На воспоминания о своем стройотрядов­ском прошлом натолкнула меня встре­ча с земляками-воронежцами на выставке-форуме «Россия», которая проходит на ВДНХ в Москве. И губернатор Александр Гусев, и другие высокие гости с гордостью подчеркивали, что Воронежская область рассчитывает на молодежь — будущее нашей малой Родины, да и будущее всей страны.

Мне рассказали, что вновь формируется стройотряд для работы летом 2024 года на Байкало-Амурской магистрали (БАМе — по-нашему!).

В памяти всплыли студенческие годы. Семидесятые годы прошлого столетия… Как давно это было, а вот в памяти, оказалось, эти воспоминания свежи.

 

…1974 год. Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 08.07.1974 г. № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» был дан старт стройке века. А решением ЦК ВЛКСМ строительство БАМа было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И в постановлениях высших партийно-комсомольских органов было прописано не только строительство железнодорожной магистрали, но и обширной сопутствующей инфраструктуры вокруг БАМа.

В то время я был студентом-первокурсником физико-технического факультета Воронежского политехнического института. Конечно, начало вузовской учебы давалось нелегко, даже несмотря на то, что школу окончил с золотой медалью и, как я считал, имел достаточно серьезную подготовку. Однако сказывался совершенно другой ритм учебы, неустроенность быта, поскольку на первых порах пришлось жить на съемной квартире. Но ко второму семестру уже втянулся в учебный процесс и начал подумывать над тем, какой бы общественной работой заняться. Предложение от старосты группы Сергея Семина поехать летом в стройотряд было как нельзя кстати. Я тайно завидовал молодым ребятам и девчатам в стройотрядовской форме, когда видел их в аудиториях и на улице, по надписям на спинах курток можно было изучать географию нашей страны! Быть в их числе — это же так здорово!

И все стремительно закрутилось. На базе ВПИ (такая аббревиатура у нашей альма-матер) формировалось от 80 до 90 отрядов «Импульс» для работы на строительстве объектов связи. Но чтобы попасть бойцом в стройотряд, надо было прослушать курс теоретических занятий, который организовывали специалисты треста «Связьстрой-1», пройти обучение на полигоне, позволяющее на практике эти знания закрепить. После этого еще предстояло успешно сдать экзамены и получить специальность «связист-линейщик 3-го разряда». Ну, нас-то трудностями не испугаешь! Одним словом, на ближайшие три месяца о выходных по воскресеньям пришлось забыть. И вот — долгожданная «корочка» на руках! Дальше было самое сложное — попасть в отряд. Ведь это был 1974 год, и конкурс в стройотряды был реальный! А я молодой да зеленый, пороха не нюхал. Кто тебя может рекомендовать бойцом в стройотряд? Надо убедить командира, что ты этому отряду ну просто необходим!

Здесь следует вспомнить, что в 1973 го­ду на полях Черноземья созрел богатый урожай сельхозпродукции и нас, первокурсников, отправили в октябре на уборку этого урожая. Надо сказать, что отношение к физическому труду сразу распределило нас по «интересам». Так получилось, что староста группы Сергей Семин, выпускник рабфака Валерий Калинин, выпускник авиатехникума Юрий Носонов и примкнувший к ним я оказывались постоянно в одной команде: будь то сбор картошки, погрузка капусты или чистка моркови. Так образовался наш «квартет».

К весне 1974 года все мы уже стали «связистами», вот только пока с отрядом не определились. И здесь на помощь нам пришел брат Валерия Калинина — Юрий. Он был студентом третьего курса, дважды выезжал в стройотряд и был, что называется, в «авторитете» на факультете. Он-то нас и отрекомендовал, благо работа на ниве борьбы за урожай каждого из нас проверила. Так наш квартет вошел в состав ССО «Импульс-13», где командиром был третьекурсник физтеха и бывалый стройотрядовец Владимир Уразов. Основу нашего стройотряда составляли третьекурсники, и только наш квартет был с первого курса.

Уж не знаю, как так получилось, что при распределении объектов для будущей нашей работы ССО «Импульс-13» оказался одним из четырех отрядов, выбранных для работы на Дальнем Востоке. Общая численность — около 50 человек. Вроде бы и немного, но потом оказалось, что мы работали как минимум один за троих. Молодость! Она не только города брала, она их и строила! Да так оно и будет всегда.

Так счастливая стройотрядовская судьба забросила наш отряд в Зейский район Амурской области. Местом нашей дислокации стал поселок Кировский. Каждому отряду предстояло провести через тайгу и сопки по 20 километров воздушной линии связи (ВЛС). Работа с утра и до ночи, начиная от копки ям под опоры, их установка, размотка проводов (а их бухты весили не меньше сотни килограммов), их подъем на опоры, натяжение и вязка проводов — все это вручную. При этом тучи комаров и мошки не просто мешали, а изнуряли (местным сибирякам это было хорошо знакомо, но тоже не способствовало производительности труда). Словом, трудностей было много, и они испытывали каждого из нас на прочность.

Вспоминается вот какой случай. Прошел уже месяц третьего, действительно трудового, семестра. Половина линии уже построена, однако выяснилось, что впереди трасса должна пройти через высохшее болото — марь, а развезти опоры нечем, наш ЗИЛ-157 не помощник, несмотря на свою легендарную проходимость. Что делать? Тут я подсказываю командиру, что у строителей ЛЭП, базирующихся в нашем поселке, я приметил трактор-трелевочник, который стоит без дела. Можно было бы с ними договориться и за умеренную плату, а плата в тех краях была одна — бутылка спирта, взять его в аренду на пару дней. Сказано — сделано. Вот только одна недолга — оказалось, что тракториста нет: его за ненадобностью отправили домой на побывку, и вернется он не раньше, чем через две недели. Что делать? Я говорю командиру, что могу попробовать, поскольку, будучи школьником, три сезона работал в колхозе с отцом помощником комбайнера и освоил, конечно, не всю колхозную технику, но с комбайном и трактором был на «ты». Так что могу попробовать разобраться и помочь отряду. Так и сделали. За два дня все опоры были развезены по местам. Вот и пригодилась мне в стройотряде моя «колхозная» специальность!

Объект мы, конечно, сдали! Почему я так подробно рассказываю о своей работе в первом стройотряде? Потому что он был, пожалуй, самый трудный! Однако именно он закалил нас, научил не бояться трудностей!

Вы спросите, а где же романтика? На этот вопрос я отвечу тоже вопросом: а вы видели тайгу осенью, когда, поднявшись на сопку, видишь перед собой удивительный разноцветный лесной ковер, расстелившийся до самого горизонта? А вы встречали рассвет, сидя в самолете, который летит с востока на запад над бескрайней тайгой, когда весь небосклон расцвечен всеми цветами радуги? Если нет, тогда вы многое потеряли!

Потом, летом 1975 года, была работа в качестве командира ССО «Импульс-50» в Орловской области на строительстве внутрипроизводственной линии связи (ВПТС) одного из совхозов Хотынецкого района. Что такое командир отряда, я довольно быстро ощутил на себе так, что от восторга красивым названием должности не осталось и следа. Командир ССО — это и организатор работы бойцов, поскольку от него зависит срок сдачи объекта. И снабженец, поскольку материалы должны быть вовремя на объекте. И «вышибала» техники из принимающей организации. А потом еще и ответственный за проживание, за питание, за помывку — словом, за все и за всех.

На третьем курсе секретарь комитета комсомола Алексей Папин, видя мое неравнодушное отношение к стройотрядам, включил меня в вузовский подготовительный штаб ССО, где командиром был Виктор Ушаков. Пришлось заниматься формированием отрядов, организацией обучения бойцов ССО строительным специальностям, подготовкой работы агитбригад.

В третьем трудовом семестре 1976 го­да меня направили сводным командиром отрядов «Импульс», работавших на объектах ПМК-108 треста «Связь­строй-1» в Орловской области, где за лето бойцами ССО было построено и сдано в эксплуатацию 7 объектов ВПТС.

Трудовой семестр 1977 года запомнился особо, поскольку позволил ближе познакомиться с руководством трестов «Связьстрой-1» и «ЦЧО Сельэлектросетьстрой» (вуз готовил для этого треста отряды «Энергия», которые занимались строительством ЛЭП-0,4 кв. и ЛЭП-10 кв.).

Впервые в нашей области был сформирован специализированный зональный студенческий строительный отряд, объединяющий отряды «Импульс» и «Энергия», которые работали практически во всех областях Центрально-Черноземного региона. Комитет комсомола вуза направил меня в этот зональный штаб комиссаром. Примечательно, что за два месяца работы стройотряды выдали на-гора по каждому тресту практически квартальный объем строительно-монтажных работ! Это был весомый вклад в выполнение их годовых планов.

Весна и лето 1978 года было посвящено подготовке дипломной работы, ее защите, а также военным сборам. В сентябре мне поступило предложение стать профессиональным комсомольским работником. Зона ответственности, которую планировалось комитетом комсомола вуза поручить мне, была предопределена, в общем-то, заранее: формирование, обучение и организация работы студенческих строительных отрядов вуза в период третьего трудового семестра.

 

С энтузиазмом взялся за дело, благо оно было хорошо знакомо. Тем не менее, хотелось привнести что-то новое, интересное. Встречаясь с управляющим трестом «ЦЧО Сельэлектросетьстрой» Александром Михайловичем Бондаренко и рассматривая потенциальные возможности вузовских ССО «Энергия», сошлись во мнении, что бойцам-политехникам по силам принять участие в строительстве ЛЭП-110 кв. Это серьезный профиль линии электропередач, его строительство требует более основательной профессиональной подготовки, соблюдения технологии строительства и, конечно же, соблюдения техники безопасности, поскольку часть работ производится на высоте. Пожалуй, и рассматривать отряд, который смог бы справиться с этой непростой задачей, надо из тех, кто уже зарекомендовал себя на стройках. Устроили своеобразный конкурс, побеседовали с командирами нескольких отрядов и выбор свой остановили на ССО «Энергия-1», командиром которого был Сергей Донских. Все бойцы этого отряда уже имели за плечами опыт работы по монтажу ЛЭП-0,4 кв, ЛЭП-10 кв, а сам командир до поступления в институт работал электриком на одном из воронежских предприятий. Пройдя профессиональную подготовку по строительству ЛЭП-110 кв, все бойцы отряда получили специальность «монтажник 5 разряда», а командиру была присвоена квалификация «монтажник-высотник 6 разряда». Надо сказать, что это был уникальный опыт не только среди отрядов Воронежского политеха, но и в целом во Всесоюзном студенческом отряде.

 

Завершив подготовку стройотрядов к третьему трудовому семестру 1979 года, на летний период я переключился на организацию работы специализированного зонального штаба в качестве его командира. Надо сказать, что у меня были замечательные помощники: комиссар Виктор Горностаев, главный инженер Алексей Шкарупин, инженер по технике безопасности Владимир Рощупкин. Каждый из них, прежде чем войти в штаб, неоднократно выезжал в стройотряды, имел богатый опыт организации работы ССО.

Но вернемся к ССО «Энергия-1». Отряду было поручено построить 51 километр линии ЛЭП-110 кв. Петропавловка — Верхний Мамон. Благодаря пристальному вниманию главного инженера треста Юрия Яковлевича Булычева, который по настоятельной просьбе зонального штаба ССО проводил еженедельные планерки, где анализировались снабжение отряда необходимыми материалами и техникой, объект был построен. И сегодня эти два района области устойчиво снабжаются электроэнергией благодаря ударному труду бойцов отряда «Энергия-1».

Колоссальный опыт работы с людьми, опыт организаторской работы я получил, работая командиром зонального штаба ССО. Как уже было отмечено, отряды «Импульс» и «Энергия» работали по всему Центрально-Черноземному региону, причем в подразделениях треста «Связьстрой-1» их работало в 3–4 раза больше, соответственно, и внимания они требовали больше. Мне здорово повезло, поскольку в это время трестом руководил замечательный человек, прекрасный организатор, великолепный знаток производства Александр Павлович Стре­ха. Его внимание к проблемам студенческих отрядов было пристальным. Проводя еженедельные селекторные совещания с начальниками ПМК, он умел не только строго спросить, но и выслушать каждого, дать мудрый совет, как решить ту или иную проблему. Для меня это был пример настоящего руководителя производства. Работая бок о бок с ним, я имел возможность на таких совещаниях не только отчитаться перед серьезной аудиторией о ходе выполнения строительно-монтажных работ, но и спросить отдельных руководителей о том, как устроен быт бойцов, какие есть претензии к работе отдельных отрядов, что существенно ускоряло разрешение различных проблемных ситуаций, повышало производительность труда, существенно повышало авторитет зонального штаба ССО.

Ветераны вузовского комсомола хорошо помнят о том, что между зональными отрядами, вузовскими комсомольскими организациями было организовано соревнование касательно подготовки и работы ССО с множеством различных показателей деятельности: это не только объем выполненных СМР или количество сданных объектов, но и культурно-массовая работа по местам дислокации отрядов с местным населением, состояние техники безопасности и многое другое. Конечно, хватало при этом и формализма, но неизменным был дух состязательности, молодого задора и энтузиазма!

Сколько было радости, когда по итогам третьего трудового семестра 1979 го­да наш зональный отряд и вуз в целом заняли первое место!

И тем не менее, первый стройотряд остался самым памятным и дорогим своими трудностями, преодолением себя, осознанием причастности к большому делу — освоению зоны БАМа, — ну и, конечно, романтикой.

Не секрет, что после 90-х годов студенческое строительное движение было в забвении, да и формирующиеся рыночные отношения этому во многом способствовали. Но время шло, и постепенно пришло осознание того, что надо возрождать те традиции студенчества, которые способствовали воспитанию молодежи, делали ее причастной к важным событиям общественной жизни.

И тем отраднее видеть, что в последнее десятилетие возрождаются традиции студенческих отрядов. Начались формирования отрядов строителей, проводников, отделочников, вожатых…

Вот и я узнал, что летом 2024 года по инициативе заместителя генерального директора по экономике и финансам АО «РЖД-Строй» Вячеслава Власенко вновь, как и в 2023 году, бойцы воронежских студенческих отрядов в составе сводного строительного отряда будут трудиться на БАМе. Прошлым летом сводный отряд имени Виктора Круссера во главе с командиром Кириллом Скоробогатовым принимал участие во Всероссийском трудовом проекте «БАМ 2.0». В состав этого сводного отряда вошли студенческие строительные отряды ВГТУ: ССО «Орден», ССО «Олимп» и ССО «Импульс».

Встретившись с некоторыми бойцами этих отрядов на праздновании 105-й годовщины образования комсомола, которое прошло 28 октября 2023 года в Воронеже, я слушал, с каким восторгом они рассказывали о своей работе в период третьего трудового семестра.

— Проект «БАМ 2.0» — не просто стройка, это воссоздание важной страницы истории молодежного студенческого движения. Этот проект тесно связан с событиями 1974 года, когда первые студенческие отряды прибыли на строительство Байкало-Амурской магистрали, — делился впечатлениями командир сводного отряда Кирилл Скоробогатов. — Студенты не только строили железнодорожные пути, но и учились сотрудничать, преодолевать сложности и добиваться успеха вместе. Бойцы студотряда «Орден» были задействованы на значимом объекте строительства СМТ-13 (филиал АО «РЖД-Строй») — на втором пути перегона Береж — Абакумовка Красноярской железной дороги. Его строительство позволит увеличить пропускную способность железной дороги на участке Саянская — Тайшет. Кроме того, студенты принимали активное участие в подготовительных работах, необходимых для переключения сигнальных точек на станции Абакумовка: укладывали пенополистирол и прокладывали кабель СЦБ.

— Нам посчастливилось попасть на «стройку мужества», — рассказывает о своих впечатлениях командир ССО «Орден» ВГТУ Юрий Михайлов. — Мы приобрели профессиональные компетенции, а также такой необходимый в наше время навык командной работы, ощутили свою причастность к масштабному проекту, который реализуется на благо нашей Родины.

На мой вопрос, а что же запомнилось больше всего, Юрий сказал, что конкурсы профмастерства, где бойцы ССО пробовали свои силы в обвязке армированной сетки, монтаже водоотводных труб.

 

Вот так спустя 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали снова зазвучал привый звонкий лозунг нашей юности: «Даешь БАМ»!

Старшее поколение с удовольствием делится своим жизненным опытом, в том числе и опытом работы в студенческих отрядах. Именно этому посвящена книга «Студенческий авангард», вышедшая к 105-летию со дня образования ВЛКСМ по инициативе ветеранов Отдела студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ и Центрального штаба ССО и освещающая историю движения студенческих отрядов.

Прочитайте! Там мно-о-го интересного и полезного!

 

Воронеж — Зея — Москва

Фото из архива автора


Николай Егорович Прилепин родился в 1956 году в селе Семидесятное Воронежской области. Окончил Воронежский государственный политехнический институт, Высшую школу экономики. Кандидат экономических наук. Многие годы работает в качестве арбитражного управляющего различных предприятий, в том числе стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса. Его деятельность отмечена многими государственными наградами. Живет в Москве.