Когда нет образа будущего
- 25.12.2018
Книга В.Б. Колмакова «Век просвещения. Хроника двух семестров»1 представляет собой замечательные мемуары современного преподавателя и ученого, в которых автор повествует о повседневной работе российского вуза, ее привычных печалях и радостях. Особым достоинством работы является оригинальный авторский стиль, сочетающий в себе ироничность и глубину. В.Б. Колмаков, рассуждая о современных реформах образования и их влиянии на учебный процесс, не скатывается к неумеренной критике данного явления, но и не занимает конформистскую позицию, столь характерную для администрации современных вузов. Его книга — не интервью, данное с целью обрести популярность, а размышления, в которых есть место и критике, и юмору, и мимолетным впечатлениям, и ностальгии.
Делясь с читателем впечатлениями от общения со студентами, автор затрагивает такую важную проблему как отсутствие интереса и желания учиться. На первый взгляд, слова его звучат привычно для любого преподавателя: «Большинство в аудитории — случайные люди, они здесь сидят, потому что принесли деньги, которые университет с радостью принял»2. Автору данной рецензии доводилось преподавать в разных вузах и техникумах, и везде наблюдалась именно такая картина: большинство учащихся были случайными людьми, не очень хорошо понимающими, почему они выбрали именно эту специальность. С тем же успехом они могли бы учиться на любом другом факультете и в любом другом учебном заведении, результат (а точнее, его отсутствие) будет одинаков везде. Но Колмаков глубоко анализирует сложившуюся ситуацию и находит несколько объективных причин, создавших такое отношение к высшему образованию. Во-первых, это ЕГЭ, превративший высшее образование в массовое, то есть посадивший в университетскую аудиторию людей, которые ни морально, ни интеллектуально не готовы быть студентами. Во-вторых, это широко распространившаяся в России массовая культура, пронизанная идеалами постмодернизма, ориентирующая своих адептов на развлекательное, игровое отношение к жизни. Принцип постмодерна: «Если что-то не интересно и не весело, то, значит, оно не нужно». Массовая культура, благодаря СМИ и сети Internet, гораздо доступнее культуры классической, к которой апеллирует большинство вузовских преподавателей. В-третьих, причиной отсутствия интереса у студентов к учебе является полнейший разрыв между материальным успехом и научной карьерой. В прежние времена студент-отличник мечтал быть аспирантом, а аспирант считался большим счастливчиком. В наши же дни аспирант воспринимается массовым сознанием как пустое место, и, поступив в аспирантуру, совершенно невозможно выжить, если не заниматься всерьез какой-либо иной профессиональной деятельностью. Автор с горечью пишет: «Сейчас стипендия аспирантам составляет примерно 3500 рублей. Причем, естественным и техническим специальностям платят больше, чем гуманитариям. Это понятно, непонятно только, как на эти деньги можно жить. Я помню, что мне в МГУ государство платило 100 рублей в месяц, и этой суммы хватало, чтобы жить, не роскошествуя. Теперь этого нет и в помине. Вот цена разговоров о том, что путь в науку открыт каждому. Нет, он открыт тем, кого могут содержать родители. А если человек женат, если у него дети? Я поступил в аспирантуру, когда моему сыну не было и года. Теперь это было бы невозможно»3.
Автор книги с ностальгией описывает порядки, царившие в МГУ и ИНИОНе на рубеже 1970–80-х годов, но все-таки не идеализирует советскую эпоху, вспоминая и о дефиците, и о многочасовых очередях за обувью, в которых ему пришлось в те годы простоять. Поэтому он просто констатирует, что при повальной нищете современных аспирантов и начинающих преподавателей никто из студентов не захочет после окончания вуза профессионально заниматься наукой.
Автор данной рецензии окончил аспирантуру в 2010 году и, получая аспирантскую стипендию и половину зарплаты преподавателя (ассистента), был вынужден подрабатывать на стройке во время отпусков и грузчиком во время семестра для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами и время от времени оплачивать публикацию своих работ. Так что нет ничего удивительного в том, что нынешние российские студенты связывают свое будущее с чем угодно, только не с наукой и не с высшим образованием.
Другой важной проблемой, затронутой в работе Колмакова, является чрезмерная бюрократизация высшего образования. «Мне пришлось сляпать с полдюжины аннотаций, которые никто читать не будет. Кому все это нужно? Процесс их создания отнимает время, портит нервы и, кроме презрительного отношения к себе, ничего не вызывает. Эти бумаги — материализованное лицемерие, которое унаследовано от советской власти и выражается в старой формуле: «Если бумаги в порядке, значит, все в порядке»4. На самом деле это еще очень скромная оценка бюрократического засилья в высшем образовании, данная автором так сдержанно, потому что он преподает в Воронежском государственном университете, вузе со старинными традициями разделения труда, в котором многие бюрократические обязанности выполняются целым штатом клерков. Коллегам из других, узкоспециализированных вузов приходится гораздо сложнее, потому что во многих таких учебных заведениях представитель административного подразделения считается фигурой, главенствующей по отношению к преподавателю. Например, сотрудник учебно-методического управления и даже директор вузовской библиотеки имеет полное право гонять преподавателя по десять раз в день собирать подписи и ставить печати, переставлять в тексте рабочей программы курса запятые и аббревиатуры, а в случае каких-то размолвок и споров виноватым по умолчанию считается преподаватель. Стоит ли говорить о том, что в такой обстановке просто невозможно полноценно готовиться к занятиям и хотя бы черепашьими шагами вести какие-либо исследования?
В.Б. Колмаков пессимистично (и реалистично) резюмирует: «Кризис высшего образования во многом вызван неопределенностью в понимании того, чего мы хотим как общество. Лет сорок назад тот же по сути вопрос задавал, правда, в иных обстоятельствах, В. Кочетов в нашумевшем романе «Чего же ты хочешь?». Но даже тогда, при социализме, образ будущего имелся, существовала метафизическая цель. Она была утопична, но она была. Ныне у нас нет образа будущего, как нет идеологии»5. Именно так и обстоят дела, но речь ведь идет именно о данном моменте. Человечество знало не только античность, Ренессанс и эпоху Просвещения. Были ведь и «темные» века, когда большая часть населения Западной Европы не только не умела читать, но и искренне не понимала, для чего это нужно, так как не имела ни собственной письменности, ни, тем более, литературного языка. Эпоха обскурантизма была — и прошла. Будем надеяться, что пройдет и век постмодерна.
1 Колмаков В.Б. Век просвещения. Хроника двух семестров. — Воронеж: факультет журналистики ВГУ, 2018. — 185 с. Сокращенный вариант книги опубликован в журнале «Подъём» № 11, 2017.
2 Там же. С.54.
3 Там же. С.55.
4 Там же. С.80.
5 Там же. С.41.