ребенка есть этап, когда главной его деятельностью является именно игра, с помощью которой он постигает реальность, познает счет или изучает родной язык. Не случайно в мировом фольклоре так много дразнилок и считалок. Лирическое творчество Марины Тараненко в этом отношении продолжает традиции, заложенные С. Мар­шаком, Д. Хармсом, А. Введен­ским, Ю. Владимировым. Словесная иг­ра — один из главных приемов в ее поэзии (например, стихотворения «Абы Как» и «Где вешают носы?»):

Часто слышу я вопрос —

Почему повесил нос?

Где повесил? Как же так?

Нос — не шляпа, не пиджак.

Я смотрю, смотрю кругом,

Обошел уже весь дом:

Вот картина на стене,

Занавеска на окне,

Надо мной висят часы…

Где же вешают носы?..

В целом можно сказать, что все поэтические произведения для детей, представленные на страницах антологии, отличает необычайно фантазийный и при этом совершенно детский взгляд на мир, а точность и необычность деталей не позволяют читателю усомниться в авторской искренности.

Избранные произведения лауреатов Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальный родник», опубликованные в одноименном сборнике, подтверждают высокий уровень ежегодно проводимого в Орле конкурса. Об этом же свидетельствует и тот факт, что многие писатели, ставшие победителями фестиваля-конкурса в первые годы его существования, то есть шесть-семь лет назад, на данный момент могут гордиться рядом других престижных литературных наград, премий и публикаций. Как, например, Марина Тараненко и Наталья Шицкая, ставшие финалистами крупного литературного конкурса «Новая детская книга», проводимого издательством «РОСМЭН», Анастасия Орлова, получившая за свои легкие, запоминающие, афористичные стихотворения премию президента РФ в области литературы и искусства, Андрей Сметанин, на сегодняшний день автор шести опубликованных книг для детей, Юрий Жекотов, Андрей Матвеенко и многие другие. Творческие встречи, презентации и мастер-классы, проходящие в рамках фестиваля, положили начало перспективному национальному культурному проекту, призванному поддержать исторически сложившийся статус Орла как литературного центра России. И сегодня можно с уверенностью утверждать, что победа в фестивале-конкурсе «Хрустальный родник» дает молодым писателям возможность стать полноправными участниками национального литературного процесса, а значит, претендовать на признанное право именоваться русским писателем.

 

1 Хрустальный родник. Избранные произведения лауреатов Всероссийского литературного конкурса 2011–2017 годов. — Орел: Орловская областная организация Союза писателей России, 2017. — 352 с.

 


Ольга Викторовна Мазуренко родилась в Воронеже. Окончила Воронеж­ский государственный университет. Кандидат филологических наук. Старший лаборант кафедры русской литературы XX и XXI вв., теории литературы и фольклора, преподаватель подготовительных курсов ВГУ. Публиковалась в филологических сборниках и журналах Воронежа, Перми, Севастополя, Москвы, Саранска, Барановичей (Беларусь). Живет в Воронеже.