Евгений Новичихин. Владимир Ефимович, сегодня ты не только член нашего творческого писательского содружества, но и секретарь правления Союза писателей России, член его приемной коллегии. Вот уже практически четверть века возглавляешь Белгородское региональное отделение Союза писателей России. Член правления Союза писателей Союзного государства России и Беларуси. Член Союза журналистов России. Член-корреспондент Академии Поэзии. Автор двенадцати книг стихов, поэм и переводов. Лауреат многих литературных премий. А если оглянуться в прошлое, то еще и музыкант. Ведь ты, если мне не изменяет память, окончил не только отделение журналистики Воронежского государственного университета, но и Белгород­ское музыкальное училище?

Владимир Молчанов. Да, я баянист. И трудился преподавателем по классу баяна Шебекинской детской музыкальной школы.

Е.Н. Добавлю, что ты к тому же работал заведующим отделом газеты «Знамя». Многие авторы помнят тебя и как старшего редактора Центрально-Черноземного книжного издательства по Белгородской области. Ты даже чиновником успел побывать, поработав заведующим отделом культуры Белгород­ского района. Немало у тебя всевозможных званий и наград. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Почетный гражданин города Шебекино и Шебекинского района… Я это все веду вот к чему. Как бы ты сам определил: кто такой Владимир Молчанов?

В.М. Примерно, четверть века тому назад я написал такое стихотворение. Называется оно «Моя фамилия»:

 

Я — Молчанов.

Друзья мои милые,

От рожденья немало мне лет.

Между мной и моею фамилией,

Знают все — соответствия нет.

Будто горечь вливают полынную,

Чтобы очень права не качал,

Ждут меня не дождутся с повинною:

«Ты бы лучше, Молчанов, молчал…»

В наших душах, потемками выжженных,

Возродить кто-то должен зарю.

Я — Молчанов.

И я за обиженных

Говорю,

         говорю,

                  говорю…

Для меня это будет как бедствие

До скончанья отпущенных дней,

Если только придут в соответствие

Мой характер с фамильей моей…

Вот таким Владимиром Молчановым мне хотелось бы остаться «до скончанья отпущенных дней». И я буду стараться быть таким, дабы не только я, но и другие знали, кто я такой.

Е.Н. Каждый будущий поэт вступает на поэтическую стезю по-разному. Кого-то подтолкнула к стихотворчеству первая влюбленность, кого-то очарование природой. А с чего начинался Молчанов-поэт? Первое стихотворение — как и почему оно появилось? Как состоялась первая публикация?

В.М. Первая попытка сложить слова в рифму случилась, когда я учился в начальной школе, в 3-м, кажется, классе. Дело было в начале весны. Класс наш располагался в одноэтажном здании, окна выходили в старый сад. С крыши школы — капель, на деревьях скворушки обживают скворечники, повешенные нами. Учительница Зоя Васильевна Лошкарева что-то нам рассказывает, но я ее не слышу, а смотрю в окно и складываю в столбик какие-то слова. Заметив мое «отсутствие» на уроке, Зоя Васильевна вызвала меня к доске и попросила повторить то, что она только что говорила. Короче, за этот первый поэтический опыт я получил свой первый в жизни «гонорар» — двойку.

Что же касается первой публикации — это совсем другая история. Случилось это в 1966 году в Шебекинской районной газете «Красное знамя». В это время я учился на 2-м курсе музыкального училища и мечтал о карьере музыканта. А стихи? Тогда, как говорится, это было мое хобби, хотя мои друзья-музыканты уже успели написать несколько песен на мои стихи, которые даже исполнялись на концертах. Но вернусь к первой публикации. Я написал стихотворение, которое называется «Дуб». Его-то я и отправил в вышеназванную редакцию. Было в этом стихотворении, кажется, 28 строк. Каково же было мое разочарование и обида, когда в номере газеты было опубликовано всего двенадцать строк. Кстати, гораздо позже, когда я решил это стихотворение включить в одну из своих книг, я сократил его еще на четыре строчки. Тогда, давно, как я понял, ребята в редакции явно недоредактировали его.

Е.Н. Петр Ильич Чайковский сравнивал вдохновение с гостьей, которая не любит посещать ленивых. Аполлон Майков называл его «дуновеньем духа божья». Фазиль Искандер говорил, что вдохновение — «состояние одержимости истиной». А что такое вдохновение для тебя?

В.М. Когда-то, в теперь уже далеком 1970 году, я написал такое вот стихотворение:

Опять не пишется,

опять

Такое настроение,

Что не поймешь —

откуда взять

Терпенье, вдохновение.

Всю ночь сижу и —

ни строки,

и все ж легко мне дышится!

…Когда не пишутся стихи —

Тогда они и пишутся…

Честно говоря, я не очень понимаю, когда кто-либо из моих собратьев по перу расстраивается по поводу того, что вот, мол, не пишется, нет вдохновения и т.д., и т.п. Конечно, у каждого творческого человека могут быть периоды, когда его не очень тянет к чистому листу бумаги. На это может быть множество причин — бытовых, душевных… Да мало ли каких. Кто-то может сетовать на дефицит времени, загруженность другими делами. Когда я слышу это, мне всегда вспоминаются стихи великого Александра Трифоновича Твардовского:

Некогда мне над собой измываться,

Праздно терзаться и даром страдать.

Делом давай-ка с бедой управляться,

Ждут сиротливо перо и тетрадь.

Некогда. Времени нет для мороки —

В самый обрез для работы оно.

Жесткие сроки — отличные сроки,

Если иных нам уже не дано.

Вообще-то творческий процесс, как я понимаю и как ощущаю, это процесс накопления чувств, впечатлений, событий и т.д. И когда душа переполняется всем этим, то происходит естественное желание освободить себя от всего этого. И тогда художник, будь то поэт, композитор, живописец, невольно тянется к перу, роялю, кисти, чтобы выразить все это доступными ему средствами и поделиться с другими. В таком случае не вдохновение приходит к нам, а мы зовем его к себе. Конечно, могут быть и какие-то внезапные и неожиданные озарения, объяснить природу которых покамест еще никто не сумел. И это прекрасно. Хорошо, когда у художника с вдохновением чувства взаимные.

Е.Н. Что удалось, а что, возможно, и не удалось за годы творческой работы?

В.М. На этот вопрос гораздо лучше и объективней мог бы ответить мой читатель, который, надеюсь, у меня есть, хотя не такой уж и многочисленный. Что удалось? — это довольно подробно отражено в моей биографической справке. А что не удалось? Вообще-то, каждый творческий человек, как я полагаю, оглядываясь на то, что им сделано, думает и надеется на то, что самого главного он сделать еще не успел, что все это впереди. И я в этом смысле не исключение. А не удалось мне написать нечто такое, что можно было бы хотя бы приблизительно поставить рядом, скажем, с поэмами А.С. Пушкина «Медный всадник», С.А. Есенина «Анна Снегина», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», или со стихотворениями М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», Ф.И. Тютчева «Я встретил вас и все былое…» и т.п.

Е.Н. Владимир Ефимович, твоя литературная и общественная деятельность отмечена многими литературными премиями, государственными наградами. Я уже назвал твои почетные звания. Ты являешься лауреатом премии Белгородского комсомола, Всероссийских литературных премий «Прохоровское поле», имени Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи…», Центрального федерального округа России, «Имперская культура» им. Эдуарда Володина, Большой литературной премии имени Расула Гамзатова, Всероссийского конкурса имени Сергея Есенина, журналов «Наш современник», «Молодая гвардия». Ты награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаками Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры «Отличник культурного шефства над селом», «Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР», памятной медалью Министерства культуры Российской Федерации «100-летие А.Т. Твардовского». А еще — рядом медалей Русской Православной Церкви, множеством благодарностей от министерств, ведомств, общественных организаций. Перечень весьма и весьма достойный. Скажи, как ты относишься к премиям, званиям, наградам? Что они для тебя?

В.М. Вопрос, конечно, интересный, если не каверзный. Тем более если учесть тот факт, что я за свою без малого полувековую творческую жизнь не был обделен вниманием на этот счет. Я думаю, что труд каждого человека, будь то учитель, врач, инженер, писатель, журналист, военный, рабочий, крестьянин, государственный служащий и т. д., должен быть замечен и оценен по заслугам. А заслуженные премии, звания, награды есть не что иное, как стимул для дальнейшей успешной и плодотворной работы. В этом случае ко всему этому я отношусь положительно. Другое дело, если это не так, что, к сожалению, в жизни случается. Но не будем о грустном.

Е.Н. Многие тысячи юношей и девушек пробуют свои силы в поэзии. Но лишь единицы из них становятся поэтами. Если бы от тебя отвернулась Ее Величество Поэзия, то кем бы ты стал?

В.М. Мы уже говорили с тобой, что по первой своей профессии я — музыкант. То бишь баянист. И этому делу я отдал пятнадцать лет своей жизни. Был я и преподавателем детской музыкальной школы по классу баяна, и руководителем детского вокального ансамбля Дворца культуры, и учителем музыки и пения общеобразовательной школы. После окончания Воронежского университета почти столько же лет посвятил журналистике и издательскому делу. Да и позднее, работая с 1992 года председателем Белгородского регионального отделения Союза писателей России, я редактировал газету «МОСТ» (Мысль, Образ, Слово, Творчество), а также редактирую альманах «Светоч» и многие книги писателей-белгородцев. Я постоянно слышу о том, что писательское дело и журналистика — это профессии-антагонисты. Но что поделаешь, если сама жизнь заставляет их водить междоусобную дружбу. Был какое-то время я и чиновником. Да и сейчас меня собратья по перу кличут не иначе как литературный чиновник. Так что вот кем я стал в жизни. А стал ли я поэтом, об этом судить не мне. Хотя был бы рад, если б мне сказали, что стал…

Е.Н. Сегодня региональные писательские организации России живут трудно. Во многих местах власть просто отвернулась от них. И когда заходит острый разговор об этом, коллеги по перу неизменно называют Белгородскую организацию как образец постоянного внимания власти к ее проблемам и нуждам.

В.М. Что касается проблем, то они общие у всех писателей России. Хотелось бы, чтобы Государственная Дума, наконец-то, приняла Закон о творческих Союзах. А то ведь сегодня сложилась ситуация, что такой профессии как «писатель» в стране официально не существует. Хотелось бы, чтобы в России были созданы государственные книжные издательства, литературные журналы, которые бы финансировались государством.

В большинстве регионов писатели выживают кто как может. Это хорошо, что наш губернатор Евгений Степанович Савченко внимательно и заботливо относится к литературе и литераторам. Но ведь далеко не везде так.

Е.Н. Давно знаю бывшего руководителя белгородской культуры Андрея Кулабухова. Не раз слышал от него, что ваш губернатор, Евгений Степанович Савченко, горой стоит за культуру края.

В.М. Это так и есть. Евгений Степанович Савченко — руководитель-государственник. Он всегда очень чуток и внимателен к нам. При его содействии и финансовой поддержке уже не один год издаются не только книги писателей-белгородцев, но и целевые, белгородские, выпуски журнала «Наш современник» и «Роман-журнал. XXI век». Кроме этого писателям-белгородцам, имеющим почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», лауреатам различных Всероссийских и международных литературных премий выплачиваются ежемесячные стипендии, а неработающим пенсионерам-писателям — один раз в год оказывается материальная помощь. Писательской организации выделено благоустроенное помещение, служебный автомобиль. Штатные работники организации получают заработную плату. Так что нам грех жаловаться на региональную власть.

Е.Н. Как известно, многое зависит и от отношения к писателям со стороны других руководителей области…

В.М. Конечно. Большое внимание и поддержку в проведении литературных праздников оказывало и оказывает писателям областное управление культуры, которое долгие годы возглавлял неравнодушный к писательским делам Андрей Владимирович Кулабухов, о котором ты уже сказал.

Е.Н. В свое время Андрей Владимирович считался одним из лучших руководителей региональной культуры России.

В.М. И вполне заслуженно. А в настоящее время эстафету от него принял также истинный друг писателей — Сергей Иванович Курганский. Следует сказать, что наши литературные праздники не были бы такими заметными, если бы нас всячески не поддерживал Союз писателей России, который вот уже более двадцати лет возглавляет большой друг и наставник писателей-белгородцев Валерий Николаевич Ганичев.

Е.Н. Белгородское отделение Союза писателей существует уже более полувека…

В.М. Да, наша организация была создана в декабре 1964 года, почти одиннадцать лет спустя после образования Белгородской области. Сначала это было отделение Союза писателей РСФСР, которое насчитывало в своих рядах пять членов Союза писателей СССР. Сегодня в нашей писательской организации шестьдесят один член Союза писателей России.

Е.Н. Но количественные показатели в творческих делах, как известно, не самые главные…

В.М. А разве не говорит о качестве тот факт, что произведения наших писателей-земляков публикуются в различных — и очень авторитетных — столичных и региональных литературно-художественных журналах, альманахах и газетах? Среди них «Наш современник», «Роман-журнал. XXI век», «Новый мир», «Юность», «Октябрь», «Молодая гвардия», «Москва», «Подъём», «Север», «Дальний Восток», «Неман», «Простор», «Прапор», «Толока», «Родная Ладога», «Лик», «Родная Кубань», «Сельская молодежь», «Славянин», «Великороссъ», «Московский вестник», «Берега», «Рать», «Светоч», «Звонница», «Орел литературный», «Полдень», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Российский писатель», «Общеписательская Литературная газета»…

Произведения старейших наших писателей, к сожалению, уже ушедших из жизни Михаила Михайловича Обухова, Владимира Степановича Жуковского, включались в программы высших учебных заведений страны.

По творчеству отдельных наших поэтов (например, Игоря Чернухина, Владимира Михалева и некоторых других) защищены кандидатские диссертации и дипломные работы студентов и аспирантов Белгородского государственного университета.

На стихи многих белгородских поэтов писали песни такие известные композиторы, как Александра Пахмутова, Валерий Калистратов, Александр Аверкин, Николай Поликарпов и другие. А уж творчество белгородских композиторов-песенников в абсолютном большинстве опирается на стихотворные тексты поэтов-белгородцев.

А не о качестве ли говорит то, что среди наших писателей есть лауреаты и дипломанты различных литературных премий и конкурсов? Лауреатами Всероссийской литературной премии «Прохоровское поле» являются Игорь Чернухин, Виктор Белов, Наталья Овчарова, Александр Крупенков, Юрий Макаров, Владимир Молчанов, Владислав Шаповалов, Борис Осыков, Сергей Бережной, Станислав Тарасов, Вячеслав Колесник, Павел Савин, Михаил Кулижников, Вера Кобзарь (Костенко), Юрий Литвинов, Людмила Брагина, Валерий Черкесов, Игорь Кобелев, Анатолий Кряженков, Татьяна Огурцова, Анатолий Зеликов, Василий Журахов. Виктор Белов — лауреат журнала «Наш современник». Сергей Бережной, Вячеслав Колесник, Александр Тарасов, Юрий Макаров, Николай Лутюк — лауреаты премии «Имперская культура» им. Э.Володина. А Юрий Макаров, кроме того, — дипломант второго международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого. Борис Осыков и Александр Осыков — лауреаты Всероссийской премии в области литературы «Мы горды Отечеством своим». Сергей Бережной — лауреат премии еженедельника «Литературная Россия», Всероссийского литературного конкурса «Звезда полей» в номинации «Проза» и лауреат премии им. А.В. Суворова, лауреат Большой литературной премии.

Татьяна Олейникова, Анатолий Кряженков и Виктор Череватенко — лауреаты международной литературной премии «Слобожанщина».

Вера Кобзарь, Михаил Кулижников, Александр Тарасов, Александр Гирявенко, Михаил Дьяченко и Александр Осыков — лауреаты международного поэтического конкурса «Звезда полей» им. Николая Рубцова. Александр Осыков также стал лауреатом премии «Золотая осень» имени С.А. Есенина. Виктория Кан (Землянская) — лауреат литературного конкурса «Звездная строфа».

Валерий Черкесов — лауреат Всероссийского творческого конкурса «Победа на Курской дуге — 65 лет» и Всероссийского литературно-театрального конкурса «Хрустальная роза Виктора Розова».

За достижения в патриотическом воспитании детей и молодежи Евгений Дубравный отмечен Дипломом и премией им. Н.Ф. Ватутина.

Леонид Кузубов — лауреат Всесоюзного литературного конкурса ЦК ДОСААФ и Союза писателей СССР, а также дипломант Всесоюзного литературного конкурса имени А. Фадеева и призер Международного конкурса «Год века» (Чехословакия).

Анатолий Зеликов — лауреат премии им. Александра Невского.

Владислав Шаповалов — лауреат премий журналов «Север», «Пионер», «Подъём», Всероссийской премии Госкомиздата РФ и Союза писателей.

Сергей Постолов — лауреат ряда фестивалей поэзии и авторской песни, в том числе Грушинского, «Афганский ветер», «Нежегольская тропа», «Оскольская лира», «Куликово поле» и других, а также Всероссийского фестиваля-конкурса «Гой ты, Русь моя, родная…».

Михаил Машкара, Игорь Кобелев, Жанна Бондаренко, Юлия Володанская и Людмила Брагина — лауреаты премии «Молодость Белгородчины». Жанна Бондаренко также лауреат премии «Филантроп» в номинации «Литературное творчество».

Василий Лиманский — лауреат премии журнала «Наша жизнь», лауреат фестиваля поэзии и авторской песни «Оскольской лиры».

Звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» в свое время получили покойные писатели Михаил Обухов и Владимир Михалев. В настоящее время это звание имеют писатели Игорь Чернухин, Виктор Белов, Борис Осыков, Евгений Дубравный, Павел Савин, Анатолий Кряженков. Владислав Шаповалов — Почетный гражданин Белгородской области, Александр Крупенков — Почетный гражданин города Белгорода, Игорь Чернухин и Павел Савин — Почетные граждане Яковлевского района, Виктор Белов — города Бирюч и Красногвардейского района, Анатолий Кряженков — города Алексеевка и Алексеевского района, Леонид Кузубов — города Калинковичи (Беларусь).

Высоких правительственных и областных наград удостоены Анатолий Зеликов, Владислав Шаповалов, Леонид Кузубов, Игорь Чернухин, Борис Осыков, Виктор Белов, Геннадий Ларкович, Александр Крупенков, Валерий Черкесов, Николай Лутюк, Сергей Бережной, Николай Грищенко, Евгений Дубравный, Алексей Алексейченко, Василий Журахов и другие.

Е.Н. Как я понимаю, многие из этих наград — не только за творчество, но и за активную общественную деятельность. Во все времена русские писатели стояли в центре общественной жизни страны. Эти традиции в Белгороде, конечно же, живут? Развиваются?

В.М. Наша писательская организация стала инициатором создания клуба творческой интеллигенции «Светоч», ежемесячные заседания которого проходят в городской библиотеке имени Н. Островского. В текущем году совместно с Белгородской митрополией создана литературно-музыкальная гостиная.

Поэт Валерий Черкесов уже более пятнадцати лет ведет в областной детской библиотеке имени А.А. Лиханова центр народного творчества «Родная лира», а прозаик Евгений Дубравный при областной научной библиотеке создал есенин­ское общество «Радуница». Прозаик Владислав Шаповалов стал первым в России частным книгоиздателем и основателем общественно-политического, литературно-художественного и научного журнала «Звонница». Отцом «Оскольской лиры» — международного фестиваля поэзии и авторской песни, который проходит в Старом Осколе — называют нашего поэта Александра Машкару, к сожалению, пропавшего без вести в ноябре 2004 года. Свои литературные объединения создали поэты Павел Савин (г. Строитель), Юрий Макаров (пос. Ровеньки). Регулярно в писательской организации проводятся консультации с молодыми и начинающими авторами.

Е.Н. Работа с творческой молодежью — это забота о будущем отечественной литературы. Успехи в этом важном деле тоже есть?

В.М. Есть. При писательской организации вот уже четверть века работает литературная студия «Слово»…

Е.Н. …руководителем которой со дня основания и по настоящее время является поэт Владимир Молчанов.

В.М. Да, я занимаюсь этой студией. Но дело не в этом. Из числа студийцев на сегодняшний день 17 литераторов — Людмила Брагина, Василий Лиманский, Виктор Череватенко, Алексей Алексейченко, Вячеслав Колесник, Михаил Кулижников, Татьяна Огурцова, Ирина Чернявская, Юрий Хабибулин, Вадим Емельянов, Виталий Мальков, Олег Тарасов, Николай Лутюк и другие — стали членами Союза писателей России, а Людмила Брагина, Светлана Овчарова и Оксана Нестерова — лауреатами премии «Молодость Белгородчины». За эти годы издано два коллективных сборника студийцев — «Слово» и «Слово — «Слову», не считая индивидуальных сборников и публикаций в периодической печати.

В областном центре при содействии Белгородского городского управления культуры, Централизованной библиотечной системы г. Белгорода, совместно с писательской организацией создано литературное объединение «Младость», возглавляет которое член Союза писателей России, поэтесса Людмила Брагина. Кстати сказать, в 2002 году эта литературная студия в целом и отдельные литераторы, члены литстудии Владимир Ситенко, Михаил Третьяков также стали лауреатами этой премии. А Владислав Резников стал победителем литературного конкурса «Хрустальный родник». Занятия «Младости» проходят в писательской организации и Пушкинской библиотеке-музее.

Словом, писательская организация живет, как может, творческой жизнью и не теряет надежды на лучшее будущее. Естественно, все это отнимает много времени. Но, как говорится, игра стоит свеч.

Е.Н. Были времена, когда писатели активно сотрудничали с бюро пропаганды художественной литературы, регулярно выступая по его путевкам перед читателями. Как сейчас, когда система таких бюро развалилась, обстоят дела?

В.М. Наши писатели и сегодня часто выступают в трудовых коллективах, школах, высших и средних учебных заведениях, ведут большую общественную работу. Правда, выступления эти в абсолютном большинстве шефские, поскольку предприятия, организации и учебные заведения не имеют возможности, а может быть, и желания платить писателям за работу. По этой причине и у нас приостановилась деятельность бюро пропаганды художественной литературы. Но мы надеемся, что лучшие времена все же впереди. А пока мы не только не теряем связей с читателями, но и стараемся их упрочить. На нашем счету множество интересных и полезных дел: литературные праздники, недели и дни литературы на Курской магнитной аномалии, «Книжкины недели», авторские вечера, творческие семинары и т.д. С 1993 года в Белгороде и области проходят весной — традиционный День поэзии, а осенью — Дни литературы и Дни книги для молодежи. Вошло в традицию проведение «Прохоровских чтений» с участием ведущих писателей России, Украины, Беларуси и, естественно, белгородских литераторов, во время которых вручаются Дипломы и денежное вознаграждение лауреатам Всероссий­ской литературной премии «Прохоровское поле».

Е.Н. Лауреатами этой премии в разные годы стали и воронежцы Иван Евсеенко, Станислав Никулин, Михаил Тимошечкин.

В.М. Все эти мероприятия мы проводили и проводим совместно с Управлением культуры области и областными и городской библиотеками.

Е.Н. Но, согласись, главное дело любого литератора — писать книги. Каков литературный багаж организации?

В.М. За годы существования организации писателями-белгородцами издано около 700 книг. Они печатались в самых различных издательствах страны: в Москве, Ленинграде, Воронеже, Киеве, Благовещенске, Харькове, Курске, Белгороде, Йошкар-Оле, Душанбе, Самаре, Петропавловске-Камчатском… И даже за рубежом — в Польше, Канаде, Сирии, Испании, Германии, на языках этих стран. Наши произведения переводились также на украинский, белорусский, азербайджанский и другие языки теперь уже ближнего зарубежья. Да и сами белгород­ские писатели не остаются в долгу. Они также плодотворно работают в области художественного перевода.

Е.Н. Перечисление тобой городов, в которых издавались книги белгородцев, навеяло мне такую мысль. Когда-то действенной формой общения писателей с читателями, работы по нравственному и эстетическому воспитанию молодежи были Дни литературы. Неплохо было бы возродить их на россий­ском уровне. А пока — помечтать на уровне региональном. Представляешь, какой интерес вызвали бы, к примеру, Дни белгородской литературы в Воронеже или Дни воронежской литературы в Белгороде?

В.М. А почему бы и не провести их? Я всей душою — за. Тем более что с Воронежем и воронежцами у меня столько связано!

Е.Н. Действительно, для Воронежа литературного ты давно стал своим.

В.М. Всегда становится тепло на душе, когда вспоминаю о встречах с воронежскими писателями, совместных с ними выступлениях в разных аудиториях, участиях в семинарах и т.д. Да и как может быть иначе?! Ведь первые мои три сборника стихотворений были изданы в Воронеже, в Центрально-Черноземном книжном издательстве. Десять лет своей жизни я посвятил работе в этом издательстве! Первые публикации моих стихов в толстом литературном журнале были в «Подъёме». А ныне я уже много лет являюсь членом редколлегии этого авторитетного журнала. Я всегда с благодарностью вспоминаю главных редакторов и сотрудников журнала, к сожалению, уже покойных, Федора Сергеевича Волохова, Виктора Михайловича Попова, Ивана Ивановича Евсеенко, Александра Ивановича Гридчина, Станислава Николаевича Никулина и других. А сегодня я искренне радуюсь встречам с Александром Александровичем Голубевым, Иваном Александровичем Щёлоковым, Вячеславом Дмитриевичем Лютым, с тобой, Евгений Григорьевич. Публиковались мои стихи и в газете «Молодой коммунар», когда ее редактировал Евгений Пантелеевич Дубровин. Так что, как видите, Воронеж дал мне добрую путевку в литературу. Моя благодарность — вот в этих стихах:

Мне здесь теплее вроде бы

Средь ночи, среди дня.

Воронеж — хоть не родина,

Но близкая родня.

Воронеж — поле русское,

Кормилец-чернозем,

Давай с тобой без устали

О будущем споем;

Давай за то, что пройдено,

Бокал поднимем вновь,

Моя вторая родина

И первая любовь.

Е.Н. Твоя первая любовь сердечно поздравляет тебя с семидесятилетием и желает новых творческих успехов, свершения всех планов и замыслов.

В.М. Спасибо.