Бабушкин сон
- 30.11.2018
Бабушкин дом стоит на старинной улице, круто убегающей к железной дороге и сохранившей остатки булыжника, которым мостили ее лет сорок-пятьдесят назад. Места эти заповедные. Ты спускаешься вниз, пересекаешь рельсы и оказываешься на извилистых улочках, среди хитросплетений тупиков, проходов и переулков, среди домиков, в палисадниках которых растут печальные желтые цветы на длинных слабых и тонких, в рост человека, стеблях. То тут, то там попадаются старые деревянные ворота, фигурные кирпичные столбы, резные наличники или лепнина на фасаде. Стоят кое-где дома красного кирпича, плотной, не нашего века кладки. В одном из таких домов располагается магазин, а раньше, лет сто назад, — была купеческая лавка. Рядом находился закуток, где торговали керосином, но он исчез уже на моем веку за ненадобностью.
Блуждая по этим местам, ты мог неожиданно оказаться на берегу реки, на узкой песчаной полоске, окаймленной раскидистыми деревьями. Если ты незаметно брал вправо, то выходил к старинному заброшенному кладбищу, с десятком сохранившихся надгробных плит. Отдельные слова и числа, высеченные на них, еще читались: имена и даты.
Люди здесь встречаются редко. Время от времени в поле зрения попадают то словно выдавленные из земли неведомой силой старики, то студенты расположенного выше пединститута, прельщенные близостью жилья к месту учебы и дешевизной. Как правило, это маленькие, крепко сбитые деревенские девчонки. Они молча живут в затхлых комнатах, иногда монотонно рассказывают хозяйке о своей деревне и выслушивают столь же монотонные рассказы старушек о довоенной и послевоенной жизни. Эти рассказы не откладываются в сознании и застревают где-то в кронах деревьев, повисают на дощатых заборах, прячутся в жесткой мураве на обочинах улиц. Пять лет пролетают как один день, студенты уезжают куда-то, забывая в темных комнатах библиотечные книги. Они лежат, как в склепе — Вольтер, Тредиаковский, Тургенев — и остаются жильцами этих домов, созерцателями дворов и посетителями продуваемых насквозь уборных, стоящих, как правило, в самом конце глухих садов.
Поезда, проходящие мимо дома бабушки, появляются неожиданно, шумят, гудят, стучат на стыках рельсов колесами, и дом дрожит вместе с ними, словно вагон, который отцепили и загнали в тупик. Поезд пропадает, и снова наступает тишина, возвращаются столетние запахи и шелестят листвой вековые тополя.
Дом принадлежит двум хозяевам. С бабушкой соседствует семья, состоящая из полупарализованного старика, сына — пьяницы и тунеядца, его крикливой жены, через равные промежутки времени выплескивающей на улицу помои из эмалированного таза, заброшенных детей и периодически появляющихся и исчезающих родственников и знакомых. Выходя из дома, они растворяются в другой жизни, а сущность свою вновь обретают только среди многочисленных комнатушек жилища и ветхих строений тесного двора. Иногда я думаю, что таких людей в нашей стране много, и мне становится не по себе.
Бабушка плохо видит, но все слышит: ссоры и брань, вызванные стесненными обстоятельствами и неуправляемыми эмоциями, и со временем делает вывод, что эта семья хочет ее смерти, дабы завладеть принадлежащей ей частью дома. Для этого, по ее мнению, сын хозяина, через сложную систему труб, выведенных в печь, в ночной тишине откручивает винт большого металлического баллона и выпускает отравляющий газ со сладковатым запахом в ее комнату. В такие минуты у нее начинает кружиться голова, прерывается дыхание и начинается мучительный кашель. Она выходит на высокое крыльцо и шепчет в темноте молитвы и проклятия.
Ступени крыльца спускаются в маленький бабушкин двор, разделенный на нижний и верхний. И тот, и другой величиной с большую комнату, но на этой площади умещается несколько яблонь — горьковатый вязкий анис, кусты крыжовника и слива. Ветхий забор оплетает пыльный густой хмель.
Вскапывая грядку или окучивая яблоню во дворе, можно найти странные вещи: старый, явно восточного происхождения браслет в зеленой патине, серебряный подстаканник, недорогое украшение с поддельной бирюзой.
Весной корявая и, казалось, мертвая слива неожиданно расцветает, распространяя тонкий аромат. Это похоже на ту сливу, которая расцвела во дворе автомобильной мастерской в «Трех товарищах» Ремарка. Но бабушка Ремарка не читает, она уважает русскую и французскую классику.
В солнечной сонной тишине той части советской страны, которая была пропитана запахом пыльной травы, помоев, высыхающих на теплых от солнца булыжниках, и цветов сливы, классические сюжеты от безысходности становятся реальностью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что бабушка связывает воедино хитросплетения человеческих судеб, придуманных и настоящих.
Я прихожу к ней, стучу в низенькое окно, открываю засов калитки и поднимаюсь на крыльцо. За дверью слышатся шаркающие шаги, ключ скрежещет в замочной скважине, и она появляется в дверном проеме, как персонаж романа Диккенса.
— Заходи, заходи… Вот тебе бы ближе к ночи прийти, тихо, чтобы они не заметили. Посидишь часок и почувствуешь, как газ в комнату поступает.
— Приду как-нибудь… А как же они эти трубы провели?
— Что для них трубы! У них под домом целая лаборатория, химическая. Он все умеет, как Левша. Только недобрый. Злодей, бандит…
— Он со своим отцом заодно? Тот-то знает?
— Знает. Но сейчас они в ссоре, я слышала. Старик, Федор Павлович, влюбился в одну. Она днем к нему приходит, когда все на работе. Так и сын влюбился в нее же, Дмитрий.
— Он не Дмитрий, а Виктор, по-моему?
— Дмитрий…
— А еще братья у него есть?
— А как же. Иван, моряк. И Алешка. Тот по электричкам ходит, поет, побирается. Еще знакомится с людьми, которые ночлега ищут. Приводит сюда. Они его напоят, а как заснет, убивают и хоронят во дворе, а вещи потом продают. Полный сарай этих вещей…
Я полулежу на низкой кровати, а бабушка, опираясь сухой рукой о толстый том хрестоматии европейского классицизма, не торопясь рассказывает свой очередной сон.
— Дорога… По дороге я иду, и тут же твой прадед… А внизу Волга. Пароход. И на пароходе музыка, цыгане, купцы. Разыгрывают в карты, только непонятно кого. Уж не меня ли, думаю. Бросаюсь в Волгу с утеса и плыву, плыву… А он поманил рукой с парохода, да и исчез… А меня к бережку прибило. Я вышла на бережок, место вроде знакомое, а я не узнаю. Дома высокие, улицы широкие… Вижу: старик, сын его, невестка семечки лузгают. Они, а вроде и не они, сменили личину. А Дмитрий улыбается и говорит: сейчас Алешка придет, приведет гостя из электрички, то-то праздник будет великий! Газовый праздник! Вдруг смотрю: Алешка юродивый тебя ведет. А ты плачешь, руками машешь, а голоса у тебя нет, сказать ничего не можешь. Я тебе кричу, а ты не слышишь… Вот так.
Бабушка любит пересказывать сны. Она добавляет в них пучок реальности, щепотку какого-нибудь сюжета, и они приобретают странный непонятный привкус. Она радушно потчует этим блюдом гостей, словно пытается накормить впрок, на долгие годы… Она подходит к окну, прислушивается к чьим-то шагам и, улыбаясь, говорит:
— Павел Иванович идет.
— Что за Павел Иванович?
— Есть тут такой. Ходит по домам, души скупает.
— Мертвые?
— Зачем же ему мертвые. Живые. Придет, сядет, бланки свои на столе разложит, паспортные данные перепишет и начинает торговаться.
— У тебя был?
— Пытался. На порог его не пустила.
За окном вечереет. Просыпается вдруг радио. Сообщает нам о том, что у микрофона — театр, и предлагает послушать Метерлинка. Слова, отчетливые и таинственные, возникают из ниоткуда и летают под потолком. А бабушка подходит ко мне, наклоняется и ощупывает мое лицо легкими пальцами.
— Это ты? — спрашивает она.
— Я, конечно. Кто же еще?
— Похож ты на своего прадеда. Он высокий был, красивый, бородатый. Необузданный.
— Я обузданный, — говорю я, но бабушка не слышит меня.
— Он долго здесь жил, потом в тайгу уехал. Далеко. На лодке плыл, на оленях добирался. Искал золото, скупал пушнину. Разбогател.
— И что с ним потом произошло?
— Влюбился в женщину необыкновенной красоты и с ума сошел. Бросился вниз с высокой деревянной башни. Ничего от него не осталось. Только вот этот ковер.
Я смотрю на ветхий ковер, кое-где протершийся до ниток. На нем пруд, на траве дамы в пышных платьях и кавалеры в париках и камзолах. Вдалеке виднеется замок. Ковер и вправду старый, лица красивые, лебеди на озерной глади вытканы искусно. Я закуриваю, и бабушка тут же ощупью берет с дубового комода фарфоровую пепельницу и протягивает ее мне.
— Кури, кури, они сигаретный дым почувствуют и поостерегутся газ открывать.
Она передвигается по комнате, и половицы не скрипят под ее легкими ногами, обутыми в черные войлочные сапожки.
— …она женщина была беспутная, а он к ней ходил, — слышится ее голос.
— Кто ходил?
— Твой прадед по молодости лет. А муж у нее — свирепый мужчина, работал на паровозе машинистом. Один раз он не вовремя домой пришел, схватил в сарае топор — и в комнату. Прадед твой в окно еле успел выскочить. А она от своего беспутства через год под паровоз бросилась.
— А паровоз муж вел?
— А кто же? Конечно, муж. Как иначе? Это ведь правильно, что мы узнали, кто паровоз вел. А то бросилась, а паровоз как будто сам по себе ехал.
— А как ее мужа звали? Не Алексей Александрович, случайно?
— Нет, Шарль… Чувствуешь газ?
— Пока нет.
— Сейчас почувствуешь.
Надо сказать, что в историю с отравляющим газом не верит никто. Считается, что бабушка либо придумывает все это с неизвестной целью, либо понемногу выживает из ума. Один я верю по молодости лет и буйной фантазии, но верю, скорее, из противоречия. Поэтому заставляю себя принюхиваться, выискиваю в воздухе незнакомый запах, и иногда мне кажется, что я чувствую его. Он бывает сладким, фруктовым, горьковатым, как вкус миндальной косточки, тонким и нездешним, словно аромат кипарисовой доски. Воздействия на свой организм я не опасаюсь, словно я не из этого времени, не из этой страны и нахожусь под охраной неведомых, но грозных сил.
Вариации газовых историй доводят всех до белого каления, вызывают громкие разговоры, ссоры и заканчиваются раздраженными убеждениями с одной стороны и хитрой бабушкиной улыбкой — с другой. Когда обе стороны умолкают, она тихо говорит: «этот газ разъедает даже стены», и отворачивает отставший угол обоев.
Под обоями наклеены страницы дореволюционных иллюстрированных журналов, на свет Божий выглядывает лицо генерала Куропаткина. Бабушка пальцем проковыривает в его глазу дырку и оттуда, из-под дранки, сыплется со змеиным шуршанием невесомый порошок штукатурки. Конфликт возобновляется…
Темнеет. С улицы доносятся шаги прохожего, редкие, с тяжелыми вздохами. Потом с легким дробным топотом, с серебряным смехом пробегает вниз стайка девчонок. Предупреждающе гудит приближающийся паровоз. И вновь все затихает, только бубнит о чем-то радио да тревожно шелестят под ветром тополя.
— Никто не верит, и твой отец не верит. Конечно, они его вокруг пальца обвели. Он как-то утром в саду копался, а старик на крыльцо выполз и говорит…
Бабушка меняет голос и произносит басом, с прикашливанием после каждого слова:
— Все работаешь, кхе-кхе! Отдохнул бы, выпил бы, кхе-кхе! Дмитрий, кхе-кхе, вынеси ему самогону! Тут Дмитрий выходит, выносит стакан. Он берет и выпивает, на забор опирается, говорит: хорош самогон, крепок! Старик ему: вот пьет, кхе-кхе, залпом, как мариман! А что ж не ешь? Марья, кхе-кхе, вынеси ему закусить!
Бабушка опять меняет голос на визгливый, слободской говорок:
— Марья выходит с подносом: закусите, закусите, хи-хи-хи-хи! А он и говорит: после первой не закусываю! Старик ему: ну, тогда второй стакан, кхе-кхе… Он и второй выпил залпом, и работать продолжил…
Отец ненавидит самогон и не станет пить его даже под страхом расстрела, тем более, целыми стаканами и с утра. Он любит армянский коньяк, но с этими людьми он пить не будет никогда. А бабушка все рассказывает о том, как отец закончил работу и направился в дом, а вслед ему все звучал злорадный смех старика:
— Ха-ха-ха, кхе-кхе, ха-ха-ха, кхе-кхе!
Бабушка сама закашлялась и перекрестилась на старую икону в окладе. Под иконой висит фарфоровое пасхальное яйцо, расписанное золотом и большая круглая речная раковина, на которой вырезан библейский сюжет и поблескивают остатки перламутра.
Радио передает сигналы точного времени и новости. Бодрый голос диктора уверенно произносит: «в этом году коллектив предприятия освоил новое оборудование и сейчас работает в счет будущего, 1979 года…».
Мне пора. Я прощаюсь с бабушкой, обещаю прийти завтра, выхожу в темноту и поднимаюсь вверх, туда, где постепенно показывается прерывистая цепочка огней оживленной магистрали. Я ощущаю подошвой круглые булыжники. Снизу звучит гудок поезда, а сверху наваливается гул вечернего города.
Я еще не знаю, что тридцать с лишним лет спустя, когда уже не будет ни бабушки, ни отца, я попаду сюда и не узнаю этого места. Тут будет асфальт, убегающий вниз, высокие дома, огороженное щитами полотно железной дороги. Я не увижу тополей, не поймаю щекой солнечное тепло в тени высоток, и не пойду дальше, испугавшись, что не обнаружу красного здания купеческого магазина, старых заборов и берега реки, окаймленного раскидистыми деревьями.
Я приду сюда вовсе не за ответами на вопросы, которых накопится к тому времени много, а просто так, вспомнить, ощутить горчинку ушедшего времени.
Внезапно, уже собираясь уходить, я почувствую тяжелый запах. Он наплывет волнами, заползет в ноздри, окутает липким туманом. Он будет властвовать, и я распознаю его сразу: запах выгребной ямы в дождливый осенний вечер. Ему неоткуда будет взяться тут, среди асфальта, бетона, стекла, среди японских и немецких автомобилей, хорошо одетых мужчин и женщин, выходящих из многоэтажного торгового центра. Но он будет. У меня закружится голова, перед глазами поплывут круги, к горлу подступит тошнота. Я подумаю: «Это газ. Это тот самый газ. Дмитрия, или как там его звали, уже не существует, а газ все идет с тихим шипением из тайных труб. Права была бабушка. А мы не верили. Вот в чем все дело. Газ все еще идет. И все мы вдыхаем и вдыхаем его. А ты, бабушка, защищалась, как могла. Вот чем была твоя жизнь, состоящая из сна и яви, вымысла и реальности, русской литературы и советской действительности, прошлого и настоящего…».
Я развернусь, и согнутый болью, медленно пойду наверх. И послышится откуда-то голос старика, перемежаемый надсадным кашлем:
— Ха-ха! Кхе-кхе! Выпей самогону! Выпей… Кхе-кхе!
Александр Владиславович Бунеев родился в 1961 году в Воронеже. В 1983 году окончил отделение журналистики филологического факультета ВГУ. Член Союза российских писателей. Автор поэтического сборника «Стихи разных лет» и книг прозы «Я хочу, чтобы вы были здесь», «Девочка и Медведь». Главный редактор газеты «Мысли(!)».
В журнале «Подъём» впервые опубликовался в 2009 году.