Анатолий Костин, фотокорр…
- 27.06.2023
Каких-то пару десятков лет назад имя Анатолия Митрофановича Костина (1935–2009) знали тысячи людей. По крайней мере, тот, кто не утратил тогда привычки читать воронежские газеты, всегда обращал внимание на его фоторепортажи или портреты героев газетных публикаций, сделанных с особым мастерством и душевным расположением к людям. Прекрасный фотожурналист, замечательный товарищ, отзывчивый человек, он имел массу знакомых в самых дальних уголках нашей области, потому что почти всю жизнь проработал в областных газетах «Молодой коммунар» и «Коммуна». И этот профессиональный выбор был вовсе не случайным.
Свое детство он провел в селе Орлово Новоусманского района. В средней школе поселка железнодорожной станции Тресвятская он сблизился и подружился с Василием Песковым и Анатолием Рябко. Звезды на небе сошлись так, что все трое земляков посвятили себя фотографическому искусству и журналистике. Василий Михайлович Песков стал единственным в стране журналистом-фотографом лауреатом Ленинской премии, автором более 30 книг, изданных в России и многих зарубежных странах. Летчик-испытатель Анатолий Ефимович Рябко, помимо своей мужественной работы, известен как прекрасный фотожурналист, летописец Военно-воздушных сил страны, автор нескольких книг-альбомов об авиации. Фотожурналист Анатолий Митрофанович Костин прославился на родной воронежской земле.
Светописью вместе с Песковым он заинтересовался еще в детстве. Учебников по фотоделу тогда не было, но ребят выручил фронтовик, охотовед соседнего заповедника Кирилл Сергеевич Ермолов. Именно он и преподал ребятам практические навыки фотографии. А когда из печати вышло учебное пособие Юрия Екельчика «Изобразительное мастерство в фотографии», эта книга стала для Анатолия настольной на многие годы. После службы в армии Анатолий по совету Михаила Михайловича Ужанского несколько лет успешно работал верстальщиком афиш в типографии издательства «Коммуна». Василий Песков, который был старше Костина на пять лет, в то время из «Молодого коммунара» уже перебрался в престижную столичную «Комсомольскую правду». Известность и успехи товарища подвигали к активным действиям и Анатолия. Он поступил на заочное отделение журналистики Воронежского госуниверситета и стал публиковаться сразу в главных тогда воронежских газетах: «Молодом коммунаре» и «Коммуне». В 1966 году, когда молодежная газета перешла на большой формат, Костин, уже штатный фоторепортер, уверенно снимал, писал и даже макетировал страницы молодежки. Большой формат позволил редакции содержать второго фотокора. Эту должность в разные годы осваивали Михаил Сидельников, Александр Чернявский, Федор Киселев, Юрий Загузин, Алексей Колосов, Михаил Вязовой, Михаил Рогозин. Многие из них благодаря наставничеству Костина стали заметными фотомастерами.
Анатолий Митрофанович всегда отличался аккуратностью, дисциплинированностью и столь необходимой в деле коммуникабельностью, что очень ценится в журналистике. Из командировок по районам области он, как правило, возвращался не домой, а в редакцию, чтобы проявить пленки и утром, на планерке, уже наглядно показывать еще мокрые снимки. Десятилетия этого кропотливого труда отдал он молодежной и партийной газетам. А еще трудился ответственным секретарем в газете железнодорожников «Вперед». Редактировал и выпускал «Воронежский епархиальный вестник». Уже в возрасте, на пенсии, он активно иллюстрировал книги и другие издания воронежских полиграфистов.
Многие публикации Анатолия Костина выделялись выразительными динамичными композициями. Это относится и к снимкам, и к тексту. Причем автор, обрезая свои снимки, всегда оставлял маленький белый кант — своеобразный фирменный знак мастера. В 1970-е годы Анатолий вел в молодежке рубрику для фотолюбителей «Фотоклуб «Юпитер», где доброжелательно комментировал и анализировал снимки начинающих авторов и внештатных фотокорреспондентов.
По-особому тщательно Анатолий Митрофанович относился к портретному искусству. Он сделал портреты практически всех выдающихся людей Воронежа и области того времени. И эти работы, исполненные Анатолием, имеют одну особенность, присущую настоящему мастерству: во времени они всегда переживали разовую публикацию в газете и вновь оживали на страницах журналов и стендах музеев. Таковы его снимки Гавриила Троепольского, Василия Пескова, Анатолия Филипченко, Марии Мордасовой, Анатолия Жигулина, Валентины Довгер, Евгения Дубровина и многих-многих других. Люди на его фотографиях всегда красивы, умны и приветливы.
Заведующий отделом иллюстрации, он поставил своеобразный рекорд — работал с шестью главными редакторами «Молодого коммунара»: Михаилом Шишлянниковым, Евгением Дубровиным, Виктором Чекировым, Валерием Барабашовым, Пятеримом Варфоломеевым, Виталием Жихаревым.
Анатолий Костин умело и с удовольствием рулил редакционным автомобилем, нередко сожалея при этом, что «рулежка» отвлекает его от журналистики. Правда, просьба передать легковушку второму фотокору ему была совсем не по душе. Еще у нашего мэтра была страсть копаться в досье сильных мира сего. И если ему удавалось обнаружить что-то «интересненькое», его радости не было предела. А еще Митрофаныч любил природу, постоянно возил в багажнике удочку и не любил пятницу. В этот день ему часто звонили из обкома, просили поработать в выходные.
Вспоминаются мне его переживания и терзания по поводу того, что, уступив жене, разобрал в доме большую русскую печь… Митрофаныч был душой коллектива, и когда, слегка заикаясь, он рассказывал анекдоты, слушать их собирался весь этаж газетчиков. Часто он делился забавными историями из своей жизни. Однажды он в картинках поведал, как вместе с внештатником «МК» Борисом Петровым они отправились на завод «Воронежзапчасть» просить детали для редакционного автомобиля. Первым в кабинет директора зашел Костин и нарочно, сильно заикаясь, стал что-то бормотать. Молодой директор, бывший кавээнщик, вначале решил, что его разыгрывают, но когда в дверях появился контуженный с детства Петров, то решил подыграть необычным посетителям и ловко изобразил кривляку… Костин от неожиданности опешил, но через секунды выдал четко, не заикаясь: «Завтра в обкоме вам объяснят, как надо принимать журналистов партийных изданий…» Через неделю мне пришлось встречаться с директором и заглаживать это маленькое недоразумение. Тот случай резко повысил мой авторитет — вернулся я с ящиком запчастей.
Другой эпизод случился на пленуме обкома КПСС. Редакция только что приобрела настоящее заводское фоторужье с прикладом и длинным черным телеобъективом. С виду как настоящий гранатомет. Костин решил его опробовать, забился в дальний угол, спрятался за занавеску, выставил объектив-дуло и ждет момент. Не дождался… Очнулся в соседней комнате, на столе аппарат разобран, карманы вывернуты. Бдительная охрана сработала четко. Но обиднее всего было то, что подошедший редактор газеты, член обкома КПСС Владимир Евтушенко удивленно произнес: «Анатолий, чего это ты разлегся на столе?»
Вместе с тем Анатолий Митрофанович был очень скромным человеком. Персональных фотовыставок у маэстро было немного. Одна — в Союзе журналистов (1985), другая — в редакции «Молодого коммунара» (2004). О фотокорреспонденте А.М. Костине была одна большая публикация журналиста Эдуарда Ефремова в газете «Воронежская неделя», № 9 за 2004 год.
Годы идут, а уроки Анатолия Костина не забываются. Как-никак, а тридцать лет мы работали с ним рядом.
Михаил ВЯЗОВОЙ,
руководитель фотостудии «Экспресс»,
заведующий фоторедакциями газет
«Молодой коммунар», «Коммуна» и др.,
ученик Анатолия Митрофановича Костина